Под редакцией Кулаковых 6 [1] — Букв.: этой епитимьи; епитимья — церковная мера для исправления виновного. Она не имеет значения наказания, меры карательной, она является лишь «врачеванием духовным».
7 [2] — Букв.: не был проглочен/поглощен.
11 [3] — См. в Словаре Сатана.
12 [4] — Букв.: ради Евангелия; здесь и далее греч. эвангелион. См. в Словаре Евангелие.
12 [5] — Букв.: была открыта в Господе (т.е. благодаря Ему) мне дверь.
13 [6] — Букв.: моего.
14 [7] — Букв.: Который всегда ведет нас во Христе в триумфальном шествии.
14 [8] — Или: о Нем (о Христе).
14 [9] — Здесь апостол Павел, очевидно, использует как образ хорошо известный в то время обычай: триумфальный вход полководцев, возвращающихся в Рим после одержанных ими побед. При таком шествии улицы города наполнялись запахом воскуряемых благовоний. Для победителей это был знак торжества, для побежденных пленников — знак их гибели.
17 [10] — Букв.: мы не торгуем вразнос словом Божьим; в греч. содержится намек на мелких торговцев вином, которые, корысти ради, разбавляли его водой.
17 [11] — Букв.: говорим во Христе.