От Матфея 5 глава

От Матфея
Слово Жизни → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Однажды, когда вокруг Иисуса собралось много людей, Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,
 
Увидев же народ. Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его.

и Он начал их учить:
 
И отверзши уста Свои, Он учил их так:

— Счастливы нищие духом: им принадлежит Небесное Царство.
 
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

— Счастливы плачущие: они будут утешены.
 
Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.

— Счастливы кроткие: им будет принадлежать весь мир.
 
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

— Счастливы те, кто жаждет праведности: они насытятся ею.
 
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.

— Счастливы милосердные: с ними тоже поступят милосердно.
 
Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.

— Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.
 
Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

— Счастливы те, кто несет людям примирение: они будут названы Божьими детьми.
 
Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.

— Счастливы те, кого преследуют за праведность: им принадлежит Небесное Царство.
 
Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.

— Счастливы вы, когда из-за Меня люди будут оскорблять и преследовать вас и говорить о вас всякую ложь.
 
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня.

Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.
 
Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.

— Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее под ноги людям.
 
Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди.

Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть.
 
Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы.

Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме.
 
И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.

Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.
 
Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего. Который на небесах.

— Не думайте, что Я пришел отменить закон или сказанное в книгах пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить.
 
Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков. Я пришел не упразднить, но исполнить.

Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из закона — все сбудется.
 
Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока всё не сбудется.

Кто нарушит даже самую малую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет одним из последних, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Небесном Царстве.
 
Поэтому, кто упразднит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, малейшим будет назван в Царстве Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим будет назван в Царстве Небесном.

Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей закона, вы не войдете в Небесное Царство.
 
Ибо говорю вам: если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете вы в Царство Небесное.

— Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: "Не убей", — и что каждый убийца должен быть судим.
 
Вы слышали, что было сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, будет подлежать суду».

Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.
 
А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: «рака» будет подлежать синедриону, кто же скажет: «глупец», будет повинен геенне огненной.

Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,
 
Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, —

то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.
 
оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Старайся помириться со своим врагом до того, как он приведет тебя в суд. Торопись сделать это еще по дороге, иначе тебя передадут судье, судья отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в тюрьму.
 
Мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути, чтобы не предал тебя противник судье, а судья служителю, и не был ты брошен в тюрьму.

Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все, до последнего гроша.
 
Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, доколе не отдашь последнего кодранта.

— Вы слышали, что было сказано: "Не нарушай супружеской верности", —
 
Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй».

Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.
 
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
 
Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было брошено в геенну,

И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и брось от себя. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
 
И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое пошло в геенну.

— Вам было сказано: "Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо".
 
Было сказано: «Если кто отпустит жену свою, пусть даст ей разводную».

Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.
 
А Я говорю вам, что всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует.

— Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу".
 
Еще слышали вы, что было сказано древним : «Не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Бога,
 
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;

ни землей, потому что она — подножье Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя.
 
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.
 
ни головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" — действительно "нет". Все же, что вы к этому добавляете, — от дьявола.
 
Да будет же слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого — от лукавого.

— Вы слышали, что было сказано: "Глаз за глаз и зуб за зуб".
 
Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».

Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.
 
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;

Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.
 
и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.

Если кто принудит тебя идти вместе с ним одну версту, иди две.
 
И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.

Когда у тебя просят — давай, и просящим у тебя в долг не отказывай.
 
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.

— Вы слышали сказанное: "Люби твоих ближних и ненавидь врагов".
 
Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».

Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,
 
А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,

чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных.
 
чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.

Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое и сборщики податей?
 
Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?

Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Не делают ли этого и язычники?
 
И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?

Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
 
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.