От Матфея 19 глава

От Матфея
Слово Жизни → Комментарии Давида Стерна

Слово Жизни

1 Закончив говорить это, Иисус покинул Галилею и отправился в ту часть Иудеи, что на другой стороне Иордана.
2 За Ним последовало множество людей, и Он исцелил их там.
3 Однажды к Нему подошли фарисеи и, испытывая Его, спросили: — По любой ли причине мужчине разрешается разводиться с женой?
4 — Разве вы не читали, — ответил Иисус, — что в начале Создатель сотворил мужчину и женщину
5 и сказал: "Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью"?
6 Так что их уже не двое — они одно целое. Итак, что Бог соединил, то человек не должен разделять.
7 Фарисеи продолжали: — Почему же тогда Моисей заповедал нам давать жене разводное свидетельство и отпускать ее?
8 — Моисей разрешил вам разводиться с женами ввиду жестокости ваших сердец, — ответил им Иисус. — Но вначале так не было.
9 Говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой по любой другой причине, кроме ее неверности, и женится на другой, тот совершает грех супружеской измены.
10 Ученики сказали Иисусу: — Если обязательства мужа к жене так строги, то лучше вообще не жениться.
11 Иисус ответил: — Не все могут принять это учение, а лишь те, кому это дано.
12 Есть люди, которые от рождения неспособны к супружеской жизни, другие были оскоплены, а третьи сами себя сделали скопцами ради Небесного Царства. Пусть это учение примет тот, кто способен его принять.
13 К Иисусу приносили маленьких детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, но ученики не подпускали к Нему этих людей.
14 Иисус же сказал: — Не запрещайте им, пусть дети приходят ко Мне, ведь Небесное Царство принадлежит таким, как они.
15 И, возложив на детей руки, Иисус ушел оттуда.
16 Однажды к Иисусу подошел человек и спросил: — Учитель, что доброе я должен сделать, чтобы получить вечную жизнь?
17 — Зачем ты спрашиваешь Меня о добром? — ответил Иисус. — Добр только один Бог. Но если ты хочешь войти в вечную жизнь, то соблюдай заповеди.
18 — Какие? — спросил тот. Иисус ответил: — "Не убивай", "храни супружескую верность", "не кради", "не лжесвидетельствуй",
19 "чти отца и мать" и "люби своего ближнего, как самого себя".
20 — Все это я соблюдаю, — ответил молодой человек, — чего еще мне недостает?
21 Иисус сказал: — Если хочешь быть совершенным, то пойди, продай все, что у тебя есть, раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной.
22 Когда молодой человек это услышал, то отошел опечаленный, потому что он был очень богат.
23 Тогда Иисус сказал своим ученикам: — Говорю вам истину: трудно будет богатому войти в Небесное Царство.
24 И более того, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Бога.
25 Когда ученики это услышали, они удивились: — Кто же тогда вообще может быть спасен?
26 Иисус, посмотрев на них, сказал: — Человеку это невозможно, но Богу все возможно.
27 Петр сказал Ему: — Вот мы все оставили и пошли за Тобой! Что нам будет?
28 На это Иисус ответил им: — Говорю вам истину: когда весь мир обновится и Сын Человеческий сядет на престоле своей славы, тогда и вы, последовавшие за Мной, тоже сядете на двенадцати престолах править двенадцатью племенами Израиля.
29 И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли ради Меня, получит во сто крат больше и станет наследником вечной жизни.
30 Но многие, кто были первыми, станут последними, и многие последние окажутся первыми.

Комментарии Давида Стерна

1 После того, как Йешуа рассказал об этом, он покинул Галил и пошёл вдоль восточного берега реки Ярден, пока не пересёк границу Й'гуды. 2 За ним последовали огромные толпы народа, и он исцелил их там. 3 Пришли некоторые из п 'рушим и пытались уловить его в словах, спрашивая: "Разрешено ли человеку разводиться со своей женой по любому поводу?" 4 Он отвечал: "Разве вы не читали, что в начале Творец сотворил их мужчиной и женщиной," (Брешит — Бытие 1:27) 5 и что он сказал: 'Поэтому мужчина должен оставить своего отца и мать и соединиться со своею женою, и двое станут одной плотью'"? (Брешит — Бытие 2:24) 6 Таким образом, они уже не двое, но одЙн. Если так, никто не должен разъединять то, что соединил Бог". 7 Они сказали ему: "Тогда почему Моше дал заповедь о том, что мужчина должен дать своей жене гет (Дварим — Второзаконие 24:1, 3) и развестись с нею?" 8 Он ответил: "Моше позволил вам разводиться с жёнами, потому что ваши сердца ожесточены. Но в начале не было так. 9 И вот что я скажу вам: тот, кто разводится с женой не по причине супружеской неверности и женится на другой женщине, совершает прелюбодеяние!"

Стих 3−9. В Пятикнижии Моисея только отрывок Второзаконие 24:1−4 посвящён теме развода. Однако и там отсутствует подробный анализ причин, по которым разрешён развод. Понимание этого отрывка Гилелем и Шаммаем, жившими за одно поколение до прихода Йешуа, было противоречивым. Школа Шаммая утверждает, что мужчина не может развестись со своей женой до тех пор пока он не найдёт в ней супружеской неверности, как сказано: '...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'. Но школа Гилеля говорит, что он может развестись с ней, даже если она приготовила ему пригоревшую пищу, как сказано:'...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'". (Мишна: Гитин 9:10)

В стихе 9 Йешуа соглашается с жёстким мнением школы Бейт-Шаммай. И хотя мягкая позиция школы Бейт-Гилель стала галахической нормой, Раби Эль'азар, член Бейт-Гилель, комментирует в Гемаре эту мишну так: "Когда мужчина разводится со своей первой женой, даже жертвенник льёт слёзы", цитируя Второзаконие 24:13−14 в качестве подтверждения (Гитин 906). В еврейской традиции бытует мнение, что во времена Мессии станут нормой более строгие правила Бейт-Шаммай. Приводя в качестве подтверждения место из Писания, Йешуа возвращается к началу, в Ган-Эден (ст. 4−5), чтобы обосновать своё мнение о том, что брак не может быть расторгнут по какой-либо другой причине, кроме прямого пренебрежения целостностью единой плоти, т.е. кроме прелюбодеяния. Стих 9 может подразумевать, что возможен развод и по другим причинам, но без повторного брака (см. 5:31−32 и ком.). Вторая допустимая причина развода дана в 1 Кор. 7:12−16.

10 Талмидим сказали ему: "Если таково положение мужа и жены, лучше вообще не жениться!" 11 Он ответил им: "Не каждый понимает это учение, только те, кому оно предназначено. 12 Потому что есть разные причины, по которым люди не женятся — одни, потому что родились без желания, другие были оскоплены, а третьи отказались от брака ради Царства Небес. Тот, кто может понять это, пусть поймёт".

Стих 10−12. Иудаизм всегда считал брак нормальным и желательным явлением — "Неженатый человек живёт безрадостно, без благословения и без добра... Неженатый человек — неполноценный человек" (Талмуд: Йевамот 62б-63а). С другой стороны, некоторые направления христианства воздают явно преувеличенные почести безбрачию (об этом явлении см. 1 Кор. 7:1−40 и ком.). Йешуа говорит, что жизнь как состоящих в браке, так и холостых людей (выбор зависит от призвания и личных предпочтений человека) может быть посвящена служению Богу и человечеству, и он заботится о том, чтобы свести на нет неуместное в этом случае чувство вины человека, делающего свой выбор.

13 После этого к нему привели детей, чтобы он возложил на них руки и помолился за них, но талмидим упрекали людей, приводивших их. 14 Однако Йешуа сказал: "Пусть дети приходят ко мне, не препятствуйте им, потому что Царство Небес принадлежит таким, как они". 15 Возложив на них руки, он продолжил свой путь. 16 Один человек приблизился к Йешуа и сказал: "Раби, что доброго я должен сделать, чтобы иметь вечную жизнь?" Он сказал ему: 17 "Почему ты спрашиваешь меня о добром? Есть только Один, кто добр! Но если хочешь обрести вечную жизнь, соблюдай мицвот". 18 Человек спросил у него: "Какие из них?" и Йешуа ответил: "Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не давай ложных показаний 19 почитай своего отца и мать (Шмот — Исход 20:13−16) и люби своего ближнего как самого себя" (Ваикра — Левит 19:18)

Стих 18−19. Йешуа называет с шестой по девятую и пятую из Десяти Заповедей (см. 5:21). Все они относятся к межличностным отношениям, как, например: "люби ближнего своего, как самого себя", которая включает в себя смысл остальных (Рим. 13:8−10).

20 Юноша сказал ему: "Всё это я соблюдал; чего же ещё мне не хватает?" 21 Йешуа сказал в ответ: "Если ты твёрдо решил достичь цели, пойди и продай своё имущество, раздай бедным, и будут у тебя сокровища на небесах. Затем приходи и следуй за мной!"

Стих 21. Если ты твёрдо решил достичь цели. Обычно и столь же обоснованно это место переводится так: "Если хочешь быть совершенным". См. Рим. 10:4.

22 Но услышав это, юноша ушёл, расстроившись, потому что он был богат. 23 Тогда Йешуа сказал талмидим; "Да, говорю вам, очень трудно будет богатому человеку войти в Царство Небес. 24 И ещё говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство".

Стих 24. Игольное ушко. Образ, который использует Йешуа имеет буквальное значение: верблюд, самое большое животное известное в Израиле в I веке н.э., не в состоянии пройти сквозь игольное ушко — самое маленькое отверстие. Смысл этого высказывания похож на 6:19−24.

25 Талмидим услышали это и удивились. "Тогда кто же, — спросили они, — может спастись?" 26 Йешуа взглянул на них и сказал: "Людям это невозможно; но с Богом возможно всё". 27 Кифа отвечал: "Смотри, мы всё оставили и пошли за тобой. Что же нам будет?" 28 Йешуа сказал им: "Да. Говорю вам, что в возрождённом мире, когда Сын Человеческий сядет на троне славы, вы, последовавшие за мной, также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля.

Стих 28. Танах, а именно Исайя 1:25 — 2:5, 11:1−16, 65:17; Иеремия 23:3−8, 30:1 — 31:40; Михей 4:1 — 5:3; Захария 12:1 — 14:21; Псалмы 2, 21, 88; Даниил 7−12, говорит о возрождённом мире. Отметьте также Рим. 8:19−23, Отк. 21:1 — 22:5. В раввинской литературе говорится об олам габа ("мир," "век грядущий") и в таких местах Талмуда, как Сангедрин 96−99, описывается время его наступления и характер.

Вы также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля. Это очень важный стих Нового Завета, подтверждающий Божьи обещания народу Израиля, например, Исайя 1:26: "И я восставлю твоих судей, как прежде". См. также Иезкииля 48, Исайю 9:5−6 (6−7). Этот стих даёт логическое обоснование избранию двенадцати посланников (10:2−4) и сохранению этого количества (Деян. 1:15−26); сравните также Отк. 21:10−14

29 Каждый, кто оставил ради меня дом, братьев, сестёр, отца, мать, детей, землю, получит в сто раз больше, и приобретёт вечную жизнь. 30 Многие первые станут последними, а последние — первыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.