Иакова 4 глава

Иакова
Слово Жизни → Комментарии Давида Стерна

Слово Жизни

1 Откуда среди вас враждебность и распри? Не от ваших ли страстных желаний, которые борются друг с другом внутри вас самих?
2 Вы чего-то хотите, но не имеете. Вы убиваете и чего-то домогаетесь, но не можете достичь. Вы вступаете в борьбу и враждуете. Не имеете потому, что не просите;
3 просите и не получаете, потому что просите на злое, для того, чтобы истратить полученное на наслаждения.
4 Неверные и изменяющие Богу! Разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда против Бога? Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, Писание напрасно говорит, что дух, которого Он поселил в нас, исполнен страстным желанием?
6 Но при этом Он дает нам всем большую благодать. Поэтому Писание и говорит: "Бог — противник гордых, но смиренным Он дает благодать".
7 Поэтому покоритесь Богу, противостаньте дьяволу, и он убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Грешники, омойте ваши руки, и вы, двуличные, очистите ваши сердца.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Плачьте, вместо того чтобы смеяться, и вместо радости пусть у вас будет печаль.
10 Смиритесь перед Господом, и тогда Он возвысит вас.
11 Братья, не говорите друг о друге плохого. Кто ругает или судит своего брата, тот ругает и судит закон. A когда человек судит закон, то он уже не исполнитель закона, а судья.
12 Есть только один Законодатель и Судья, и только Он может спасти или погубить. А ты кто такой, чтобы судить ближнего?
13 Послушайте теперь те, кто говорит: "Завтра мы поедем в такой-то город, поживем там год, будем торговать и получать прибыль".
14 Вы не знаете даже того, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как туман, который на некоторое время появляется и потом исчезает.
15 Скажите лучше: "Если на то будет воля Господня, то мы еще поживем и сделаем то или другое".
16 Вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности, а всякое такое хвастовство есть зло.
17 Всякий, кто знает, как делать добро, и не делает, грешит.

Комментарии Давида Стерна

1 Что служит причиной всех ссор и споров среди вас? Не ваши ли желания, воюющие внутри вас?

Ваши желания, воюющие внутри вас. См. 1:6−8 и ком.

2 Вы желаете, но не получаете. Вы убиваете и завидуете, но так и не можете получить желаемое. Потому вы спорите и ссоритесь. А не получаете лишь потому, что не молитесь! 3 Или же молитесь, но не получаете, потому что молитесь с неверными мотивами, потакая своим собственным желаниям.

Молитесь с неверными мотивами. Среди верующих имеет хождение ересь, которая, в угоду чрезмерному индивидуализму и алчности, охватившим западный мир, пытается доказать, что Бог одобряет эгоистичные молитвы. Она заверяет: «Ты дитя Бога. Он любящий Отец, Который ни в чём не отказывает Своим детям. Поэтому ты можешь просить в молитве о чём угодно, и Бог непременно даст тебе это. Хочешь новую машину? Дом побольше? Модную одежду? Просто "просите, и дано будет вам" (Лук. 11:9)». Помимо того, что это учение искажает Писание, зарождает тщетные надежды и уподобляет молитву магическому заклинанию, используемому колдунами, оно также упускает из виду тот факт, что по-настоящему любящий отец не даёт детям всё, о чём они просят, так как знает лучше их самих, что им нужно на самом деле, и поступает соответственно. Настоящий стих опровергает подобную эгоистичную философию, выдающую себя за библейское учение. Сравните едкие замечания Яакова по поводу надменных богачей в 4:13 — 5:6, см. также Книгу Исайи 1:15−16, процит. в ком. к ст. 8 ниже.

О том, как следует молиться, см. Мат. 6:19−34, особенно 6:33; также Йн. 16:33, 1 Кеф. 4:2 и 1 Йн. 5:14. Яаков также даёт наставление о молитве в 1:5−8, 5:13−20.

4 Вы, неверные жёны! Не знаете ли, что любовь к этому миру — это ненависть к Богу? Всякий, кто предпочитает быть другом миру, делает себя врагом Бога!

Неверные жёны. В Танахе неверность Израиля своему Баалю (ивр. «господин», «муж»), Богу, часто описывается в терминах супружеской измены и блуда; см. Иезекииль 23; Осия 1−2, 9:1. Йешуа имеет в виду то же самое, когда называет своё поколение «злым и прелюбодейным» (Мат. 12:39, 16:4); ср. Отк. 2:22. Наилучшим комментарием к остальной части стиха, будет 1 Йн. 2:15−17; ср. также Гал. 1:4 и то, что говорится о мире в Йн. 14−17.

5 Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас дух, склонный к зависти? 6 Но благодать, которую Он даёт, больше; потому сказано: "Бог противится надменным, но смиренным даёт милость".

Стихи 5−6. Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас есть дух, склонный к зависти (или «ревнующий»). Йехиэль Лихтенштейн пишет:

'У тех, кто толкует это место, возникают огромные трудности со ссылкой на Танах. Какой именно стих имеется в виду? Что он означает? Кого подразумевает этот стих? Некоторые говорят, что речь идёт о Святом Духе. Однако, все учёные сходятся во мнении, что подобного стиха в Писании нет. С моей точки зрения, дух, о котором здесь говорится, — это не Божий Дух, а дух сатаны, как в Еф. 6:12. Злой дух — это злое побуждение (ецер ара), живущее в нас. Яаков пишет об этом в ст. 7: «Дайте отпор Противнику, и он убежит от вас». В наши дни евреи по-прежнему называют сатану дер руах'

[идиш, «дух»; отметьте, что Лихтенштейн писал это в 1900 году].

'Я полагаю, что Яаков ссылается на Книгу Бытия 4:7, где Бог говорит Каину: «Грех лежит у дверей; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Это место трактуется всеми как говорящее о сатане, о злом побуждении, присутствующем в человеке; к примеру, в Талмуде (Бава Батра 16а) сказано: «Он — это Сатан, злое побуждение». Злое побуждение используется также ангелами сатаны, чтобы склонить человека к греху.'

Как указывает Лихтенштейн, в ст. 5−6 греческий текст можно истолковать по-другому: «Или ты полагаешь, что Танах напрасно говорит о том, что Дух, который живёт в нас по велению Бога, до ревности любит нас? Но благодать, которую Он даёт, больше». Однако такое толкование менее соответствует контексту. Я, скорее, согласился бы с Лихтенштейном: Внутри нас есть дух, склонный к зависти, который вынуждает нас воевать друг с другом (ст. 1−2); поскольку этот дух впитывает мирскую (ст. 4), бесовскую (сатанинскую) мудрость, поощряющую горькую зависть (3:14−16). Танах косвенно говорит об этом далее в Книге Бытия 6:5, 8:21 (См. раздел г в ком. к Рим. 5:12−21). Но благодать, которую Он (Бог) даёт для того, чтобы преодолевать всё это при помощи Святого Духа, живущего в нас, больше, чем дух Сатана, склоняющий нас к зависти и ссорам; так как «тот, кто в нас», то есть Святой Дух, «более велик, нежели тот, кто в мире», то есть Сатан (1 Йн.4:4).

7 Потому, подчинитесь Богу. Более того, дайте отпор Противнику, и он убежит от вас.

Дайте отпор Противнику, Сатану (см. ком. к Мат. 4:1), который «ходит крадучись, словно рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Kеф. 5:8−9). Хотя он «бог этого мира» (2 Кор. 4:4), Йешуа покорил мир (Йн. 16:33). Поэтому, если вы должным образом используете Писание (2 Тим. 2:15, Мат. 4:1−11) и применяете другие доступные методы духовной брани (2 Кор. 10:3−5, Еф. 6:10−18), он убежит от вас. Стих говорит о том же, что и Книга Бытия 4:7 (см. ком. к ст. 5−6 выше).

8 приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники; и очистите сердца, люди с двоящимися мыслями!

Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам, как сказано в Книге Захарии 1:3 («Обратитесь ко Мне, говорит Адонай небесных воинств, и Я обращусь к вам»), а также в Мал. 3:7, 2 Пар. 15:2. Здесь инициатива примирения принадлежит нам; в некоторых других местах Писание отводит решающую роль Богу, как в книге Плач Иеремии 5:21 («Обрати нас, Адонай, к Тебе, и мы обратимся») и Еф. 2:4−10. Йоханан 3:16 указывает на равную ответственность обеих сторон: «Бог... отдал... чтобы всякий, верящий...»; также Евр. 10:20, 22 («Он [Йешуа] утвердил... Потому, давайте приближаться...») и Рим. 3:22 («оправдание приходит от Бога... ко всем, кто верит непрестанно»). Омойте руки... очистите сердца.

Ср. Книгу Исайи 1:15−16:

'Когда вы протяните руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову.'

Также Псалом 23:3:

'Кто взойдёт на гору Адоная?

Кто станет на святом месте Его?

Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце.'

Люди с двоящимися мыслями. См. 1:6−8 и ком.

9 Стенайте, скорбите, рыдайте! Пусть ваш смех обратится в скорбь, и радость ваша — в уныние! 10 Смирите себя перед Господом, и Он вознесёт вас.

Ср. Книгу Йова 5:11, 22:29, Мат. 23:12; Лук. 14:11, 18:14; 1 Кеф. 5:6.

Стихи 9−10. Эти стихи разъясняют, что имеется в виду под очищением сердца (от. 8).

11 Братья, перестаньте говорить плохо друг о друге! Всякий, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, говорит плохо о Торе и осуждает Тору. А если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора, а судья. 12 Однако есть только один Даритель Торы; Он же и Судья, во власти Которого — освободить или погубить. Как ты считаешь, кто ты, осуждающий своего ближнего?

Стихи 11−12. Перестаньте говорить плохо друг о друге! См. ст. 1−2.

Тот, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, присваивает себе полномочия cудьи, то есть Бога, во власти Которого — освободить или погубить. Йехиэль Лихтенштейн в своём «Комментарии к Новому Завету» пишет:

'Важнейшая часть Торы следующая: «Люби ближнего своего, как самого себя» (выше, 2:8). При этом Тора не делает различий между праведным ближним и нечестивым... Господь учил, что ближним для нас может быть и самарянин,'

то есть такой человек, который часто становится объектом предвзятого отношения (Лук. 10:37 и ком.). Ср. Мат. 7:1−5; Рим. 2:1−3, 12−16; 14:4, 10−12.

Если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора. Речь идёт практически о том же, что и в 2:10−11 и ком.

Даритель Торы, греч. номофетес, однокоренное со словом неномофететай, употреблённом в Евр. 8:6: «этот договор [Новый Договор] был дан как Тора».

13 Послушайте те, которые говорят: "Сегодня или завтра поедем в такой-то город, поживём там год, будем торговать и получим прибыль"! 14 Вы даже не знаете, будете ли живы завтра! Ибо все вы дымка, появляющаяся на мгновение, а затем исчезающая. 15 Вместо этого вы должны говорить: "Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить", и сможете сделать то или иное дело. 16 А так вы хвастаете в своей самонадеянности. Подобное хвастовство — зло.

Стихи 13−16. Планирование является существенным компонентом жизни современного общества, однако люди, которые привыкли всё планировать, часто забывают о том, что они целиком во власти Бога — не только их планы, но и они сами полностью зависят от Него. Следовательно, «Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить», и сможете сделать то или иное дело. А если мы не будем жить, какой смысл в наших планах? Это напоминает историю Йешуа о богаче, построившем новые амбары (Лук. 12:16−21). «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что принесёт тот день» (Притчи 27:1).

Больше о хвастовстве см. 1 Кор. 1:31 и ком.

17 Итак, всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит.

Всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит, и грех его более серьёзен, чем грех того, кто не знает; это видно из Лук. 12:47−48, 2 Кеф. 2:21.

В Рим. 14:23 и 1 Кор. 8:13 делается похожий вывод, однако там речь идёт немного о другом. В данной конкретной ситуации грех — это когда мы говорим о своих планах так, словно мы можем управлять всеми обстоятельствами, и забываем о том, что всё в руках Бога и планы наши зависят от Его воли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.