2 Петра 2 глава

2-е Петра
Слово Жизни → Комментарии Давида Стерна

Слово Жизни

1 Но были и ложные пророки в народе, так же и среди вас появятся ложные учителя. Они будут вводить ереси, ведущие к погибели. Они будут отвергать искупившего их Господа, навлекая тем самым на себя скорую погибель.
2 Многие будут следовать за ними, живя в разврате, и из-за них путь истины будет подвергаться поношению.
3 Эти учителя из корыстных побуждений будут наживаться на вас, используя всевозможную ложь. Над ними уже давно нависло осуждение, и гибель их не дремлет.
4 Ведь если Бог не пощадил даже согрешивших ангелов, но бросил их в ад, где они ожидают суда, скованные цепями мрака,
5 если Он не пощадил древний мир и сохранил лишь проповедника праведности Ноя и еще семерых человек, когда навел потоп на безбожный мир,
6 если Он осудил города Содома и Гоморры, испепелив их в предостережение всем будущим грешникам,
7 но спас праведного Лота, который был в отчаянии от царившего вокруг него разврата
8 (праведная душа этого человека мучилась, когда он видел противозаконные дела и слышал о них),
9 то и теперь Господь знает, как избавить благочестивых от искушения, а беззаконников — сохранить на день суда для наказания.
10 Это особенно относится к тем, кто идет на поводу низменных желаний своей натуры и презирает власть. Такие люди дерзки, надменны и даже не боятся злословить славу,
11 тогда как даже ангелы, которые намного сильнее их и наделены гораздо большей властью, не обвиняют их с оскорблениями перед Господом.
12 Эти люди — как бессловесные животные, движимые лишь инстинктом и рожденные на убой. Они хулят то, чего сами не понимают. Они и погибнут, как животные.
13 За все зло, которое они причинили другим, они получат возмездие. Их удовольствие в том, чтобы проводить дни в пирах. Срамники и осквернители, — они объедаются и на ваших обедах!
14 Их глаза полны похоти; они ненасытны в грехе. Они обманывают некрепкие души. Их мысли только о наживе. Они уже прокляты.
15 Они ушли с прямого пути и идут по пути Валаама, сына Восора, который любил плату за неправду
16 и был обличен в своем беззаконии бессловесной ослицей, которая, заговорив человеческим голосом, остановила пророка в его безумии.
17 Эти люди — как колодцы без воды, как туман, гонимый ветром. Их ждут мрак и тьма.
18 Они говорят громкие, но пустые слова, играя на человеческих слабостях и желаниях, они снова завлекают к себе тех, кто только-только начинает освобождаться от живущих в заблуждении.
19 Они обещают людям свободу, хотя сами они рабы разврата. Ведь человек — раб того, чем он порабощен.
20 Ведь если они освободились от испорченности этого мира благодаря тому, что узнали Господа и Спасителя Иисуса Христа, а потом вновь оказались опутаны и побеждены этим злом, то их последнее состояние еще хуже прежнего.
21 Лучше для них было бы вообще не знать пути праведности, чем узнать его и отвернуться от святой заповеди, которая была им передана.
22 Верно говорит о таких людях пословица: "Собака возвращается на свою блевотину" и "Вымытая свинья идет валяться в грязи".

Комментарии Давида Стерна

1 Однако были среди людей и лжепророки, как и среди вас будут лжеучителя. Обманным путём они введут пагубные ереси, отвергнув даже Господина, выкупившего их, и таким образом навлекут на себя скорую погибель.

Однако были среди людей и лжепророки. Кефа продолжает начатую им в 1:20 параллель между своим временем и временем Пророков.

2 Многие последуют их разврату, и из-за них истинный Путь подвергнется злословию. 3 В своей алчности они будут злоупотреблять вашим доверием при помощи вымышленных историй. Приговор, вынесенный им уже давно, не замедлит; погибель их не дремлет!

Вымышленных историй. См. 1:16.

4 Ибо Бог не пощадил согрешивших ангелов, но ввергнул их в мрачные темницы, находящиеся под Шеолом, где они заточены до суда.

Согрешивших ангелов, то есть бней-гаэлогим («сынов Божьих» или «сынов ангелов», Бытие 6:2), также называемых нефилим («падшие»; Бытие 6:4). Эти ангелы пали с небес, с того места, «где им следовало находиться» (Йегуды 6), и «стали входить к дочерям человеческим» (Бытие 6:2, 4). Теперь же это «духи, находящиеся в заточении» (1 Кеф. 3:19 и ком.), которых Бог «держит во тьме, сковав их вечными оковами до наступления Суда Великого Дня» (Йегуды 6). В своих описаниях Кефа и Иегуда основываются не на собственном богатом воображении, а на более ранних еврейских источниках, расширявших повествование Книги Бытия, таких как 1 Еноха (составлена в первом веке до н.э):

'Стражи позвали меня и сказали мне: «Енох, писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жён: "Вы вызвали великое разрушение на земле. И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов"»... И пошёл Енох и сказал: «Азазель, не будет у тебя мира: суровое наказание вышло против тебя, дабы связать тебя оковами».

И вновь сказал Господь Рафаэлю: «Свяжи Азазеля по рукам и ногам, и брось его во мрак: и сделай яму в пустыне, которая в Дудаэле, и брось его туда. И брось на него неотесанные и острые камни, и покрой его мраком, и пусть он пребывает там вечно, и покрой лицо его, чтобы он не мог видеть света. А в день великого суда будет он брошен в огонь».' (1 Еноха 12:4 — 13:1, 10:4−6).

5 Также не пощадил Он древний мир, но уберёг Ноаха, глашатая праведности, и вместе с ним ещё семерых, и навёл Потоп на мир нечестивых людей. 6 Он также осудил города Сдом и Амора, превратив их в пепел и руины, в знак предупреждения для будущих нечестивцев; 7 при этом спас Лота, праведника, который страдал из-за разврата этих безнравственных людей; 8 так как нечестивые дела, которые видел и слышал праведник, живя среди них, день ото дня доставляли невыносимое мучение его праведному сердцу.

Стихи 4−8. Ср. Йег. 5−7, также 1 Кеф. 3:19−20.

9 Потому Господь знает, как избавить благочестивых людей от испытаний и как сохранить нечестивых до Дня Суда, не переставая наказывать их,

Стихи 5−9. О Потопе см Бытие 6−9, о Сдоме, Аморе и Лоте см. Бытие 19, также ср. 7 главу письма Йегуды.

Говоря своим слушателям о необходимости быть бдительными и готовыми к приходу Дня Суда, Йешуа также использовал в качестве предостережения пример Потопа (Мат. 24:37−39), Содом и Гоморру (Мат. 10:15, 11:23−24; Лук. 10:12), и всё вместе (Лук. 17:26−30). Кефа вновь приводит пример Потопа в 3:3−7 ниже; в 1 Кеф. 3:20 и Евр. 11:7 содержится упоминание о нём. Ни в одном из этих отрывков достоверность этого события не подвергается сомнению.

10 в особенности тех, кто, следуя своему старому естеству, стремятся ко всякой мерзости и презирают власть. Будучи самонадеянными и своевольными, эти лжеучителя без трепета оскорбляют ангелоподобных существ; 11 в то время как ангелы, будучи сильнее и могущественнее, не выдвигают против них оскорбительных обвинений перед Господом. 12 Эти же люди, поступающие бездумно, подобно животным, лишённым разума и рождённым только для того, чтобы быть пойманными и истреблёнными, оскорбляют то, о чём они не знают. Они истребятся, и истребление это будет окончательным — 13 им воздастся за всё то зло, которое они совершают. Они находят удовольствие в том, что открыто предаются пьянству; они пятна и пороки, которые упиваются своей ложью, разделяя с вами пищу,

Стихи 10−13. См. письмо Йегуды 8−10, ком. к Йег. 9.

14 их глаза всегда выискивают женщин, готовых прелюбодействовать, глаза, не перестающие грешить; сердце их приучено к алчности; они обольщают колеблющихся. Это дети проклятия! 15 Эти люди свернули с прямого пути и заблудились, идя по стопам Бильама Бен-Беора, который любил [получать] награду за причиняемый вред, 16 но был обличён за свой грех — немое вьючное животное проговорило человеческим голосом и остановило безумие пророка!

Стихи 15−16. Когда израильтяне были на пути в Землю Обетованную, Балак, царь Моава, нанял Бильама Бен-Беора (Валаама, сына Беора), чтобы «проклясть Иакова и вызвать гнев против Израиля» (Числа 22:6, 23:7). Однако Бильам был обличён за свой грех Богом, Который проговорил к нему устами ослицы (Числа 22:22 и далее). Бильам произнёс благословение на Израиль, которое включало в себя мессианское обещание: «Взойдёт звезда от Яакова» (Числа 24:17; см. выше, ком. к 1:19). Согласно Мишне:

'Злой глаз [т.е. жадность, алчность; см. Мат. 6:22−23 и ком.], высокомерный дух и алчная душа характеризуют талмидим Бильама злонамеренного... [Они] наследуют Гей-Гином и сходят в преисподнюю.' (Авот 5:19)

Больше о Бильаме см. в примечании к Отк. 2:14.

17 Они безводные источники, дымка, уносимая порывом ветра; для них приготовлен беспросветный мрак.

Ср. письмо Йегуды 12−13.

Безводные источники многое обещают, но на деле оказываются бесполезными. Они тешат нас обманчивыми надеждами, но ничего доброго не приносят. Ср. Книгу Иеремии 2:13:

'Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды' (Синод. пер.).

18 Произнося напыщенные, но ничего не значащие слова, они, подыгрывая желаниям старого естества, пытаются склонить к разврату тех людей, которые только начали отдаляться от живущих в заблуждении. 19 Они обещают им свободу, при этом сами порабощены растлению, поскольку человек является рабом того, чем он побеждён. 20 В самом деле если некогда они избежали всех скверн этого мира, благодаря тому, что познали нашего Господа и Избавителя, Мессию Йешуа, а затем вновь попались в их сети и были побеждены ими, то последнее их состояние хуже, чем прежнее.

Последнее их состояние хуже, чем прежнее. Ср. Мат. 12:43−45, Евр. 6:4−8.

21 Лучше было бы им вовсе не познавать Путь праведности, чем, познав во всей полноте, отвернуться от святой заповеди, переданной им.

См. ком. к Отк. 1:3 и ссылки.

22 То, что с ними случилось, напоминает правдивую пословицу: "Пёс возвращается на блевотину свою". 23 Поистине, "Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!"

Стихи 1−23. В первом веке, как и сейчас, безнравственные и алчные люди, взяв на себя роль учителей, вводили в заблуждение Божий народ, нанося непоправимый урон морали и репутации Мессианской Общины. Ср. письмо Йегуды 4−16.

«Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!» Должно быть, это пословица, хорошо известная читателям Кефы. Сравните с еврейской поговоркой: «войти в микву, [все ещё] касаясь трупа». Хотя ритуальное омовение может удалить ритуальную нечистоту, оно не будет эффективно, если человек по-прежнему держится за источник осквернения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.