1 Иоанна 5 глава

1-е Иоанна
Слово Жизни → Комментарии Давида Стерна

Слово Жизни

1 Кто верит в то, что Иисус — Мессия, тот рожден от Бога, а кто любит Отца, тот любит и рожденного от Него.
2 Мы узнаем, что любим Божьих детей, если любим Бога и исполняем Его заповеди.
3 Любовь к Богу проявляется в исполнении Его заповедей. Заповеди Его необременительны,
4 потому что тот, кто рожден от Бога, побеждает мир, и эта победа одержана благодаря нашей вере.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Иисус — Божий Сын?
6 Иисус Христос пришел через воду и кровь. И свидетель этому — Дух, потому что Дух есть истина.
7 Итак, есть три свидетеля:
8 Дух, вода и кровь, — и все они свидетельствуют об одном.
9 Мы верим свидетельству людей, но свидетельство Бога намного сильнее, потому что это свидетельство Бога: Он засвидетельствовал о своем Сыне.
10 Кто верит в Божьего Сына, у того это свидетельство в нем самом, и кто не верит Богу, тот представляет Бога лжецом, потому что он не верит тому, что Бог говорит о своем Сыне.
11 Вот это свидетельство: Бог дал нам вечную жизнь, и жизнь эта — в Его Сыне.
12 Кто имеет Сына — имеет жизнь, и кто не имеет Сына — не имеет жизни.
13 Я написал это вам, верящим во имя Божьего Сына, чтобы вы знали, что у вас есть вечная жизнь.
14 Мы приходим к Богу с полной уверенностью в том, что если просим Его о чем-либо в согласии с Его волей, то Он нас слышит.
15 И если мы знаем, что Он слышит нас, о чем бы мы ни просили, то знаем, что получим то, что просим у Него.
16 Когда вы видите своего брата согрешающим и если этот грех не ведет к смерти, то молитесь об этом брате, и Бог даст ему жизнь. Я говорю здесь о таких грехах, которые не ведут к смерти. Есть грех, последствием которого может быть только смерть, и я не говорю вам молиться о грешнике, виновном в таком грехе.
17 Всякий неправедный поступок — это уже грех, но есть грех, не влекущий непосредственно за собой смерти, и для такого грешника есть покаяние и прощение.
18 Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит. Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к такому человеку.
19 Мы знаем, что мы от Бога, а весь мир лежит во власти лукавого.
20 Мы знаем и то, что Сын Божий пришел и дал нам понимание, чтобы мы узнали Истинного Бога. И мы — в Истинном и в Его Сыне Иисусе Христе. Он — истинный Бог и вечная жизнь!
21 Дети, храните себя от идолов.

Комментарии Давида Стерна

1 Всякому, кто верит, что Йешуа является Мессией, Бог является отцом, а любящий отца любит и рождённых от него. 2 Вот как мы узнаём, что любим Божьих детей: если любим Бога, мы также делаем то, что Он заповедал нам. 3 Любить Бога означает соблюдать Его заповеди. Более того, заповеди его не тяжки, 4 так как всё, что рождено от Бога, побеждает мир. И вот что восторжествовало, одержав победу над миром, — наша вера.

Побеждает мир, в контексте 2:16−17.

5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Йешуа — Сын Божий? 6 Он тот, кто пришёл посредством воды и крови, Мессия Йешуа, и не только с водою, но с водою и кровью. И свидетельствует Дух, поскольку Дух — это истина.

Он тот, кто пришёл посредством воды и крови, Мессия Йешуа. В противоположность учениям гностиков, он не «принял небесного Христа» в тот момент, когда вышел из вод Ярдена. Йешуа уже был Мессией, когда был погружён. Это погружение символизировато его смерть и воскресение (см. Рим. 6:3−6). Кроме того, он не просто казался человеком, а был им, и действительно умер на стойке казни. Иначе он не мог бы искупить наши грехи. Кровь, символ смерти Йешуа (ком. к Рим. 3:25), свидетельствует о том, что он человек, Сын Бога (ст. 5, 9−13).

И свидетельствует Дух, поскольку Дух — это истина. Ср. Йн. 15:26, ком. к 2 Йн. 1.

7 Есть три свидетеля: 8 Дух, вода и кровь, и эти три находятся в согласии друг с другом.

Стихи 7−8. Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь — и эти три находятся в согласии друг с другом. Нельзя говорить о принятии свидетельства Святого Духа, отвергая при этом свидетельство воды и крови, указывающее на истинную природу Йешуа, как объясняется в ст. 6.

В Синодальном переводе читаем: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». Относительно этой явной ссылки на Троицу Брюс Мецгер в своём «Текстуальном комментарии к греческому Новому Завету пишет: «То, что эти слова не являются подлинными и не должны находиться в Новом Завете, совершенно очевидно». Он выдвигает следующие аргументы:

1) данный отрывок отсутствует практически во всех греческих манускриптах, за исключением четырёх, датируемых лишь четвёртым веком н.э.,

2) он был неизвестен греческим отцам Церкви, иначе они не преминули бы воспользоваться им в полемике относительно доктрины о Троице, которая велась в IV в. н.э.,

3) отрывок отсутствует в переводах Нового Завета, цитатах из него и других подобных документах, составленных до IV в. н.э.,

4) если отрывок подлинный, то весьма трудно найти объяснения тому, что он раньше везде пропускался, и

5) отрывок нарушает логическую цепочку рассуждений. (New York: United Bible Societies, Corrected Edition 1975, pp. 715−717)

9 Если мы принимаем свидетельство человека, свидетельство Бога обладает большей силой, поскольку это свидетельство, которое Бог дал о Своём Сыне.

Свидетельство Бога приводится в Мат. 3:16−17, 17:5.

10 Те, кто сохраняют доверие Сыну Божьему, имеют в себе это свидетельство. Те, кто не доверяют Богу, представляют Его лживым, так как не поверили тому свидетельству, которое Бог дал о Своём Сыне. 11 Свидетельство это состоит вот в чём: Бог даровал нам вечную жизнь, и жизнь эта в Его Сыне. 12 Имеющие Сына имеют жизнь, не имеющие Сына Божьего не имеют жизни.

Ср. 2:22−23.

13 Я написал вам обо всём этом, чтобы вы знали, что имеете вечную жизнь, продолжая доверять личности и власти Сына Божьего.

Вы имеете вечную жизнь. То есть уже имеете её, здесь и сейчас, продолжая доверять личностной власти (буквально «имени»; см. ком. к 3:23) Сына Божьего. Ср. Йн. 11:25−26.

14 И вот какую уверенность мы имеем в Его присутствии: если мы просим о чём-либо, что соответствует Его воле, Он слышит нас. 15 Если же мы знаем, что Он слышит нас, то, о чём бы мы ни попросили, мы знаем, что имеем то, что просили у Него.

Стихи 14−15. Ср. 3:22−23, Map. 11:24.

16 Если кто-либо видит, что брат его совершает грех, который не ведёт к смерти, пусть попросит, и Бог даст ему жизнь для того, чей грех не ведёт к смерти. Есть грех, ведущий к смерти, и я не говорю, что он должен молиться о нём.

Грех, который не ведёт к смерти. В иудаизме проводится различие между ненамеренным грехом, который заглаживается жертвой, и намеренным грехом, искупить который может только смерть. В контексте письма те люди, которые сознательно избирают не доверять «личности и власти Сына Божьего» (ст. 13), не соблюдают заповеди Бога (ст. 2−3) и не любят своих братьев (4:21), «не имеют жизни» (ст. 12).

На верующем человеке, который видит, что брат его совершает грех, лежит ответственность не просто просить Бога дать ему жизнь, но также «пойти и указать ему на его вину» (Мат. 18:15−17), поправить его, однако в духе кротости (Гал. 6:1), отвратить «грешника от его пути заблуждения» (Яак. 5:19−20).

17 Всякий неправедный поступок — это грех, но существует грех, который не ведёт к смерти. 18 Мы знаем, что всякий человек, которому Бог является Отцом, не грешит, как прежде; напротив, Сын, рождённый от Бога, оберегает его, и Злой не касается его. 19 Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во власти Злого. 20 И мы также знаем, что пришёл Сын Божий и дал нам способность к различению, чтобы мы могли узнать, кто истинен; кроме того, мы находимся в союзе с Тем, Кто истинен, будучи едины с Его Сыном, Мессией Йешуа. Он истинный Бог и вечная жизнь.

Стихи 18−20. Мы знаем три вещи. Всякий человек, которому Бог является Отцом, не грешит, как прежде (см. ком. к 3:6, 9)... и Злой не касается его, но может искушать его. Весь мир лежит во власти Злого (см. Лук. 4:5−6).

Он Истинный Бог и вечная жизнь. Можно понимать эти слова так, что Мессия Йешуа — истинный Бог. Однако в данном стихе Йоханан не ставит своей целью прямое провозглашение божественной природы Йешуа, а стремится показать, что пришёл Сын Божий и дал нам способность к различению, чтобы мы могли узнать, кто истинен среди всех тех пророков, которые приносят всевозможные учения. Кроме того, мы едины с Его Сыном, Мессией Йешуа, Он истинный Бог и вечная жизнь.

21 Дети, остерегайтесь лжебогов!

В качестве резюме сказанного в ст. 20, Йоханан даёт последнее напутствие: остерегайтесь лжебогов, то есть всего того, что может увести нас от истинной жизни, от Йешуа, от Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.