Откровение 21 глава

Откровение
Слово Жизни → Комментарии Давида Стерна

Слово Жизни

1 Потом я увидел новое небо и новую землю. Первого неба и первой земли уже не было, моря тоже больше не было.
2 Я увидел святой город — новый Иерусалим. Он спускался с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа.
3 И я услышал громкий голос, прозвучавший от трона: — Это жилище Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, а Он будет с ними их Богом.
4 Он отрет с их глаз каждую слезу. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что бывшее прежде ушло.
5 Сидящий на троне сказал: — Я делаю все новое! И Он добавил: — Запиши, потому что это верные и истинные слова.
6 Затем Он сказал мне: — Свершилось! Я Aльфа и Омега, Начало и Конец! Тому, кто мучится от жажды, Я дам пить безвозмездно из источника воды жизни.
7 Победитель наследует это, и Я буду его Богом, а он будет Моим сыном.
8 Но боязливые, неверные, подлые, убийцы, развратники, колдуны, идолопоклонники и все лжецы — им место в озере с горящей серой. Это вторая смерть.
9 Один из ангелов, имеющих семь чаш, наполненных семью последними бедствиями, подошел и сказал мне: — Пойдем, я покажу тебе невесту, жену Aгнца!
10 И он перенес меня в духе на большую и высокую гору. Оттуда он показал мне святой город Иерусалим, спускающийся с небес от Бога.
11 Он сияет славой Бога, и его сияние напоминает сияние драгоценнейшего камня, наподобие яшмы, чистой, как кристалл.
12 У города большая и высокая стена и двенадцать ворот, а у ворот — двенадцать ангелов. На воротах написаны имена двенадцати племен Израиля.
13 Трое ворот — с востока, трое — с севера, трое — с юга и трое с запада.
14 Стена города стоит на двенадцати основаниях, и на них написаны имена двенадцати апостолов Aгнца.
15 У ангела, который говорил со мной, была золотая трость для измерения города, его ворот и стен.
16 Город был квадратным, длина его равнялась ширине. Aнгел измерил город тростью. Длина города была 12000 стадий. Его ширина и высота равнялись длине.
17 Aнгел измерил стены, они были толщиной в 144 локтя согласно человеческим измерениям, используемым ангелом.
18 Стена была построена из яшмы, а сам город — из чистого, как прозрачное стекло, золота.
19 Основания стен города были украшены всевозможными драгоценными камнями: первое основание было из яшмы, второе — из сапфира, третье — из халцедона, четвертое — из изумруда,
20 пятое — из агата, шестое — из сердолика, седьмое — из хризолита, восьмое — из берилла, девятое — из топаза, десятое — из хризопраза, одиннадцатое — из гиацинта, двенадцатое — из аметиста.
21 Двенадцать ворот были двенадцатью жемчужинами: каждые ворота из отдельной жемчужины. A улицы города тоже были из чистого, как прозрачное стекло, золота.
22 Храма в городе я не видел, потому что его храм — это сам всемогущий Господь Бог и Aгнец.
23 Городу не нужно, чтобы ему светили солнце или луна, потому что слава Бога освещает его и Aгнец является его светилом.
24 Народы будут ходить в Его свете, и цари земли принесут в Него свою славу.
25 Ворота города никогда не будут закрыты днем, потому что ночи там не будет.
26 И принесут в него славу и честь народов.
27 В него не войдет ничто нечистое и никто совершающий постыдные или лживые поступки. Там будут только те, чьи имена записаны в книге жизни Aгнца.

Комментарии Давида Стерна

1 После этого я увидел новые небеса и новую землю, так как прежние небеса и земля исчезли, и не было уже никакого моря. 2 Также я увидел святой город, Новый Йерушалаим, сходящий с небес от Бога, приготовленный как невеста, облачённая в красивые одежды для своего мужа.

Святой город, Новый Йерушалаим, «Йерушалаим, что выше», который является нашей матерью (Гал. 4:26), «город живого Бога, небесный Йерушалаим» (Евр. 12:22 и ком.), грядущий вечный город (Евр. 13:14), сходящий с небес от Бога, приготовленный как невеста, облачённая в красивые одежды для своего мужа, как это описано в 21:9 — 22:5 ниже. Образ бракосочетания здесь, в ст. 9 и в 22:17 отождествляет Новый Иерусалим с Божьим народом (ср 19:7−9; также см. в Новом Завете: Мат. 9:15, 25:1−13; Йн. 3:27−30; 2 Кор. 11:2; Еф. 5:21−33; в Танахе см. Исайя 54:1−8; Иеремия 3:1, 20; Осия 1−2). Противопоставьте образу «великой блудницы», Вавилону (17:1, 5).

3 Я услышал громкий голос от трона, говорящий: "Вот! Божья Шхина с людьми, и Он будет жить с ними. Они будут Его народами, а Он, Бог-с-ними, будет их Богом.

Этот важный стих повествует об окончательном исполнении одного из наиболее часто повторяемых обещаний договора в Танахе — о том, что Бог будет обитать со Своим народом и будет их Богом, и что общение между ними будет таким, каким оно было в Эдемском саду. См. Бытие 17:7; Исход 6:7, 29:45; Левит 26:11−12 (это место особым образом связано с данным стихом); Числа 15:41; Второзаконие 29:12(13); 2 Царств 7:24; Иеремия 7:23, 11:4, 24:7, 30:22, 31:33(34), 32:38: Иезекииль 11:20, 34:24, 36:28, 37:23, 27; Захария 8:8; Евр. 8:10; и ст. 7 ниже.

«Шхина» и «Он будет жить» переводят греческие слова скене («шатер», «скиния», «жилище») и скеносей («Он будет обитать»). Оба этих слова связаны с еврейским шахон («обитать»), от которого образовано слово Шхина, обозначающее величественное и проявленное присутствие Бога, обитающее среди людей (см. ком. к 7:15). Итак Бог будет обитать с ними, Он будет Шхиной и Скинией для них, славой (кавод, Шхина) посреди них (Захария 2:9(10)). «Действительно ли Бог будет обитать с человеком на земле?» (2 Паралипоменон 6:18). Да, это так.

Народами или «народом»; рукописи содержат различные варианты. Вот что пишет об этом Брюс Мецгер в «Текстуальном комментарии к греческому Новому Завету»:

'Невероятно трудно определить правильное прочтение: лаой (народы), чему есть подтверждения [в нескольких важнейших ранних рукописях), или лаос (народ), чему есть подтверждения [в многочисленных, но менее важных источниках). Последовал ли автор пророческим Писаниям, которые неизменно говорят об одном Божьем народе (например, Иеремия 31:32(33), Иезекииль 37:27, Захария 8:8)? В таком случае лаой было добавлено переписчиками, которые педантично согласовали форму слова с предыдущим аутюй [они]. Или [с другой стороны], может быть, автор намеренно изменил традиционную концепцию, заменив единственный избранный народ множеством народов искупленного человечества, Израиль — всем миром? В таком случае лаос выдаёт руку редактора, который привёл форму слова в соответствие с образностью Ветхого Завета. Главным образом, на основании свидетельств более важных рукописей большинством голосов Комитет (утвердивший Греческий Новый Завет в издании Объединённых библейских обществ) предпочёл лаой.' (London&New York: United Bible Societies, 1975. p. 763)

Если слово «народы» является правильным прочтением, это подтверждает не только то, что Бог "произвёл все народы, населяющие землю, установив пределы их расселению и времена их процветания" (Деят. 17:26), но и что Он спасёт все нееврейские народы; ср. Исайя 19:25.

Бог-с-ними. Это выражение указывает на исполнение пророчества Книги Исайи 7:14, которое говорит о том, что Мессия должен быть назван Иммануэль («Бог с нами»); см. Мат. 1:23 и ком.

4 Он вытрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, и не будет больше печали, плача и боли, так как прежний порядок миновал".

Вытрет всякую слезу... и смерти уже не будет, как сказано в Книге Исайи 25:8.

5 3атем Сидящий на троне сказал: "Взгляни! Я творю всё новое!" Он сказал также: "Напиши: 'Эти слова истинны и верны!'" 6 И Он сказал мне: "Свершилось! Я 'Алеф' и ‘Тав’ Начало и Конец. Всякому жаждущему Я лично дам воды даром из Источника Жизни.

Я «Алеф» и «Тав», Начало и Конец, также в 22:13. См. ком. к 1:8 и последний абзац в ком к 20:11−15. Ср Рим. 11:36 и ком.

Начало. Греческое архе, «начало, правитель, инициатор, зачинатель», то есть тот, кто стоит над временем и вне его, кто сотворил всё и правит всем, см. ком. к 3:14.

Всякому жаждущему Я лично дам воды даром из Источника Жизни. Жажда олицетворяет духовную нужду, вода — духовное насыщение. Сравните Псалом 35:10 («Ибо у Тебя источник жизни»), Притчи 13:15 («Учение мудрого — источник жизни»), 14:27 («Страх Господень — источник жизни»); Мат. 5:6, 10:42; Йн. 4:5−14, 7:37−39; и особенно Отк. 7:17; 22:1, 17.

7 Побеждающий получит всё это, и Я буду его Богом, а он будет Моим сыном.

Побеждающий. Слово встречается семь раз в главах 2−3; см. ком. к 2:7 и к 3:21. «Они победили его», дракона, «кровью Ягнёнка и словами своего свидетельства» (12:11).

8 Что же касается трусливых, неверных, подлых людей, убийц, распутников, тех, кто использует наркотики в оккультных целях, идолопоклонников и всех лжецов — их участь в озере, горящем огнём и серой, смерть вторая".

См. ком. к 9:21 и ком. к 22:15.

Стихи 1−8. Суд в главе 20 — это одна сторона монеты, а описанное здесь — другая её сторона. Безгрешное состояние Эдемского сада восстановлено (см. последний абзац примечания к 20:11−15). Это время, когда «творение», которое «стенает, словно в родовых муках», будет «освобождено от ярма тления и насладится свободой, сопутствующей славе, которую обретут Божьи дети» (Рим. 8:19−23). Это то восстановление, о котором говорится в Деят. 3:21, где сказано также, что Йешуа «должен оставаться на небесах до тех пор, пока не настанет время восстановить всё, как уже давно говорил Бог через святых пророков». Это исполнение пророчества Исайи:

'Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю.

и прежние уже не будут воспоминаемы

и не придут на сердце.

А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю:

ибо вот, Я творю Иерусалим веселием

и народ его радостью.

И буду радоваться о Иерусалиме

и веселиться о народе Моем;

и не услышится в нём более

голос плача и голос вопля. (Исайя 65:17−19)

Связь между новым творением и судом становится очевиднее из Книги Исайи 66:22−24:
Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Адонай, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из Шабата в Шабат будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Адонай. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

И не было уже никакого моря. См. 20:13−14 и ком. Библия изображает процесс творения как войну. Свет побеждает тьму (Бытие 1:1−5, Йн. 1:1−5), а море состоит в союзе с тьмою. Ему необходимо определить границы, что и происходит во второй день творения (Бытие 1:6−10; см. также Книгу Иова 38:8−11, Исайи 27:1, и, возможно, Исайи 51:9 — 52:12). Море играет активную роль, принося разрушение и смерть во время Потопа. Это событие упоминается в тексте Нового Завета пять раз (Мат. 24:37−38, Лук. 17:26−27, Евр. 11:7, 1 Кеф. 3:20, 2 Кеф. 2:5). Однако море всецело под контролем Бога, как это наиболее ясно видно в Книге Исход где Бог «крепкой мышцей и простёртой рукой» разделил воды Красного моря и спас израильтян, а египтян погубил в этих же водах. Бог пообещал никогда более не использовать воду как средство всеобщего разрушения (Бытие 9:11), но Он обещал также, что использует для этой цели огонь (2 Кеф. 3:11−12). Огненное Озеро (20:15) — это бушующее море вечной погибели; оно покорит окончательно и во вселенском масштабе то, что Красное море покорило лишь временно и в одном месте, а именно грех. Вода имеет разрушительную силу, но огонь способен на ещё большие разрушения. Поэтому Йоханан Погружающий говорил, что он погружает людей в воде, но вслед за ним идёт другой, Йешуа, который будет погружать их в Святой Дух и в огонь (Лук. 3:16−17).

9 Один из семи ангелов, у которых были семь чаш, наполненных семью последними бедствиями, подошёл ко мне и сказал: "Пойдём! Я покажу невесту, Жену Ягнёнка". 10 Он перенёс меня в Духе на вершину великой и высокой горы и показал мне святой город, Йерушалаим, сходящий с небес от Бога.

Стихи 9−10. Невесту, Жену Ягнёнка... Йерушалаим. См. ст. 2 и ком.

11 В нём была Шхина Бога, потому его сияние было подобно сиянию бесценного камня, кристально чистого алмаза. 12 В нём была великая и высокая стена с двенадцатью воротами, у ворот стояли двенадцать ангелов, а на воротах были начертаны имена двенадцати колен Израиля. 13 Трое ворот были [обращены] на восток, трое ворот — на север, трое ворот — на юг и трое ворот — на запад. 14 Стена города имела в основании двенадцати камней, и на них были начертаны двенадцать имён двенадцати посланников Ягнёнка.

Стихи 12−14. На воротах были начертаны имена двенадцати колен Израиля... в основании двенадцати камней, и на них были начертаны двенадцать имён двенадцати посланников Ягнёнка (ср. Еф. 2:20).

Двенадцать колен Израиля упомянуты в Новом Завете в Мат. 19:28 и Лук. 22:30, где говорится также о том, что двенадцать посланников будут судить их. В Деят 26:7 это выражение означает весь еврейский народ. В Яак. 1:1 оно встречается в приветствии, а в Отк. 7:4−8 все колена упоминаются поимённо.

Двадцать четыре старца из 4:4 могут представлять двенадцать колен плюс двенадцать посланников. См. примечания ко всем упомянутым местам. Вывод: нет Церкви отдельно от еврейского народа, как нет Израиля отдельно от Нового Договора. См. обсуждение данной темы в примечаниях к Рим. 11:26, Гал. 6:16 и Еф. 2:11−13.

15 У ангела, говорившего со мной, была золотая измерительная трость для измерения города, его ворот и стены. 16 Город выложен четырёхугольником, его длина равна ширине. Своей тростью он определил размер города, составляющий две тысячи четыреста километров; длина, ширина и высота его равны. 17 Он определил размер его стены, составляющий шестьдесят пять метров согласно человеческой системе измерений, которую использовал ангел. 18 Стена была выложена из алмаза, а город — из чистого золота, напоминающего чистое стекло. 19 Основания городской стены были украшены всевозможными драгоценными камнями: камнем первого основания был алмаз, второго — сапфир, третьего — халцедон, четвёртого — изумруд, 20 пятого — сардоникс, шестого — сердолик, седьмого — хризолит, восьмого — берилл, девятого — топаз, десятого — хризопраз, одиннадцатого — бирюза и двенадцатого — аметист.

Стихи 19−20. Сравните судный наперсник (хошен) когена гагадоля, в котором также было двенадцать различных камней. Они символизируют двенадцать колен Израиля. Этот наперсник Аарон должен был носить «у сердца своего... для постоянной памяти пред Господом» (Исход 28:15−21, 29−30). См. также Книгу Исайи 54:1−12.

21 Двенадцать ворот были двенадцатью жемчужинами, причём каждые ворота были сделаны из одной жемчужины. Главная улица города была из чистого золота, прозрачного как стекло.

Стихи 15−21. Город в форме куба, каждая из граней которого составляет две тысячи четыреста километров — можно ли представить себе нечто подобное, простирающееся так далеко над землею и при этом лишённое каких-либо гравитационных и других сил, поддерживающих всё это? Золото, напоминающее стекло — что бы это значило? Алмазная стена высотой в шестьдесят пять метров, при том, что наибольший гранёный алмаз в мире весит менее ста пятидесяти граммов? Но даже эта стена невероятно мала по сравнению с размерами города. Все ворота сделаны из одной жемчужины — интересно, какого же размера был моллюск? Столь яркое и необычное описание указывает на то, что великолепие и слава новых небес, новой земли и Нового Иерусалима превосходит всё то, что мы можем себе вообразить.

22 Я не увидел в городе Храма, так как Адонай, Бог небесных воинств, является его Храмом, а также Ягнёнок. 23 Город не нуждался в том, чтобы солнце или луна освещали его, так как Божья Шхина даёт ему свет, а светильником его является Ягнёнок. 24 Народы будут ходить при свете его, и земные цари принесут в него своё великолепие. 25 Его ворота никогда не будут запираться, но будут открытыми весь день, так как ночи там нет, 26 и принесут в него честь и великолепие народов.

Стихи 23−26. Образность данного раздела основана на Книге Исайи 60:

'Восстань, светись, ибо пришёл свет твой, и слава Адоная взошла над тобою... И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию... Достояние народов придёт к тебе... И будут всегда открыты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносили тебе народы достояние своё и их цари приходили... Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе, но Адонай будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею.' (Исайя 60:1−5, 11, 16, 19−20)

Народы («язычники») будут ходить при свете его. Не будет невозрождённых народов, которые будут оставлены вне города. Джордж Э. Лэдд пишет об этом стихе в своём комментарии к Книге Откровения следующее:

'В окончательном свершении божественного замысла искупленные будут выходцами из каждого народа, колена, племени и языка (7:9), они не потеряют своих национальных черт. Йоханан не подразумевает ничего такого, что не соответствовало бы утверждениям пророков: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Исайя 2:3)... Это признание того, что знание о Боге встанет вселенским, как это было обещано в словах Иеремии, предвещавшего Новый Договор (Иеремия 31:30−33(31−34)).' («Откровение», с. 284)

27 Не может войти в него ничто нечистое и никто, творящий мерзости или лгущий; только те могут войти, чьи имена записаны в Книге Жизни у Ягнёнка.

См. ком. к 20:12, 22:15.

Стихи 21:9 — 22:5. Видение нового Иерушалаима вызывает в памяти Книгу Иезекииля 40−48. Сравните ст. 10 с Иез. 40:2, ст. 11 с Иез, 43:2, ст. 12−13 с Иез. 48:31−34, ст. 15 с Иез. 40:3, 5. ст. 27 с Иез. 44:9, 22:1 с Иез. 47:1, 22:2 с Иез. 47:12. См. ком к ст. 1−8 выше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.