От Матфея 14 глава

От Матфея
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 В то время об Иисусе услышал и тетрарх Ирод.
2 Он говорил своим приближенным: — Это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила.
3 В свое время Ирод арестовал Иоанна, связал его и бросил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа,
4 потому что Иоанн упрекал Ирода и говорил ему: "Нельзя тебе жить с ней".
5 Ирод хотел убить Иоанна, но боялся народа, так как все считали Иоанна пророком.
6 И вот, когда Ирод праздновал свой день рождения, дочь Иродиады танцевала перед гостями и так понравилась Ироду,
7 что он клятвенно обещал дать ей все, чего бы она ни попросила.
8 Подговоренная своей матерью, девушка сказала: — Подай мне сюда, на блюде, голову Иоанна Крестителя.
9 Царя это сильно опечалило, но, так как он поклялся перед всеми гостями, то велел исполнить ее желание.
10 По его приказу Иоанну отрубили в тюрьме голову,
11 принесли ее на блюде и отдали девушке, а та отнесла ее матери.
12 Ученики Иоанна, забрав тело, похоронили его, а затем пошли и рассказали обо всем Иисусу.
13 Услышав о судьбе Иоанна, Иисус переправился на лодке в пустынное место, чтобы побыть одному. Но люди из окрестных городов узнали, куда Он отправился, и пошли туда пешком.
14 Когда лодка Иисуса пристала к берегу, там Его уже ожидало множество людей. Ему стало их жаль, и Он стал исцелять больных, которые были среди них.
15 Наступил вечер. Ученики Иисуса сказали: — Это отдаленное место, уже поздно, отпусти людей, чтобы они успели дойти до ближайших деревень и купить себе еды.
16 Иисус ответил: — Им не нужно уходить отсюда. Вы дайте им есть.
17 — Но у нас только пять хлебов и две рыбы, — ответили ученики.
18 — Принесите все это ко Мне, — сказал Иисус.
19 Он велел народу расположиться на траве, взял эти пять хлебов и две рыбы и, обратив глаза к небу, поблагодарил Бога. Затем Он стал разламывать хлеб и давать ученикам, а те — народу.
20 Все, кто там был, ели и наелись, и собрали еще двенадцать полных корзин остатков!
21 Всего же ели пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей.
22 Сразу после этого Иисус велел своим ученикам сесть в лодку и переправиться на другую сторону озера, а сам Он оставался, пока не отпустил народ.
23 А когда народ разошелся, Иисус один поднялся на склон горы, чтобы помолиться. Наступил вечер, и Иисус оставался на горе.
24 Тем временем ученики в лодке отплыли уже далеко от берега. Лодку били волны, так как дул встречный ветер.
25 Уже перед рассветом, Иисус пришел к ученикам по поверхности озера.
26 Когда ученики увидели, что кто-то идет по воде, то очень испугались. — Это привидение! — решили они и от страха закричали.
27 Иисус сразу же сказал им: — Успокойтесь, не бойтесь, это Я.
28 — Господи, если это Ты, — сказал тогда Петр, — то разреши мне прийти к Тебе по воде.
29 — Иди, — сказал Иисус. Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу.
30 Но увидя, как сильно дует ветер, он испугался и, начав тонуть, закричал: — Господи, спаси меня!
31 Иисус тотчас протянул руку и поддержал его. — Маловерный, — сказал Он, — зачем же ты стал сомневаться?
32 Когда они вошли в лодку, ветер утих.
33 Все, кто был в лодке, поклонились Иисусу. — Ты действительно Божий Сын, — сказали они.
34 Переправившись на другую сторону озера, они сошли на берег в Геннисарете.
35 Местные жители сразу же узнали Иисуса и разнесли весть о Его приходе по всей округе. К Иисусу принесли всех больных
36 и попросили Его позволить больным прикоснуться хотя бы к краю Его одежды. И все, кто прикасался, исцелялись.

Толкование Далласской семинарии

2. ОТВЕРЖЕНИЕ ИИСУСА ИРОДОМ ЧЕРЕЗ УБИЙСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (ГЛ. 14)

а. Казнь Иоанна Крестителя (14:1−12) (Мк 6:14−29; Лк 3:19−20; 9:7−9)

Мф 14:1−12. Молва об Иисусе и чудных делах Его, распространяясь все шире, достигла царя Ирода. Речь тут идет об Ироде Антипе, поставленном римлянами над четвертою частью Палестины (отсюда его титул — четвертовластник); в земли, которыми он управлял, входила и Галилея. Правление Ирода Антипы было долгим: с 4 г. до Р. Х. по 39 г. от Р. Х. Это его отец — Ирод Великий приказал «избить» младенцев в Вифлееме. К Ироду Антипе был позднее приведен на суд Сам Иисус (Лк 23:7−12). (Таблицу династии Иродов в комментариях на Евангелие от Луки.)

Ирод пришел к выводу, что Иисус — это воскресший Иоанн Креститель (сравните (Лк 9:7). Матфей в последний раз упоминал о Крестителе в связи с тем, что тот послал своих учеников к Иисусу с вопросом о Нем (Мф 11:2−14). И только теперь завершает Матфей рассказ о том, что случилось с Иоанном. Ирод, взяв его… посадил в темницу за Иродиаду. Сделал он это потому, что Иоанн принародно обличал его за сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Ирод хотел, однако боялся, расправиться с Иоанном, потому что в народе его почитали за пророка.

И властитель ограничился тем, что «изолировал» Иоанна от народа, посадив его в темницу. Но вот во время… празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея) плясала пред собранием. Она настолько угодила Ироду, что тот неразумно пообещал ей исполнить любое ее желание. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя царь сильно опечалился (14:9), выбраться из ловушки, в которую попал, дав клятву, он не сумел. И пришлось ему приказать, чтоб Иоанна обезглавили.

Ученики Крестителя взяли тело его и погребли, а затем сообщили о происшедшем Иисусу. Поступок Ирода тоже обернулся отвержением Самого Господа, и это видно из того, в какую тесную взаимосвязь между собой ставит Матфей служение Христа и служение Его Предтечи: первое не могло не сказаться на втором. Так что Ирод, «отвергши» Предтечу Мессии, тем отверг и Самого Мессию, следовавшего за ним.

б. Иисус уходит в «пустынное место» (14:13−36)

Когда Иисус узнал о смерти Иоанна Крестителя, то удалился со Своими учениками в пустынное место. С этого времени Он главное внимание стал уделять им. По-видимому, цель Его состояла теперь в том, чтобы подготовить учеников к Его предстоявшему уходу. Народ же Он более почти не пытался убеждать в том, что Он — Мессия.

Мф 14:13−21 (Мк 6:30−44; Лк 9:10−17; Ин 6:1−14). Догадываясь, куда направился Иисус, толпа народа пошла за Ним северным берегом моря — туда, куда Он поплыл на лодке. Иисус увидел множество людей и сжалился (сравните Мф 9:36) над ними и исцелил больных их. Когда же настал вечер… ученики хотели сказать народу, чтоб отправлялся в окрестные селения за пищей, потому что в этом «пустынном месте» съестного негде было взять. Но Иисус сказал: Не нужно им идти, вы дайте им есть. У учеников же было только пять хлебов и две рыбы.

Однако и этого немногого оказалось достаточно, чтобы совершилось чудо. В руках Иисуса хлеб и рыба умножались и умножались, так что ели все и насытились. Но и после того пищи осталось столько, что набрали… кусков двенадцать коробов полных. Это притом, что собралось на берегу около пяти тысяч мужчин, да еще женщины и дети (может быть, от 15000 до 20000 человек).

Чудо это произошло неподалеку от Вифсаиды (толкование на Лк 9:10), незадолго до пасхи (Ин 6:4). Заметим, что только о нем записано во всех четырех Евангелиях. Возможно, потому, что для учеников, и в первую очередь, для них, оно имело особое значение. Ибо посредством этого чуда Иисус показал им характер их будущего служения: после того, как Он оставит их, они должны будут давать людям пищу, но — пищу духовную. Источником ее будет Он Сам — Господь. И когда их духовные «запасы» (силы) будут иссякать, им, как в случае с малым количеством хлеба и рыбы, надо будет вновь и вновь «приходить» к Иисусу, и Он постоянно будет возобновлять их духовный потенциал — с тем, чтобы они не переставали питать других.

Между тем, народ, насытившись, пришел к выводу, что Иисус — «Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин 6:14−15; Втор 18:15), и захотел сделать Его Царем. В самом деле, полагали они, Тот, Кто в состоянии исцелять больных и кормить такое множество голодных, должен стать Царем. Но… время для этого еще не настало — ведь вожди народа вступили в заговор против Иисуса (Мф 12:24), и официальное отвержение Его близилось.

Мф 14:22−36 (Мк 6:45−56; Ин 6:15−21). Иисус отправил Своих учеников лодкою, а Сам, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине (сравните Ин 6:15). Отсылая учеников в лодке, Он мог преследовать две цели: отделить их от толпы и дать им возможность осмыслить то чудо, которое только что произошло на их глазах. Но вскоре на море началась сильная буря. Где-то между 3 и 6 часами после полуночи (четвертая стража ночи) пошел к ним Иисус, идя по морю (лодка находилась тогда примерно в пяти километрах от берега — Ин 6:19).

Власть Иисуса над стихиями была очевидной, но в том, что произошло далее, содержался урок веры, который Ему важно было преподать ученикам. Вспыхнувший было в них страх при мысли о том, что видят призрака (14:26) прошел, когда они убедились, что это Иисус. Однако Петр пожелал до конца удостовериться в том, что перед ним — Господь. И потому он сказал: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

Иисус кратко ответил: Иди. В первой реакции Петра отразилась его вера, потому что он вышел из лодки и пошел по воде… к Иисусу (заметим, что этот эпизод описан только Матфеем). Но в следующий момент вера Петра поколебалась, когда он обратил внимание на сильный ветер и на высоту вздымаемых им волн. Усомнившись же, он начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня. Господь тут же поддержал его, но обратился к нему с укором: Маловерный! (сравните 6:30; 8:26; 16:8) зачем ты усомнился?

Как только Иисус и Петр вошли в лодку, буря утихла, и изумленные ученики поклонились Ему. Теперь их представление об Иисусе углубилось и окрепло, и уже открыто признали они, что Он — Сын Божий. В своем взгляде на Учителя они, конечно, заметно отличались от прочих, в частности, от жителей земли Геннисаретской (14:34), куда теперь направлялись. Те, узнав о прибытии Иисуса, принесли к Нему всех больных.

И просили… только прикоснуться к краю одежды Его. Видимо, они хорошо помнили, как исцелилась страдавшая кровотечением женщина, едва коснувшись одежды Иисуса (9:20). Эти люди не сомневались, что Он — великий Исцелитель, но до конца не понимали, Кем был Иисус на самом деле. Ученики же Его все более возрастали в понимании истинной Его сущности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.