От Матфея 20 глава

От Матфея
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 — Небесное Царство подобно хозяину, который рано утром вышел нанять людей на работу в своем винограднике.
2 Он договорился с ними, что заплатит им по динарию за день работы, и послал их в свой виноградник.
3 В девять часов утра он опять вышел и увидел, что на площади еще стоят люди без работы.
4 Он говорит им: "Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости".
5 Те пошли. В полдень и в три часа дня он опять выходил и делал то же самое.
6 Потом он вышел в пять часов и вновь нашел на площади стоящих людей. "Что вы тут стоите весь день без дела?" — спросил он их.
7 "Никто нас не нанял", — ответили те. "Идите и вы работать в мой виноградник", — говорит им хозяин.
8 Когда наступил вечер, хозяин сказал своему управляющему: "Позови всех работников и выдай им плату. Начни с тех, которые были наняты последними, и в конце рассчитайся с теми, кто нанят утром".
9 Работники, которых наняли в шестом часу, пришли, и каждый из них получил по динарию.
10 Когда подошла очередь работников, нанятых первыми, они ожидали, что получат больше, но каждый из них тоже получил по динарию.
11 Когда с ними расплатились, они стали возмущаться:
12 "Те, кого ты нанял последними, работали всего один час, и ты заплатил им столько же, сколько и нам, а мы трудились в такую жару весь день!"
13 Хозяин ответил одному из них: "Друг, я же не обманываю тебя. Разве ты не согласился работать за один динарий?
14 Так возьми свою плату и иди. А я хочу заплатить тем, кого я нанял последними, столько же, сколько и тебе.
15 Не вправе ли я распоряжаться своими деньгами так, как хочу? Или, может, моя щедрость вызывает в тебе зависть?"
16 Так вот, последние будут первыми, и первые — последними.
17 По дороге в Иерусалим Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:
18 — Скоро мы придем в Иерусалим. Там Сын Человеческий будет предан первосвященникам и учителям закона; Его осудят на смерть
19 и отдадут язычникам на унижение, побои и распятие. Но на третий день Он воскреснет.
20 Тогда к Иисусу подошла мать сыновей Зеведея вместе с сыновьями. Кланяясь, она обратилась к Нему с просьбой.
21 — Что ты хочешь? — спросил Иисус. Она сказала: — Позволь одному из этих двух моих сыновей сесть от Тебя по правую руку, а другому по левую в Твоем Царстве.
22 — Вы не знаете, о чем просите, — ответил Иисус. — Можете ли вы пить ту чашу, которую Я буду пить? — Можем, — ответили братья.
23 Иисус говорит им: — Что же, пить из Моей чаши вы действительно будете, а кому сидеть по правую и кому по левую руку от Меня, решаю не Я, эти места принадлежат тем, кому они назначены Моим Отцом.
24 Когда остальные десять учеников услышали это, они рассердились на братьев.
25 Иисус же подозвал их и сказал: — Вы знаете, что правители народов господствуют над ними, и их знать ими владеет,
26 но среди вас пусть этого не будет. Наоборот, кто хочет стать самым великим, тот должен быть слугой остальным,
27 и кто хочет стать первым, должен быть вам слугой.
28 Ведь и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать свою жизнь ради искупления многих.
29 Когда Иисус и ученики покидали Иерихон, за ними шло множество людей.
30 У дороги сидели двое слепых, которые, услышав, что мимо идет Иисус, стали кричать: — Господь, Сын Давида, помилуй нас!
31 Люди стали говорить им, чтобы они замолчали, но те продолжали кричать еще громче: — Господь, Сын Давида, помилуй нас!
32 Иисус остановился и позвал их. — Что вы хотите, чтобы Я сделал для вас? — спросил Он.
33 — Господи, хотим видеть, — ответили те.
34 Иисусу стало их жаль, и Он прикоснулся к их глазам. К слепым сразу же вернулось зрение, и они пошли за Ним.

Толкование Далласской семинарии

Мф 20:1−16. В продолжение этого разговора Иисус рассказал притчу о хозяине дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, наняв их, пообещал заплатить им по динарию — обычную в таких случаях сумму. Позже, уже около третьего часа (примерно в 9 часов утра), хозяин дома снова пошел на торжище (на рыночную площадь) и договорился с другими стоявшими там без дела поработать у него в винограднике; он не уточнил, сколько заплатит им, а лишь пообещал заплатить, что следует.

И новых работников нанял хозяин — уже в шестом часу (примерно в полдень), и еще — в девятом (около трех часов дня); даже и около одиннадцатого часа (в пять часов пополудни) нанял он работников, которым оставалось работать всего один час, и эти были последними из нанятых им. Когда же наступил вечер (шесть часов пополудни), хозяин стал рассчитываться со всеми, кто работали в его винограднике, причем начал с тех, кто работали меньше других, и заплатил каждому из них по динарию.

Видя это те, кто проработали полный день, подумали, что… получат больше, но, когда подошел их черед, получили и они по динарию. И стали они роптать, говоря хозяину: ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Они получили однако ту сумму, за которую согласились работать (стих 13). Хозяин ответил на их ропот, что волен распоряжаться своими деньгами, как хочет. И посоветовал «обиженным» не терзаться завистью из-за того, что он — добр и к тем, кто работали малое время.

На этом примере Иисус показал ученикам, что распределение наград — дело «Верховного Домохозяина», т. е. Бога, и что возможна такая ситуация: трудившиеся много и трудившиеся мало получат одинаковую «плату», ибо «начисление» ее зависит от доброты и благости Хозяина. Посему «первым» не следует гордиться своим «первенством» — ведь может случиться, что их сравняют с «последними», или что «последние» даже получат преимущество перед ними; «делателям в винограднике Христовом» надо руководствоваться именно этим принципом, не забывая, что последние могут оказаться первыми, а первые последними. Ибо в конечном итоге решающим окажется то, как оценит человека Бог. (Последние слова 16 стих: ибо много званных, а мало избранных — считают позднейшей вставкой, по-видимому, перенесенной сюда из Мф 22:14. — Ред.)

12. НАСТАВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ ЕГО СМЕРТИ (20:17−19) (Мк 10:32−34; Лк 18:31−34)

Мф 20:17−19. Никто не мог бы сказать, что Иисус не подготовил учеников к Своей смерти. Прежде Он по меньшей мере три раза возвестил им о том, что должен умереть (12:40; 16:21; 17:22−23). И вот теперь они направлялись в Иерусалим (проследите маршрут передвижений Иисуса — 4:12; 16:13; 17:24; 19:1; 21:1). На пути туда Он снова сказал Своим ученикам о том, что в этом городе Его ожидает смерть.

Но только тут Он впервые заговорил о предстоящих Ему поругании и распятии. Опять напоминает Он, что все это не означает однако конца, потому что в третий день Он воскреснет (сравните 16:21; 17:23). Ученики ничего не ответили на слова Господа. Может быть, они просто не могли поверить, что все это действительно произойдет с Ним.

13. ОБ АМБИЦИЯХ (20:20−28) (Мк 10:35−45)

Мф 20:20−23. Возможно, инцидент, описанный в этих стихах, был вызван недавним упоминанием Иисуса о «пакибытии» (19:28). Мать сыновей Зеведеевых (полагают, что ее звали Саломия) была в числе женщин, сопровождавших Иисуса Христа и служивших Ему в Галилее (Мф 27:56). И вот она приступила к Нему… с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. На вопрос Иисуса, чего она хочет, женщина ответила: …чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Вероятно, она слышала слова Господа о том, что ученики «сядут на престолах» (19:28), и, одержимая естественной материнской гордостью за своих сыновей, решила, что они заслуживают самых почетных мест.

Иисус не стал говорить с ней о сути Своего грядущего Царства, но обратился с вопросом к ее сыновьям, которые, может быть, и подговорили мать, чтобы попросила Учителя о них. Он спросил Иакова и Иоанна, могут ли они пить чашу, которую Он будет пить. Иисус имел в виду грядущее Свое страдание и смерть на кресте (26:39, 42).

Сыновья Зеведеевы ответили: Можем. И тогда Иисус подтвердил, что они и в самом деле разделят с Ним чашу страданий и смерти (подразумевая, что путь этот отнюдь не является путем к мирскому владычеству, о чем, видимо, мечтали в то время Иаков и Иоанн), и будут креститься крещением, которым Он крестится.

Так все и случилось: Иаков погиб от рук Ирода Агриппы вскоре после создания Церкви (Деян 12:1−2), а Иоанн, согласно преданию, был казнен в конце первого столетия.

Однако, продолжал Иисус, дать сесть по правую и по левую сторону от Него не от Него зависит. Ибо места эти уготованы Отцом Небесным для тех, которые избраны Им как милостивым и праведным Судией (в этой связи Мф 20:1−16).

Все это место несомненно свидетельствует о том, что сыновья Зеведеевы не вполне понимали, о чем просили, как и о том, что характер Царства был еще не ясен им. Говорит оно и о том, что учение Иисуса о смирении не было еще усвоено учениками (18:1−6). О том же свидетельствует и вопрос Петра (19:27). Всех их заботили тогда мысли о высоком положении, в некоем сугубо земном царстве, и вопрос этот они продолжали обсуждать до самой смерти Иисуса.

Мф 20:24−28. Когда остальные десять учеников услышали о просьбе матери Иакова и Иоанна, то вознегодовали на двух братьев. Возможно, им стало обидно, что не догадались первыми попросить о том же для себя! (18:1). Иисус, конечно, знал о трениях между учениками. А потому, собрав их всех вместе, Он изложил им некоторые основополагающие принципы Царства.

Тогда как некоторые люди (князья… и вельможи) господствуют над другими, сказал Он, между Его учениками так быть не должно. Ибо величие в Царстве Божием определяется не силою и властью, а готовностью служить другим (20:26−27). Итак, не управлять должны они стремиться, а служить. Именно таковые среди них, будучи кроткими и смиренными, удостоются высших почестей.

Мир не знает более яркого примера этому, чем Сам Иисус, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Неоднократно говорил Христос ученикам об ожидавшей Его смерти. Однако до сих пор не говорил о том, для чего она нужна. Теперь же Он ясно указал, что умрет «для искупления многих». Его смерть должна была совершиться, вместо множества смертей, ибо только ею мог быть искуплен грех (Ин 1:29; Рим 5:8; 1Пет 2:24; 3:18). Смерть Иисуса Христа была заместительной, а жертва — совершенной.

14. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СИЛУ СВОЮ И ВЛАСТЬ (20:29−34) (Мк 10:46−52; Лк 18:35−43)

Мф 20:29−34. Перед тем, как войти в Иерусалим, Иисус в последний раз явил силу Свою и власть, исцелив неподалеку от Иерихона двух слепых. Авторы синоптических Евангелий излагают эту историю с некоторыми расхождениями. Так, Матфей пишет о двух слепых, а Марк и Лука — об одном. Причем Марк приводит имя слепого — Вартимей. По всей видимости, слепых было двое, но Вартимей более привлекал внимание.

По Матфею и Марку исцеление это произошло по выходе Иисуса из Иерихона, Лука же пишет, что это случилось, когда Господь подходил к Иерихону. Это можно объяснить тем, что в то время существовало два Иерихона — старый и новый. Христос совершил это чудо, когда вышел из старого Иерихона (Матфей и Марк) и направлялся к новому (Лука).

Услышавши, что Иисус идет мимо, слепые стали взывать о помощи, веруя в то, что Он — Господь, Сын Давидов. Прежде двое других слепцов тоже обращались к Иисусу с этими словами — «Сын Давидов» (Мф 9:27 сравните с 15:22). То есть и в том и в другом случаях нуждавшиеся в исцелении обращались к Нему как к Мессии.

Слепцы были упорны в своей мольбе и не реагировали на попытки народа заставить их замолчать. И когда Иисус спросил у них, чего они хотят, то они ответили просто и коротко: Господи! чтобы открылись глаза наши. Умилосердившись над ними, Иисус еще раз явил Свою власть Мессии: слепые тотчас прозрели. Интересно отметить, что этот довольно протяженный раздел (17:14 — 20:34), в котором Иисус поучает Своих последователей относительно того, что им необходимо будет знать и помнить после Его смерти, завершается описанием явления Им Его сверхъестественной силы и Божественной власти.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.