От Матфея 25 глава

От Матфея
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 — Тогда Небесное Царство будет подобно десяти девушкам, которые, взяв свои лампы, вышли встречать жениха.
2 Пять из них были глупыми, а другие пять умными.
3 Глупые девушки взяли лампы, но не взяли для них масла.
4 A умные вместе с лампами взяли и масло в кувшинах.
5 Жених задержался, и они все стали дремать и заснули.
6 Около полуночи раздался крик: "Жених идет! Выходите встречать его!"
7 Девушки проснулись и стали поправлять свои лампы.
8 Глупые сказали умным: "Дайте нам немного масла, наши лампы гаснут".
9 "Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите".
10 Только они ушли за маслом, пришел жених. Девушки с зажженными лампами вошли с ним на свадебный пир, и дверь за ними закрылась.
11 Позже вернулись и остальные девушки и стали просить: "Господин! Господин! Открой нам!"
12 Но жених ответил: "Говорю вам правду: я не знаю вас".
13 Поэтому будьте всегда наготове: ведь вы не знаете ни дня, ни часа.
14 — Тогда будет, как у того человека, который, отправляясь в далекое путешествие, созвал своих слуг и поручил им свое имущество.
15 Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему один, каждому по его способностям.
16 Получивший пять талантов сразу пошел, вложил деньги в дело и приобрел еще пять.
17 Получивший два таланта тоже приобрел еще два.
18 A тот, который получил один талант, пошел, вырыл яму и закопал деньги, которые ему доверил хозяин.
19 Прошло много времени, и вот хозяин этих слуг вернулся и потребовал у них отчета.
20 Человек, которому было доверено пять талантов, принес и другие пять: "Смотри, — сказал он хозяину, — ты доверил мне пять талантов, и я выручил еще пять!"
21 Хозяин сказал: "Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я поручу тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!"
22 Пришел и человек с двумя талантами. "Хозяин, — сказал он, — ты доверил мне два таланта, смотри, я выручил еще два!"
23 Хозяин сказал: "Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я смогу поручить тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!"
24 Затем пришел и тот, кому была доверен один талант. "Господин, — говорит он, — я знал, что ты человек суровый, жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
25 Я очень боялся и поэтому пошел и спрятал твой талант в землю. Вот то, что тебе принадлежит".
26 Хозяин же ответил: "Злой и ленивый слуга! Значит, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал?
27 В таком случае ты должен был пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать мне их с прибылью.
28 Заберите у него этот талант и дайте тому, у кого десять талантов.
29 Потому что всякому имеющему прибавится еще, и у него будет избыток. А у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.
30 Выбросьте этого негодного слугу вон, во тьму, туда, где плачут и скрежещут зубами".
31 — Когда Сын Человеческий придет в своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле своей славы.
32 Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов.
33 "Овец" Он соберет по правую сторону от себя, а "козлов" — по левую.
34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: "Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство — Царство, приготовленное вам еще от создания мира.
35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я искал приюта, и вы пригласили Меня в свой дом.
36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня".
37 Тогда праведные скажут: "Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться?
38 Когда мы видели Тебя без приюта и приняли Тебя, или видели нагим и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или в тюрьме и навестили Тебя?"
40 Царь им ответит: "Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне".
41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов.
42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня;
43 Я искал приюта, и вы не пустили Меня в дом; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в тюрьме, и вы не навестили Меня".
44 Они тоже спросят: "Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?"
45 Он им ответит: "Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне".
46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники — в вечную жизнь.

Толкование Далласской семинарии

5. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ИЗРАИЛЕМ (25:1−30)

Мф 25:1−13. Как это следует из притчи о десяти девах, по возвращении Христа произойдет еще одно «разделение». Существует немало толкований на эту притчу, но, думается, что предпочтительнее понимать ее как говорящую о судьбе тех евреев, которые останутся в живых ко времени пришествия Господа во славе. То, что речь в притче идет именно об этом событии, видно из контекста (стих 24:3, 14, 27, 30, 39, 44, 51). Суд над язычниками (отделение «овец» от «козлов» — 25:31−46) состоится сразу же по Его пришествии. И, видимо, вскоре после этого — суд над упомянутыми евреями. Тогда же, по славном пришествии Его, состоится и суд над Израилем как над народом (Иез 20:33−44; Зах 13:1).

Итак, евреи, пережившие «великую скорбь», изображены в виде 10 дев, ожидающих возвращения жениха. В соответствии с брачными обычаями, существовавшими в дни Иисуса, жених, взяв свою невесту, возвращался из ее дома в свой (в торжественной процессии), и там происходил брачный пир. Притча, рассказанная Христом, может быть понята в том смысле, что Он как Царь возвращается с неба со Своею Невестою — Церковью, чтобы установить на земле Свое Тысячелетнее Царство, которое и станет Его «домом». Туда и приглашены участники пира, и среди них — евреи, прошедшие великую скорбь.

Гости нуждаются в соответствующей подготовке. Согласно притче, пять дев подготовились надлежащим образом: кроме необходимых светильников, они взяли масла в сосудах своих (Мф 25:4). Пять других имели светильники, но не взяли с собою масла про запас. В полночь прибыл жених. Светильники неразумных дев стали к тому времени гаснуть. Поэтому им пришлось отправиться на поиски масла, и когда они пошли, пришел жених, и двери за Ним затворились. Неразумных дев, возвратившихся с маслом, как ни просили они, впустить на брачный пир отказались (стихи 10−12).

Израиль времен великой скорби будет знать, что пришествие Христа близко, но не все будут готовы духовно, чтобы встретить Его. А пришествие Господа, как знаем, будет неожиданным (24:27, 39, 50)… Трудно судить наверняка о значении «масла» в притче, но многие комментаторы Библии понимают его как образ Духа Святого и Его работы по спасению людей. Спасение не дается простым исповеданием веры, для него требуется возрождение от Духа Святого.

Не имеющие Духа не будут допущены на «брачный пир» в Тысячелетнее Царство Христа. Другими словами, в него не войдут те, кто духовно не будут готовы к пришествию Господа. И поскольку никто не знает ни дня ни часа возвращения Сына Человеческого, Христос заповедал верующим времени великой скорби бодрствовать (сравните с 24:42).

Мф 25:14−30 (Лк 19:11−27). В следующей притче Иисус рассказал о господине и трех его рабах. Отправляясь надолго в чужую страну, господин призвал своих рабов и дал каждому из них определенную сумму денег в талантах (серебряный талант весил от 27 до 36 кг.). То есть каждый раб получил значительную сумму денег, очевидно, в соответствии со своими способностями употребить их угодно своему господину.

Два верных раба, употребивших доверенные им «деньги» так, что они принесли прибыль их господину (стихи 16−17), разделили с ним общую их радость и были удостоены еще большей ответственности в управлении его делами. Но третий, получивший один талант, убоявшись, что не угодит господину, распоряжаясь тем, что тот доверил ему, предпочел скрыть свой талант в земле — с тем, чтобы в случае возвращения хозяина (в чем он, возможно, не был уверен) отдать ему этот талант без всякой «прибыли». Боясь своего господина и не доверяя ему, он явил себя рабом лукавым и ленивым. В результате он потерял и то, что имел (стих 29 сравните с 13:12), и был подвергнут суровому осуждению; как и «злой раб» в 24:48−51, он подлежал отделению от Бога в вечности.

Сказанное в стихе 29 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что деятельному слуге Божию отдается и то, чем без пользы владел бы «ленивый раб». Практически смысл притчи как раз и заключается в побуждении активно и плодотворно пользоваться данными от Бога «талантами», употребляя их на служение Царству Его.

Комментарий на «плач и скрежет зубов» в 13:42.

Итак, в притче о 10 девах подчеркивается необходимость всегда быть готовыми к возвращению Мессии, а в притче о талантах говорится о необходимости верно служить Господу и во время Его «отсутствия».

6. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ЯЗЫЧНИКАМИ (25:31−46)

Когда Господь придет на землю в славе Своей, то будет судить не только Израиль, но и язычников. Причем суд этот и тот, который состоится перед великим белым престолом, — не одно и то же. Ибо последний будет иметь место после 1000-летнего Царства (Откр 20:13−15) и предстанут на него только нечестивцы. Суд же над язычниками состоится на 1000 лет раньше, и целью его будет отделить тех из них, которые окажутся достойными войти в земное Царство Христа.

Мф 25:31−33. Слова «та этне» («народы») употреблены здесь в значении «язычники». То есть речь идет обо всех народах, помимо еврейского, которые пройдут через испытание «великой скорбью» (Иоиль 3:2, 12). Но судимы они будут не как «народы», а индивидуально: каждый даст ответ за себя. Посему и говорится о них как о смешении овец и козлов, разделение среди которых произведет Сам Господь.

Мф 25:34−40. Царь, «сидящий на престоле» (стих 31), скажет тем, которые по правую сторону Его, т. е. «овцам»: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Он предложит им войти в него на основании их дел, ибо они — это те, которые давали Царю пищу, питие и одежду; они не оставляли Его в болезнях и в темнице (стихи 35−36). Удивленные «овцы» не смогут припомнить, когда они делали все это Царю (стихи 37−39). И Царь ответит им, что так как они сделали это одному из сих братьев Его меньших, то сделали это Ему (стих 40).

«Братья Мои меньшие» должны относиться к какой-то третьей группе людей — не к «овцам» и не к «козлам». Речь может идти о евреях — братьях Иисуса по плоти. В свете страшных событий времени великой скорби очевидно, что евреям, уверовавшим во Христа, придется особенно тяжело (24:15−21). Диктатор мира употребит все силы, чтобы уничтожить их как таковых (Откр 12:17). А поэтому помочь еврею в то время решится лишь тот язычник, который сам уверует во Христа. И хотя ради облегчения его участи он порой будет рисковать собственной жизнью, не делами своими спасется такой язычник; дела его, однако засвидетельствуют, что он — искуплен.

Мф 25:41−46. «Козлам» же, поставленным по левую сторону, Царь выразит осуждение. Им будет сказано: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Основанием для их осуждения послужит то, что в дни великой скорби они не проявили милости по отношению к евреям. Отсутствие у них праведных дел будет свидетельствовать об их черствости и равнодушии (стихи 42−44 сравните со стихами 35−36). Они примут сторону мирового диктатора и будут поддерживать все его дела. За это они будут взяты с земли и брошены в «огонь вечный» (стих 41) — на муку вечную (стих 46).

В процессе разнообразных «судов» перед вторым пришествием Христа все нечестивые и злые будут удалены с земли, и в Тысячелетнее Царство — как подданные Христа — войдут в своих физических телах лишь спасенные. Власть с Царем царей разделят в нем и все ветхозаветные святые, а также составлявшие Церковь Христову на протяжении ее истории. Им будут даны прославленные тела.

В продолжительной проповеди пророческого характера, произнесенной Им на горе Елеонской, Иисус ответил на вопросы учеников относительно кончины века и знамений пришествия Его в конце времен (24:4−31). Он ввел в нее и практические уроки для тех, кто будут жить в то время (24:32−51), призвав их к верности, бдительности и готовности. Впрочем, эти уроки полезны для усвоения всем верующим во все времена.

Речь на горе Елеонской Иисус закончил возвещением об установлении Им земного Его Царства и о грядущем суде над Израилем (25:1−30) и над язычниками (стихи 31−46).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.