От Матфея 6 глава

От Матфея
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 — Смотрите, не выставляйте свою праведность напоказ. Иначе вы не получите от Небесного Отца никакой награды.
2 Когда даешь милостыню бедным, то не объявляй об этом всем, как делают лицемеры в синагогах и на улицах для того, чтобы их хвалили. Говорю вам правду: они уже получили свою награду.
3 Ты же, когда помогаешь бедным, делай это так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая;
4 пусть твоя помощь будет тайной. Тогда твой Отец, который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.
5 — Когда вы молитесь, то не будьте как лицемеры. Только лицемеры любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц, так чтобы все их видели. Говорю вам: они уже получили свою награду.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату, закрой за собой дверь и помолись своему невидимому Отцу. Тогда твой Отец, который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.
7 Когда вы молитесь, то не говорите лишнего, как это делают язычники, которые думают, что будут услышаны благодаря своему многословию.
8 Не будьте как они, ведь ваш Отец знает о ваших нуждах еще до того, как вы обращаетесь к Нему с просьбой.
9 Молитесь так: Отец наш Небесный, пусть прославится Твое имя!
10 Пусть наступит Твое Царство и исполнится Твоя воля как на небе, так и на земле!
11 Дай нам сегодня наш насущный хлеб.
12 Прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам.
13 Не введи нас в искушение, но сохрани нас от зла.
14 — Потому что, если вы будете прощать людям их проступки, то и ваш Небесный Отец простит вас.
15 Но если вы не будете прощать людям, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков.
16 — Когда вы поститесь, то не ходите с мрачными лицами, как лицемеры, которые хотят показать своим видом, что постятся. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
17 Ты же, когда постишься, умойся и приведи в порядок волосы,
18 чтобы люди и не замечали, что ты постишься. Пусть только ваш невидимый Отец знает об этом, и тогда Он вознаградит тебя, ведь Он видит и то, что делается втайне.
19 — Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом.
20 Копите лучше сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда не сможет проникнуть никакой вор.
21 Где твое богатство, там будет и твое сердце.
22 — Глаз — это светильник всего тела. Если твой глаз чист, то и все тело будет полно света.
23 Но если глаз у тебя дурной, то все твое тело будет полно тьмы. И если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тогда тьма!
24 — Никто не может служить двум господам. Кто служит двум господам, тот одного будет ненавидеть, а другого любить, одному будет угождать, а другим пренебрегать. Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству.
25 — Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть или что пить. Не заботьтесь о том, во что вам одеться. Ведь жизнь важнее пищи и тело важнее одежды!
26 Посмотрите на птиц: они не сеют, не жнут, не собирают в хранилища, но ваш Небесный Отец кормит их. Разве вы не более ценны, чем птицы?
27 И кто из вас может своими заботами продлить себе жизнь хоть на час?
28 И зачем вам заботиться об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии. Они не трудятся и не прядут,
29 но говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
30 И если Бог так одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в огонь, то не оденет ли Он и вас, маловеры?
31 Поэтому не заботьтесь и не спрашивайте: "Что нам есть?", или: "Что нам пить?", или: "Во что одеться?"
32 Язычники только об этом и думают, а у вас есть Небесный Отец, который знает, что вам это нужно.
33 Прежде всего ищите Царства Бога и Его праведности, и все остальное вам тоже будет дано.
34 Поэтому не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день сам позаботится о себе. Для каждого дня достаточно своих тревог.

Толкование Далласской семинарии

б. Неодобрение повседневной практики фарисеев (6:1 — 7:6)

Затем Господь обращается от того, чему фарисеи учили, к их лицемерным делам.

Мф 6:1−4. Вначале Иисус говорит о практике раздачи милостыни фарисеями. Дела праведности, дает Он понять, должны быть известны лишь тому, кто их совершает, и Богу; их не следует нарочито выставлять напоказ перед другими, ибо в таком случае от «других» и следует ожидать награды дающему (стихи 1−2). Между тем, фарисеи устраивали из своей благотворительности нечто наподобие театрального представления, трубя о ней… в синагогах и на улицах, дабы всячески «засвидетельствовать», насколько они «праведны».

Господь же говорит: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, т. е. делать это нужно настолько втайне, чтобы и самому вскоре забыть об этом. Только тогда истинная праведность будет продемонстрирована перед Богом, а не перед людьми, и награда за нее последует от Него. Фарисеи заблуждались, рассчитывая на «двойную» награду: и от людей и от Бога.

Мф 6:5−15 (Лк 11:2−4). Далее Иисус говорит о молитвенной практике, которую фарисеи тоже любили делать достоянием публики. Из интимного дела между человеком и Богом они превращали ее в некую акцию напоказ людям — опять-таки с целью демонстрировать свою, якобы, праведность. Обращенные не столько к Богу, сколько к окружающим, их молитвы отличались длиннотами и повторами (Мф 6:7).

Иисус осудил и эту фарисейскую практику. По Его словам, молитва должна быть направлена к Отцу твоему, Который втайне (сравните Ин 1:18; 1Тим 1:17), и Который знает в чем вы имеете нужду (Мф 6:8). Тут же Иисус привел образец молитвы. Ее обычно называют «Молитвой Господней», хотя на практике она стала «молитвой учеников» Его. Постоянно повторяемая христианами в веках, она содержит в себе элементы, важные для любой молитвы:

1) она начинается с выражения Богопочитания, основы всякой молитвы: Бог назван в ней Отцом нашим, сущим на небесах. В стихах 1−18 слово «Отец» употреблено десять раз! Только истинно праведные в сердце своем могут так обращаться к Богу в молитве. 2) Благоговение — это второй необходимый элемент молитвы, и оно выражено словами: да святится имя Твое. 3) В «Господней молитве» выражено стремление к Царству Божию: Да приидет Царствие Твое; стремление это опирается на уверенность в том, что Бог исполнит Свое обещание, данное Им по завету Его народу.

4) Молитва должна включать просьбу о том, чтобы воля Божия исполнялась сегодня на земле так же, как исполняется она на небе, т. е. со всею готовностью и полнотой. 5) И просьба об исполнении повседневных нужд — таких, как в хлебе нашем насущном — должна быть включена в молитвы верующих. 6) А также просьба об удовлетворении духовных их нужд — таких, как способность прощать: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Грехи наши (сравните Лк 11:4) являются нашим моральным долгом в глазах Божиих. 7) Прося Бога об избавлении их от разного рода искушений и от (злых внушений и действий) лукавого, верующие признают тем самым свою духовную слабость (сравните Иак 1:13−14).

Слова Иисуса, записанные в Мф 6:14−15, раскрывают Его мысль о прощении, высказанную в стихе 12. Хотя прощение грехов верующего Богом и не зависит от того, прощает ли он сам других, в основе христианского прощения — осознание верующим того факта, что его грехи прощены ему по вере его (Еф 4:32), и новые его согрешения, если кается в них, прощаются ему милостивым Богом. Стихи эти продиктованы, однако, заботой о возможности для верующего личного общения с Богом, а не «спасения его от грехов его». Ибо, отказываясь прощать других, человек не может пребывать в общении с Отцом Небесным.

Мф 6:16−18. Практика постов тоже свидетельствовала о фарисейской «праведности». Фарисеи любили поститься так, чтобы производить впечатление на людей своим унылым видом и мрачными лицами, говорившими, якобы, о высокой степени их духовности. Пост собственно, направлен на «изнурение» плотского начала в человеке, фарисеи же прославляли его в себе, стараясь привлечь к себе всеобщее внимание. Господь вновь подчеркивает, что такие вещи нужно делать втайне, перед одним Богом.

В стихе 17 речь идет о помазании головы во время поста елеем (елей — символ Святого Духа). Омытие лица тоже имеет здесь символическое значение. Человек должен, когда постится, являться не пред людьми, но пред Отцом Небесным, в угодном Ему виде и состоянии, и тогда об этом будет знать лишь Бог, видящий тайное, Который воздаст постящемуся явно.

Обращаясь к каждому из трех примеров фарисейской «праведности» — к благотворительности (стихи 1−4), молитве (стихи 5−15) и посту (стихи 16−18) «по-фарисейски», Иисус говорит о лицемерии (стих 2, 15, 16), хвастовстве и тщеславии фарисеев и о том, что они уже получают награду свою от людей (стих 2, 15, 16); в отличие от них, делающий благие дела «втайне», перед Богом только (стих 4, 16, 18), Богом будет и награжден (стих 4, 6, 8, 18).

Мф 6:19−24 (Лк 12:33−34; Лк 11:34−36; Лк 16:13). Отношение к богатству — это еще один показатель праведности. Фарисеи верили, что Бог благословляет материально всех тех, кого Он любит. И потому не видели греха в стремлении копить сокровища на земле. Однако земных сокровищ легко можно лишиться: их моль и ржа истребляют (сравните Иак 5:2−3), и воры подкопывают и крадут — тогда как сокровища, собранные на небе, — вечны.

Смысл стих 21 в том, что всем своим существом (сердцем) человек сосредоточивается на том, что более влечет его; в данном случае — «земное» или «небесное». Не может жить «небесной жизнью» человек, чрезмерно привязанный к земным сокровищам.

Фарисеи столкнулись с этой проблемой потому, что страдали «духовной слепотой» (6:22). Как для слепого «темен» мир, окружающий его, так и тому, чье духовное око… худо, не доступен свет духовный, и отсюда его безмерное вожделение к сугубо «земному» — жадность к деньгам и богатству. Объятые духовной тьмой не могут служить истинному своему господину — Богу, ибо становятся рабами маммоны (по-арамейски «богатство»).

Мф 6:25−34 (Лк 12:22−34). Человек, чьи мысли заняты Богом и делами, угодными Ему, не может одновременно заполнять их заботами (в значении тревог и переживаний) о земных своих нуждах — таких, как пища, одежда, жилье. Но фарисеи, в их погоне за материальными благами, не знали, что такое жить верою. Иисус же говорил им и говорит нам, чтобы не заботились ни о чем таком, потому что тело и душа человека, сотворенные Богом и являющиеся объектом Его забот, — больше всего материального (пищи, одежды). В доказательство Он приводит несколько примеров.

Птиц небесных, которые не сеют, ни жнут… и Отец… Небесный питает их; полевые лилии, которые не трудятся, ни прядут… но и Соломон… не одевался так, как они. Иисус хотел сказать этим, что Богом предусмотрена забота обо всем сотворенном Им. Птицы, «не мыслящие о накопительстве», лишь исполняют «работу», «порученную» им Творцом, и Он питает их. А ведь верующие в Него люди гораздо ценнее в глазах Божиих, чем птицы! Лилии растут, подчиняясь законам природы, установленным Богом. По всему этому и человеку не следует «терзаться» заботами о своем физическом существовании (Мф 6:31); ведь и ценой всех своих «забот» не может он прибавить себе росту (по другим переводам — «продлить жизни своей и на один час»).

Неустанно заботиться о земных вещах свойственно язычникам, а ученики Господа должны заботиться о вещах духовных и искать прежде всего Царства Божия и правды (в значении «праведности») Его. Бог же в свое время будет посылать все необходимое для физической жизни. Поступая так, они и будут изо дня в день жить жизнью веры.

Трижды повторяет здесь Иисус: не заботьтесь (стих 25, 31, 34; сравните стихи 27−28), и тут важно уяснить, что Он, конечно же, не призывает Своих последователей к безделью или к «беззаботности»; Он лишь предостерегает их против ненужных волнений и терзаний, в которых проявляется их недостаточное доверие к Богу (сравните употребленное Им в стихе 30 маловеры с тем же понятием в 8:26; 14:31; 16:8). В свете сказанного надо понимать и призыв Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (стих 34).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.