От Луки 18 глава

От Луки
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иисус рассказал им такую притчу.
2 — В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей.
3 В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и умоляла: "Защити меня от моего противника".
4 Некоторое время судья ей отказывал, но в конце концов решил: "Пусть я Бога не боюсь и с людьми не считаюсь,
5 но так как эта вдова постоянно надоедает мне, то я разрешу ее тяжбу, иначе она замучит меня своими просьбами".
6 И Господь сказал: — Слышите, что сказал несправедливый судья?
7 Так неужели Бог не защитит своих избранных, которые взывают к Нему день и ночь? Неужели Он будет медлить с помощью?
8 Говорю вам: Он без промедления защитит их. Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?
9 Тем, кто уверен в собственной праведности и с презрением смотрит на других, Иисус рассказал такую притчу:
10 — Два человека пришли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик податей.
11 Фарисей, встав отдельно от других, молился так: "Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, развратники или как этот сборщик податей.
12 Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода".
13 А сборщик податей, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику".
14 Говорю вам, что этот человек пошел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, и каждый унижающий себя будет возвышен.
15 К Иисусу приносили маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Когда ученики это увидели, то стали запрещать им.
16 Но Иисус подозвал к себе детей и сказал: — Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Бога принадлежит таким, как они.
17 Говорю вам истину: тот, кто не примет Божье Царство, как ребенок, не войдет в него.
18 Один начальник спросил Его: — Добрый Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
19 — Почему ты называешь Меня добрым? — спросил Иисус. — Никто не добр, кроме одного Бога.
20 Ты знаешь заповеди: "Не нарушай супружеской верности", "Не убивай", "Не кради", "Не давай ложных свидетельств", "Чти своего отца и мать"...
21 — Все это я соблюдаю еще с юности, — ответил тот.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: — Одного тебе не хватает. Продай все, что у тебя есть, и раздай деньги нищим, и тогда у тебя будет сокровище на небе. Потом приходи и следуй за Мной.
23 Когда начальник услышал это, он опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус посмотрел на него и сказал: — Как трудно богатому войти в Божье Царство!
25 Верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.
26 Те, кто это слышал, спросили: — Кто же тогда вообще может быть спасен?
27 Иисус ответил: — Невозможное человеку возможно Богу.
28 Тогда Петр сказал: — Вот, мы оставили все, что у нас было, и пошли за Тобой!
29 Иисус сказал им: — Говорю вам правду, каждый, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Божьего Царства,
30 получит во много раз больше в этом веке, а в веке будущем — вечную жизнь.
31 Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им: — Вот, мы сейчас идем в Иерусалим, и там исполнится все, написанное пророками о Сыне Человеческом.
32 Он будет отдан язычникам, те будут насмехаться над Ним, унижать Его, плевать в Него,
33 бить и в конце концов убьют. Но на третий день Он воскреснет.
34 Ученики ничего из этого не поняли, все, что Он сказал, было для них закрыто, и они не догадывались, что Он имел в виду.
35 Когда Иисус подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню.
36 Услышав, что мимо идет толпа, он спросил, что происходит.
37 — Идет Иисус из Назарета, — сказали ему.
38 Тогда слепой закричал: — Иисус, Сын Давида! Сжалься надо мной!
39 Те, что шли впереди, стали говорить, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче: — Сын Давида, сжалься надо мной!
40 Иисус остановился и велел, чтобы этого человека подвели к Нему. Когда тот подошел, Иисус спросил его:
41 — Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя? — Господи, я хочу снова видеть, — ответил слепой.
42 Иисус сказал ему: — Прозри! Твоя вера исцелила тебя! —
43 И к человеку сразу же вернулось зрение. Он пошел за Иисусом, славя Бога. И весь народ, увидев это, восхвалял Бога.

Толкование Далласской семинарии

в. Учение Иисуса о молитве (18:1−14)

Говоря о молитве, Иисус привел две притчи. Одна предназначалась ученикам (стихи 1−8), а другая — тем, «которые уверены были о себе, что они праведны» (стихи 9−14).

Лк 18:1−8. Иисус сказал ученикам притчу о судье неправедном, чтобы показать им, как важна неотступность в молитве: должно всегда молиться и не унывать. В стихах 2−5 изложена сама притча. Одна вдова постоянно ходила к неправедному судье, прося защитить ее от ее обидчика. Судья же многократно отказывался «рассмотреть» ее дело, однако, в конце-концов, решил заступиться за нее с тем лишь, чтобы она не приходила больше докучать ему. Объясняя притчу в стихах 6−8, Господь замечает, что если даже судья неправедный защитил вдову, то тем более праведный Бог, Судья истинный, не оставит беззащитными избранных Своих.

Вопрос Христа: Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? не был продиктован «незнанием» Его. Ни мыслью о том, что к Его возвращению верующих на земле уже не будет. Скорее вопрос этот должен был послужить стимулом ученикам, чтобы неотступно молились о вере на земле. Итак, это еще один хороший урок, извлеченный из плохого примера (сравните с 16:1−13).

Лк 18:9−14. Цель притчи о фарисее и мытаре — показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счет представлений, и относиться к другим с презрением (стих 9). Фарисей в своей молитве благодарил Бога за то, что создал его таким «хорошим человеком»; вот, он скрупулезно исполняет закон (соблюдая посты и отделяя десятину), и вообще он лучше других людей (стих 11 и 12). «Другие люди» служили ему мерилом собственной праведности.

Мытарю же мерой праведности служил Бог, и, имея перед собой эту меру, он искренне сокрушался о своей греховности. Он сознавал, что ему не остается ничего другого, как молить Отца Небесного о прощении, полагаясь на Его милость.

Идея этой притчи перекликается с той, что выражена Иисусом в Лк 13:30. Людям необходимо смиряться перед Богом, чтобы получить прощение. Те же, кто «возвышают» себя, унижены будут Богом.

г. «Будьте, как дети» (18:15−17) (Мф 19:13−15; Мк 10:13−16)

Лк 18:15−17. Это учение Христа Лука помещает здесь в подкрепление того, что было сказано Им в рассмотренной выше притче о необходимости смирения людей перед Богом. Смиренных Господь уподобляет детям: Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Дети обращаются ко взрослым с волнением и надеждой, сознавая свою беспомощность и зависимость от «больших». Именно это должно быть, в свою очередь, присуще «взрослым», стоящим перед Богом, — иначе им не попасть в Царство Божие.

д. Учение Иисуса о богатстве как о препятствии к духовному благополучию (18:18−30) (Мф 19:16−30; Мк 10:17−31)

Лк 18:18−20. И спросил Его некто из начальствующих (человек очень богатый; стих 23): Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Возможно, этот человек был членом синедриона или же занимал видное положение в местной синагоге. («Наследовать жизнь вечную» означает то же самое, что «войти в Царствие Божие»; Ин 3:3−5.) Спрашивавший хотел знать, какими делами (что мне делать?) заслужит он благоволение в очах Божиих.

Иисуса он назвал «Учитель благий», на что Тот заметил, что благ …только Бог, то-есть только Он подлинно праведен. Человек мог думать, что Иисус Своими делами заслужил особое расположение у Бога. Но из реплики Христа следует, что если Он действительно благ, то это потому, что Он — Бог. В сущности здесь еще одно заявление Его о своей Божественности.

Христос указал «богатому начальнику» на необходимость исполнения седьмой, шестой, восьмой, девятой и пятой заповедей (Исх 20:12−16); все они касаются отношения человека к человеку, тогда как первые четыре из Десяти заповедей касаются взаимоотношений человека с Богом.

Лк 18:21−22. Возможно, ответ «начальствующего», что все это он исполнял от юности своей, соответствовал истине. Он мог быть образцовым гражданином.

Тогда Иисус сказал, что еще одного недостает этому человеку: ему надо последовать за Иисусом, но перед тем — продать все свое имущество и раздать свое богатство нищим. Это повеление перекликается с десятой заповедью, осуждающей алчность, выражается ли она в пожелании чужого, или (косвенно) в безудержном накоплении собственного добра. И на этом богатый человек «преткнулся».

Между тем, выводы, следующие из слов Иисуса, вполне очевидны: а) для того, чтобы «наследовать жизнь вечную», человек должен в точности исполнять весь закон (сравните Иак 2:10); б) но только Бог «благ» (в значении «истинно совершен»). Следовательно из людей никто не может рассчитывать на обретение жизни вечной — через исполнение закона (Рим 3:20; Гал 2:21; Гал 3:21). И единственно, что остается делать человеку, чтобы войти в Царство Божие, это — следовать за Христом.

Лк 18:23−25. К такому шагу начальник не был готов. Он более был привязан к своему богатству, чем искал «жизни вечной». Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! — заметил в этой связи Иисус, подразумевая, что богатство часто «заслоняет» от людей то, что является в жизни самым важным. Прибегнув к распространенной в то время гиперболе, выражавшей идею «невозможности», Господь сказал: удобнее (легче) верблюду пройти сквозь игольные уши. И все-таки это не невозможно, что, в частности, видно из примера Закхея (19:1−10).

Лк 18:26−27. Ученики были ошеломлены. Они, подобно фарисеям, ошибочно полагали, что богатство — знак особого Божиего благоволения. И если такой человек, как этот богатый начальник, не может спастись, то кто же может? В ответ Иисус дал им понять, что и для богатых людей спасение возможно, но только с помощью Бога, ибо невозможное человекам возможно Богу.

Лк 18:28−36. В ответ на реплику Петра: вот мы оставили все и последовали за Тобою — Иисус сказал, что их ждет за это истинная награда. Те, кто оставил своих близких (14:26−27), приобретут их в гораздо большем числе уже в сие время, и в век будущий жизни вечной. Говоря относительно «сего времени», Христос, по всей видимости, подразумевал общину верующих, которая во всем будет поддерживать учеников во время их служения. Верующие первого века действительно составляли крепко спаянную семью, в которой каждый делился друг с другом всем, что имел (Деян 2:44−47; Деян 4:32−37).

е. Иисус — о своем воскресении (18:31−34) (Мф 20:17−19; Мк 10:32−34)

Лк 18:31−34. С каждым разом Иисус все яснее говорил ученикам о том, что случится с Ним в Иерусалиме. Теперь Он изложил им основные события, которые там произойдут, прямо сказав, что к суду над Ним и к смерти Его будут причастны и язычники. Луке важно было донести это до сознания своих читателей, дабы принадлежавшие к языческим народам не сочли себя невиновными в этом деле. В смерти Спасителя повинен весь мир.

Но ученики ничего из этого не поняли, ибо слова сии были для них сокровенны (т. е. их значение было сокрыто от них). Они все еще считали, что Царство будет вот-вот восстановлено.

ж. Иисус и слепой (18:35−43) (Мф 20:29−34; Мк 10:46−52)

В этом разделе и следующем за ним (Лк 19:1−10) показано на двух примерах, как следовало бы Израилю реагировать на Мессию. И в этом и в другом примере принимающими Христа оказываются люди, в глазах правоверных иудаистов неполноценные и презренные.

Лк 18:35−38. Вблизи Иерихона, у дороги, по которой проходил Иисус и народ сопровождавший Его, некий слепой просил милостыню. Услышав шум многочисленной толпы, он спросил, что происходит. Когда ему сказали, что это идет Иисус из Назарета, слепой осознал, что вот сейчас вблизи него находится Мессия; это видно из его обращения к Нему: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Сцена эта исполнена символики. Человек — нищ и слеп и в силу этого — беспомощен; сам улучшить свое положение он не в состоянии. Сидя у дороги, он как будто ждет чего-то. И вот через его город проходит Мессия (как проходил Он через многие города). Внезапно слепой узнает в Нем своего Спасителя, Единственного, Кто может сделать его зрячим. Ничтожные в глазах общества грешники, неспособные помочь себе, «узнавали» Мессию и просили Его о помощи с гораздо большей готовностью, чем исполненные самомнения религиозные вожди Израиля.

Лк 18:39. Символично даже то, что шедшие впереди заставляли его молчать. Не схоже ли это с тем, что «вожди народа» заставляли молчать тех, кто уверовали в Иисуса? Но слепой лишь громче и настойчивее обращался к Христу: Помилуй меня!

Лк 18:40−43. Простые и доверчивые слова, какими слепой изложил свою просьбу — чтобы мне прозреть — свидетельствовали о его вере в то, что Мессия имел силу исцелить его. Слова же Иисуса: вера твоя спасла тебя не означали, что сила, исцелившая этого человека, заключалась в самой вере его. Он был исцелен силою Мессии, в Которого уверовал (сравните 7:50; 17:19). Если бы Израиль поверил в Мессию, то именно в таком смысле вера народа исцелила бы его от духовной слепоты.

В данном случае весь народ, видя чудо исцеления, воздал хвалу Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.