От Луки 6 глава

От Луки
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Однажды в субботу Иисус проходил через пшеничные поля, и Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зерна.
2 И фарисеи спросили: — Почему вы делаете то, что в субботу делать не разрешается?
3 Иисус им ответил: — Не читали ли вы о том, что сделал Давид, когда он и его спутники были голодны?
4 Он вошел в дом Божий, взял освященный хлеб и ел, и своим спутникам дал, несмотря на то, что его нельзя есть никому, кроме священников.
5 И добавил: — Сын Человеческий — господин субботы!
6 В другую субботу Иисус вошел в синагогу и учил. Там был человек с иссохшей правой рукой.
7 Учителя закона и фарисеи следили, не будет ли Иисус исцелять в субботу, потому что искали повода Его в чем-нибудь обвинить.
8 Иисус знал, о чем они думали, и сказал человеку с иссохшей рукой: — Встань и выйди на середину. Тот встал и вышел вперед.
9 Тогда Иисус сказал им: — Я спрашиваю вас, что разрешается делать в субботу, добро или зло? Спасать жизнь или губить ее?
10 Он обвел их взглядом и сказал человеку: — Протяни руку. Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой.
11 А они пришли в ярость и стали обсуждать между собой, что бы им сделать с Иисусом.
12 Примерно в те же дни Иисус пошел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве Богу.
13 Когда наступил день, Он позвал своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами:
14 Симона (которого Иисус назвал Петром), брата Симона Aндрея, Иакова, Иоанна, Филиппа, Варфоломея,
15 Матфея, Фому, Иакова, сына Алфея, Симона, прозванного Зилотом,
16 Иуду, сына Иакова, и Иуду Искариота, который стал предателем.
17 Иисус спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась целая толпа Его учеников и множество народу из Иудеи, Иерусалима и из прибрежных областей Тира и Сидона.
18 Они пришли послушать Иисуса и исцелиться от болезней. Те, кого мучили нечистые духи, тоже получали исцеление.
19 Все в толпе старались прикоснуться к Иисусу, потому что из Него исходила сила, которая всех исцеляла.
20 Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить: — Счастливы вы, бедные, потому что вам принадлежит Божье Царство.
21 — Счастливы вы, те, кто сейчас голоден, потому что вы насытитесь. — Счастливы вы, те, кто сейчас плачет, потому что вы будете смеяться.
22 — Счастливы вы, когда люди вас ненавидят, когда вас гонят и унижают, когда позорят ваше имя из-за Сына Человеческого.
23 Веселитесь в тот день и пляшите от радости, потому что велика ваша награда на небесах! Ведь так же предки ваших гонителей обращались и с пророками.
24 — Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение.
25 — Горе вам, те, кто сейчас сыт, потому что вы будете голодать. — Горе вам, те, кто сейчас смеется, потому что вы будете рыдать и плакать.
26 — Горе вам, когда все вас хвалят, ведь так же их предки хвалили лжепророков.
27 — Вам, слушающим Меня, Я говорю: — Любите ваших врагов, делайте добро тем, кто ненавидит вас,
28 благословляйте тех, кто проклинает вас, и молитесь о тех, кто оскорбляет вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, а тому, кто забирает у тебя плащ, не мешай забрать и рубаху.
30 Каждому, кто у тебя просит, дай; и если кто-то заберет твою вещь, не требуй ее обратно.
31 Делайте другим то, что вы хотели бы, чтобы они сделали вам.
32 Если вы любите тех, кто любит вас, в чем ваша заслуга? Ведь даже грешники любят тех, кто их любит.
33 Если вы делаете добро тем, кто делает добро вам, то в чем ваша заслуга? Ведь даже грешники делают то же.
34 Если вы даете в долг только тем, от кого надеетесь получить обратно, то в чем ваша заслуга? Ведь даже грешники дают в долг грешникам, ожидая получить назад столько же.
35 Но вы любите ваших врагов, делайте им добро, и давайте в долг, не ожидая возврата. Тогда ваша награда будет велика, и вы будете сыновьями Всевышнего, потому что Он сам так же добр к неблагодарным и злым.
36 Будьте милосердны, как ваш Отец милосерден.
37 — Не судите, и сами не будете судимы. Не осуждайте, и вы не будете осуждены. Прощайте, и вы тоже будете прощены.
38 Давайте, и вам тоже дадут. Полной мерой, утрясенной и пересыпающейся через край, вам отсыплют в вашу полу. Какой мерой вы мерите, такой отмерят и вам.
39 Иисус рассказал им такую притчу: — Может ли слепой вести слепого? Разве они не упадут оба в яму?
40 Ученик не выше своего учителя, но каждый, кто полностью выучится, достигнет уровня своего учителя.
41 Что ты смотришь на соринку в глазу твоего брата, когда не видишь бревна в своем собственном глазу?
42 Как ты можешь говорить брату: "Брат, позволь мне вынуть соринку из твоего глаза", когда ты не замечаешь бревна в собственном глазу? Лицемер! Вынь сначала бревно из собственного глаза, тогда ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата.
43 — Хорошее дерево не приносит плохих плодов, и плохое дерево не приносит хороших,
44 потому что каждое дерево узнают по его плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с колючего кустарника виноград.
45 Из сердца доброго человека исходит добро, а из сердца злого человека — зло, потому что уста человека высказывают то, чем переполнено его сердце.
46 — Что вы зовете Меня: Господи, Господи, а не делаете того, что Я говорю?
47 Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и делает так, как Я говорю.
48 Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и заложил фундамент на скале. Когда случилось наводнение и на дом обрушились волны, они не пошатнули его, потому что дом был крепко построен.
49 A того, кто слушает Мои слова и не исполняет их, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было ужасным.

Толкование Далласской семинарии

5. ИИСУС ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД СУББОТОЙ (6:1−11)

В 6:1−11 Лукой записаны два эпизода, имевших место в одну из суббот (стих 1), а затем и в другую субботу (стих 6). Повествование о них он сводит воедино, желая подчеркнуть власть Иисуса и над субботою.

а. Ученики срывают колосья в субботу (6:1−5) (Мф 12:1−8; Мк 2:23−28)

Лк 6:1−5. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. («В субботу, первую по втором дне Пасхи» правильнее было бы перевести с греческого как «во второпервую пасхальную субботу». Термин встречается только у Луки и трудно поддается пониманию.

Было множество попыток объяснить его, включая предположение, что он вообще был вставлен по неразумению одним из переписчиков, тем более, что не во всех рукописях Евангелия от Луки он имеется. Существует, однако, и такое объяснение его. Полагают, что раввины называли праздник Пасхи субботою (в значении времени покоя). (Если происходившее имело место в пасхальные («субботние») дни, то суббота в собственном смысле слова, приходившаяся на эти дни, могла быть названа «второпервою» — От. ред.)

Бог разрешил людям срывать колосья и на чужом поле, коль скоро они, проходя мимо, ощутят голод (Втор 23:25). Фарисеи же, в своей интерпретации закона, пришли к тому, что приравняли растирание колосьев в руках молотьбе их, т. е. «работе», которая в субботу запрещалась. На обвинение книжников и фарисеев Иисус ответил ссылкою на Давида (1Цар 21:1−9). Давид приходит там к священнику в город Номву и просит у него хлеба.

У того не было тогда другой пищи, кроме хлебов предложения, которые позволялось есть только священникам. Однако Давид и бывшие с ним ели этот хлеб, поскольку иного не оказалось. Смысл параллели, проведенной Иисусом, ясен. Ради удовлетворения насущной физической потребности (голода) священник благословил Давида и его спутников встать «над законом». Соответственно, с благословения Христа, Его ученики ставились над законом, придуманным людьми, которого фарисеи неукоснительно держались. Просматривается здесь и вторая параллель.

Давид, помазанник Божий, преследуем был Саулом, «дом» и правление которого, неугодные Богу, были обречены Им на уничтожение. Подобно этому, и Иисус, новый Помазанник Божий, преследовался силами духовно умиравшей «династии» книжников и фарисеев (Лк 5:39). Завершающий вывод из этого сформулирован тут Самим Иисусом: Сын Человеческий есть господни и субботы, иначе говоря, Он выше ветхозаветного закона.

б. Исцеление сухорукого в субботу (6:6−11) (Мф 12:9−14; Мк 3:1−6)

Лк 6:6−11. Представляется, что вторая конфликтная ситуация в связи с субботой была спровоцирована законоучителями. Пока Иисус учил в синагоге, где был человек, у которого правая рука была сухая, книжники… и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Сказано, что Иисус знал помышления их (сравните 5:22).

И, зная, решил воспользоваться ситуацией, чтобы явить Свою власть над субботою. Он спросил их: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Ставя Свои вопросы, Иисус подразумевал, что отказаться сделать в субботу доброе дело равносильно совершению в этот день зла. Ибо тот, кто может, но не хочет принести облегчение страдающему, причиняет ему зло.

Далее, по слову Иисуса, больной протянул свою сухую руку, и стала рука его здорова, как другая. Фактически никакой «работы» в субботу Иисус в этом случае не совершил. Он лишь сказал несколько слов, и больной был исцелен. То есть, не нарушив видимым образом фарисейского закона, Он поставил религиозных вождей в крайне неловкое положение и одновременно совершил доброе дело исцеления. Неудивительно, что книжники и фарисеи пришли в ярость и стали совещаться между собой, как бы им избавиться от Него.

6. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ В ПРИЗВАНИИ ДВЕНАДЦАТИ (6:12−16) (Мф 10:1−4; Мк 3:13−19)

Лк 6:12−16. Лука пишет, что прежде, чем избрать двенадцать учеников, Иисус всю ночь провел в молитве Богу. Немало людей, которые могли быть названы Его учениками, следовало за Ним более или менее постоянно. Из их числа Он избрал …двенадцать, которых особенно приблизил к Себе, и назвал их Апостолами (как бы противопоставив этот термин — «апостолоус» термину «матетас» — «ученики»).

Ученики были только последователями Его, Апостолов же («посланцев») Иисус облек особой властью (употребление термина «апостолы» в 9:10; 17:5; 22:14; 24:10). В списке Двенадцати у Луки, как у Матфея и Марка, на первом месте стоит Петр, а на последнем — Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же самый человек, что и Нафанаил (сравните Ин 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев — это тот, кто Марком назван Фаддеем (Мк 3:18).

Лк 6:17−19. Проповедь, записанная в 6:17−49, — это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Мф главы 5−7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.

Матфей пишет: «Он взошел на гору» (Мф 5:1), а Лука — стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лк 6:12 читаем, что Иисус «взошел на гору (близ Капернаума) помолиться». После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.

Затем они сошли на «ровное место» (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17−19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Мф 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные «площадки», имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.

1. «БЛАЖЕНСТВА» И «ГОРЕ» (6:20−26)

Иисус начал Свою проповедь изложением заповедей блаженства и предупреждениями накликающим на себя горе. Каждому из четырех блаженны (вы) параллельно горе вам.

а. Провозглашение «блаженств» (6:20−23)

Лк 6:20−23. Термин «блаженства» встречается в Евангелиях 30 раз. Но, за исключением двух случаев, только у Матфея и Луки. Первоначально этим словом (макариои) древние греки передавали счастливое состояние богов, не знающих земных страданий и забот. Позднее им стали обозначать и приятное чувство, испытываемое человеком.

В отличие от библейских, греческие писатели видели источник блаженства в земных удачах и ценностях. Но авторы Ветхого Завета исходили из того, что истинно блажен или в высшей степени счастлив тот, кто доверился Богу и уповает на Него, кто боится и любит Его (Втор 33:29; Пс 2:12; Пс 31:1−2; Пс 33:9; Пс 39:5; Пс 83:13; Пс 111:1). Кто не грешит перед Богом и перед людьми (Пс 1:1; Притч 14:21; 29:18).

Новозаветные «блаженства» насыщены эмоциональной силой. Зачастую они исходят из противопоставления ложных земных оценок и представлений и истинной, небесной, «оценки» тех, кто действительно блаженны (Мф 5:3−6, 10; Лк 11:28; Ин 20:29; 1Пет 3:14; 1Пет 4:14). Все «светские» блага и ценности — «вторичны» и зависят от Дающего всякое благо — Самого Бога, олицетворяющего высшую степень добра. Человеческие мерки не подходят для оценки истинного блаженства, ибо имеющие его воспринимают настоящее в свете будущего (Лк 23:29).

Блаженства тех, кто последуют за Ним, Иисус обуславливает четырьмя состояниями в этой жизни. Блаженны нищие духом… блаженны алчущие… блаженны плачущие ныне… блаженны вы, когда возненавидят вас люди (6:20−22). И в каждом случае Он объясняет, почему таковые блаженны или счастливы. Нищие блаженны потому, что их есть Царствие Божие. (В большинстве древних списков Евангелия от Луки в 6:20 стоит просто «нищие», а не «нищие духом», как в Мф 5:3. По мнению некоторых толкователей Библии, Лука хотел тут подчеркнуть именно житейскую, материальную бедность, столь характерную для первых христиан. Не случайно он особо подчеркивает и то, что последователи Иисуса «оставили (ради Него) все» — 5:11, 28.)

Заявление Христа, что Царствие Божие принадлежит «нищим», основано на Его «власти» дать это Царствие им, которые настолько доверились Ему, что, отрекшись от прежней жизни, пошли путем, который указал Он (5:37−39). Иисус, конечно, не имел в виду, что любой нищий наследует Царство Божие; Его слова относились к Его последователям. Они были нищими, и им принадлежало Царство Божие. А потому они были счастливее тех богатых, которым путь в это Царство был закрыт. Они были блаженны…

Как и «нищих», — «алчущих» и «плачущих», т. е. терпящих многоразличные невзгоды ради Христа, тоже ожидает блаженное воздаяние в будущем. Причем не только физически страдающие подразумеваются здесь, но и все, кто не находят отрады в земных благах, а стремятся к Христу и лишь в общении с Ним обретают мир и утешение.

Последнее «блаженство» обещано тем, кто претерпят гонения за Сына Человеческого. Именно это ожидало, в первую очередь, Апостолов. Их будут ненавидеть, отлучать от синагог, поносить и бесчестить за Иисуса. И, тем не менее, они блаженны — в свете той награды, которая ожидает их, достойных преемников ветхозаветных пророков, с которыми поступали так же, — на небесах.

б. Горе вам (6:24−26)

Лк 6:24−26. Те, кто перечисляются в этих стихах, как бы противопоставлены последователям Христа. Богатые … пресыщенные … смеющиеся, т. е. не желающие поступиться ради Христовой истины земными благами, высоко ценящие успех и популярность. Они не сознавали опасности, нависшей над ними. И не хотели прислушаться к Тому, в Чьей власти было открыть перед ними врата Царства Божия. Им-то и возвестил Иисус четырехкратное «горе» — отражающее в каждом случае нечто прямо противоположное тому, что радует их ныне. И прямо противоположное тому, что уготовано Его последователям (6:20−23).

2. ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6:27−45)

а. Истинная праведность проявляется в любви (6:27−38)

Лк 6:27−38. Здесь Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, которая не присуща человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Итак:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло (стих 29а).

6) Просящему давайте от души (стих 29б−30).

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали (стих 31).

Такая любовь, если она проявляется в людях, то делает их совершенно особыми, похожими не на других людей, а на Отца Небесного (стих 35).

В дальнейших словах Иисуса раскрывается принцип, который неизменно действует в житейских отношениях и обстоятельствах: что человек посеет, то он и пожнет (стихи 36−38; сравните Гал 6:7). Действие этого принципа вновь и вновь иллюстрируется на страницах Священного Писания. Иисус «очерчивает» пять сфер его проявления:

1) Милостивые сами будут помилованы. В сущности именно эта мысль звучит в Лк 6:36; Христос призывает учеников быть такими же милосердными, как Бог милосерд к ним самим.

2) Тех, кто судят других, постигнет суд (стих 37а).

3) Кто осуждает других, сам осудится (стих 37б).

4) Кто прощает ближним, сам получит прощение (стих 37в).

5) Легко, от сердца, дающим воздастся благом в свое время (стих 38).

Воистину сама жизнь нередко свидетельствует, что человека в конце-концов постигает то, что он желает и делает другим.

б. Истинная праведность проявляется в делах (6:39−45)

Лк 6:39−45. Смысл этих слов Иисуса в том, что человек не может не обнаружить меры своей праведности или, напротив, неправедности. Как очевидно, что слепой, ведущий другого слепого, упадет в яму вместе с ним, так явно и то, что неправедный человек обнаружит свою неправедность, уведя других с пути истинного. Говоря об ученике и учителе, Иисус показывает, что человек неизменно уподобляется тому, кому он подражает (стих 40). Для Его учеников, обычных людей, высшим примером для подражания должен быть Он.

Прежде чем обрести способность помочь брату своему избавиться от греха, необходимо побороть грех в себе самом (стихи 41−42). А то ведь нередко собственный грех человека больше того, который он «обличает» в другом (сучок сравнивается с бревном). Такой «обличитель» по праву может быть назван лицемером.

Из того, что некто говорит и как поступает, выявляется, что он за человек (стихи 43−45). Это подобно тому, как дерево познается по приносимому им плоду. Судя по словам, завершающим стих 45, в данном контексте Иисус уподоблял «плоду» не столько дела человеческие, сколько то, что от избытка сердца говорят уста человека.

3. ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ (6:46−49)

Лк 6:46−49. Внешние проявления набожности далеко не столь важны, как действительное послушание слову Божиему (стих 46). Недостаточно обращаться ко Христу со словами «Господи! Господи!» Истинно верующий в Него должен жить и действовать в соответствии со сказанным Им. Таковых Он уподобляет человеку, строящему дом … на камне (стихи 47−48).

Тех же, кто слушают слово Божие, но не исполняют его, — человеку, построившему дом на земле, без основания (стих 49). Ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, уже (до известной степени) поступили по слову Его. (Это первая из притч Иисуса, записанная Лукою. список Его притч в комментарии на Мф 7:24−27.)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7−8)

В этом разделе описание служения Иисуса, ознаменованного рядом чудес — в подтверждение того, что Он действительно обещанный Израилю Мессия (7:1−17, 36−50; 8:22−56) чередуется с изложением Его учения (7:18−35; 8:1−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.