От Луки 8 глава

От Луки
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 После этого Иисус ходил из города в город и из деревни в деревню, провозглашая Радостную весть о Божьем Царстве. Его сопровождали двенадцать,
2 а также несколько женщин, которые были исцелены от злых духов и болезней: Мария, прозванная Магдалиной, из которой вышли семь демонов,
3 Иоанна, жена Хузы, управляющего домом Ирода, Сусанна и многие другие. Эти женщины помогали Иисусу и Его ученикам из своих средств.
4 К Иисусу продолжали приходить люди из разных городов, и когда собралась большая толпа, Он рассказал им притчу:
5 — Сеятель вышел сеять семена. И когда он разбрасывал их, то некоторые из семян упали у дороги и были затоптаны или cклеваны птицами.
6 Другие упали на камень, и как только ростки взошли, они засохли от недостатка влаги.
7 Третьи упали в терновник, и когда тот разросся, то заглушил ростки.
8 Прочие же упали на хорошую почву. Они взошли и принесли урожай во сто раз больше того, что было посеяно. Закончив эту притчу, Иисус громко сказал: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
9 Его ученики спросили, что означает эта притча.
10 Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Божьего Царства, другим же все остается в притчах, чтобы "они, видя, не видели, и, слыша, — не понимали".
11 — Вот значение этой притчи: семя — это Божье слово.
12 Семена, упавшие у дороги, — это те, кто слышит слово, но потом приходит дьявол и уносит слово из их сердец, чтобы они не поверили и не были бы спасены.
13 Семена, упавшие на камень, — это те, кто с радостью принимает слово, когда слышит его. Но у них нет корня, сперва они верят, но когда приходят времена испытаний, они отступаются.
14 Семена, упавшие в терновник и не выросшие, — это те люди, которые слышат слово, но их угнетают повседневные заботы, богатство и удовольствия, и их плод не дозревает.
15 Семена же, упавшие на хорошую почву, — это люди, которые, слыша слово, хранят его в добром и честном сердце и приносят плод благодаря своей стойкости.
16 — Никто не зажигает свечу, чтобы потом поставить ее под сосуд или под кровать, наоборот, ее ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего сокрытого, что не было бы открыто и не вышло бы на свет.
18 Итак, будьте внимательны к тому, как вы слушаете, потому что тому, у кого что-то есть, будет еще прибавлено, а у кого ничего нет, будет отнято даже то, что, как ему кажется, у него есть.
19 К Иисусу пришли Его мать и братья, но из-за толпы не могли подойти к Нему.
20 Кто-то Ему передал: — Твои мать и братья стоят снаружи и хотят Тебя видеть.
21 Иисус ответил: — Мои мать и братья — это те, кто слушает слово Божье и исполняет его.
22 Как-то Иисус сказал своим ученикам: — Переправимся на другую сторону озера. Они сели в лодку и отправились.
23 Пока они плыли, Иисус заснул. Внезапно на озере поднялся сильный ветер, и лодку стало заливать, так что они оказались в опасности.
24 Ученики разбудили Иисуса с криком: — Наставник, Наставник, мы гибнем! Проснувшись, Он запретил ветру и бушующим волнам. Шторм успокоился, и стало тихо.
25 — Где же ваша вера? — сказал Иисус ученикам. Они же, испуганные и удивленные, лишь спрашивали друг друга: — Кто Он? Он даже ветрам и воде приказывает, и они слушаются Его.
26 Они приплыли в область Герасы, которая находится напротив Галилеи.
27 Когда Иисус сошел на берег, Ему навстречу из города вышел человек, одержимый демонами. На нем уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в могильных пещерах.
28 Когда он увидел Иисуса, он бросился к Его ногам и закричал изо всех сил: — Что Ты от меня хочешь, Иисус, Сын Всевышнего Бога? Умоляю Тебя, не мучь меня!
29 потому что Иисус приказал нечистому духу выйти из человека. (Демон часто овладевал этим человеком, и тогда, даже если его сковывали цепями по рукам и ногам и стерегли, он разрывал цепи, и демон гнал его в безлюдные места).
30 Иисус спросил его: — Как тебя зовут? — Легион, — ответил тот, потому что в него вошло много демонов.
31 И они стали умолять Иисуса не отсылать их в бездну.
32 Неподалеку на склоне холма в это время паслось большое стадо свиней, и демоны стали упрашивать Иисуса позволить им войти в них. Он позволил.
33 Когда демоны вышли из этого человека и вошли в свиней, все стадо бросилось с обрыва в озеро и утонуло.
34 Свинопасы, увидев что произошло, побежали и рассказали обо всем в городе и в окрестностях.
35 Сошлись люди, чтобы посмотреть, что же случилось. Подойдя к Иисусу, они увидели, что человек, из которого были изгнаны демоны, сидит у ног Иисуса одетый и в здравом рассудке, и их охватил страх.
36 Видевшие, как одержимый был исцелен, рассказали об этом остальным.
37 Тогда все жители страны Герасинской стали упрашивать Иисуса покинуть их края, потому что сильно испугались. Иисус сел в лодку и возвратился туда, откуда приплыл.
38 Человек, из которого вышли демоны, просил взять его с собой, но Иисус отослал его, сказав:
39 — Возвращайся домой и расскажи, что сделал для тебя Бог. Человек пошел и рассказал всему городу о том, что сделал для него Иисус.
40 Когда Иисус возвратился, Его приветствовала большая толпа, потому что все ждали Его.
41 К Нему подошел человек по имени Иаир, который был начальником синагоги, и упав к Его ногам, стал просить Иисуса прийти к нему:
42 его единственная дочь, которой было около двенадцати лет, умирала. Иисус отправился туда в окружении плотной толпы.
43 В толпе была женщина, которая вот уже двенадцать лет страдала от кровотечения; она истратила на врачей все свои деньги, но никто не мог ее вылечить.
44 Она протиснулась сзади к Иисусу и прикоснулась к краю Его плаща. Кровотечение сразу же остановилось.
45 — Кто ко Мне прикоснулся? — спросил Иисус. Никто не признавался, и Петр сказал: — Наставник, люди толпятся вокруг Тебя и напирают на Тебя.
46 Но Иисус сказал: — Кто-то ко Мне прикоснулся. Я почувствовал, как из Меня вышла сила.
47 Тогда женщина, видя, что она не осталась незамеченной, подошла и дрожа упала перед Иисусом. Перед всем народом она рассказала, почему она к Нему прикоснулась и как сразу же была исцелена.
48 Тогда Иисус сказал ей: — Моя дочь, твоя вера исцелила тебя. Иди с миром.
49 Иисус еще не договорил, как пришел человек из дома начальника синагоги. — Твоя дочь умерла, — сказал он, — не беспокой больше Учителя.
50 Услышав это, Иисус сказал Иаиру: — Не бойся, только верь, и девочка будет исцелена.
51 Придя в дом, Он не позволил никому войти с Ним, кроме Петра, Иоанна, Иакова и родителей девочки.
52 Люди во дворе уже плакали и рыдали по ней. — Перестаньте плакать, — сказал Иисус, — она не умерла, а спит.
53 Они стали смеяться над Ним, потому что знали, что девочка умерла.
54 Иисус же взял ее за руку и сказал: — Дитя, встань!
55 Дух девочки возвратился к ней, и она сразу же встала. Иисус сказал, чтобы ей дали есть.
56 Родители были поражены, но Иисус велел им никому не рассказывать о том, что произошло.

Толкование Далласской семинарии

4. ИИСУС О РАЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО УЧЕНИЮ (8:1−21)

а. Положительный отклик на него близких Его последователей (8:1−3)

Лк 8:1−3. Первыми среди тех, кто с радостью восприняли Его благовестие о Царствии Божием, были двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней. Среди последних была и Мария из Магдалы, из которой Иисус изгнал семь бесов. Число «семь» в Священном Писании часто служит символом полноты. Так что Мария Магдалина, вероятно, страдала крайней степенью одержимости. Помимо нее, Лука называет еще двух женщин (среди многих других), которые поддерживали Иисуса и Его апостолов финансово: это — Иоанна, жена… домоправителя Иродова, и некая Сусанна, о которой более ничего не известно.

б. Притча о Сеятеле как иллюстрация к разному восприятию благовестия (8:4−15) (Мф 13:1−23; Мк 4:1−20)

Лк 8:4. Сказав эту притчу и пояснив ее, Иисус показал, насколько разной может быть реакция людей на слово Божие. Лука отмечает, что к Иисусу сошлось тогда множество народа из всех городов. Вполне понятно, что и в этой толпе были представлявшие все четыре вида восприятия Иисусова учения, о которых говорится в притче. Вероятно, в ней содержится и предупреждение «слушающим» о «препятствиях» в усвоении истины, с которыми им предстоит столкнуться.

Лк 8:5−8. Перед глазами возникает образ земледельца, который вручную разбрасывает зерно по вспаханному полю. Семя этого сеятеля падает на четыре вида почвы. Часть попала на проходящую вдоль поля дорогу, и птицы …поклевали его. Другая часть упала на камень (т. е. на тонкий слой почвы, покрывающий каменную породу); эти зерна, хоть и взошли, но быстро засохли, т. к. им не хватило влаги (стих 6). Были и такие зерна, которые упали среди сорняков, и были ими заглушены (стих 7). Наконец какая-то часть семян попала на добрую землю; эти принесли хороший урожай (стих 8).

Иисус закончил притчу призывом к слушателям: Кто имеет уши слышать, да слышит. Этой фразой Христос неоднократно завершал Свои притчи (Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; Лк 14:35). Она означает, что духовные люди в состоянии постигать смысл Его притч. Недуховные же воспринимают в них лишь «сюжетную» сторону, т. е. то, что лежит на поверхности.

Лк 8:9−10. Прежде чем ответить на вопрос учеников и объяснить им значение притчи, Он говорит им, почему учит притчами. Людям, умеющим распознавать духовные вещи, то есть тем, которые следуют за Ним и признают Его учение истинным, дано познавать тайны Царствия Божия. А тем, кто не принимают учения Иисуса Христа, не дано уразуметь и значения иносказаний, на которых строются притчи. Ибо сердца их «огрубели», глаза они «сомкнули», а уши их «с трудом слышат» (Ис 6:9).

В словах Христа так что они видя не видят и слыша не разумеют, выражена та же мысль, что и в приведенном месте из книги пророка Исаии. Использование Христом притч может быть понято как своего рода акт Божественной милости по отношению к тем слушателям, которые отвергали Его: если бы они до конца понимали выраженные Им истины (Лк 10:13−15), то в будущем подверглись бы более суровому суду.

Лк 8:11−15. Здесь Христос объясняет ученикам значение притчи о сеятеле. Семя есть слово Божие. Слова, которые произносил Он, Живое Слово, исшедшее от Бога, были теми же, что слышал народ от Иоанна Крестителя. На слушающих ложилась ответственность за принятие или отвержение этих слов.

Четыре вида почвы — это четыре «вида» людей, слышащих одну и ту же благую весть. К первому виду принадлежат слушающие, в сердцах которых слово истины не остается, ибо диавол похищает его, чтобы эти люди не уверовали и не спаслись (стих 12).

Ко второму виду или группе относятся те, которые с радостью соглашаются с истиной Божией, но глубокого корня она в них не пускает (стих 13), и устоять в ней они не могут. Фраза, что они временем веруют, а во время искушения отпадают, означает, что, веруя более разумом, чем сердцем, они, когда дела принимают «дурной оборот», т. е. когда наступает время испытания их веры, отрекаются от нее.

К третьей группе слушающих слово принадлежат те люди, которым не суждено достигнуть духовной зрелости (стих 14). Они как будто бы интересуются высшей истиной, но не в состоянии всецело принять ее из-за своей поглощенности заботами о материальном, порой — непреодолимой тягой к богатству и наслаждениям житейским.

Наконец, четвертая группа — это те, которые, услышавши слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце и приносят духовный плод (стих 15).

В процессе Иисусова служения представители каждой из четырех групп выявляли свою принадлежность к соответствующей группе: 1) Книжники и фарисеи отказывались верить Христу. 2) Многие люди ходили за Иисусом только потому, что Он чудесным образом исцелял и питал их, но весть, которую Он нес им, «не пускала корня» в их сердцах (сравните Ин 6:66). 3) Были и такие, которые, наподобие богатого юноши «из начальствующих» (Лк 18:18−30), проявляли заинтересованность, порой искреннюю, в учении Иисуса, однако последователями Его не становились, побежденные своим сильным тяготением к материальным радостям. 4) Относившиеся же к четвертой группе исполнялись преданности Живому Слову; впитавшие в себя учение Христа, они оставались верными Ему любой ценой (к примеру, 8:1−3).

в. Необходимость слушать Иисуса и принимать Его учение (8:16−18) (Мф 4:21−25)

Лк 8:16−18. Эта короткая притча является логическим продолжением притчи о Сеятеле. Одно из главных смысловых ударений в ней Иисус опять делает на «слышании», вернее, на «слушании» (стих 18). Если кто понимает слово Божие, это не может не отразиться на его жизни и поведении (стих 15), т. е. сделается «видимым» для всех. Как зажегши свечу, не покрывают ее сосудом (сравните 11:33), так и тайны Царствия Божия (8:10) не открывает Бог людям, чтобы они хранили их «в секрете». Задача учеников Христа в том и состояла, чтобы делать их явными для остальных людей (8:17).

А потому всем, кто следуют за Ним, важно наблюдать за собой: какой отклик вызывает слово в них (стих 18). Если истинная вера зажигается в их сердцах (стих 15), то истина будет открываться им все более. Если же сердцем не будут принимать слышанного, то потеряют всякое представление об истине (стих 18).

г. Отношение Иисуса к Его земным родственникам (8:19−21) (Мф 12:46−50; Мк 3:31−35)

Лк 8:19−21. Из предыдущих стихов (1−18) ясно, что в правильном отношении ко Христу находятся только те люди, которые принимают (и осуществляют в жизни) Его учение. Лука далее пишет: И пришли к Нему Матерь и братья Его…

Иисусу сказали, что Его родственники хотят видеть Его (8:20). Не следует полагать, что Своим ответом Христос отрекается от родства с ними. Скорее Он дает понять, что узы, связывающие Его с теми, кто слушают и исполняют слово Божие, подобны семейным узам. Из этих Его слов, кроме того, следует, что Евангелие предназначено не для одного еврейского народа, а для всех, кто готов уверовать в него, включая язычников, и руководствоваться им в практической жизни. Урок этот был, в частности, глубоко усвоен Иаковом, одним из упомянутых братьев Иисуса по матери (Иак 1:22−23).

5. НОВАЯ СЕРИЯ ЧУДЕС (8:22−56)

Вновь (сравните 4:31 — 6:16) пишет Лука о серии совершенных Христом чудес — совершенных в подтверждение истинности Его учения. В этом разделе Иисус являет Свою власть над силами природы, над демонскими силами и над болезнями и смертью (8:22−25; 26−29; 40−56).

а. Иисусу покоряется стихия (8:22−25) (Мф 8:23−27; Мк 4:35−41)

Лк 8:22−25. В то время, как Иисус с учениками Своими переправлялся в лодке на другую (менее населенную) сторону Геннисаретского озера, поднялась сильная буря; лодку начало заливать водою. Геннисаретское озеро (оно же Тивериадское или Галилейское море) известно этими неожиданными штормами, которые внезапно превращают его в бурное и опасное для жизни. Иисус же во время плавания… заснул. Испуганные ученики разбудили Его со словами: Наставник! Наставник! погибаем. Иисус встав запретил ветру и волнению воды и тут же упрекнул учеников за малую их веру.

Ведь они поплыли по Его указанию: и сказал им: переправимся на ту сторону озера (стих 22). Значит, они должны были довериться Его слову. Озеро успокоилось немедленно (чего обычно при штормах не бывает) именно по всемогущему слову Господа. При виде этого страх и удивление охватили учеников (сравните стих 35, 37).

б. Власть Иисуса над демонскими силами (8:26−39) (Мф 8:28−34; Мк 5:1−20)

Лк 8:26. Тогда как Матфей при изложении этого эпизода пишет, что Иисус встретился с двумя одержимыми (Мф 8:28−34), Лука говорит только об одном. Возникает некоторая путаница и в отношении местности, где случилось это чудо. Матфей называет ее «страной Гергесинской», очевидно, по имени небольшого города Герса, находившегося на восточном берегу Галилейского моря и лежащего теперь в развалинах (Мф 8:28), а Марк и Лука пишут о «стране Гадаринской», названной, как представляется, по городу Гадара (примерно в 10 км на юго-восток от нижней оконечности Галилейского моря). Возможно, территория вокруг упомянутого городка Герса и сам он были административно подчинены Гадаре (сравните комментарий на Мк 5:1).

Лк 8:27−29. Когда же вышел Он на берег, встретил Его человек одержимый бесами. Весь его образ жизни свидетельствовал об этом. Как это характерно для большинства одержимых в Евангелиях, этот тоже говорил (или кричал) громким голосом. Бес, сидевший в нем, узнал Иисуса, ибо человек назвал Его по имени: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Именно бес, а не человек, в которого он вселился, сознавал власть Иисуса над собой, что следует из его слов не мучь меня (стих 28).

Лк 8:30−33. На вопрос Иисуса, как его имя, нечистый дух ответил: легион (этим латинским словом обозначалось воинское подразделение численностью 6000 человек). То есть несчастный безумец был одержим множеством бесов. Они просили Иисуса «не мучить» их «прежде времени», как это следует из Евангелия от Матфея (Мф 8:29), не посылать их до срока в бездну или в преисподнюю (место пребывания умерших).

Под «бездной» понималась также некая бездонная водная пучина, и в свете этого можно говорить об иронической концовке этой встречи нечистых духов со Христом. Он удовлетворил их просьбу позволить им войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку, но как только это случилось, бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Так что несмотря на разрешение им Иисуса не идти в бездну, бесы все равно попали в нее.

Лк 8:34−37. Реакцией жителей этой местности на совершившееся чудо был страх (стих 35, 37 сравните с 7:16; 8:25). Из страха они стали просить Иисуса удалиться от них.

Лк 8:38−39. В отличие от жителей «Гадаринской окрестности», бывший одержимый хотел было остаться с Иисусом, но Он повелел ему идти домой и свидетельствовать о том, что сотворил ему Бог. Это был первый свидетель Иисуса Христа в языческом мире.

в. Власть Иисуса над болезнями и смертью (8:40−56) (Мф 9:18−26; Мк 5:21−43)

Весь этот раздел (главы 7−8) начинается и кончается описанием служения Иисуса людям, пораженным болезнями и смертью. Однако то, о чем говорится в 8:40−56, становится апогеем раздела благодаря своей явной символичности: речь тут в сущности идет о способности («власти») Христа очищать людей (в ритуальном смысле слова), не «заражаясь» их нечистотой.

Лк 8:40−42. И вот, пришел человек, именем Иаир, которой был начальником синагоги. Он просил Иисуса спасти его единственную дочь, которая умирала. Тот факт, что даже «начальник синагоги» обратился к Иисусу с просьбой, говорит о том, что люди начинали понимать. Кто Он такой.

Иаир был ответственным за проведение богослужений и за надлежащее состояние помещения синагоги и ее имущества. В Новом Завете говорится еще о двух «начальниках синагоги»: о Криспе (Деян 18:8) и о Сосфене (Деян 18:17).

Лк 8:43−48. Тут Лука внезапно обрывает повествование об Иаире, чтобы рассказать о случае, происшедшем на пути Иисуса к нему в дом. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет… Любопытно перекликаются здесь цифры: дочь Иаира была лет двенадцати, и все время, что она жила на свете, женщина, о которой пойдет речь ниже, страдала кровотечением. Болезнь сделала ее церемониально нечистой (Лев 15:25−30), и всякий, кто прикасался к ней, становился нечистым. Никто из людей не мог исцелить ее, но вот, она коснулась… одежды Иисуса, и тотчас течение крови у нее остановилось.

Вопрос Христа кто прикоснулся ко Мне? — конечно, не означает, что Он не знал, кто к Нему прикоснулся. Он просто хотел, чтобы женщина принародно обнаружила свою веру, которая побудила ее прикоснуться к Нему. И падши пред Ним, она обнаружила ее. Вера этой женщины принесла ей исцеление (8:48). Иди с миром, сказал ей Иисус. Прежде Он с теми же словами отпустил грешницу, уверовавшую в Него (7:50). Обе они были очищены и спасены Христом.

Лк 8:49−56. Повествование снова возвращается к Иаиру. Он принял в сердце слова Иисуса, Который после того, как Иаиру сообщили о смерти дочери, сказал: не бойся, только веруй, и спасена будет. О вере его в способность Иисуса воскресить умершую свидетельствует тот факт, что Он, начальник синагоги, позволил Ему войти в свой дом после того, как к Нему прикоснулась церемониально нечистая женщина.

После воскрешения девочки Иисус велел дать ей есть — деталь, говорящая о том, что ей не только был возвращен дух ее (то есть душа, покинувшая ее тело), но и нормальное состояние здоровья. И удивились родители ее (здесь буквально — «были вне себя от изумления»). От изумления, но не от страха.

То, что Иисус повелел им не сказывать никому о происшедшем было, вероятно, продиктовано нежеланием Его, чтобы Его открыто провозглашали Мессией до того, пока Он Сам не даст этого ясно понять в Иерусалиме.

Д. Иисус дает наставления Своим ученикам (9:1−50)

Раздел, посвященный галилейскому служению Иисуса, Лука завершает описанием нескольких важных событий, которые дают Иисусу наглядный материал для наставления учеников. Что касается этой главы, то, хотя Лука и не преуменьшает значения случаев, описанных в ней, не они стоят в центре его повествования. «Центральной темой» является для него путешествие Иисуса в Иерусалим. Так что всем, о чем рассказано в этой главе, как бы завершается предыдущая часть служения Христа (4:14 — 9:50) и «перекидывается мост» к началу Его пути в Иерусалим (9:51).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.