1 Коринфянам 8 глава

1-е Коринфянам
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Теперь к вопросу о пище, посвященной идолам. Нам известно, что все мы обладаем знанием, но знание делает людей гордыми, а вот любовь укрепляет.
2 Тот, кто думает, что он что-то знает, на самом деле еще не знает того, что ему следовало бы знать.
3 Но Богу известны те, кто Его любит.
4 Итак, о пище, посвященной идолам. Всем нам известно, что идолы, которым мир поклоняется, ничего не значат, и что нет другого Бога, кроме Единого.
5 Даже если и существуют так называемые боги, будь то на небе или на земле, а в мире действительно много разных богов и господ,
6 то для нас есть только один Бог — Отец, благодаря которому все получило свое начало и благодаря которому мы имеем жизнь, и только один Господь — Иисус Христос, через которого все начало существовать и через которого мы получили жизнь.
7 Но не всем еще это известно. Некоторые настолько привыкли к идолам, что когда они едят такую пищу, они до сих пор думают о ней как о пище, посвященной идолам, и при этом их слабая совесть смущается.
8 Но пища не помогает приблизиться к Богу. Нам не становится хуже, если мы не едим чего-то, и не становится лучше, если мы едим.
9 Смотрите, однако, чтобы ваша свобода в выборе пищи не стала камнем преткновения для слабых.
10 Потому что если кто-то увидит, что ты при всем твоем знании ешь в языческом храме, то и он со своей слабой совестью вслед за тобой станет есть пищу, посвященную идолам.
11 Твое знание погубит слабого брата, за которого умер Христос.
12 Согрешая против братьев и раня их слабую совесть, вы согрешаете против Христа.
13 Поэтому, если моя пища приводит моего брата ко греху, я лучше не буду есть мяса вообще, чтобы не погубить брата.

Толкование Далласской семинарии

I. ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА И ЯЗЫЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ИДОЛАМ (8:1 — 11:1).

Обычно греки и римляне худшие части жертвенных животных сжигали в процессе жертвоприношений, а лучшие части съедали на пиршествах по этому случаю. Если жертвоприношения совершались в связи с какими-то городскими или государственными событиями, то оставшееся мясо обычно продавали на рынке. Кориифяне были, по-видимому, озабочены следующим: а) можно ли им покупать и употреблять в пищу мясо жертвенных животных; б) можно ли верующим есть такое мясо, будучи у кого-то в гостях; в) можно ли им присутствовать на языческих жертвоприношениях и, наряду с другими, принимать участие в последующих пиршествах в тех или иных храмах. Павел говорит по каждому из этих вопросов.

а) Принцип братской любви (8 глава)

Уже в первых стихах Павел касается сути проблемы, формулируя главный принцип: любовь больше, чем знание (сравните с главой 13).

1Кор 8:1. По-видимому, именно таковыми были самоощущение коринфян, их претензии мы все имеем знание. Павел в принципе соглашается с этим, понимая, однако, что здесь требуется разъяснение. Ему не обойтись было без знания, если хотел правильно ответить на их вопросы, но те из них, которые думали, что и они имеют знание, на деле, как показывает апостол в действительности, не имели его.

1Кор 8:2−3. Во-первых, всякое знание о Боге дается человеку лишь частично (13:12). Во-вторых, истинное знание всегда ведет к Богу и побуждает любить Его, и Павел знал, что эта любовь выливается в конечном счете в любовь к другим людям (1Ин 4:20−21).

1Кор 8:4 Сформулировав свой принцип, апостол применяет его к частному вопросу, вызывавшему сомнение. Вполне возможно, что два его заявления, каждое из которых начинается со «что»: что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого, — соответствовали и убеждениям коринфян, которые Павел от всего сердца разделял. «Идол» и в самом деле ничего не значит (Пс 113:12−15), поскольку есть только один Бог (Втор 4:35, 39). А поэтому и употребление в пищу идоложертвенного само по себе не имеет ни положительного, ни отрицательного значения.

1Кор 8:5−6. Пантеон римских и греческих богов был очень обширен, не говоря уже о божествах таинственных восточных религий и о многочисленных «богах» и «господах» как на небе, так и на земле, но лишь Бог является реальной силой (Втор 10:17). Только Бог Отец есть причина всего сущего (Быт 1:1), и Тот, ради Кого следовало жить коринфянам (1Кор 10:31).

И лишь Господь Иисус Христос — действующая Сила творения (Кол 1:16), и только Им коринфяне существовали (2Кор 12:27; Еф 1:23).

1Кор 8:7−8. Если бы все коринфские христиане соглашались с тем, что идол в сущности — ничто, и что есть лишь один Бог (стих 4), то идоложертвенное мясо они могли бы есть безнаказанно. Дело, однако, обстояло иначе. Не все они имели соответствующее знание. И некоторые не вполне укрепили совесть свою познанием истины.

Духовно они еще не доросли до такого состояния, когда могли бы есть эту пищу спокойно, как любую другую. Когда они ели ее, совесть их была неспокойна, и, значит, они совершали грех (сравните Рим 14:23). Мучившие их сомнения апостол не воспринимал как имевшие основания, но далее в принципе советует коринфянам подходить к решению этой проблемы не с позиций знания, а с позиций любви.

1Кор 8:9. Павел предупреждает, что когда верующий руководствуется в своем поведении только знанием (пусть и достаточным), без участия любви, это может причинить духовный вред. И знающий христианин, пользуясь своей свободой без оглядки, может в определенных обстоятельствах сделаться соблазном для немощных в духовном отношении братьев (сравните стих 13).

1Кор 8:10. Павел ссылается на такую ситуацию: не имеющий достаточного знания («немощный») верующий видит своего знающего брата среди пирующих в языческом храме (за столом в капище) и следует его примеру, хотя, в отличие от того, не может участвовать в этой трапезе с чистой совестью перед Богом.

1Кор 8:11. В результате совесть немощного брата станет терзать его, он утратит способность отличать верное от неверного (Тит 1:15), а это поведет его к духовному падению и, возможно, к физической смерти (сравните 1Кор 10:9−10; Рим 14:15). Греческое слово аполитаи, переведенное как погибнет, часто означает физическую смерть (к примеру, Мф 2:13; Деян 5:37).

Иисус Христос в Своем самоотвержении является примером для сильных в знании верующих. Если он так возлюбил брата Своего, что отказался ради него от Своих высочайших прав и отдал за него жизнь Свою (Флп 2:6, 8), то, конечно же, сильный в вере христианин может пожертвовать ради брата своим правом есть идоложертвенное.

1Кор 8:12 Проистекающее от высокомерия безразличие к более слабым верующим является грехом не только против них самих согрешая… против братьев… уязвляя немощную совесть их; сравните стих 7), но и против Христа, так как они — члены тела Его (12:26−27; сравните 1:30; Мф 25:40, 45). Павел глубоко познал это на собственном опыте, когда шел в Дамаск (Деян 9:4−5).

1Кор 8:13. В заключение Павел подчеркивает приоритет братской любви. Он не требует, чтобы знающие христиане отреклись от своего права, но приводит в пример себя — как бы он лично применил этот принцип превосходства любви в соответствующей ситуации. Апостол не хотел, чтобы кто-либо из его братьев соблазнился (сравните стих 9), но хотел бы способствовать назиданию их, а это возможно только в том случае, когда знающий руководствуется любовью.

Завершая разбор этой главы, следует понять, что Павел ни в коем случае не подразумевал отречения сильного христианина от данной ему свободы — в угоду предрассудкам «духовных» фанатиков. Немощный брат (стих 11) — это тот, кто подражает другому христианину, а не тот, кто придирается к сильным в духовном отношении верующим и пытается втиснуть их поведение в угодные ему рамки. Столь же маловероятно, чтобы апостол понимал под «немощным братом» того, кто неизменно сковывает свободу знающего христианина. «Немощный» не есть вездесущий призрак; это просто человек, которого надо учить, чтобы однажды и он мог насладиться дарованной ему свободой (Гал 5:11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.