К Евреям 7 глава

К Евреям
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Этот Мелхиседек был царем Салима и священником Всевышнего Бога. Он встретил Aвраама, возвращавшегося со сражения после победы над царями, и благословил его.
2 Aвраам отдал ему десятую часть всего, что у него было. Само его имя "Мелхиседек" означает "царь праведности" и "царь Салима", то есть "царь мира".
3 Ничего не известно ни о его отце, ни о матери, ни о других его предках, ни о начале, ни о конце его жизни, но он, уподобленный Сыну Божьему, остается священником вовеки.
4 Смотрите, насколько он был велик! Даже патриарх Aвраам дал ему десятую долю захваченного на войне!
5 В законе имеется заповедь, согласно которой члены племени Левия, ставшие священниками, собирают с народа, то есть со своих братьев, потомков Aвраама, десятую часть их дохода.
6 Этот же священник не из племени Левия, но он принял десятую часть трофеев Aвраама и благословил его в то время, когда Aврааму уже были даны Божьи обещания.
7 Благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого (это правило не имеет исключений).
8 Десятую часть доходов принимают обычно смертные люди, но в этом случае засвидетельствовано, что он жив.
9 В каком-то смысле и сам Левий, получающий десятины, через Aвраама дал десятую часть доходов Мелхиседеку,
10 потому что, когда Мелхиседек встретил Aвраама, Левий еще и не родился, он был лишь одним из обещанных Aврааму потомков.
11 Если бы совершенство достигалось через священство левитов, а оно представляло собой основу того закона, который был дан народу, то разве была бы нужда в другом священнике — по чину Мелхиседека, а не по чину Aарона?
12 Когда происходит перемена священства, одновременно должна произойти и перемена закона.
13 Тот же, о ком мы сейчас говорим, принадлежал к племени, из которого никто и никогда не служил у жертвенника.
14 Ведь известно, что наш Господь был из племени Иуды, а Моисей не сказал ничего о священниках из этого племени.
15 Это становится еще яснее, когда появляется другой священник — по подобию Мелхиседека.
16 Он стал священником не по закону, который требовал принадлежности к определенному роду, а по силе, которая заложена в вечной жизни.
17 О Нем сказано: "Ты Священник навеки по чину Мелхиседека".
18 Прежняя заповедь отвергнута, потому что она оказалась слабой и бесполезной
19(закон вообще ничего не сделал совершенным), и вводится лучшая надежда, через которую мы приближаемся к Богу.
20 Примечательно, что это новое священство подтверждено клятвой Бога! Другие священники получали свое священство без всякой клятвы,
21 но Христос стал священником по клятве того, кто сказал Ему: "Поклялся Господь и не раскается: Ты Священник навеки".
22 Таким образом, Иисус стал поручителем гораздо лучшего союза.
23 Тех священников было много, одни умирали, и на смену им приходили другие,
24 а Иисус жив вечно, и Его священство тоже вечно.
25 Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует о них.
26 Именно такой Первосвященник и был нам необходим: святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и находящийся превыше небес.
27 Ему нет необходимости приносить жертвы каждый день, как это делают другие первосвященники, принося вначале жертвы за свои грехи и потом за грехи народа. Он принес жертву за всех раз и навсегда, когда отдал в жертву самого себя.
28 По закону первосвященниками назначаются обыкновенные слабые люди, а согласно клятве, данной уже после закона, Первосвященником был назначен Божий Сын, навеки совершенный.

Толкование Далласской семинарии

А. Великий Первосвященник и Его великое служение (7:1 — 10:18)

Здесь начинается единственный и самый длинный в послании «объяснительный» раздел. Сама величина его говорит о его важности. Тема его — центральная тема Послания к Евреям.

Истинным источником утешения для читателей во всех их невзгодах является Первосвященство Христа. Им следовало осознать его величие, его превосходство над левитскими установлениями, как и свой гарантированный доступ к Первосвященнику — на основании смерти Христа.

1. О ПЕРВОСВЯЩЕННИКЕ (глава 7)

Автор возвращается к теме, начатой им в 5:1−10; в 5:11 он, однако, выразил сомнение в способности своих читателей понять ее и вместить. В заключение своего последнего предупреждения автор, тем не менее, опять подходит к теме священства по чину Мелхиседека (6:19−20). Далее он излагает и объясняет ее.

А. Величие Мелхиседека (7:1−10)

Евр 7:1−3. Автор начинает с описания величия этого ветхозаветного персонажа, Мелхиседека. Признаваемый прообразом Самого Христа, Мелхиседек был царем и священником. Он благословил Авраама и принял от него десятину. Имя и титул Мелхиседека рассматриваются как мессианские атрибуты праведности (царь правды) и мира (царь мира).

Поскольку о родословии Мелхиседека не говорится в Ветхом Завете, то он считается лицом без отца, без матери, без родословия, не имеющим начала дней, ни конца жизни. Эти слова автора часто воспринимаются так, что «умолчание свыше» обо всем этом делает Мелхиседека прототипом Сына Божия. Возможно, это верно, и все-таки более естественно предположить, что автор мыслил Мелхиседека принадлежащим к той «священнической чреде», которая «не иссякает» в своем духовном служении. (Позднее, в 7:8, он скажет о Мелхиседеке, как о живущем и в их дни.) Если это так, то Мелхиседек может быть ангелом, который одно время правил Салимом (т. е. Иерусалимом). И тогда слова автора о нем как о не имеющем «начала дней» надо понимать не в смысле его «вечности», а в смысле его происхождения «до начала времен».

Концепция Мелхиседека как ангела не поднимает его на одни уровень с Божиим Сыном — ведь автор настоятельно подчеркивает превосходство Сына над ангелами (1:5−14). Имеются свидетельства, что в Кумране действительно считали Мелхиседека ангелом, и если это имеет в виду автор послания, то цель его показать, что Сын Божий есть Первосвященник в той «чреде», к которой Мелхиседек принадлежит как просто священник.

Евр 7:4−10. О личном превосходстве Мелхиседека над патриархом Авраамом свидетельствует тот факт, что Авраам ему и десятину отделил. И хотя Мелхиседек не имел отношения к чреде Левия, он принял эту десятину от Авраама и благословил его. Самый этот акт благословения подчеркивает мысль о превосходстве «царя Салима» над патриархом.

Тем более превосходит он левитов, которые, хоть и собирали десятины, но были смертны. Автор по контрасту выделяет то обстоятельство, что с Авраама десятина была взята тем, который имеет о себе свидетельство, что он живет (стих 8). Далее. В каком-то смысле и сам Левий уплатил Мелхиседеку десятину через Авраама, ибо он, Левий, был еще в чреслах отчих, когда Мелхиседек встретил его.

Естественно, автор понимал, что в буквальном смысле Левий не платил десятины Мелхиседеку, но в соответствии с принципом, что предок более своих потомков, актом, совершенным Авраамом, утверждалось превосходство Мелхиседека и над священством Левитским.

Б. Новое свидетельство приходит на смену прежнему (7:11−19)

Установив превосходство Мелхиседека во всем — и в личности его, и в сравнении его с Авраамом и Левием, автор мог перейти к следующему пункту. Упомянутое превосходство нужно ему было как доказательство в свете происшедшего «вытеснения» Закона. Законническая и левитская системы, в недостаточности их, подлежали замене чем-то лучшим.

Евр 7:11−12. Простейшим способом — на основании Божиего обетования (записанного в Пс 109:4), что новый священник «восстанет» уже не «по чину» Ааарона, — оспаривает автор совершенство левитского священства. Как только происходит смена священства, так и вся законническая система, на которой зиждятся левитские установления, должна быть заменена. В сущности автор подтверждает тут истину, высказанную апостолом Павлом, что «вы не под законом» (Рим 6:14), хотя и подходит к ней с другой стороны.

Евр 7:13−14. Левитское священство было заменено; об этом свидетельствует тот факт, что Господь наш воссиял из колена Иудина, которое никакой роли в осуществлении левитских установлений не играло. Тот (новый Священник) …принадлежал к иному колену.

Евр 7:15−19. И это еще яснее видно из того, что новый Священник имеет жизнь непрестающую. Снова цитирует автор Пс 109:4, чтобы показать, что такая жизнь, не имеющая конца, присуща «чину Мелхиседека» (сравните сказанное им о Мелхиседеке в 7:8). Итак, новый Священник несет Свое служение не по закону заповеди плотской.

Автор, вероятно, имел в виду, что закон, регулировавший как священническую деятельность, так и ее преемственность, был «плотским» — не в том смысле, что был «злым», а в том, что управлял «плотью», т. е. смертными людьми. Эта бывшая заповедь (или закон) была отменена по причине немощи и бесполезности. Новым священством пробуждается теперь лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

Автор таким образом утверждает и подчеркивает, что на смену закону, который ничего не довел до совершенства, пришло новое священство, способное осуществить свои цели через тех, которые посредством его «приближаются к Богу».

В. Превосходство нового Первосвященника (7:20−28)

Если, как показывает автор, Мелхиседек больше Левия (стихи 4−10), и новым священством прежнее отменяется (стихи 11−19), то не остается сомнения в превосходстве нового Священника над левитскими священниками.

Евр 7:20−22. Священство Христа решающим образом отличается от левитского уже потому, что введено было посредством Божией клятвы. (Потомки Аарона наследовали свое служение без клятвы.) И автор приводит слова этой клятвы из того же Пс 109:4; самое звучание ее, возвышенно-торжественное, свидетельствует о превосходстве нового Священника, величественно вводимого в Его роль. По причине клятвы Отца и сделался Иисус лучшего завета поручителем (это слово «енгиос» встречается в Новом Завете только тут).

Евр 7:23−25. Священники из колена Левия были смертны, отсюда — их постоянная сменяемость. Непреходящее же священство Иисуса дает Ему возможность спасать всегда и «спасать до конца» (как сказано в англ. Библии) приходящих чрез Него к Богу. (Комментатор, исходя из этого, считает, что автор послания подразумевает тут то «спасение-наследие», о котором впервые им упомянуто в 1:14. — Ред.).

Поэтому читателям Послания к Евреям следовало крепко держаться своего исповедания веры, сознавая, что Он может провести их через все испытания и трудности до конца пути, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Здесь автор как бы повторяет то, что уже было сказано им в 4:14−16. Их Вождь и Священник в состоянии привести их в «славу многих сынов». Именно в этом смысле Он спасает «до конца».

Евр 7:26−28. Первосвященник, которого имеют христиане, — непорочный и превознесенный выше небес. Поэтому Ему нет нужды, как священникам — левитам, ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа.

На первый взгляд может показаться, что в стихах 27−28 подразумевается ритуал, совершавшийся в День искупления (Лев 16), но тот имел место раз в году, а здесь говорится: «день за днем». Так, что скорее всего автор подразумевал именно ритуал, совершавшийся изо дня в день. Судя по некоторым свидетельствам еврейской традиции, первосвященнику полагалось приносить ежедневную жертву; и, значит, сказанное в Лев 6:12−13 могло относиться к нему.

В любом случае у нового Первосвященника не было нужды в том, чтобы приносить жертвы за себя или постоянные жертвы за других. Ибо совершенное Им однажды принесение в жертву Себя явилось вседостаточным актом. Больше об этом будет сказано в Евр 9 и 10. Здесь же автор ограничивается заключением, что в противоположность священникам-левитам, Сын стал Священником навеки совершенным. И это перекликается со сказанным в 5:8−10.

Итак, закон «поставлял» первосвященниками людей со всеми их слабостями, а слово клятвенное, произнесенное после того, как был дан закон, поставило Первосвященника принципиально иного рода, к Которому верующие могут приходить во все времена в твердом убеждении, что Он в состоянии исполнить каждую их нужду.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.