От Матфея 21 глава

Евангелие от Матфея
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Когда они, приближаясь к Иерусалиму, дошли до селения Виффагия, что расположено на Масличной горе, Иисус послал вперед двух учеников,
2 сказав им: – Идите в деревню, которая перед вами, там вы сразу же найдете привязанную ослицу и рядом с ней осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне.
3 Если кто-то вас спросит, зачем вы это делаете, то отвечайте, что они нужны Господу, и вам тут же дадут их.
4 Это произошло для того, чтобы исполнилось сказанное через пророка:
5 "Скажите дочери Сиона: вот Царь твой идет к тебе, кроткий, верхом на ослице и осленке, сыне вьючного животного!"
6 Ученики пошли и сделали все так, как Иисус велел им.
7 Они привели ослицу и осленка, положили на них свою одежду, и Иисус сел поверх нее.
8 Собралось очень много людей, они расстилали свою одежду на дороге, срезали ветви с деревьев и тоже постилали на дороге.
9 Народ, что шел впереди, и те, что шли следом, громко кричали: – "Осанна Сыну Давида! Благословен тот, кто приходит во имя Господа! Осанна в небесах!"
10 И когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в волнение, и все спрашивали: – Кто это? –
11 А из толпы отвечали: – Это пророк Иисус из Назарета в Галилее!
12 Иисус вошел в храм и выгнал оттуда всех торговцев и покупателей. Он перевернул столы менял и прилавки торговцев голубями.
13 – Написано, – сказал Он, – "Дом Мой будет называться домом молитвы", а вы превратили его в разбойничье логово.
14 В храме к Нему подошли слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 Первосвященники и учителя закона, увидев чудеса, которые совершал Иисус, и услышав, как дети кричат в храме: "Осанна Сыну Давида", – сильно рассердились.
16 – Ты слышишь, что кричат эти дети? – спросили они Его. – Да, – ответил Иисус, – разве вы не читали, что написано: "Из уст младенцев и грудных детей Ты вызовешь хвалу себе"?
17 Он оставил их и пошел из города в Вифанию, где и заночевал.
18 Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод.
19 Увидев у дороги инжирное дерево, Он подошел к нему, но не нашел на нем ничего, кроме листьев. Тогда Иисус сказал дереву: – Пусть же от тебя никогда больше не будет плодов! Инжир сразу же засох.
20 Когда ученики это увидели, то удивились: – Как это инжир мог так быстро засохнуть?
21 Иисус ответил: – Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с инжиром, но даже если вы скажете этой горе: "Поднимись и бросься в море", так и случится.
22 Если вы верите, то все, о чем бы вы ни попросили в молитве, получите.
23 Когда Иисус вошел в храм и стал учить народ, к Нему подошли первосвященники и старейшины народа с вопросом: – Какой властью Ты все это делаешь и кто дал Тебе эту власть?
24 Иисус ответил им: – Я тоже задам вам вопрос, и если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, какой властью Я это делаю.
25 От кого Иоанн получил свое право крестить, от Бога или от людей? Они стали рассуждать между собой: – Если мы скажем: "От Бога", то Он спросит: "Так почему же вы ему не поверили?"
26 Сказать "От людей" нельзя, ведь все считают, что Иоанн был пророком.
27 – Мы не знаем, – ответили они. – И Я вам тоже не скажу, какой властью Я это делаю, – сказал тогда Иисус.
28 – Что вы скажете на такое: у одного человека было два сына. Как-то он подошел к одному из них и говорит: "Сын, пойди, поработай сегодня в винограднике".
29 "Не хочу", – ответил сын, но потом передумал и все же пошел.
30 Подойдя и к другому сыну, отец попросил его о том же. Сын ответил: "Иду, господин", – а сам не пошел.
31 Кто из них исполнил волю отца? – Первый, – ответили они. Тогда Иисус сказал им: – Говорю вам истину: сборщики податей и проститутки впереди вас идут в Царство Бога.
32 Ведь Иоанн пришел к вам показать путь праведности, и вы не поверили ему, а они поверили. А вы даже после того, как это увидели, не раскаялись и не поверили.
33 – Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник. Он огородил его стеной, выкопал яму для давильного пресса и построил сторожевую башню. Затем он отдал виноградник в аренду, а сам отправился в далекое путешествие.
34 Когда пришло время сбора винограда, он послал своих слуг к виноградарям за причитающейся ему долей.
35 Те же схватили слуг и кого избили, кого убили, а кого закидали камнями.
36 Тогда хозяин послал других слуг, их было больше, чем в первый раз, но виноградари и с теми поступили так же.
37 В конце концов он послал своего сына. "Уж к сыну-то моему они проявят уважение", – думал он.
38 Но когда виноградари увидели сына, они решили: "Это наследник. Давайте убьем его, и наследство будет нашим".
39 Они схватили его, вышвырнули из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что он сделает с этими виноградарями?
41 – Он жестоко казнит злодеев, – ответили они, – и сдаст виноградник другим виноградарям, которые отдадут ему его долю урожая в условленный срок.
42 Иисус сказал им: – Разве вы не читали в Писаниях: "Камень, который отвергли строители, стал краеугольным. Это совершил Господь, и как это изумительно для нас!"?
43 Поэтому Я и говорю вам, что Божье Царство будет отнято у вас и отдано народу, который приносит плод.
44 Кто упадет на этот камень, тот разобьется, а на кого камень упадет, того он раздавит.
45 Выслушав притчи Иисуса, первосвященники и фарисеи поняли, что Он говорит о них.
46 Они хотели арестовать Иисуса, но боялись народа, потому что люди считали Иисуса пророком.

Новой Женевской Библии

21:1-11 Только Матфей, единственный из всех синоптиков, говорит об ослице; возможно — чтобы подчеркнуть, что осел был очень молодой, ослица еще кормила его и потому на нем еще никто не ездил (ср. Мк. 11,2). Кроме того, в цитате из Зах. 9,9 сказано, что грядущий Царь будет ехать на молодом осле. Иисус хочет, чтобы пророчество исполнилось во всех деталях и все однозначно его поняли.

Победный вход в Иерусалим — конечно, акт символический. Иудеи признавали, что Захария говорит о Мессии. Толпа кричала: "Осанна Сыну Давидову!" (ст. 9) и расстилала одежды (ср. 4 Цар. 9,13), следовательно, приняла свидетельство, что Он и есть Мессия. Вспомним, что Давид объявил Соломона своим наследником, повелев ему въехать в Иерусалим на осле (3 Цар. 1,33.38.44).

21:7 Он сел поверх их. Иисус не оседлал обоих ослов, Он ехал на осленке (ср. Мк. 11,2.7). Вероятно, "их" относится к одеждам.

21:9 осанна. Еврейское слово, соответствует русскому "дай спасение", "спаси же".

21:12-13 По Иоанну (1,13-17) получается, что Иисус очистил храм раньше, в начале Своего служения, а не на Страстной неделе. Предполагают, что или Иоанн, или синоптики изменили время действия из теологических соображений. Не исключено, что Иисус изгонял меновщиков дважды.

21:13 вертепом разбойников. Слова эти — из Иер. 7,11, где Господь изобличает иудеев, считавших, что само здание храма уже обеспечивает им Божие благоволение при всей мерзости их грехов. Это же суеверие было распространено и во времена Иисуса.

21:16 Чтобы оправдать восхваляющих Его детей, Иисус приводит слова из Пс. 8,3, где Бог велел младенцам хвалить Его. Иисус здесь косвенным образом подтверждает Свою Божественность.

21:18-20 Матфей сводит воедино события, которые происходили в течение двух дней (ср. Мк. 11,12-14.20-26). Обычно плоды смоковницы появляются весной раньше листьев и, хотя они еще незрелы, есть их можно. Иисус проклял дерево за то, что обилием листьев оно обещало много плодов, а плодов этих нет. Случай этот вместе с изгнанием из храма предупреждает о неотвратимости Божией кары Израилю: разрушение и города, и храма (Иер. 24,1-8).

21:21-22 Созвучно 17,20, но здесь подчеркивается, что не следует сомневаться. Свобода от сомнений приходит как результат уверенности в благости Божией. Истинная вера получает то, о чем просит, ибо основана не на самонадеянности, а на доверии к Богу и на подчинении Его воле.

21:33-46 Притча восходит к Ис. 5,1-7 и, возможно, к Пс. 79,8-18. Ее смысл ясен. Хозяин здесь — Бог, виноградник — Царство Божие (ст. 43), слуги — пророки, сын — Иисус, виноградари — иудеи, отвергшие Иисуса, убиение сына — распятие Христа, изгнание виноградарей — передача Царства новому народу Божию, в который входят и язычники.

21:42 В ответе Иисуса тем, кто оспаривал Его власть (ст. 23), использованы слова из Пс. 117,22.23.

21:44 Здесь соединены пророчества Исаии (8,14) и Даниила (2,34.44). Так Иисус говорит о крушении земных царств и создании Царства Божия на земле, и о том, что вожди иудейские этому царству противятся. Ссылка Самого Иисуса на Пс. 117, Ис. 8,14 и Дан., гл. 2 дает основание учению о Христе, как о "камне" (Деян. 4,11; Рим. 9,33; 1 Пет. 2,6-8).



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.