От Марка 12 глава

От Марка
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 И Он стал говорить с ними притчами. — Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильного пресса, построил сторожевую башню. Потом он сдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал.
2 Когда пришло время, он послал к виноградарям слугу, чтобы тот забрал положенную долю урожая.
3 Но виноградари схватили слугу, избили и отослали ни с чем.
4 Тогда хозяин послал к ним другого слугу; но с ним поступили еще хуже: разбили ему голову и надругались над ним.
5 Хозяин послал еще одного слугу; его виноградари убили. Он посылал еще многих слуг, но виноградари одних избивали, других убивали.
6 В конце концов у хозяина остался только его единственный любимый сын. Он послал его к ним последним. "Уж сына-то моего они постыдятся", — думал он.
7 Но виноградари сказали друг другу: "Это наследник; давайте убьем его, и наследство будет нашим".
8 Они схватили его, убили и выбросили тело из виноградника.
9 — Что же сделает хозяин виноградника? Конечно же, он придет, убьет виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Разве вы не читали в Писании: "Камень, который отвергли строители, стал краеугольным!
11 Это сделано Господом, и для нас изумительно"!
12 Когда священники, учителя закона и старейшины поняли, что эту притчу Иисус рассказал о них, они хотели тут же схватить Его, но вокруг было много народа, и они не решились. Поэтому они оставили Его и ушли.
13 Потом они подослали к Иисусу фарисеев и сторонников Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
14 Подойдя к Иисусу, они сказали: — Учитель! Мы знаем, что Ты человек честный и прямой и Тебя не заботит мнение других. Ты не стремишься никому угодить, а истинно учишь тому, в чем заключается Божья воля. Скажи нам, законно ли платить налог императору или нет?
15 Платить нам его или не платить? Иисус, зная их лицемерие, сказал: — Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.
16 Ему принесли монету, и Он спросил: — Чье здесь изображение и имя? — Императора, — ответили они.
17 — Так и отдавайте императору то, что принадлежит императору, а Богу — то, что принадлежит Богу, — сказал Иисус. Они были поражены Его ответом.
18 К Иисусу подошли саддукеи, которые утверждают, что воскресения не бывает.
19 Они спросили: — Учитель! Моисей написал в Законе, что если женатый мужчина умрет, не оставив детей, то его брат должен жениться на вдове, чтобы таким образом восстановить род умершего.
20 Было семеро братьев. Старший женился и умер, не оставив потомства.
21 На вдове женился его брат и тоже умер, не оставив потомства. То же самое произошло и с третьим.
22 Никто из семерых не оставил после себя детей. После всех умерла и женщина.
23 Чьей женой будет эта женщина при воскресении? Ведь все семеро были женаты на ней.
24 Иисус ответил: — Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы?
25 Воскресшие из мертвых не будут ни жениться, ни выходить замуж; они будут как ангелы на небесах.
26 А о том, что мертвые воскресают, разве вы не читали в книге Моисея, в том месте, где говорится о кусте, как Бог сказал Моисею: "Я Бог Aвраама, Бог Исаака и Бог Иакова"?
27 Он Бог не мертвых, а живых! Вы глубоко заблуждаетесь.
28 Один из учителей закона, слушая этот спор, заметил, как хорошо ответил Иисус, и спросил у Него: — Какая из заповедей самая важная?
29 Иисус ответил: — Самая важная заповедь — это: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог — единственный Господь.
30 Полюби Господа своего Бога всем своим сердцем, и всей душой, и всем разумом, и всеми силами".
31 Вторая заповедь: "Люби своего ближнего, как самого себя". Нет заповедей важнее этих двух.
32 — Прекрасно, Учитель, — сказал учитель закона. — Бог один, и нет другого Бога, кроме Него.
33 Любить Его всем сердцем, всем разумом, всеми силами и любить ближнего, как самого себя — это важнее, чем все всесожжения и жертвы.
34 Иисус, видя, как разумно ответил учитель закона, сказал ему: — Недалеко ты от Божьего Царства. С тех пор никто больше не осмеливался задавать Иисусу вопросы.
35 Продолжая учить в храме, Иисус сказал: — Почему учителя закона говорят, что Мессия — потомок царя Давида?
36 Ведь сам Давид сказал, вдохновляемый Святым Духом: "Господь сказал моему Господу: сиди по правую руку от Меня, пока Я не повергну Твоих врагов к Твоим ногам".
37 Если сам Давид называет Его Господом, то как Он может быть его сыном? Большая толпа слушала Иисуса с радостью.
38 А Он учил: — Остерегайтесь учителей закона. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют на людных площадях.
39 Они сидят на самых почетных местах в синагогах и на званых обедах.
40 Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждет самое суровое наказание.
41 Сев напротив сокровищницы храма, Иисус смотрел, как люди кладут в нее деньги. Многие богачи бросали помногу.
42 Но вот подошла бедная вдова и бросила всего две мелкие монеты.
43 Иисус подозвал учеников и сказал им: — Говорю вам истину, эта бедная вдова положила больше всех,
44 потому что все жертвовали от своего избытка, а она — от своей нищеты. Она отдала все, что у нее было на жизнь.

Новой Женевской Библии

12:1 им. Это местоимение относится к первосвященникам и учителям закона.

притчами. См. ком. к 4:10−11.

виноградник. Символический ветхозаветный образ Израиля (Ис 5:1−5).

12:2 слугу. «Слугами» или «рабами» в Писании часто называются пророки (Исх 14:31; 2Пар 1:3; Ис 20:3; Ам 3:7). Бог посылал пророков, чтобы призывать народ быть верным Ему, но израильтяне часто подвергали Его посланников преследованиям и даже предавали смерти (Мф 23:37).

виноградарям. Имеются в виду духовные вожди народа.

12:6 одного сына, любезного ему. Ср. 1:11; 9:7.

12:9 отдаст виноградник другим. У Матфея (21:43) сказано более определенно: «народу, приносящему плоды его», что указывает одновременно на сформировавшуюся вокруг Иисуса общину учеников (Лк 22:29, 30) и на будущее вхождение в Церковь язычников (Мф 8:11−12; Рим 9:22−26).

12:10 камень, который отвергли строители. Камнем, который отвергли строители, является Сам Иисус (см. Пс 117:22−23).

12:14 подать кесарю. Дань, которую взимали мытари в пользу Рима. Зилоты видели в этой подати еще один пример национального унижения и отказывались платить ее.

12:15 что искушаете Меня? Иисус понял цель вопроса.

динарий. В Палестине находились в обращении несколько различных валют. Иисус попросил дать Ему римский динарий, на котором был отчеканен портрет императора.

12:18 саддукеи. Аристократическая партия, ориентированная на эллинистическую культуру и активно сотрудничавшая с римскими властями; из Писания признавали только Пятикнижие Моисея; не верили ни в воскресение мертвых, ни в существование ангелов и духов, ни в грядущий всеобщий суд над человечеством.

12:19 Моисей написал. История, которую саддукеи рассказали Иисусу (ст. 19−23), основана на законе о левирате (Быт 38:13−30), согласно которому в случае преждевременной смерти мужчины, не оставившего после себя наследника, его ближайший родственник был обязан продолжить род покойного (Руфь 3:4).

12:24 этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний? См. ком. к 12:18.

12:26 при купине. См. Исх 3:1−6. Поскольку саддукеи признавали богодухновенным только Пятикнижие, Иисус ссылается именно на книги Моисея, тем самым доказывая, что саддукеи не понимали и Пятикнижия.

12:29 слушай, Израиль! См. Втор 6:4. Здесь в очередной раз возникают споры вокруг Писания, и Иисус цитирует этот стих, известный как «Шема» (евр.: «слушай») и ставший великим исповеданием монотеистической веры Израиля.

12:31 Вторая. Здесь Иисус соединяет Втор 6:4−5 с Лев 19:18 — текстом, который Иаков называет «законом царским» (Иак 2:8).

12:33 всесожжении. Книжник одобряет ответ Иисуса и добавляет к нему обоснование из Писания, найденное им самим (1Цар 15:22; Ос 6:6).

12:34 недалеко ты от Царствия Божия. Сравнивая богатого юношу из 10:21 («одного тебе недостает») и Никодима (Ин 3:1−21), можно отметить, что в обоих случаях имеется нужда в новом рождении, открывающем вход в Божие Царство. Согласно Деян 6:7, многие люди, подобные этому книжнику, вошли в Царство Божие после дня Пятидесятницы.

12:35 в храме. См. ком. к 11:15. Кроме «двора язычников» на территории храма находились «двор женщин» (дальше которого женщины не могли заходить) и «двор Израиля», предназначенный для мужчин-иудеев.

12:36 сам Давид. Слова Иисуса и данное Им истолкование основываются на том факте, что автором данного псалма является Давид.

сказал Духом Святым. Иисус признает, что сочинения Давида богодухновенны.

12:37 сам Давид называет Его Господом. Иисус утверждает, что хотя Мессия является потомком Давида, Его царское достоинство и власть намного превосходят достоинство и власть Давида, потому что, с одной стороны, Давид обращается к этому Царю как к своему Господу (Пс 109:1), а с другой — царствующий Мессия совершенно особым образом связан с Господом (Пс 109:2).

12:38 остерегайтесь книжников. Раввинское учение о Мессии и толкование книжниками мессианских текстов ВЗ были чересчур поверхностными. Производя впечатление людей, обладающих глубокими знаниями и большой ученостью, на деле книжники «весьма заблуждались» (ст. 27).

12:40 поядающие домы вдов. Т.е. притесняющие беззащитных.

долго молящиеся. См. Мф 6:5−6.

12:41 сокровищницы. Ящики для пожертвований были установлены во «дворе женщин» и доступ к ним был открыт для всех.

12:42 две лепты. Лепта была мельчайшей из монет, находившихся в обращении.

кодрант. Римская монета достоинством в одну шестьдесят четвертую часть динария (динарий составлял дневной заработок наемного работника).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.