От Марка 13 глава

От Марка
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Когда Иисус выходил из храма, один из учеников сказал Ему: — Учитель! Посмотри, какие камни! Какие здания!
2 — Видишь эти величественные здания? — ответил Иисус. — Здесь и камня на камне не останется — все будет разрушено.
3 Иисус сидел на склоне Масличной горы напротив храма. Петр, Иаков, Иоанн и Aндрей спросили Его, когда рядом больше никого не было:
4 — Скажи нам, когда это произойдет и по какому знаку мы узнаем, что все это вот-вот исполнится?
5 Иисус начал говорить им: — Смотрите, чтобы никто не обманул вас.
6 Многие будут приходить под Моим именем, говоря: "Это я", — и многих обманут.
7 Когда вы услышите о ближних и далеких войнах, не бойтесь. Это должно произойти, но это еще не конец.
8 Потому что народ поднимется на народ и царство на царство. В разных местах будут землетрясения и голод, но все это лишь начало родовых мук.
9 — Будьте бдительны! Вас будут отдавать в суды и избивать в синагогах. Из-за Меня вы будете стоять перед правителями и царями, для свидетельства им.
10 Но прежде Радостная весть должна быть проповедана всем народам.
11 И когда вас будут арестовывать и отдавать в суды, не заботьтесь заранее о том, что вам сказать. Говорите то, что вам будет дано в тот час, ведь это не вы сами будете говорить, а Святой Дух.
12 — Брат предаст на смерть брата, и отец — своего ребенка. Дети восстанут против родителей и убьют их.
13 Все будут ненавидеть вас из-за Меня, но тот, кто выстоит до конца, будет спасен.
14 — Когда же вы увидите мерзость запустения там, где ее не должно быть (пусть читающий догадается!), тогда живущие в Иудее пусть бегут в горы.
15 Кто окажется на крыше дома, пусть не спускается за вещами,
16 а кто окажется в поле, пусть не возвращается за своим плащом.
17 Горе будет в те дни беременным и кормящим.
18 Молитесь, чтобы это не случилось зимой,
19 потому что в те дни будут такие бедствия, каких еще не было с того времени, как Бог начал творить мир, доныне, и никогда больше не будет.
20 Если бы Господь не сократил эти дни, то не уцелело бы ни одно живое существо. Но ради избранных, которых Он сам избрал, Он сократил эти дни.
21 Тогда, если кто-нибудь скажет вам: "Смотрите! Здесь Мессия!", или: "Он там!" — не верьте.
22 Потому что придут лжемессии и лжепророки и сотворят удивительные знамения и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
23 Так что, смотрите! Я предсказал вам все, что случится.
24 Но в те дни, после тех бедствий, "солнце померкнет, и луна перестанет светить;
25 звезды будут падать с неба, и небесные силы содрогнутся".
26 Тогда люди увидят Сына Человеческого, идущего по облакам с великой силой и славой.
27 Он пошлет ангелов и соберет своих избранных с четырех сторон света, от края земли до края неба.
28 — Пусть вас научит инжир: когда его ветви становятся мягкими и выпускают листья, вы знаете, что скоро наступит лето.
29 Так и здесь, когда вы увидите, что это сбывается, знайте, что Он близко, у самых дверей.
30 Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это случится.
31 Даже если небо и земля исчезнут, Мои слова останутся в силе.
32 — Но о том дне или часе не знает никто, кроме Отца — ни ангелы на небе, ни Сын.
33 Будьте настороже, не спите: ведь вы не знаете, когда это время наступит.
34 Это ожидание можно сравнить с тем, как человек, отправляющийся в дальний путь, оставляет свой дом под присмотром слуг и каждому слуге дает особое поручение, а привратнику наказывает бодрствовать.
35 Так и вы — бодрствуйте! Потому что не знаете, когда возвратится хозяин дома: может, вечером, а может, в полночь, может, с пением петухов, а может, на рассвете.
36 Пусть же он, даже придя внезапно, не застанет вас спящими.
37 А то, что Я говорю вам, говорю и всем: бодрствуйте!

Новой Женевской Библии

13:1−37 Эта глава известна как «малый апокалипсис» или «речь на Масличной горе». Она состоит из трех частей: 1) предсказание о разрушении храма (ст. 1−4); 2) предсказание о будущих гонениях (ст. 5−25); 3) предсказание о Втором пришествии Сына Человеческого (ст. 26−37).

13:1 какие камни и какие здания! Ирод Великий начал перестраивать храм в 19 г. до Р.Х., широко используя мрамор и золото. Внешний двор, длина которого достигала 450 метров, а ширина — 270, был огорожен стенами из массивных белых каменных плит.

13:2 камня на камне. В 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разграблен, а храм сожжен и разрушен легионами римского военачальника Тита, позднее ставшего императором.

13:4 когда это будет? В вопросе учеников имелось в виду разрушение храма. В ответе же Иисуса, по-видимому, говорится как об этом не слишком отдаленном событии, так и о времени, предшествующем приходу Сына Человеческого (ст. 26; ср. Мф 24:3). В свойственной пророческому видению перспективе, где события, отделенные друг от друга огромными временными периодами, могут быть спрессованы вместе, явления, сопровождавшие разрушение храма, служат прообразом тех, которые будут сопровождать Второе пришествие.

13:6 многие придут. В 130 г. Бар Кохба, вождь иудейского восстания против римлян, заявил о себе как о Мессии и был принят в этом качестве своими последователями. С тех пор список лжемессий остается открытым.

это Я. Слова, являющиеся именем Божиим (Исх 3:14 — в Синодальном переводе: «Я есмь»).

13:7 конец. Согласно параллельному тексту (Мф 24:3), «конец» — это «кончина века».

13:8 начало болезней. Иудеи ожидали, что перед приходом Мессии наступит время страданий (см. Рим 8:22).

13:10 во всех народах... должно быть проповедано. Время между воскресением Христа и Его Вторым пришествием — это не просто время страданий и гонений, но также время благодати и благовестия, достигающего концов земли во исполнение пророчества, содержащегося в Ис 49:6.

13:11 что вам говорить. См. Деян, гл. 2 и 7.

13:13 претерпевший же до конца. См. ком. к ст. 7. Это означает также конец жизни каждого отдельного человека.

13:14 мерзость запустения. Дан 11:31 предсказывает приход царя с севера, который осквернит храм. Это предсказание в первый раз исполнилось, когда в 168 г. до Р.Х. Антиох Епифан установил в Святом Святых языческий алтарь и принес на нем в жертву свинью. В 70 г. по Р.Х. этот ветхозаветный текст определенно исполнился еще раз, когда римский военачальник Тит разрушил храм.

читающий да разумеет. Эта фраза может указывать либо на знание Марка о том, что разрушение храма уже совершилось, либо на желание Иисуса, чтобы Его слушатели, которые одновременно были читателями Ветхого Завета, поняли, что Он использует Дан 9:25−27 и 11:31 (ср. 2:25; 12:10, 26).

да бегут в горы. Евсевий Кесарийский, историк, живший в IV в. по Р.Х., утверждает, что во время Иудейской войны христиане бежали из Иерусалима и основали церковь в Пелле (город в Перее).

13:19 скорбь, какой не было от начала творения. Здесь, очевидно, подразумевается не только скорбь, связанная с разрушением храма, но и скорбь конца времен.

13:20 сократил. Это сокращение может относиться ко времени разрушения храма или ко времени Второго пришествия, или и к обоим событиям одновременно.

ради избранных. Т.е. ради народа Божиего (ст. 22:27).

13:21 вот, здесь Христос. См. ком. к ст. 6.

13:22 знамения и чудеса. Иисус считает знамения и чудеса прерогативой Мессии, хотя признает, что они будут сопровождать и лжемессий.

13:24 в те дни. Поскольку в ВЗ слова «те дни» — специальный термин для обозначения конца времен (Иер 3:16; Иоиль 3:1; Зах 8:23), возможно, Иисус здесь также говорит об этом (ср. 13:7), подтверждением чему служит и слово «тогда» (ст. 26), где речь явно идет о Втором пришествии (см. ком. к ст. 26).

солнце померкнет. Эсхатологические образы, созвучные Ис 13:10 и 34:4.

13:26 грядущего на облаках. Облака символизируют Божие присутствие (Исх 19:9; Исх 24:15−18). Если отличительными особенностями первого прихода Сына Человеческого были Его страдания и унижение (см. ком. к 8:31), то Его пришествие в «конце времен» станет откровением Его божественной славы. Иисус описывает Свое пришествие в образах, заимствованных из Дан 7:13−14.

13:27 от четырех ветров. Т.е. со всего света.

13:28 От смоковницы возьмите подобие. В Писании смоковница служит обычно символом Израиля. Однако в данном случае Иисус имел в виду иное. В отличие от остальных лиственных деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Так и ученики, в отличие от остальных людей, которые будут устрашены надвигающимися «болезнями», должны возрадоваться, ибо бедствия — знак того, что Второе пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 29).

13:30 род сей. Поколение живущих в упоминаемое время; общность людей, происходящих от одного общего предка (см. Мф 23:36). В данном контексте следует, по-видимому, принимать оба значения.

13:31 Небо и земля прейдут. Небо и земля существуют во времени, слова же Иисуса имеют вневременной, вечный характер. См. статью «Учение Иисуса».

13:32 ни Сын. Иисус указывает здесь на два момента: 1) исключительность Своих отношений с Отцом, основанных на том, что Он является Сыном от вечности; 2) во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено.

13:35 вечером. См. 6:48.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.