От Иоанна 12 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 За шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, туда, где жил Лазарь, которого Он воскресил из мертвых.
2 Здесь в честь Иисуса был устроен обед. Марфа накрывала на стол, и Лазарь вместе с другими гостями и Иисусом тоже был у стола.
3 Мария в это время взяла кувшин чистого нардового масла, которое стоило очень дорого, и вылила его на ноги Иисусу. Потом она стала вытирать Его ноги своими волосами. Весь дом наполнился ароматом.
4 Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, который впоследствии предал Его, возмутился:
5 — Почему было не продать это масло за триста денариев и не раздать деньги нищим!
6 Он говорил это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор. Ему была доверена касса, и он брал из нее на свои нужды.
7 — Оставь ее, — сказал Иисус, — она должна была сохранить этот бальзам на день Моего погребения.
8 Бедные среди вас будут всегда, Меня же с вами скоро уже не будет.
9 Тем временем собралась большая толпа иудеев. Они пришли не только для того, чтобы увидеть Иисуса, но и посмотреть на Лазаря, которого Иисус воскресил из мертвых.
10 Первосвященники к тому времени решили убить и Лазаря,
11 потому что из-за него многие иудеи приходили к Иисусу и верили в Него.
12 На следующий день многочисленная толпа, пришедшая на праздник, услышала о том, что Иисус идет в Иерусалим.
13 Люди взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу с возгласами: — "Осанна! Благословен идущий во имя Господа! Благословен царь Израиля!"
14 Иисус нашел молодого осла и сел на него, как об этом и написано:
15"Не бойся, дочь Сиона! Смотри! Вот идет царь твой, сидя на молодом осле!"
16 Вначале ученики Иисуса ничего не могли понять. Только после того, как Он был прославлен, они поняли, что произошло то, что было о Нем написано.
17 Люди, бывшие с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мертвых, продолжали рассказывать об этом случае.
18 Потому и вышла встречать Иисуса целая толпа, что все хотели увидеть человека, совершившего такое чудо.
19 Фарисеи с досадой говорили друг другу: — Ничего не помогает. Весь мир идет за Ним!
20 Среди пришедших на праздник для поклонения было несколько греков.
21 Они подошли к Филиппу, ученику Иисуса, который был родом из Вифсаиды в Галилее, и попросили: — Господин, мы бы хотели увидеть Иисуса.
22 Филипп пошел к Aндрею, и они вдвоем подошли и сказали об этом Иисусу.
23 Иисус ответил: — Настал час Сыну Человеческому быть прославленным.
24 Говорю вам истину: если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то оно остается одним зерном. Если же оно умрет, то из него произойдет много зерен.
25 Тот, кто любит свою жизнь, тот потеряет ее, но кто возненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит ее для вечной жизни.
26 Тот, кто служит Мне, должен и следовать за Мной. Где Я буду, там будет и Мой слуга. Отец Мой прославит того, кто служит Мне. —
27 Сейчас Моя душа взволнована. Что Я могу сказать: "Отец, избавь Меня от этого часа"? Но ведь для этого часа Я и пришел!
28 Отец, да прославится имя Твое! И с небес раздался голос: — Я прославил и буду прославлять!
29 Народ, который там стоял и слышал, говорил, что это гром, некоторые утверждали, что это ангел говорил с Ним.
30 Иисус сказал: — Этот голос был не для Меня, а для вас.
31 Теперь настало время суда для мира, и князь этого мира будет изгнан вон.
32 Но когда Я буду вознесен с земли, Я всех привлеку к себе.
33 Это Он сказал, давая понять им, какой смертью Он умрет.
34 Толпа ответила Ему: — Мы слышали из закона, что Христос вечно жив, как же Ты можешь говорить, что "Сын Человеческий будет вознесен"? Кто этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: — Совсем недолго с вами еще будет свет. Ходите, пока есть свет и пока вас не покрыла тьма. A тот, кто ходит во тьме, не знает, куда он идет.
36 Веруйте свету, пока он есть, чтобы вам стать детьми света. Закончив говорить, Иисус ушел и скрылся от них.
37 Даже после того, как Иисус совершил перед ними столько чудес, они не верили Ему.
38 Это было исполнением слов пророка Исайи: "Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась сила Господа?"
39 Они потому не могли верить, что, как еще сказал Исайя:
40"Он ослепил их глаза и ожесточил их сердца, чтобы они не увидели глазами и не поняли сердцами. Иначе они обратились бы и Я бы их исцелил".
41 Исайя сказал это потому, что он видел Его славу и говорил о Нем.
42 Но даже среди начальников многие поверили в Иисуса, хотя из боязни перед фарисеями и перед тем, что их отлучат от синагоги, они не говорили о своей вере.
43 Похвала людей была для них дороже одобрения Бога.
44 Иисус громко сказал: — Когда человек верит в Меня, он верит не в Меня, а в пославшего Меня.
45 Когда Он смотрит на Меня, он видит того, кто послал Меня.
46 Я пришел в мир как свет, чтобы никто из тех, кто верит в Меня, не остался во тьме.
47 Я не сужу того, кто слушает Мои слова, но не делает того, что Я говорю. Ведь Я пришел не судить мир, а спасти его.
48 Для того, кто отвергает Меня и не принимает Моих слов, есть судья; Мое слово будет судить его в последний день.
49 Я ведь не от себя говорю, но Отец, который послал Меня, заповедал Мне, что говорить и как говорить.
50 Я знаю, что Его заповедь — это вечная жизнь. Поэтому то, что Я говорю, Я говорю, как сказал Мне Отец.

Новой Женевской Библии

12:1−11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7:36−50), — эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26:6−13) и Марком (14:3−9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда... не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, — вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2Кор 5:16).

12:11 ради него... веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть «уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

12:13 осанна! См. Пс 117:25. «Помоги» или «дай счастья».

12:14−15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9:9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян 6:1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или «боящихся Бога» язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян 8:27; 13:26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10:16; 12:32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2:4; 7:6, 8, 30; 8:20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12:27; 13:1; 16:32; 17:1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп 2:8). См. ком. к 13:31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово «душа» часто используется в значении «жизнь». Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, «ни того, что в мире», сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф 3:17), во время преображения (Мф 17:5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ... слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян 9:7; Деян 22:9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14:30; 16:11; 1Ин 4:4; 1Ин 5:19; 2Кор 4:4; Еф 2:2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3:14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово «закон», в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10:34; 15:25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс 88:36−37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1:4−9; 8:12; 9:5; 12:46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет «сынами света» (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис, гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12:38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7:50−52; 19:39−40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2Кор 2:15−16).

12:48 См. статью «Учение Иисуса».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.