От Иоанна 13 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.
2 Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса,
3 Иисус, зная, что Отец отдал Ему все и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу,
4 встал из-за стола, снял с себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем.
5 Потом Он налил воды в бадью и начал мыть своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан.
6 Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: — Господи, Ты хочешь мыть мне ноги?
7 Иисус сказал ему: — Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.
8 — Ты никогда не вымоешь моих ног! — возразил Петр. Иисус ответил: — Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.
9 Симон Петр ответил: — Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!
10 Иисус ответил: — Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.
11 Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.
12 Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и возвратился на свое место за столом. — Вы понимаете, что Я сделал для вас? — спросил Он их. —
13 Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь.
14 Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу.
15 Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его.
17 Если вы это знаете и так поступаете, то вы благословенны.
18 — Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: "Тот, кто ест со Мной хлеб, поднял свою пяту против Меня", — должны исполниться.
19 Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть тот, за кого себя выдаю.
20 Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус произнес в большом волнении: — Говорю вам истину, что один из вас предаст Меня.
22 Ученики стали растерянно переглядываться между собой и спрашивать, кого Он имел в виду.
23 Один из учеников, которого Иисус любил, лежал у стола рядом с Ним.
24 Симон Петр показал ему жестом: — Спроси, кого Он имеет в виду?
25 Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил: — Господи, кто это?
26 Иисус ответил: — Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо. И обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона.
27 Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана. — Делай быстро то, что собираешься делать, — сказал ему Иисус.
28 Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это.
29 Иуда отвечал за кассу, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным.
30 Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.
31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал: — Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог.
32 Если Бог прославлен в Нем, то Бог прославит в себе и Его, и немедленно прославит.
33 Дети Мои, недолго Мне еще быть с вами. Вы будете искать Меня, и как Я говорил иудеям, так говорю и вам: туда, куда Я иду, вы не можете прийти.
34 Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.
35 Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!
36 Симон Петр спросил Его: — Господи, куда Ты идешь? Иисус ответил: — Туда, куда Я иду, ты сейчас со Мной пойти не сможешь, но позже ты пойдешь.
37 Петр спросил: — Господи, почему я не могу идти за Тобой сейчас? Да я готов даже жизнь отдать за Тебя.
38 Иисус тогда сказал: — Ты отдашь за Меня свою жизнь? Говорю тебе истину: не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

Новой Женевской Библии

13:1 — 17:26 В этих пяти главах описывается Тайная Вечеря. В параллельных местах других Евангелий указывается, что в тот вечер была учреждена Вечеря Господня, но Иоанн ничего не сообщает об этом.

Отношение, в котором Евангелие от Иоанна находится к рассказам синоптиков, служит темой широкой дискуссии. Синоптические Евангелия ясно указывают, что эта вечеря была пасхальной трапезой (Мф 26:17−30; Мк 14:12−26; Лк 22:7−23). С другой стороны, в повествовании Иоанна присутствует ряд моментов, указывающих, что трапеза происходила накануне Пасхи и что смерть Иисуса имела место точно в то самое время, когда заколались пасхальные агнцы (13:1, 29; 18:28; 19:14, 31, 42).

13:1 до конца возлюбил их. В гл. 13−17 любовь Христа высшее свое проявление находит в том, что Сын Божий пожелал воплотиться в человеческое тело и умереть заместительной смертью за «своих». Ожидание этой смерти чувствуется и в сцене омовения ног, когда Сын Божий не счел ниже Своего достоинства совершить самую низкую работу, считавшуюся уделом слуг (Флп 2:7, 8).

13:3 Иисус, зная. Самоуничижение Иисуса было вызвано не тем, что Он забыл о Своем положении и достоинстве, но тем, что Он, в полном сознании Своего происхождения и ожидающей Его судьбы, пожелал занять место самого последнего раба.

13:5 умывать ноги ученикам. Иисус подает пример истинного смирения и любви. Это смирение полнее всего выразилось на кресте, где Иисус занял место грешников и принял на Себя праведный гнев Божий.

13:6−10 Петр был не в состоянии понять символическое значение этого действия, предвозвещавшего крест Иисуса, на котором было достигнуто очищение от грехов, даруемое Божиим прощением. Петр и в некоторых других случаях говорил: «нет, Господи» (Мф 16:22; Лк 5:8; Деян 10:14), хотя два этих слова находятся в остром противоречии друг с другом. В ответ Иисус поясняет, что омовение души, имеющее гораздо более важное значение, чем физическое очищение, может быть достигнуто только через пролитие Его крови. И позднее Петр полностью осознает это (ср. 1Пет 1:18−21).

13:11 знал Он. Иоанн подчеркивает, что предательство Иуды не было непредвиденным и потому неизбежным развитием событий. Иисус знал о нависшей над Ним угрозе и о роли в этом Иуды. Здесь мы имеем явный пример того, как божественное провидение идет рука об руку со свободным и ответственным человеческим решением.

13:13 Учителем и Господом. Этим титулом особо подчеркивается владычество Христа над жизнью учеников.

13:15 Я дал вам пример. Смирение Христа является примером для Его учеников. Принятие Иисусом роли слуги должно находить отражение также в жизни Его последователей-христиан. В некоторых деноминациях обязанность омывать ноги понимается буквально, и эта процедура совершается в качестве церковного обряда, часто сопровождая Вечерю Господню. В подобной практике нет никакого вреда, но следует иметь в виду, что Иисус заботился не столько о том, чтобы Его ученики буквально повторяли Его поступок, сколько о том, чтобы готовность служить другим стала чертой их характера. Более мы не встречаем в НЗ никаких указаний на существование в Церкви подобной практики.

13:17 когда исполняете. Одного понимания разумом недостаточно, вера должна подкрепляться самой жизнью. Это не означает, что наши дела являются основанием для принятия нас Богом, но они служат выражением истинной веры, которая включает в себя готовность повиноваться.

13:18 Не о всех вас говорю. Иисус избрал Иуду одним из двенадцати, но Он не избирал его для спасения. Иуда не принадлежал к числу избранных (Мф 26:24), однако никто не принуждал его становиться предателем.

да сбудется Писание. Многие события Своей жизни Иисус воспринимал как исполнение Писания. Он сознательно стремился исполнить его, потому что рассматривал Писание как истинное Слово Божие. Слова из Пс 40:10, цитируемые Иисусом, вероятно, являются намеком на предательское поведение Иуды.

13:19 прежде нежели то сбылось. Исполнение предсказания является признаком того, что сделавший его пророк — истинный, если же предсказание оказывается ошибочным, можно с уверенностью считать предсказателя лжепророком (Втор 18:18−22).

это Я. Букв.: «Я есмь». См. ком. к 8:58.

13:20 Пославшего Меня. В этом Евангелии часто упоминается о том, что Иисус был послан Отцом, а миссия, порученная Им Его последователям, тесно связывается с Его собственной (ср. 15:20, 21).

13:21 возмутился духом. Ср. 11:33; 12:27. Хотя Иисус заведомо знал о предательстве Иуды, приближение часа, когда этот человек должен был осуществить задуманное, вызвало содрогание Его души.

13:22 недоумевая. Иуда столь тщательно скрывал свое предательство, что ученики не подозревали его. Каждый из них начал опасаться, не является ли он сам слабым звеном цепи, и спрашивать: «не я ли, Господи?» (Мф 26:22).

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус. Это обозначение встречается также в 19:26; 20:2; 21:7, 20 и обычно понимается как относящееся к Иоанну, автору данного Евангелия. Это не подразумевает отсутствия у Иисуса любви к другим ученикам (ср. 13:1), но указывает на Его особо сердечное отношение к Иоанну (ср. 19:26−27).

возлежал у груди Иисуса. На званых ужинах гости не сидели, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левую руку таким образом, чтобы лицо было обращено к столу, а правая рука свободна.

13:26 кусок хлеба. Очевидно, это было обычным знаком уважения, адресованным почетному гостю. То, что Иисус мог Сам подать Иуде кусок, показывает, что Иуда занимал место поблизости от Него.

13:27 вошел в него сатана. Отказ Иуды откликнуться на призыв Иисуса открыл его сердце для сатаны. Он был в состоянии нести ответственность за свои действия и добровольно поставил себя на службу злу (ср. 8:34).

делай скорее. Иисус по-прежнему контролирует ход событий, но с этого момента оставляет попытки отвратить Иуду от гибельного пути.

13:29 некоторые думали. Даже после всего случившегося ученики не имели ясного представления о предательстве Иуды.

13:30 была ночь. Это замечание говорит не только о времени суток, но, в первую очередь, о мраке, царившем в душе Иуды.

13:31 прославился. Здесь уместнее слово «унизился», ибо, согласно апостолу Павлу, Иисус действительно был в это время на пороге глубочайшего унижения, которое Он испытал, когда принимал на кресте заместительную смерть, «сделавшись за нас проклятием» (Гал 3:13, цит. по переводу Библейских Обществ). Но Иоанн настолько сосредоточивается на откровении Божией славы, совершившемся через Христа, что и крест Его рассматривает как самое значительное ее проявление. Поэтому он и повторяет в этих двух стихах глагол «прославить» пять раз. См. ком. к 12:23.

13:33 Будете искать Меня. Со временем ученики придут туда, где будет Иисус. А в ближайшем для них будущем, в промежуток времени между распятием Иисуса и Его воскресением, они не смогут следовать за Ним.

13:34 Заповедь новую. В этой заповеди нет нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев 19:18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) любить требуется не «ближнего», а «друг друга»; 2) и не «как самого себя», а как «Я возлюбил вас». Образцом христианской любви служит жертвенная любовь Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь (ср. Мф 25:40). См. статью «Любовь».

13:36 после пойдешь за Мною. Это пророчество о мученической смерти, которую предстояло принять Петру (21:18−19).

13:37 я душу мою положу за Тебя. Несомненно, Петр говорил это с полной уверенностью, но он не знал, что в решающий момент человеческая слабость возьмет в нем верх.

13:38 не пропоет петух. Выражение, использованное Марком («нежели дважды пропоет», Мк 14:30), означает то же. Петр трижды отрекался от Христа в трех различных ситуациях, а не просто повторил одно и то же отречение три раза.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.