От Иоанна 3 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.
2 Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может совершать таких чудес, какие Ты совершаешь, без Бога.
3 В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не может увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден.
4 — Как это человек может быть рожден еще раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!
5 Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа.
6 От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал: что вы должны быть заново рождены.
8 Ветер дует, где хочет. Ты слышишь звук, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.
9 — Как это может быть? — спросил Никодим.
10 Иисус ответил: — Ты учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?
11 Говорю тебе истину: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете Нашего свидетельства.
12 Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?
13 Никто не поднимался на небо, кроме того, кто сошел с неба — кроме Сына Человеческого.
14 И как Моисей высоко поднял змея в пустыне, так будет поднят и Сын Человеческий,
15 чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную.
16 Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
17 Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти его через Сына.
18 Верующий в Него не будет судим, кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Божьего.
19 Суд заключается в том, что в мир пришел свет, но люди полюбили тьму больше, чем свет, потому что их дела злы.
20 Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обнаружились его дела.
21 Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.
22 После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.
23 Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.
24 Это было еще до того, как Иоанна заключили в тюрьму.
25 Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.
26 Они пришли к Иоанну и сказали: — Учитель, тот человек, который был с тобой на другой стороне Иордана и о котором ты свидетельствовал, сейчас сам крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему поручено с неба.
28 Вы сами свидетели тому, что я говорил: "Я не Мессия, но я послан, чтобы идти впереди Него".
29 — Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.
30 Ему предстоит возрастать и возвеличиваться, а мое время подходит к концу.
31 — Тот, кто приходит с небес, выше всех, а земной принадлежит земле и говорит по-земному, но пришедший с небес — превыше всех!
32 Он свидетельствует о том, что Он сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.
33 Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.
34 Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает ему своего Духа без всякого ограничения.
35 Отец любит Сына и все отдал в Его руки.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.

Новой Женевской Библии

3:1−21 Это первая из многих речей Иисуса, записанных Иоанном. Обычно кто-то задает вопрос и Иисус отвечает таким образом, что беседа переходит на более глубокий уровень.

3:2 ночью. Вероятно, Никодим боялся, что люди увидят, как он посещает Иисуса, и поэтому не отважился отправиться к Нему днем. Если понимать это место символически, Никодим, доселе бродивший во тьме этого мира (ночь), приходит к Свету (ср. 9:4; 11:10; 13:30).

Равви! мы знаем, что Ты — Учитель. Никодим понимает, что Бог наделяет Своих посланников властью совершать чудеса, но такого понимания недостаточно, чтобы во всей полноте исповедовать Иисуса.

3:3 если кто не родится свыше. Греческое наречие, переведенное здесь как «свыше», имеет также значение «вновь». Вариант перевода «свыше» хорошо согласуется с рассуждением о «земном» и «небесном» (ст. 12) и со словами о восходящем и сходящем Сыне Человеческом (ст. 13). С другой стороны, эквивалентный термин «возрождение», употребленный в Тит 3:5, служит доводом в пользу значения «родиться вновь». Но возможно, что здесь подразумеваются оба значения — новое рождение, которое является рождением свыше (см. статью «Возрождение и новое рождение»).

3:5 родится от воды и Духа. Многие толкователи понимают слово «вода» как относящееся к воде крещения, но подобная ссылка, сделанная до установления христианского крещения, была бы для Никодима бессмысленной. Другие находят здесь ссылку на крещение Иоанново, но Иисус ни в одном другом месте не говорит о крещении Иоанновом как об условии, необходимом для спасения. Более правильными представляются взгляды тех экзегетов, которые видят здесь аллюзию на те места ВЗ, в которых вода и Дух связываются вместе, дабы выразить ожидающееся в конце времен излияние Духа Божьего (напр., Ис 32:15; Ис 44:3; Иез 36:25−27). Наличие такого изобилия ветхозаветных образов объясняет упрек, сделанный Иисусом Никодиму (ст. 10), — как «учитель Израилев», тот обязан был понять сказанное ему Христом.

3:6−8 В этих стихах особо подчеркивается, что инициатива и руководящая роль в спасении принадлежат Богу. Это, однако, не исключает необходимости ответного действия со стороны человека, которое выражается в покаянии и вере.

3:13 Сын Человеческий. См. ком. к 1:51.

сущий на небесах. Как Второе Лицо Божественной Троицы, Сын Божий, став Сыном Человеческим, не утратил Своей божественности, поскольку она является Его сущностью. И в этом смысле Он — «сущий на небесах» и в период Своего земного служения.

3:14 как Моисей вознес змию в пустыне. См. Чис 21:4−9.

так должно вознесену быть. Выражение «вознесену быть» имеет ключевой смысл в данном Евангелии (8:28; 12:32, 34). У него два значения — быть распятым и быть возвеличенным. Евангелие от Иоанна рассматривает смерть Христа на кресте, Его воскресение и Его прославление как единый акт, в котором раскрывается Божья слава. Слово «должно» указывает, что это — воля Божья (Деян 4:27−28).

3:16 так возлюбил Бог мир. Некоторые используют это выражение, чтобы отвергать идею Божьего выбора, в котором Он определяет избранных ко спасению, как если бы сам факт, что Бог послал Своего Сына на смерть, просто сделал спасение возможным для всех, кто верит. Но в других местах данного Евангелия Иисус ясно подчеркивает, что спасительный труд Он совершает ради избранных (напр., 6:37−40; 10:14−18; 17:9). Смысл же здесь в том, что спасительный труд Христа не ограничен этническим партикуляризмом (не обращен только на евреев), но совершается для избранных из всех народов мира.

Ясно, что те, кто не воспользуется средством, предложенным им Богом, обречены; они погибнут (навсегда лишатся общения с Богом, которое одно лишь и является целью всех людей, созданных по образу Божию). См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность».

3:17 судить мир. Иисус не приносит в мир осуждение, поскольку мир находился под осуждением еще до Его прихода.

3:18 Неверие — не единственное основание для осуждения, но оно представляет собой самое дерзкое восстание против Бога, поскольку неверующий сопротивляется даже милостивому приглашению Бога принять спасение через Христа. Иисус приходит в мир, который уже находится под осуждением за отвержение Бога Отца (Рим 1:18−32).

3:19−21 Эти стихи являются пояснением к ст. 18.

3:22 крестил. Из 4:2 становится ясно, что практически крещение совершали ученики от имени Иисуса. По-видимому, это крещение не было христианским (во имя Отца, Сына и Святого Духа), а представляло собой крещение покаяния.

Район служения Иоанна Крестителя.

3:24 Иоанн еще не был заключен в темницу. Евангелист Иоанн не описывает обстоятельств заключения Крестителя в тюрьму (см. Мф 14:3−12; Мк 6:17−29).

3:26 См. статью «Крещение».

3:27 не может человек ничего принимать. Иными словами, Иоанн подтверждает, что Иисусу Христу «дано... с неба» право говорить и действовать.

3:29 радостью радуется. Иоанн показывает, что его цель — не занять главное место, а приготовить путь для Иисуса и прославить Бога.

3:30 Ему должно расти, а мне умаляться. Т.е. Иисус начинает Свое служение, а Иоанн свое заканчивает.

3:31 Приходящий свыше. Этим Иисус отличается от всех прочих людей, которые «приходят от земли».

3:32 никто не принимает свидетельства Его. Ученики Иоанна были озабочены тем, что они, как им казалось, теряют свое влияние, и потому преувеличивали собственные затруднения, говоря, что «все идут к Нему» (ст. 26). Иоанн же беспокоится о том, что народ не откликается на служение Иисуса как должно, и поэтому, прибегая к сильному выражению «никто не принимает», чрезмерно драматизирует ситуацию.

3:34 не мерою дает Бог Духа. Эти слова следует воспринимать в контексте со ст. 35, который их полностью раскрывает.

3:35 Отец любит Сына. См. ком. к ст. 34.

3:36 не верующий в Сына не увидит жизни. Это совершенно логично, поскольку «в Нем... жизнь» (1:4). Смысл этих слов хорошо раскрыт в 1Ин 5:12.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.