Деяния 16 глава

Деяния
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Павел пришел в Дервию и Листру. Там жил ученик по имени Тимофей. Мать Тимофея была верующей еврейкой, а отец его был грек.
2 О Тимофее хорошо отзывались братья в Листре и Иконии.
3 Павел захотел взять его с собой в путешествие и поэтому обрезал его. Он сделал это ради иудеев, которые жили в той местности, потому что все знали, что отец Тимофея грек.
4 Путешествуя из города в город, Павел и его спутники призывали верующих соблюдать решение, принятое апостолами и старейшинами в Иерусалиме.
5 Церкви укреплялись в вере, и число уверовавших с каждым днем увеличивалось.
6 Они проходили через Фригию и Галатийскую область, но Дух Святой не позволил им проповедовать Слово в Aсии.
7 Подойдя к границе с Мисией, они собрались идти в Вифинию, но Дух Иисуса не позволил им,
8 и они, пройдя Мисию, пришли в Троаду.
9 Ночью Павел увидел в видении человека из Македонии. Тот стоял и просил его: — Приди в Македонию и помоги нам.
10 После этого видения мы решили, что Бог призывает нас проповедовать им Радостную весть, и мы сразу же приготовились отправиться в Македонию.
11 Из Троады мы отплыли прямо в Самофракию и оттуда на следующий день в Неаполь.
12 Из Неаполя мы продолжили путешествие в Филиппы, римскую колонию и главный город той части Македонии. Там мы пробыли несколько дней.
13 В субботу мы вышли за ворота города к реке, где, как мы предполагали, было место для молитвы. Мы сели и начали разговаривать с женщинами, которые там собрались.
14 Среди них была одна по имени Лидия, торговка кумачовыми тканями из города Фиатиры. Лидия чтила Бога, и Господь открыл ее сердце к тому, что говорил Павел.
15 После того, как она и ее домашние были крещены, она пригласила нас к себе. — Если вы считаете меня верной Господу, то придите и погостите у меня в доме, — говорила она и убедила нас.
16 Однажды, когда мы шли к месту молитвы, по дороге нам повстречалась девушка-служанка, одержимая духом, предсказывавшим будущее. Предсказаниями она приносила большой доход своим хозяевам.
17 Служанка шла за Павлом и за нами и кричала: — Эти люди — слуги Всевышнего Бога! Они говорят вам о том, как получить спасение!
18 Она делала это изо дня в день, и Павел, потеряв терпение, обернулся и сказал духу: — Во имя Иисуса Христа я повелеваю тебе, выйди из нее! В тот же момент дух ее покинул.
19 Когда хозяева ее поняли, что у них пропал источник дохода, они схватили Павла и Силу и поволокли их на площадь к городским властям.
20 Они привели их к начальникам города и сказали: — Эти люди — иудеи, и они служат причиной беспорядков в нашем городе.
21 Они вводят обычаи, которые нам, римским гражданам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Толпа тоже присоединилась к обвинениям против Павла и Силы, и начальники велели раздеть их и бить палками.
23 Их сильно избили и бросили в тюрьму, а тюремщику приказали бдительно их охранять.
24 Получив такой приказ, тюремщик закрыл их во внутреннюю камеру и забил их ноги в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила молились и пели гимны Богу, а другие заключенные слушали их.
26 Внезапно произошло такое сильное землетрясение, что поколебались основания тюрьмы. Все двери раскрылись, и у всех заключенных цепи упали с ног.
27 Когда тюремщик проснулся и увидел, что все двери тюрьмы раскрыты, он схватил меч и хотел покончить с собой, думая, что все заключенные убежали.
28 Но Павел успел крикнуть: — Не губи себя! Мы все здесь!
29 Тюремщик попросил, чтобы зажгли свет, вбежал внутрь и, дрожа, упал перед Павлом и Силой.
30 Он вывел их наружу и спросил: — Господа мои, что мне делать, чтобы быть спасенным?
31 — Веруй в Господа Иисуса, — ответили они, — тогда и ты будешь спасен, и твои домашние.
32 И они проповедали слово Господа ему и его домашним.
33 В тот же ночной час тюремщик промыл им раны и сразу же был крещен, он сам и вся его семья.
34 Он привел апостолов к себе домой и накрыл для них стол. Вместе со всей своей семьей он радовался оттого, что уверовал в Бога.
35 Наступил день, и городские начальники послали служителей в тюрьму с приказом: — Освободите этих людей.
36 Тюремщик сказал Павлу: — Начальники приказали освободить вас! Вы можете идти с миром!
37 Но Павел сказал: — Они без суда избили нас перед народом, несмотря на то, что мы римские граждане, и бросили нас в тюрьму. Сейчас же они хотят от нас избавиться так, чтобы никто не знал? Нет! Пусть они сами придут и выведут нас.
38 Служители доложили об этом городским начальникам, и когда те услышали, что Павел и Сила римские граждане, то испугались.
39 Они пришли, успокоили их, вывели из тюрьмы и попросили, чтобы те покинули город.
40 Выйдя из тюрьмы, Павел и Сила пошли в дом Лидии. Там они встретились с братьями и ободрили их. После этого они отправились дальше.

Новой Женевской Библии

16:1 ученик, именем Тимофей. Павел нашел этого юношу в немногочисленной иудейской общине Листры. Так как отец Тимофея был грек, Тимофей не был обрезан. Но поскольку его мать была иудейкой, Павел посчитал, что, совершая над ним обрезание, он не нарушает принципа свободы язычников от закона.

16:6 через Фригию и Галатийскую страну. Это — южная часть обширной Галатийской провинции. В нее входили Фригия, Антиохия Писидийская и ее округ.

в Асии. Провинция Асия, расположенная в западной части Малой Азии, включала город Эфес, куда позже Бог послал Павла (гл. 19).

16:7 Дойдя до Мисии. Павел и Сила дошли до области, простиравшейся на северо-запад от Фригии.

16:8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. Троада — укрепленный морской порт на Эгейском море.

16:10 Здесь начинается первый раздел текста, где автор прибегает к местоимению «мы», подразумевая свое пребывание вместе с Павлом и Силой. См. Введение: Автор.

16:11 в Самофракию. Большой остров в северной части Эгейского моря.

а на другой день в Неаполь. Современный Кавала.

16:12 в Филиппы. Филипп II, царь Македонии (отец Александра Македонского) основал здесь большую греческую колонию, назвав ее — Филиппы. Римляне захватили ее в 167 г. до Р.Х. и присоединили к Македонской провинции своей империи.

16:13 молитвенный дом. Дословно: «место для молитвы». Согласно иудейскому закону, чтобы основать синагогу, требовалось, по меньшей мере, десять человек мужчин-иудеев. Если синагоги не было, выбиралось место для молитвы под открытым небом.

с собравшимися там женщинами. Женщины, вероятно, собирались неофициально, просто читали и изучали Писание и рады были участию в их собраниях любого иудейского наставника, кому случалось посетить их.

16:14 из города Фиатир. Расположенные километрах в пятидесяти к юго-востоку от Пергама, Фиатиры были городом древнего Лидийского царства; позднее вошли в состав Асийской провинции Римской империи. Фиатиры были знамениты своими красильнями и производством пурпурных тканей (напр., царской багряницы).

Господь отверз сердце ее. Необходимо особое Божественное озарение и воздействие, чтобы сердце, ослепленное грехом, отозвалось на благовестие (Иер 13:23; Ин 6:44, 65; Рим 9:16; 1Кор 2:14). Благодаря такому призыву Божию все, кто был избран Богом в Его любви, приходят к вере (13:48; 2Фес 2:13−14; 2Тим 1:9−10).

16:15 крестилась она и домашние ее. На протяжении всей истории искупления Бог нередко изливал Свою милость на целые семейства (Быт 17:7−14; Деян 2:38−39; Деян 11:14; Деян 16:31). Крещение целых домов в Книге Деяний — яркие тому пример (10:47−48; 16:31−33; ср. 1Кор 1:16). Учитывая, что такие крещения были, видимо, обычной практикой, можно с уверенностью предположить, что она охватывала детей и даже младенцев.

16:16 одержимая духом прорицательным. Букв.: «духом Пифона». Первоначально это выражение относилось к мифическому змею, который охранял храм и святилище греческого божества Аполлона в Дельфах. Позднее оно стало обозначать одержимого демоном человека или чревовещателя. Жители Филипп, вероятно, считали ее одержимой демоном, предсказывавшим будущее.

16:17 Бога Всевышнего. Иудей отнес бы такое определение к Яхве, язычник — к Зевсу.

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. В соответствии с общепринятым значением имени «Бог Всевышний» всем было понятно: Павел стремился передать мысль, что Иисус, будучи Богом, изгнал демона.

16:19 схватили Павла и Силу. Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука — родом из Антиохии Сирийской и Тимофей — из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению.

16:21 проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Обвинение состояло в том, что Павел и Сила распространяли незаконную религию и тем самым нарушали «римский мир» (римский правопорядок).

16:22 сорвав с них одежды, велели бить их палками. Павел и Сила были римскими гражданами (ст. 37) и по римским законам не должны были подвергаться такому обращению.

16:26 отворились все двери. Ср. 5:19; 12:10.

16:27 хотел умертвить себя. По римскому законодательству, если пленник совершал побег, тюремщик должен был принять смерть вместо него (12:19).

16:31 ты и весь дом твой. См. 2:38−39; 10:24, 48; 16:15 и ком.

16:37 нас, Римских граждан. Павел решительно прибегает к своему праву римского гражданина не подвергаться побоям и пыткам. Если римских граждан судил римский суд, они имели право апеллировать по своему делу к императору (25:11; 26:32).

16:40 пришли к Лидии. Ранние христиане часто собирались на свое богослужение в частных домах (ср. Флм 1:2).

увидев братьев. Слово «братья» обычно относится ко всем верующим; в данном случае оно включает Лидию и ее домашних, служанку, а также, вероятно, темничного стража с его домашними и Луку, который в то время был в Филиппах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.