К Евреям 9 глава

К Евреям
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Первый союз имел предписания относительно поклонения Богу и земное святилище.
2 Была построена скиния, и в ее первом отделении стоял светильник и стол с посвященным хлебом; это отделение называлось "Святое".
3 Второе отделение было отделено от первого занавесом и называлось "Святое Святых".
4 Там находился золотой жертвенник для каждения и покрытый со всех сторон золотом ковчег союза. В ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветший скипетр Aарона и каменные плиты с выбитым на них текстом заповедей союза с Богом.
5 Над ковчегом находились изваяния херувимов — символ славы, они прикрывали крыльями так называемое "место искупления". Но сейчас мы не будем говорить об этом подробно.
6 С тех пор, как это было таким образом устроено, в первом отделении святилища священники регулярно выполняют свое служение.
7 Но во второе имеет право входить только первосвященник, только один раз в год, с кровью, которую он приносит и за себя, и за грехи, совершаемые народом по незнанию.
8 Тем самым Святой Дух показывает, что пока существует этот шатер — первое святилище, путь в Святое Святых еще не открыт.
9 В этом заключен пример и для настоящего времени: дары и жертвы не в состоянии сделать совершенной совесть поклоняющегося Богу.
10 Эти предписания имеют отношение только к пище и питью и к различным ритуальным омовениям. Все это носит лишь внешний характер и имеет силу только до времени установления нового порядка.
11 Но когда Христос пришел как Первосвященник явившихся благ, Он вошел в большую и более совершенную скинию, построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому творению.
12 Он вошел туда не с кровью козлов и телят; нет, Он вошел в Святое Святых раз и навсегда со своей собственной кровью, приобретя для людей вечное искупление!
13 Ведь если кропление кровью козлов и быков и пеплом сожженной телки освящает оскверненных, делая их ритуально чистыми,
14 то насколько же больше кровь Христа, который в силе вечного Духа принес самого себя как беспорочную жертву Богу, очистит нашу совесть от гибельных поступков и даст нам возможность служить живому Богу!
15 И поэтому Христос стал посредником этого нового союза, чтобы призванные получили обещанное вечное наследие. Это стало возможным благодаря тому, что Его смерть освободила их от грехов, совершённых еще в условиях первого союза.
16 Если человек оставляет завещание, то оно вступает в силу только тогда, когда подтверждается смерть завещателя.
17 Но если завещатель еще жив, то завещание не имеет никакой силы. Завещание вступает в силу только по смерти завещателя.
18 Вот почему первый заключенный союз был утвержден не без крови.
19 Ведь когда Моисей прочитал всему народу все заповеди закона, он взял кровь телят, козлов, воду, алую шерсть и ветку иссопа и окропил саму книгу и весь народ.
20 Он сказал: "Это кровь союза, условия которого Бог требует от вас выполнять".
21 Он также окропил кровью скинию и все предметы, используемые в богослужении.
22 Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью, и без пролития крови нет прощения.
23 Все земное, сделанное по образцу небесного, должно было очищаться таким образом, но небесное требует очищения лучшими жертвами, чем эти.
24 Поэтому Христос вошел не в земное святилище, которое сделано человеческими руками и служит лишь отражением настоящего; нет, Он вошел в сами небеса, чтобы предстать перед Богом вместо нас.
25 Он вошел в небеса не для того, чтобы опять и опять приносить себя в жертву, как первосвященник входит каждый год в Святое Святых с чужой кровью.
26 Следуй Христос этому правилу, Он должен был бы страдать все время начиная от сотворения мира. Но Он явился один раз в это последнее время, отдав в жертву самого себя для того, чтобы раз и навсегда покончить с грехом.
27 Как каждому человеку определено однажды умереть и потом предстать перед судом,
28 так и Христос один раз был принесен в жертву, чтобы искупить грехи многих людей, и Он придет во второй раз, но уже не для того, чтобы взять на себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его.

Новой Женевской Библии

9:1 постановление о Богослужении и святилище. Этим стихом открывается сопоставление ветхозаветной святости и святости Христовой, которое продолжает гл. 10.

9:3 за... завесою. Завеса, отделявшая Святое Святых (место пребывания Бога среди Своего народа), см. 6:19. Когда Иисус умер, именно эта завеса разодралась сверху донизу (10:20; Мф 27:51).

9:5 о чем не нужно... говорить подробно. Необходимости «говорить подробно» могло действительно не быть в том лишь случае, если адресатам послания обустройство скинии было известно так же хорошо, как и его автору (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Кроме того, в иудейской среде I в. по Р.Х. символике храма и его атрибутов уделялось повышенное внимание, и автор сразу оговаривает, что эта тема в данном случае предметом обсуждения не будет.

9:6 в первую скинию... входят священники. Это часть скинии, предварявшая Святое Святых. Здесь находились хлебы предложения (Исх 25:30; Лев 24:5−9), горящий светильник (Исх 27:20−21; Лев 24:1−4), символизировавший молитвы верующих (Исх 30:7−9; Лк 1:8−10; Откр 8:3).

9:7−8 Только один человек, один раз в году и только после специальных приготовлений мог войти в Святое Святых. Этим человеком был первосвященник. Дух Святой открыл через закон, что земная праведность, достигнутая земными средствами, не может быть основанием, позволяющим грешнику входить в присутствие Божие. Новый завет дает иное обетование: «все... будут знать Меня» (8:11).

9:7 за себя. Первосвященник-левит сам нуждался в искуплении, в отличие от Первосвященника нового завета, Иисуса (5:3; 7:26−27).

9:9 образ настоящего времени. Автор рассматривает богослужение в скинии как символическое предвосхищение времени благовестия (8:5 и ком.).

9:11 с... совершеннейшею скиниею. Имеется в виду небесная скиния, несовершенным подобием которой является скиния земная.

9:13 дабы чисто было тело. Очищение посредством крови жертвенных животных носило символический характер и указывало на жертвенную кровь Христа.

9:14 кольми паче. Автор вновь обращается к приему сопоставления по типу «больше-меньше» (см. 2:2, 3). Менее совершенную кровь животных приносил в жертву земной первосвященник; совершенную кровь пролил совершенный Первосвященник, Иисус Христос.

непорочного. Жертва должна была быть без порока и изъяна, чтобы стать выкупом за имеющих изъяны грешников (Чис 6:14; 1Пет 1:19).

мертвых дел. Имеются в виду не дела закона, которые, хотя и являются бесполезными для оправдания перед Богом (Гал 3:1−14), но не могут быть «мертвыми», т.е. вести к смерти. Автор говорит о закоснелости в грехах (ср. 6:1).

для служения Богу живому. Цель прощения — это не только освобождение от осуждения за грех, но, главным образом, возвращение человека к Богу, чтобы служить и поклоняться Ему так, как Он Сам того желает (12:28; 13:15−16, 21).

9:15 для искупления. Искупление — плата, выкуп с целью освобождения кого-либо от рабской зависимости (ср. ст. 12). Нарушение заповедей Божиих влекло за собой Божие осуждение. Гнев Божий могла удовлетворить только смерть нарушителя или, как выкуп за него, смерть замещающей его жертвы.

9:16 завещание. Слово, переведенное здесь как «завещание», переводится также как «завет».

9:19 Моисей... взял кровь. Тем самым Моисей указал на кровь Христа, которой будет скреплен новый завет.

9:20 кровь завета. Завет был записан на скрижалях, но обретал силу при «скреплении» его кровью. Это была кровь животных, которые замещали собой тех, кто, совершая грех, тем самым нарушал завет.

9:21−24 Святилище, место встречи святого Бога с грешными людьми, должно было окропляться кровью безгрешной жертвы, эта кровь символизировала прощение грехов. Такая практика была справедливой не только для земной ветхозаветной скинии (ст. 21 и 22), она справедлива и для скинии небесной (ст. 23 и 24), которая была освящена крестной жертвой Христа (ст. 23).

9:23 образы небесного. Ветхозаветная скиния и священные предметы, находившиеся в ней.

самое же небесное. Ничто небесное не нуждается в очищении от грехов, соделанных людьми. Но поскольку на земле люди, представая в святилище пред Богом, вносили в святилище грех и этот грех смывался кровью жертвенных животных, точно также, чтобы грешный человек мог предстать пред Богом в небесном святилище, необходимо было окропить его священной кровью, поскольку грех не может быть там, где пребывает Бог.

9:24 См. ком. к ст. 23.

9:25 с чужою кровью. Разница между жертвой, приносимой ветхозаветным первосвященником, и жертвой Христа в том и состоит, что Христос в качестве жертвы предложил Себя.

9:27 однажды умереть, а потом суд. Эти слова опровергают теории как множественности жизней (реинкарнации), так и жизни в физическом теле как единственно возможной для человека и заканчивающейся с физической смертью. См. статью «Смерть и бестелесное состояние».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.