От Марка 8 глава

От Марка
Слово Жизни → Толковая Библия Лопухина

Слово Жизни

1 В те же дни, когда опять собралась большая толпа и у людей не было еды, Иисус подозвал учеников и сказал:
2 — Мне жалко этих людей, они уже три дня со Мной, и у них не осталось никакой еды.
3 Если Я отпущу их по домам голодными, то они по дороге ослабеют, ведь некоторые пришли издалека.
4 — Как же здесь, в таком безлюдном месте, найти достаточно хлеба, чтобы их накормить? — удивились ученики.
5 — Сколько у вас осталось хлебов? — спросил тогда Иисус. — Семь, — ответили ученики.
6 Иисус велел людям расположиться на земле. Потом Он взял семь хлебов и, поблагодарив за них Бога, стал отламывать куски и передавать ученикам, а те раздавали хлеб народу.
7 Нашлось у них и несколько рыбок; Иисус благословил их и тоже велел раздать.
8 Люди ели и наелись досыта, и еще набралось семь корзин остатков!
9 А было там около четырех тысяч человек. Иисус отпустил народ
10 и сразу же, сев вместе с учениками в лодку, отправился в Далмануфские земли.
11 К Иисусу подошли фарисеи и стали с Ним спорить. Они хотели испытать Его и требовали от Него знамения с неба.
12 Иисус глубоко вздохнул и спросил: — Почему это поколение требует знамения? Верно говорю вам, что не будет ему показано никакого знамения.
13 Оставив их, Он снова сел в лодку и отправился на другую сторону озера.
14 Они забыли взять с собой хлеба, и в лодке у них был всего один хлеб.
15 А Иисус предостерегал их: — Смотрите, остерегайтесь закваски фарисеев и закваски Ирода.
16 Ученики стали рассуждать между собой: — Он говорит это потому, что мы не взяли с собой хлеба?
17 Узнав, о чем они говорят, Иисус сказал: — Что вы говорите о том, что у вас нет хлеба? Неужели вы все еще не сознаете и не понимаете? Неужели сердца ваши совсем окаменели?
18 У вас есть глаза, и вы не видите? Есть уши, и вы не слышите? Неужели вы не помните?
19 Когда Я разделил пять хлебов на пять тысяч человек, сколько корзин остатков вы собрали? — Двенадцать, — ответили ученики.
20 — A когда семь хлебов на четыре тысячи, сколько корзин с кусками вы унесли? — Семь, — ответили те.
21 — Так неужели вы все еще не понимаете? — сказал Иисус.
22 Когда они пришли в Вифсаиду, к Иисусу привели слепого и попросили прикоснуться к нему.
23 Иисус взял слепого за руку, вывел из селения, плюнул ему на глаза и, возложив на него руки, спросил: — Видишь что-нибудь?
24 Тот посмотрел вокруг и говорит: — Вижу людей: словно двигаются деревья.
25 Иисус еще раз приложил руки к его глазам, и он исцелился, зрение вернулось к нему, и он стал видеть все ясно и четко.
26 Иисус отправил его домой, сказав: — Смотри, в деревню не заходи.
27 Иисус с учениками пошли в деревни, прилегающие к Кесарии Филипповой. По дороге Иисус спросил их: — Кем считают Меня люди?
28 Ученики ответили: — Иоанном Крестителем, другие — Илией, а некоторые — одним из пророков.
29 — A кем считаете Меня вы? Петр ответил: — Ты Мессия.
30 Но Иисус велел им никому не говорить о Нем.
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому предстоит перенести много страданий, что Он будет отвергнут старейшинами, первосвященниками и учителями закона, что Его убьют, и через три дня Он воскреснет.
32 Он прямо говорил об этом, и Петр, отозвав Его в сторону, стал возражать.
33 Иисус, обернувшись и посмотрев на учеников, строго сказал Петру: — Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом.
34 Подозвав народ и своих учеников, Иисус сказал им: — Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя, возьмет свой крест и следует за Мной.
35 Потому что кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее, а кто отдаст свою жизнь ради Меня и Радостной вести, тот спасет ее.
36 Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизнь свою потеряет?
37 И что человек может дать в обмен за свою жизнь?
38 Кто постыдится Меня и Моих слов в этом неверном и грешном поколении, того и Сын Человеческий постыдится, когда вернется в славе своего Отца со святыми ангелами.

Толковая Библия Лопухина

1−9. Насыщение четырех тысяч. — 10−12. Ответ Христа фарисеям на их требование знамения с неба. — 13−21. Предостережение учеников от закваски фарисейской и иродовой. — 22−26. Исцеление слепого в Вифсаиде. — 27−30. Исповедание учеников, имевшее место в области Кесарии Филипповой. — 31−33. Первое возвещение о страданиях. — 34−38. О самоотвержении.

Мк 8:1. В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

Мк 8:2. жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

Мк 8:3. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

Мк 8:4. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

Мк 8:5. И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

Мк 8:6. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

Мк 8:7. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

Мк 8:8. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

Мк 8:9. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

О чуде насыщения четырех тысяч см. комментарии к Мф 15:32−39.

Евангелист Марк прибавляет только, что Господь обратил внимание на некоторых, пришедших к Нему издалека (стих 3) и, следовательно, не имевших поблизости знакомых, у кого бы они могли добыть хлеба. Этим евангелист характеризует особое попечительство Христа о людях.

В отличие от Матфея, который упоминает о хлебе и рыбах вместе, евангелист Марк о том и другом упоминает в отдельности. Далее, согласно Матфею, Христос благословляет хлебы и рыбу, а согласно Марку — над хлебом произносит благодарение (εὐχαριστήσας), а над рыбами — благословение (εὐλογήσας).

Мк 8:10. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

Мк 8:11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

Мк 8:12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

О знамении с неба см. Мф 16:1−4.

Марк говорит об этом короче, чем Матфей. Например, он пропускает слова Господа о «знамении Ионы», делая это, вероятно, ввиду того, что его читатели, христиане из язычников, едва ли поняли бы смысл их. Но он прибавляет, что Христос «глубоко вздохнул» о неверии фарисеев.

Где находилась Далмануфа — неизвестно. Можно сказать только, что это селение, как и Магдала, о которой в этом рассказе упоминает евангелист Матфей, находилось на западном берегу Геннисаретского моря.

Мк 8:13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

Мк 8:14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

Мк 8:15. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

Мк 8:16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

Мк 8:17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаетео том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

Мк 8:18. Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

Мк 8:19. Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

Мк 8:20. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.

Мк 8:21. И сказал им: как же не разумеете?

Разговор о закваске см. Мф 16:5−12.

Вместо упоминания о саддукеях (Мф 16:6) евангелист Марк приводит упоминание о закваске Иродовой (стих 15). Очень может быть, что евангелист этим самым выражал мысль о сходстве в нравственных воззрениях Ирода Антипы, человека всецело преданного чувственности, с саддукеями, которые также более всего ценили материальные блага жизни.

Мк 8:22. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

О чуде исцеления слепого в Вифсаиде (собственно, не доходя до нее) сообщает только один евангелист Марк. Вифсаида лежала на пути в Кесарию Филиппову — куда, собственно, и направлялся Господь, — неподалеку от того места, где Иордан впадает в море. Слепой, которого привели ко Христу, прежде был зрячим, как это видно из того, что он имел представление о людях и деревьях (стих 24).

Мк 8:23. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

Внешние действия, которые здесь употребляет Христос, те же, что Он употреблял при исцелении глухого косноязычного (ср. Мк 7:32).

Мк 8:24. Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

Мк 8:25. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Слепой не тотчас стал ясно видеть, его глаза были еще подернуты туманом, и он не отличал людей от деревьев. Поэтому Господь второй раз возлагает на него руки, и больной стал видеть все ясно.

Мк 8:26. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Господь запрещает исцеленному рассказывать о чуде в Вифсаиде, быть может, чтобы избежать в настоящий раз наплыва любопытных. Вифсаиду евангелист как здесь, так и в 23-м стихе называет не городом, а селением (κώμη). Такое название она имела издревле, и если тетрарх Филипп назвал ее «городом Юлии» (дочь Августа), то в народе сохранялось, очевидно, старинное ее название — «селение».

Мк 8:27. И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

Мк 8:28. Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

Мк 8:29. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

Мк 8:30. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

Ответ учеников на вопрос Христа и исповедание апостола Петра см. в Евангелии Матфея (Мф 16:13−20). Евангелист Марк, передающий это сказание короче, чем Матфей, опускает похвалу, которой удостоился от Христа апостол Петр. Не видно ли отсюда, что он написал свое Евангелие под руководством апостола Петра? Конечно, смиренный апостол не пожелал, чтобы эта похвала была внесена в Евангелие Марка. Евангелист Марк сообщает, что разговор с учениками Христос вел «дорогою» в Кесарию, а не в самой Кесарии, как сообщает евангелист Матфей.

Мк 8:31. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Мк 8:32. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

Мк 8:33. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Предсказание Христа о Своей смерти см. в Евангелии Матфея (Мф 16:21−23). Евангелист Марк прибавляет, что Господь стал говорить о Своих страданиях «открыто», т.е. так, что не оставалось повода к какому-нибудь недоразумению, и притом без всякого страха (παρρησία).

Мк 8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Мк 8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Мк 8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Мк 8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Мк 8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Учение о самоотвержении (см. Мф 16:24−27).

Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т.е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению «ради Меня» (стих 35) прибавляет: «и Евангелия». Евангелие или радостная весть о Христе представляло очевидно для него и для его читателей как бы голос Самого Христа, говоривший с неба. Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу.

Стих 38 ср. Мф 10:33; 16:27.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.