Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова
Слово Жизни → Толковая Библия Лопухина

Слово Жизни

1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и наделённого великой властью; земля была озарена его славой.
2 Он произнес могучим голосом: — Пал, пал великий Вавилон, и стал жилищем демонов, пристанищем для всякого нечистого духа и всякой нечистой и мерзкой птицы.
3 Все народы пили доводящее до безумия вино ее разврата. Цари земли развратничали с ней, и купцы земли нажились на ее необузданной тяге к роскоши.
4 Затем я услышал с небес еще один голос. Он сказал: — Выйди из нее, народ Мой, чтобы тебе не участвовать в ее грехах и не подвергнуться ее наказанию.
5 Потому что ее грехи поднялись уже до небес, и Бог помнит ее преступления.
6 Сделайте ей то же, что она сделала другим, и отплатите ей вдвойне за ее дела. В той самой чаше, в которой она замешивала свое вино, замешайте ей напиток вдвое.
7 Доставьте ей столько горя и страданий, сколько она позволяла себе славы и роскоши. Потому что она хвалится в своем сердце: — Я сижу как царица! Я не какая-нибудь вдова! Я никогда не буду бедствовать!
8 И поэтому настанет день, когда ее постигнут бедствия: смерть, скорбь и голод. Она будет сожжена огнем, потому что могуч Господь Бог, осудивший ее.
9 Когда цари земли, которые развратничали с ней и наслаждались ее роскошью, увидят дым от ее пожарища, они будут рыдать по ней и бить себя в грудь.
10 Стоя вдали в ужасе от ее мучений, они будут говорить: — Горе! Горе! О великий город! О, Вавилон, могучий город! В один час пришел твой суд!
11 Купцы земли плачут и скорбят по ней, потому что никто уже не покупает их товаров:
12 товаров из золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга; льняных тканей, пурпура, шелка и ярко-красных материй; ценной древесины; изделий из слоновой кости, драгоценного дерева, бронзы, железа и мрамора;
13 корицы, пряностей, фимиама, мирры, ладана, вина, масла, отборной муки и пшеницы, скота и овец, коней и колесниц, рабов и человеческих душ.
14 Они будут говорить: — Плодов, которых желала душа твоя, уже нет у тебя. Все твои богатства и слава покинули тебя, чтобы уже никогда к тебе не возвратиться.
15 Торговавшие этими товарами купцы, нажившиеся на ней, будут стоять в стороне, перепуганные ее бедствиями. Они будут плакать и скорбеть,
16 говоря: — Горе! Горе! О великий город, одетый в прекрасную льняную одежду, в пурпурное и багряное, украшенный золотом, драгоценными камнями и жемчугом!
17 В один час было уничтожено такое огромное богатство! Все кормчие кораблей, все их пассажиры и моряки, и все, чей промысел связан с мореплаванием, будут издали наблюдать,
18 и, когда увидят дым, поднимающийся от нее, зарыдают: — Был ли еще когда-либо город, подобный этому великому городу?
19 Они посыпали свои головы пылью и со слезами и скорбью причитали: — Горе, горе, город великий, обогативший всех судовладельцев своим богатством! В один час ты был опустошен!
20 Радуйтесь о нем, небеса! Радуйтесь, святые, апостолы и пророки, потому что Бог осудил его за то, как он поступал с вами.
21 Затем могучий ангел взял большой камень размером в мельничный жернов и бросил его в море. — С такой силой будет брошен и Вавилон, великий город, и никто уже его не найдет, — сказал он.
22 — Никогда уже в тебе не будет слышно пения и музыки арфистов, флейтистов и трубачей, никогда уже в тебе не отыщется ремесленников, каким бы ремеслом они ни занимались, никогда уже не будет слышно в тебе шума от жерновов.
23 Никогда уже не будет гореть в тебе свет светильника, не будет слышно голосов жениха и невесты. Твои купцы были господами на земле, и все народы были очарованы твоим колдовством.
24 Но в этом городе пролилась кровь пророков, святых и всех убитых на земле.

Толковая Библия Лопухина

Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины (1-3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4-8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9-10). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20-24).

Откр.18:1. После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

Откр.18:2. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

Откр.18:3. и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном. Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено Откр.14и Откр.16:19. Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона — это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Бож. суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь.

Откр.18:4. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

С 4 ст. начинается речь другого лица, под которым более правильно разуметь Самого Иисуса Христа, Который обращается от Своего имени к избранным христианам как к народу Своего Царства (ср. Исх 19:6). Повеление Господа: «выйди от нее, народ Мой» означает окончательное отделение общества избранных христиан последнего времени от нечестивого антихристианского общества. Кончилось долготерпение Божие и должно наступить время воздаяния. Бог вспомнил все неправды Вавилона, все его беззакония, они превзошли меру.

Откр.18:5. ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

Откр.18:6. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

«Воздайте ей» — это приказание от того же лица, которому принадлежит и голос Откр.18:4, но к другому субъекту. Этими исполнителями Бож. повеления, очевидно, являются те самые цари, которые были назначены исполнителями Бож. воли относительно суда над Вавилоном. Им повелевается воздать, отплатить Вавилону, как и он воздавал «вам», ибо от его развращенной жизни, от его насилий страдали не только избранные христиане, гонимые и преследуемые, но даже и сами нечестивые цари и народы. Сильного двойного наказания, страдания Вавилон вполне заслужил своим крайним нечестием, своим развращающим примером и влиянием. Его виновность обнаружилась собственно в том, что он поил народы вином своего блудодеяния (Откр.14:8, 17:2, 4).

Откр.18:7. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»

Откр.18:8. За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

Его прежняя гордость и самоуверенность, как столицы антихристианского царства, как действительной царицы, а не как вдовы, не имеющей мужа, царя, окажутся в совершенной противоположности с его внезапной гибелью. Он считал себя всесильным, вечным, но его постигнет гибель и постигнет внезапно, в один день, и одновременно обрушатся на него казни. Чрез это и будет доказано, что силен Господь Бог, судящий его (ст. 8). О том впечатлении, которое будет произведено этими казнями, говорится в следующих стихах. Прежде всего восплачут цари, правители отдельных провинций и государств, составляющих единое антихристианское царство; для них особенно чувствительно будет опустошение столичного города. Но они только издали будут наблюдать за казнью и не осмелятся прийти на помощь и предотвратить гибель и только будут восклицать: горе, горе! Далее оплакивают разрушение купцы, которое само собою и непосредственно отзывается на их интересах, так как с мировым городом Вавилоном была тесно связана мировая торговля. Купцы так же, только издали, будут восклицать: горе, горе! Это горе и для купцов, ибо они не только потеряли рынок для своей торговли, но и сами находятся в страхе и опасности на самих себе испытать все те ужасы, которые уже постигли жителей Вавилона. — Мореплаватели, выражая свою скорбь по поводу разрушения Вавилона, посыпят даже на свои головы пепел в знак своей печали.

Откр.18:9. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,

Откр.18:10. стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Откр.18:11. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,

Откр.18:12. товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

Откр.18:13. корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

Откр.18:14. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

Откр.18:15. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая

Откр.18:16. и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

Откр.18:17. ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали

Откр.18:18. и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

Откр.18:19. И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!

Откр.18:20. Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Но если падение Вавилона для обитателей земли, стоящих под непосредственным влиянием антихриста, было причиною их горя, то для жителей неба и для тех, которые живут для неба, это событие будет предметом радости. Приглашаются к радости небо, святые, апостолы и пророки. Причина радости — наступление последнего и окончательного суда Божия, которого просили и желали прославившиеся мученики ( Откр 6:10). Суд этот составляет предмет радости небожителей, ибо он есть торжество Бож. Правосудия.

Откр.18:21. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Бож. суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т. е. его развращающей политике. Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. Откр.17:6). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.