От Матфея 13 глава

От Матфея
Слово Жизни → В переводе Лутковского

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,

К Нему собралось столько людей, что Он вынужден был перейти в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,

И Он о многом говорил им в притчах. — Сеятель вышел сеять, — говорил Иисус.
 
Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.

— Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги, и их склевали птицы.
 
При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Эти семена быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было сильных корней.
 
но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;

Остальные же семена упали на хорошую почву и принесли плод, одно во сто, другое в шестьдесят, третье в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.

У кого есть уши, пусть слышит.
 
Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Ученики же спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?

Иисус ответил: — Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают".
 
Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.

В них исполняется пророчество Исайи: "Вы будете слышать, но не поймете, будете смотреть, но не увидите.
 
В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.

Сердца этих людей огрубели, они почти не слышат, они закрыли глаза. Иначе они увидели бы и услышали, и поняли сердцами и обратились бы, и Я исцелил бы их!"
 
Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)

Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат.
 
Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.

Говорю вам правду: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле:
 
Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.

к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее при дороге.
 
Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,

но эти семена не пускают корней, и такой человек непостоянен. Как только наступят преследования и гонения за слово, он теряет веру.
 
но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;

Семя, упавшее в терновник, — это о человеке, который слышит слово, но жизненные заботы и соблазн богатства заглушают его, и семя остается бесплодным.
 
а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;

Семя же, упавшее на хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.

Рассказал им Иисус и другую притчу: — Небесное Царство можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.

И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
 
Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.

Работники пришли к хозяину и говорят: "Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?"
 
Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?

"Это сделал враг", — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: "Может, нам пойти и выполоть их?"
 
Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.

"Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище".
 
Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.

Рассказал Он им и еще одну притчу: — Небесное Царство можно сравнить с горчичным зерном, которое посадили в поле.
 
Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;

Хотя горчичное зерно и меньше всех других зерен, но когда оно вырастает, то становится больше всех растений в саду и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы прилетают и вьют гнезда в его ветвях.
 
будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.

И еще одну притчу рассказал им Иисус: — Небесное Царство можно сравнить с закваской, на которой женщина замесила целых три меры муки; благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось.
 
И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.

Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний,
 
Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я буду говорить притчами, расскажу то, что было скрыто от создания мира".
 
во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

Поле — это мир, а хорошие семена — это те, кто принадлежит к Царству. Сорняки — это те, кто принадлежит дьяволу.
 
поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:

Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат.
 
Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

— Небесное Царство можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит клад, он прячет его и радостный идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.

— Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;

Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
 
найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.

— Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,

и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

— Вы поняли все это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Когда Иисус кончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда
 
Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.

и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: — Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила?
 
Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?

Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
 
И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?

И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме.
 
И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.

И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры.
 
И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.