От Матфея 21 глава

От Матфея
Слово Жизни → Учебной Библии МакАртура

Слово Жизни

1 Когда они, приближаясь к Иерусалиму, дошли до селения Виффагия, что расположено на Масличной горе, Иисус послал вперед двух учеников,
2 сказав им: — Идите в деревню, которая перед вами, там вы сразу же найдете привязанную ослицу и рядом с ней осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне.
3 Если кто-то вас спросит, зачем вы это делаете, то отвечайте, что они нужны Господу, и вам тут же дадут их.
4 Это произошло для того, чтобы исполнилось сказанное через пророка:
5 "Скажите дочери Сиона: вот Царь твой идет к тебе, кроткий, верхом на ослице и осленке, сыне вьючного животного!"
6 Ученики пошли и сделали все так, как Иисус велел им.
7 Они привели ослицу и осленка, положили на них свою одежду, и Иисус сел поверх нее.
8 Собралось очень много людей, они расстилали свою одежду на дороге, срезали ветви с деревьев и тоже постилали на дороге.
9 Народ, что шел впереди, и те, что шли следом, громко кричали: — "Осанна Сыну Давида! Благословен тот, кто приходит во имя Господа! Осанна в небесах!"
10 И когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в волнение, и все спрашивали: — Кто это? —
11 А из толпы отвечали: — Это пророк Иисус из Назарета в Галилее!
12 Иисус вошел в храм и выгнал оттуда всех торговцев и покупателей. Он перевернул столы менял и прилавки торговцев голубями.
13 — Написано, — сказал Он, — "Дом Мой будет называться домом молитвы", а вы превратили его в разбойничье логово.
14 В храме к Нему подошли слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 Первосвященники и учителя закона, увидев чудеса, которые совершал Иисус, и услышав, как дети кричат в храме: "Осанна Сыну Давида", — сильно рассердились.
16 — Ты слышишь, что кричат эти дети? — спросили они Его. — Да, — ответил Иисус, — разве вы не читали, что написано: "Из уст младенцев и грудных детей Ты вызовешь хвалу себе"?
17 Он оставил их и пошел из города в Вифанию, где и заночевал.
18 Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод.
19 Увидев у дороги инжирное дерево, Он подошел к нему, но не нашел на нем ничего, кроме листьев. Тогда Иисус сказал дереву: — Пусть же от тебя никогда больше не будет плодов! Инжир сразу же засох.
20 Когда ученики это увидели, то удивились: — Как это инжир мог так быстро засохнуть?
21 Иисус ответил: — Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с инжиром, но даже если вы скажете этой горе: "Поднимись и бросься в море", так и случится.
22 Если вы верите, то все, о чем бы вы ни попросили в молитве, получите.
23 Когда Иисус вошел в храм и стал учить народ, к Нему подошли первосвященники и старейшины народа с вопросом: — Какой властью Ты все это делаешь и кто дал Тебе эту власть?
24 Иисус ответил им: — Я тоже задам вам вопрос, и если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, какой властью Я это делаю.
25 От кого Иоанн получил свое право крестить, от Бога или от людей? Они стали рассуждать между собой: — Если мы скажем: "От Бога", то Он спросит: "Так почему же вы ему не поверили?"
26 Сказать "От людей" нельзя, ведь все считают, что Иоанн был пророком.
27 — Мы не знаем, — ответили они. — И Я вам тоже не скажу, какой властью Я это делаю, — сказал тогда Иисус.
28 — Что вы скажете на такое: у одного человека было два сына. Как-то он подошел к одному из них и говорит: "Сын, пойди, поработай сегодня в винограднике".
29 "Не хочу", — ответил сын, но потом передумал и все же пошел.
30 Подойдя и к другому сыну, отец попросил его о том же. Сын ответил: "Иду, господин", — а сам не пошел.
31 Кто из них исполнил волю отца? — Первый, — ответили они. Тогда Иисус сказал им: — Говорю вам истину: сборщики податей и проститутки впереди вас идут в Царство Бога.
32 Ведь Иоанн пришел к вам показать путь праведности, и вы не поверили ему, а они поверили. А вы даже после того, как это увидели, не раскаялись и не поверили.
33 — Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник. Он огородил его стеной, выкопал яму для давильного пресса и построил сторожевую башню. Затем он отдал виноградник в аренду, а сам отправился в далекое путешествие.
34 Когда пришло время сбора винограда, он послал своих слуг к виноградарям за причитающейся ему долей.
35 Те же схватили слуг и кого избили, кого убили, а кого закидали камнями.
36 Тогда хозяин послал других слуг, их было больше, чем в первый раз, но виноградари и с теми поступили так же.
37 В конце концов он послал своего сына. "Уж к сыну-то моему они проявят уважение", — думал он.
38 Но когда виноградари увидели сына, они решили: "Это наследник. Давайте убьем его, и наследство будет нашим".
39 Они схватили его, вышвырнули из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что он сделает с этими виноградарями?
41 — Он жестоко казнит злодеев, — ответили они, — и сдаст виноградник другим виноградарям, которые отдадут ему его долю урожая в условленный срок.
42 Иисус сказал им: — Разве вы не читали в Писаниях: "Камень, который отвергли строители, стал краеугольным. Это совершил Господь, и как это изумительно для нас!"?
43 Поэтому Я и говорю вам, что Божье Царство будет отнято у вас и отдано народу, который приносит плод.
44 Кто упадет на этот камень, тот разобьется, а на кого камень упадет, того он раздавит.
45 Выслушав притчи Иисуса, первосвященники и фарисеи поняли, что Он говорит о них.
46 Они хотели арестовать Иисуса, но боялись народа, потому что люди считали Иисуса пророком.

Учебной Библии МакАртура

21:1 Виффагию Маленький городок недалеко от Вифании, на юго-западном склоне Елеонской горы. Этот город упоминается в Писании только в связи с триумфальным входом Христа (Мк 11:1; Лк 19:29).

21:3 если кто скажет вам что-нибудь В Евангелии от Марка записано, что именно это и случилось (Мк 11:5−6). Только что прибыв в Виффагию (ст. 1), Иисус не имел возможности приготовить этих животных для использования. Но, несмотря на это, Он точно знал местонахождение животных и характер их хозяев. Такое точное знание говорит о Его Божьем провидении.

21:5 молодом осле, сыне подъяремной Точное цитирование Зах 9:9 (ср. Ис 62:11). То, что это мессианское пророчество было в точности исполнено, иудеи не могли не понимать, ибо толпа приветствовала Его, провозглашая титулы и похвалы, которые могли относиться только к Мессии (см. пояснение к ст. 9).

21:7 ослицу и молодого осла Матфей — это единственный из авторов Евангелий, который упоминает ослицу. Но все они упоминают о молодом возрасте осла (Ин 12:14), или о том, что ни один человек до этого момента на него не садился (Мк 11:2; Лк 19:30). Возможно, ослица была взята, чтобы заставить слушаться молодого осла.
Он сел поверх их Т.е. на одежды. Христос ехал на молодом осле (Мк 11:7).

21:8 постилали свои одежды по дороге Это был древний способ выражения глубочайшего почтения, предназначавшийся только для царских особ (4Цар 9:13), поэтому тот факт, что иудеи «постилали свои одежды по дороге», говорит об осознании Его слов о том, что Он — Царь иудейский.

21:9 осанна Слово имеет то же значение, что и еврейское выражение, которое переведено, как «спаси же» в Пс 117:25.
благословен Точное цитирование ст. 26 того же псалма. Это в сочетании с мессианским титулом «Сын Давидов» ясно указывало на осознание толпой мессианства Христа (см. пояснение к 1:1). Вход Христа в Иерусалим произошел в воскресение, девятого Нисана, в 30 г. по Р.Х., ровно 483 года спустя после указа Артаксеркса, упоминаемого в Дан 9:24−26 (см. пояснения там же).

21:12 выгнал Уже во второй раз Христос очистил храм от торговцев. Ин 2:14−16 описывает сходное происшествие, имевшее место в начале служения Христа. Но эти два происшествия четко отличаются. При первом очищении служители храма сразу же «приступили» к Иисусу (см. пояснение к ст. 23; ср. Ин 2:18); ни в одном из повествований не упоминается о том, чтобы что-либо подобное произошло после второго очищения. Вместо этого все синоптические Евангелия говорят, что Иисус обратился ко всем присутствующим (ст. 13) и даже использовал это событие для наставления (Мк 11:17; Лк 19:46, 47).
продающих и покупающих Он обвинил и торговцев и покупателей в том, что они оскверняли храм. Среди продаваемого и покупаемого там были голуби и другие животные, предназначенные для жертвы (ср. Ин 2:14).
меновщиков Менялы, присутствовавшие там же, были необходимы, так как римские монеты и другие наличные деньги считались неприемлемыми для пожертвований в храме. Очевидно, деятельность менял и торговцев приобрела такой размах, что торговое место при храме приобрело дух вертепа разбойников (ст. 13). Такая торговля происходила во дворе язычников — огромном пространстве на храмовой горе площадью в несколько акров.

21:13 написано Иисус объединяет два ветхозаветных пророчества, Ис 56:7 («дом Мой назовется домом молитвы для всех народов») и Иер 7:11 («Не соделался ли на ваших глазах вертепом разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое?»).

21:15 детей Буквально, «мальчиков». Среди людей, пришедших в Иерусалим на Пасху, было большое количество двенадцатилетних мальчиков, которые пришли сюда, чтобы отпраздновать свою первую Пасху, как и Иисус, когда находился в таком же возрасте (см. пояснение к Лк 2:42).

21:16 да! разве вы никогда не читали Ответ Иисуса негодующим первосвященникам и книжникам был равносилен прямому заявлению о Его Божьей природе. Он процитировал слова Пс 8:3, который говорит о «хвале», воздаваемой Богу. Используя этот стих в защиту поклонения Богу, Он требовал поклонения Себе как Богу.

21:19 тотчас Это понятие относительно: конечно, дерево могло засохнуть сразу же, но Мк 11:14, 20 (см. пояснения там же) говорит, что факт гибели дерева стал явным лишь на следующий день. Иисус проклял смоковницу не в порыве разочарования; это было ниспосланное свыше целенаправленное предостережение. Смоковница часто употребляется в Писании как символ Израиля (Ос 9:10; Иоиль 1:7). Бесплодная смоковница часто символизирует Божий суд над Израилем по причине его духовного бесплодия (см. пояснение к 3:8), несмотря на обилие духовных преимуществ (Иер 8:13; Иоиль 1:12). Кроме того, поступок Иисуса иллюстрирует Божий суд над тленным Израилем за его позорную бесплодность, выразившуюся в отвержении Мессии. Одна из притчей Христа содержит подобное наставление (Лк 13:6−9).

21:21 если будете иметь веру и не усомнитесь Это выражение предполагает наличие Божьей воли для подобного действия (см. пояснение к 17:20), потому что только Богом данная вера настолько свободна от сомнений (ср. Мк 9:24).
будет Чуда именно такого масштаба фарисеи требовали от Иисуса, но Он всегда отказывал им (см. пояснение к 12:38). Здесь Христос в переносном смысле говорил о неограниченной силе Бога, которая проявляется в жизни тех, кто имеет истинную веру.

21:23 это Т.е. учение и чудеса. Также они могли иметь в виду совершенное Им днем ранее очищение храма (см. пояснение к ст. 12).
кто Тебе дал такую власть? Они были вынуждены признать, что Он имел источник неоспоримой власти. Его чудеса были слишком очевидными и слишком многочисленными, чтобы быть мошенничеством. Даже в Его учении была такая сила и чистота, что всем было ясно, что в Его словах была власть (см. пояснение к 7:29).

21:25 крещение Иоанново откуда было Иисус поймал иудейских лидеров в их же собственную ловушку. Они, несомненно, надеялись, что Он, отвечая, будет утверждать, что власть Ему дана непосредственно Богом (так Он поступал много раз ранее — ср. Ин 5:19−23; Ин 10:18). Тогда они обвинили бы Его в богохульстве и использовали бы это обвинение как предлог, чтобы убить Его, — так они уже пытались сделать (Ин 5:18; Ин 10:31−33). Однако здесь Он ставит их перед неразрешимым выбором, потому что люди глубоко чтили Иоанна и не могли вспомнить служение Иоанна без того, чтобы не признать себя виновными. Не признать законность миссии Иоанна фарисеи не могли, так как боялись народа (ст. 26). В результате Иисус показал, что они сами не обладали достаточной властью, чтобы испытывать Его. См. пояснение к Лк 20:5.

21:31 Который из двух исполнил волю отца? Иисус вынудил их свидетельствовать против себя самих. Суть этой притчи в том, что дела намного важнее слов (ср. 7:21−27; Иак 1:22). Они вынуждены были признать это, тем самым осуждая самих себя. Мысль о том, что покаявшиеся мытари и блудницы войдут в Царствие Небесное прежде внешне религиозных лицемеров была неоднократно повторяющейся темой на протяжении всего Его служения (см. пояснение к 5:20), и это приводило в ярость иудейских вождей.

21:32 путем праведности Т.е. покаяние и вера ведут к тому, что верующим вменяется Божья праведность (см. пояснение к Рим 3:21).
мытари и блудницы См. пояснения к 5:46; 9:9; Мк 2:15. Люди, наиболее презираемые первосвященниками и старейшинами, изгои иудейского общества, нашли спасение, в то время как самоправедные вожди не обрели его. Ср. Рим 10:3.

21:33 виноградник… точило См. Ис 5:2. Здесь Иисус ясно ссылается на это место Ветхого Завета, которое, несомненно, было хорошо знакомо иудейским вождям. Виноградник в Писании обычно символизирует иудейский народ. Здесь владелец виноградника — это Бог, Который взращивал виноградник с большой заботой, а затем отдал его виноградарям, олицетворяющим иудейских вождей.

21:34 своих слуг Т.е. ветхозаветных пророков.

21:35 иного прибили, иного убили, а иного побили камнями Матфей часто совмещает и упрощает подробности (см. пояснения к ст. 19; 8:28; 20:30). Из повествования Марка мы узнаем, что в истории, рассказанной Иисусом, трое разных слуг пришли по отдельности. Виноградари «прибили» первого слугу, второго побили камнями и «убили» третьего (Мк 12:2−5). Это описание соответствует отношению многих иудейских правителей к ветхозаветным пророкам (3Цар 22:24; 2Пар 24:20−21; 2Пар 36:15−16; Неем 9:26; Иер 2:30).

21:37 сына моего Этот персонаж олицетворяет Господа Иисуса Христа, Которого они убили (ст. 38−39) и, таким образом, навлекли на себя Божий суд (ст. 41).

21:41 виноградник отдаст другим виноградарям Иудейские вожди вновь провозгласили суд над самими собой (см. пояснение к ст. 31). Приговор, который они вынесли злым виноградарям, соответствует суду Христа над ними (ст. 43). Царствие и все духовные преимущества, данные Израилю, теперь будут переданы «другим виноградарям», которые символизируют Церковь (ст. 43), состоящую преимущественно из язычников (ср. Рим 11:11).

21:42 камень, который отвергли Здесь речь идет о жертве Христа на кресте; а восстановление отвергнутого камня символизирует Его Воскресение.
сделался главою угла На первый взгляд, эта цитата из Пс 117:22−23 никак не связана с предшествующей притчей. Но эти слова взяты из мессианского псалма. Иисус обратился к этому отрывку в подтверждение того, что Сын, Который был убит и выброшен из виноградника, также был краеугольным камнем в Божьем плане искупления.

21 :43 народу, приносящему плоды его Т.е. церкви. См. пояснение к ст. 41. Петр назвал Церковь «народ святый» (1Пет 2:9).

21:44 этот камень Христос является «камнем преткновения и скалою соблазна» для неверующих (Ис 8:14; 1Пет 2:9). Пророк Даниил изобразил Его как камень, который «отторгнут был от горы не руками» и падает на все царства мира, сокрушая их (Дан 2:44−45). Падает глиняный сосуд на камень или камень падает на глиняный сосуд — результат один и тот же. Это высказывание говорит о том, что и враждебность и безразличие являются неправильным ответом на призыв Христа и над виновными в этих грехах нависла опасность суда.

21:45 поняли, что Он о них говорит Воскрешая в их сознании такой общеизвестный мессианский образ (ст. 42−44), Христос однозначно говорил фарисеям о Своей сущности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.