От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Слово Жизни → Учебной Библии МакАртура

Слово Жизни

1Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий
2 на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями слова,
3 то и я решил, тщательно исследовав все от начала, описать тебе, многоуважаемый Теофил, все по порядку,
4 чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.
5 Во время правления в Иудее царя Ирода там жил священник, которого звали Захарией; он принадлежал к священнической группе Aвии. Его жена была из рода Aарона, ее звали Елизавета.
6 Оба они были праведны перед Богом, живя непорочно и строго соблюдая все заповеди и установления Господа.
7 Но у них не было детей, потому что Елизавета была бесплодна. Оба они были уже в преклонном возрасте.
8 Однажды, когда была очередь служения священнической группы Захарии, он нес службу перед Богом.
9 В соответствии с установленным для священников порядком, ему выпало по жребию войти в храм Господа и принести на жертвенник благовонное курение.
10 В это время во дворе храма собралось много народа, и все молились, как это обычно бывало при возжигании курения.
11 A Захарии в это время явился ангел Господа. Он стоял справа от жертвенника курения.
12 Когда Захария увидел его, он был чрезвычайно поражен и испуган.
13 Aнгел сказал ему: – Не бойся, Захария, твоя молитва услышана. Твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном.
14 Твое сердце наполнится счастьем и ликованием, и многие будут радоваться его рождению,
15 потому что он станет великим человеком перед Господом. Он никогда не будет пить вина и других хмельных напитков. От самого рождения он будет исполнен Святым Духом.
16 Многих израильтян он обратит к Господу, их Богу.
17 Он будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить народ к приходу Господа.
18 Захария спросил ангела: – Как мне поверить этому? Я ведь уже стар, и жена моя в преклонных годах.
19 Aнгел ответил: – Я – Гавриил, стоящий перед Богом, и я послан, чтобы сообщить тебе эту радостную весть.
20 Но сейчас, за то, что ты не поверил моим словам, которые обязательно исполнятся в свое время, ты онемеешь и не будешь говорить до того дня, как все это сбудется.
21 Между тем люди ждали Захарию и удивлялись, почему он так долго не выходит из храма.
22 Когда Захария вышел, он не мог говорить и вынужден был общаться с ними жестами. Все поняли, что он видел в храме видение.
23 Когда срок его служения закончился, Захария возвратился домой.
24 Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев скрывала это от людей.
25 Она говорила: – Вот что сделал для меня Господь, когда взглянул на меня милостиво и снял с меня позор перед людьми!
26 Когда Елизавета была на шестом месяце беременности, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет,
27 к девушке по имени Мария. Мария была обручена с Иосифом, потомком Давида.
28 Aнгел пришел к ней и сказал: – Здравствуй, получившая милость! С тобой Господь!
29 Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие.
30 Aнгел продолжал: – Не бойся, Мария, потому что Бог проявил милость к тебе!
31 Ты забеременеешь и родишь Сына и назовешь Его Иисусом.
32 Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида,
33 и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца.
34 – Как это может быть? – спросила Мария. – Ведь я не замужем.
35 Aнгел ответил: – Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому ребенок, который родится у тебя, будет святым и будет назван Сыном Бога.
36 Вот и твоя родственница Елизавета тоже родит сына в ее преклонные годы. О ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце беременности.
37 Для Бога нет ничего невозможного.
38 – Я служанка Господа, – ответила Мария, – пусть все произойдет со мной так, как ты сказал. И ангел оставил ее.
39 Вскоре после этого Мария собралась и поспешила в город, расположенный в Иудейских горах.
40 Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету.
41 Когда Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок внутри у нее встрепенулся; Елизавету наполнил Святой Дух,
42 и она громким голосом воскликнула: – Благословенна ты среди женщин, и благословен ребенок, которого ты носишь!
43 Чем я заслужила такую милость, что ко мне пришла мать моего Господа?
44 Как только я услышала твое приветствие, ребенок во мне так и встрепенулся от радости.
45 Благословенна поверившая в то, что слова Господа исполнятся!
46 Мария ответила:
47 – Душа моя славит Господа, и дух мой радуется в Боге, моем Спасителе,
48 потому что Он увидел смирение своей служанки. Отныне все поколения будут называть меня благословенной,
49 потому что Всемогущий совершил такое великое дело для меня! Его имя свято!
50 – Из поколения в поколение Он проявляет милость к боящимся Его!
51 Его рукой совершены великие дела: Он рассеял гордых, замышлявших в своих сердцах дерзкие планы,
52 сверг правителей с их престолов и возвысил кротких!
53 Он насытил благами голодных, а богатых отослал ни с чем.
54 – Он помог своему слуге Израилю,
55 Помня свое обещание нашим предкам – быть милосердным к Aврааму и его потомкам вовеки.
56 Мария прогостила у Елизаветы около трех месяцев и затем возвратилась домой.
57 Когда подошло время, Елизавета родила сына.
58 Ее соседи и родственники услышали о том, что Бог так благословил ее, и радовались вместе с ней.
59 На восьмой день они пришли, чтобы совершить над ребенком обряд обрезания, и хотели назвать его в честь отца Захарией.
60 Но мать ребенка возразила: – Нет! Его будут звать Иоанном.
61 Ей начали говорить: – Но ведь среди ваших родственников нет никого с таким именем!
62 Они стали жестами спрашивать отца, как бы он хотел назвать сына.
63 Захария попросил табличку для письма и, к удивлению всех, написал: – Его имя Иоанн.
64 В тот же миг к нему вернулась речь, и он начал говорить, прославляя Бога.
65 Всех соседей объял страх, и весть о случившемся разнеслась по всей горной части Иудеи.
66 Все, кто слышал об этом, с удивлением спрашивали: – Кем же станет этот ребенок? – потому что рука Господа была с ним.
67 Святой Дух наполнил Захарию, отца Иоанна, и он начал пророчествовать:
68 – Благословен Господь, Бог Израиля, который посетил свой народ и искупил его!
69 – Он воздвиг нам могучего Спасителя из дома своего слуги Давида,
70 как Он издавна обещал через своих святых пророков,
71 что Он спасет нас от врагов и от рук тех, кто ненавидит нас.
72 – Так Он проявил милость к нашим предкам, помня свое святое обещание и свой завет,
73 клятву, которой Он поклялся нашему предку Aврааму:
74 избавить нас от рук наших врагов, чтобы мы могли без страха служить Ему,
75 живя перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни!
76 – И ты, дитя, будешь назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти перед Господом, чтобы приготовить Ему пути,
77 дать Его народу знание о спасении через прощение грехов,
78 по глубочайшему милосердию нашего Бога, который придет к нам с небес, как восходящее солнце,
79 чтобы дать свет живущим во мраке смерти и направить наши стопы на путь мира!
80 Ребенок рос и укреплялся в духе. Он жил в пустыне до того времени, когда открыто явился Израилю.

Учебной Библии МакАртура

1:1‑4 Эти четыре стиха составляют единое предложение, написанное в изысканном стиле греческой литературной классики. Для греческих исторических трудов было общепринято начинать таким прологом. Однако после этого официального пролога Лука использует более простой стиль повествования, вероятно, сделанный по образцу хорошо знакомого стиля Септуагинты.

1:1 многие Хотя Лука писал личное откровение о Боге, вдохновленное Духом Святым, он признавал труды других (см. пояснение к ст. 2), изложивших в письменном виде события из жизни Христа. Все те источники давно утеряны, кроме богодухновенных Евангелий. Поскольку Евангелия от Матфея и от Марка были написаны, вероятнее всего, до Евангелия от Луки, предполагают, что либо одно из них, либо оба, возможно, были среди первоисточников Луки, когда он делал свое исследование. Также известно, что он был лично знаком со многими свидетелями событий жизни Христа. И возможно, что некоторые из его рассказов исходили из устных источников. Около 60 процентов материала в Евангелии от Марка повторяется в Евангелии от Луки, и, по‑видимому, Лука близко следует порядку событий, описанных Марком: (См. во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования и Синоптическую проблему). составлять Иначе «приводить в порядок». Лука намеревался изложить моменты служения Христа в надежной, логической и основанной на реальности фактической последовательности (хотя не всегда строго хронологической — ст. 3). о совершенно известных… событиях… Т.е. о ветхозаветных мессианских обещаниях, осуществившихся во Христе. между нами Т.е. в нашем поколении. Эта фраза не означает, что Лука лично был очевидцем жизни Христа (см. пояснение к ст. 2).

1:2 очевидцами и служителями Слова Основными источниками Евангелия от Луки были сами апостолы, которые передали факты о жизни и учении Иисуса — как устно, так и посредством записанных в документах воспоминаний, предоставленных Луке. В любом случае Лука не претендовал на то, что он сам был очевидцем, а объяснил, что это были факты, подтвержденные тщательным исследованием (см. пояснение к ст. 3).

1:3 по тщательном исследовании Буквально «тщательно разобрав», «установив». Евангелие от Луки было результатом усердного кропотливого исследования. Лука, больше, чем кто‑либо еще в ранней церкви, имел способности и возможность посоветоваться с очевидцами служения Иисуса и объединить их рассказы. У него было более двух лет (во время заключения Павла в Кесарии; Деян. 24:26, 27) времени, в течение которого он, вероятно, мог встретиться и иметь беседу со многими апостолами и другими очевидцами служения Иисуса. Мы знаем, например, что он встретился с Филиппом (Деян. 21:8), который, несомненно, был одним из источников Евангелия от Луки. В своих путешествиях по Малой Азии он также, возможно, встречался с Апостолом Иоанном. Иоанна, жена домоправителя Ирода, упомянута только в Евангелии от Луки (см. пояснение к 8:3; ср. 24:10), поэтому она, возможно, была личной знакомой автора. Лука также рассказал подробности о поведении Ирода с Христом, не найденные в других Евангелиях (13:31‑33; 23:7‑12). Вне сомнения, Лука узнал эти факты от Иоанны или от кого‑то, кто был близок ко двору Ирода. Однако благодаря Божьему откровению, которое он получил от Духа Святого его понимание было совершенным (1Тим. 3:16, 17; 2Пет. 1:19‑21). сначала Это могло значить с начала земной жизни Христа. Однако слово может означать «свыше» (Ин. 3:31; 19:11; Иак. 3:15). Выражением «с самого начала» в ст. 2 переведено другое греческое слово arche. Поэтому лучшее истолкование — это, что Лука использовал для своего материала земные источники, но ему было дано Божье водительство, когда он совершал свое исследование и запись. Ясно, что он считал свое описание авторитетным (см. пояснение к ст. 4). по порядку Описание Луки преимущественно упорядочено хронологически, но он не следует такому расположению механически. достопочтенный Это было титулом, употреблявшимся для обращения к правителям (Деян. 23:26; 24:3; 26:25). Такой вид обращения предназначался для самых высоких сановников; предполагается, что Феофил был таким человеком.

1:4 твердое основание Это указывает на не выраженное прямо утверждение о власти и авторитете. Хотя Евангелие от Луки почерпнуто не из личных наблюдений, а из других источников (ст. 3), он считал надежность и авторитетность своего Евангелия более высокими, чем авторитетность небогодухновенных источников. наставлен Феофил был воспитан в апостольской традиции, возможно, даже самим Апостолом Павлом. Однако зафиксированное посредством этого Евангелия запечатлело твердое основание того, что он слышал.

1:5 Ирода Т.е. Ирода Великого. См. пояснение к Мф. 2:1. Захария Буквально «Иегова помнит». Из Авиевой чреды Храмовое священство было организовано в 24 чреды со служением каждой чреды дважды в год (1Пар. 24:4‑19). Авиева была восьмой чредой (1Пар. 24:10). из рода Ааронова Т.е. и муж и жена принадлежали к священническому роду.

1:6 Оба… были праведны пред Богом Т.е. они были верующими, оправданными в глазах Бога. В этом выражении прослеживается явный отголосок Павловой теологии. См. во Введении: Проблемы толкования.

1:7 неплодна… в летах преклонных Это рассматривалось многими как знак Божьей немилости. См. пояснение к ст. 25.

1:8 в порядке своей чреды Т.е. была его очередь для исполнения обязанностей служения в храме в одну из двух годовых очередей (см. пояснение к ст. 5).

1:9 По жребию… для каждения Это высокая честь (Исх. 30:7, 8; 2Пар.29:11). Из‑за большого числа священников большая часть из них ни разу не избиралась для такой обязанности, и никому не разрешалось дважды служить в этом качестве. Несомненно, Захария считал это величайшим моментом во всей жизни священнического служения. Фимиам постоянно курился прямо перед завесой, которая разделяла святилище от Святого святых. Только один избранный священник обычно возносил фимиам каждое утро и каждый вечер, в то время как остальные священники и пришедшие на поклонение стояли вне святилища в молитве (ст. 10).

1:12 страх Обычная реакция (12:5), когда кто‑нибудь сталкивался лицом к лицу с посещением Богом или могущественным деянием Бога (Суд. 6:22; 13:22; Мк. 16:5; см. пояснение к Отк. 1:17). По‑видимому, Лука обращает особенное внимание на это: он часто описывает страх в присутствии Бога и при Его деяниях (ср. ст. 30, 65; 2:9, 10; 5:10, 26; 7:16; 8:25, 37, 50; 9:34, 45; 23:40).

1:13 молитва твоя Вероятно, молитва о том, чтобы иметь детей (см. пояснение к ст. 7; ср. ст. 25). Иоанн Буквально «Иегова проявляет милость».

1:14 радость и веселие Отличительные признаки мессианского Царства (Ис. 25:9; Пс. 13:7; 47:12). Лейтмотив радости проходит через Евангелие от Луки (ср. ст. 44, 47, 58; 2:10; 6:23; 8:13; 10:17‑21; 13:17; 15:5‑10, 22‑32; 19:6, 37; 24:52).

1:15 не будет пить вина и сикера Это был основной элемент обета назорея (Чис. 6:1‑21) и, вероятно, был понят Захарией как таковой. Обычно такой обет был временным, но Самсон (Суд. 16:17) и Самуил (1Цар. 1:11) были подчинены ему с рождения. Язык здесь напоминает наставления ангела родителям Самсона (Суд. 13:4‑7). Однако здесь не сделано никакого упоминания о каком‑либо ограничении относительно стрижки волос Иоанна. Лука, возможно, просто опустил эту деталь, чтобы не отягощать читателей из языческой среды подробностями иудейского закона. еще от чрева матери своей Слова, напоминающие Иеремию (Иер. 1:5). Они иллюстрируют суверенную власть Бога в спасении.

1:17 в духе и силе Илии Илия, подобно Иоанну Крестителю, был известен тем, что он смело и непреклонно стоял за Слово Божие — даже перед лицом жестокого монарха (ср. 3Цар. 18:17‑24; Мк. 6:15). Заключительные два стиха Ветхого Завета (Мал. 4:5, 6) обещают возвращение Илии перед Днем Господним. См. пояснение к Мф. 3:4; 11:14; Мк. 9:11, 12. чтобы возвратить сердца Процитированные из Мал. 4:6 слова, показывающие, что Иоанн Креститель исполнил это пророчество. представить Возможно, ссылка на Ис. 40:3‑5 (см. пояснения к 3:4; Мф. 3:3).

1:18 по чему я узнаю это? Аврам также просил знамения при подобных обстоятельствах (Быт. 15:8). Знамение, данное Захарии, было в то же время мягким упреком за недоверие (ст. 20).

1:19 Гавриил Буквально «Сильный Божий». Гавриил также появляется в Дан. 8:16; 9:21 (см. пояснения там же). Он один из только двух святых ангелов, чьи имена даны в Писании. Другим является Михаил (Дан. 10:13, 21; Иуд. 9; Отк. 12:7).

1:21 дивился, что он медлит в храме Предполагалось, что Захария только вознесет курение, затем выйдет, чтобы произнести привычное благословение из Чис. 6:23‑27 на народ, который ожидал во дворе храма. Беседа с ангелом, вероятно, заняла дополнительное время.

1:23 дни службы его Своя череда, приблизительно неделя. См. пояснение к ст. 5. в дом свой В горной стране Иудеи (ст. 39).

1:24 таилась Вероятно, акт набожности вследствие глубокой благодарности Господу.

1:25 поношение В культуре, где благословения были связаны с правами первородства и семейными родословными, бездетность влекла за собой позор. Бесплодие порой могло быть знаком Божьей немилости (Лев. 20:20, 21), но так было не всегда (ср. Быт. 30:23; 1Цар. 1:5‑10). Тем не менее оно влекло за собой общественный позор, который унижал.

1:26 В шестой… месяц Т.е. шестой месяц беременности Елисаветы. Назарет См. пояснение к Мф. 2:23.

1:27 Деве Важность рождения от Девы не может быть преувеличена. Правильный взгляд о воплощении зависит от истины, что Иисус был рожден от Девы. Лука и Матфей ясно утверждают, что Мария была девственницей, когда Иисус был зачат (см. пояснение к Мф. 1:23). Дух Святой сотворил зачатие сверхъестественным способом (см. пояснения к ст. 35; Мф. 1:18). Само зачатие Христа свидетельствует как о Его природе Бога, так и о Его безгрешности. обрученной См. пояснение к Мф. 1:18, 19.

1:28 Благодатная Буквально «полная милости» — выражение, употребленное для всех верующих в Еф. 1:6, где оно переведено как «облагодатствовал». Это изображает Марию получателем, а не раздавателем Божьей благодати.

1:30 не бойся То же самое Гавриил сказал Захарии (ст. 13). См. пояснение к ст. 12.

1:31 Иисус См. пояснение к Мф. 1:1, 21.

1:32 Он будет велик Такое же обетование было дано об Иоанне Крестителе. Однако уже последующий титул выделяет Иисуса — наречется Сыном Всевышнего. Сыном Всевышнего Ср. ст. 76, где Иоанн Креститель назван «пророком Всевышнего». Греческий термин, который Лука использует для именования «Всевышнего», является термином, примененным в Септуагинте, чтобы перевести еврейское «Весьма Высокий Бог». Поскольку сын несет качества своего отца, название человека чьим‑то «сыном» было способом обозначения равенства. Здесь Ангел говорил Марии, что ее Сын будет равен Весьма Высокому Богу. Давида, отца Его См. пояснение к Мф. 9:27. Иисус был физическим потомком Давида по линии Марии. «Престол» Давида был символом мессианского Царства (ср. 2Цар. 7:13‑16; Пс. 88:27‑30).

1:33 над домом Иакова во веки Это подчеркивает как качества Тысячелетнего Царства, так и вечную неизменность правления Христа над всеми. См. пояснения к Ис. 9:7; Дан. 2:44.

1:34 Я мужа не знаю Т.е. не знаю по‑супружески. Мария понимала, что Ангел говорил о непосредственном зачатии, а она и Иосиф были все еще в середине долгого периода обручения или помолвки (см. пояснение к Мф. 1:18), до начала фактического брака и осуществления брачных отношений. Ее вопрос был вызван не удивлением, не сомнением и не неверием, поэтому Ангел не упрекнул ее, как он упрекнул Захарию (ст. 20).

1:35 Дух Святой найдет на Тебя Это был творческое действие Духа Святого, а не способ божье‑человеческого сожительства, иногда представляемый в языческой мифологии.

1:36 Елисавета, родственница Твоя Кажется более приемлемым рассматривать генеалогию в 3:23‑28 как родословие Марии (см. пояснение к 3:23). В таком случае она является прямым потомком Давида (см. пояснение к ст. 32). Однако Елисавета принадлежала к потомкам Аарона (см. пояснение к ст. 5). Поэтому Мария, вероятно, была в родстве с Елисаветой через мать, которая была, возможно, из колена Аарона. Таким образом, Мария принадлежала к потомкам Давида через ее отца.

1:38 да будет Мне по слову твоему Мария была в чрезвычайно смущенном и трудном положении. Обрученная Иосифу, она столкнулась с перспективой позора незамужнего материнства. Иосиф явно знал, что ребенок был не его. Она знала, что ее обвинили бы в прелюбодеянии — преступлении, наказуемом побиванием камнями (Втор. 22:13‑21; ср. Ин. 8:3‑5). Несмотря на это, она с готовностью кротко подчинилась воле Бога.

1:41 исполнилась Святого Духа Т.е. была движима Духом Святым, Который, несомненно, руководил замечательным выражением хвалы Елисавете. См. пояснение к ст. 43,44, 67.

1:43 Матерь Господа моего Это выражение не в хвалу Марии, а в хвалу Ребенку, Которого она должна родить. Это было проникновенное выражение уверенности Елисаветы, что Ребенок Марии будет Мессией, на Которого давно уповали — Тем, Кого даже Давид назвал «Господом» (ср. 20:44). Понимание ситуации Елисаветой было необычайным, принимая во внимание атмосферу тайны, которая окутывала все эти события (ср. 2:19). Она приветствовала Марию не со скептицизмом, а с радостью. Она поняла реакцию ребенка во чреве. По‑видимому, она поняла огромную важность Ребенка, Которого Мария носила. Все это должно относиться к просвещающей работе Духа (ст. 41).

1:44 взыграл младенец радостно во чреве моем Младенец, как и его мать, был исполнен Духом (ср. ст. 15, 41). Его ответ, подобно ответу Елисаветы, был сверхъестественно вызван Духом Божиим (см. пояснение к ст. 41).

1:46‑55 Величит душа Моя Господа Первое слово песни Марии в латинском переводе — Магнификат; см. пояснения к ст. 68‑79; 2:29‑32. Текст величающей песни Марии насыщен ветхозаветными ссылками и цитатами. Он показывает, что сердце и разум Марии были пропитаны Словом Божиим. Он содержит в себе отзвуки молитв Анны (см., например, 1Цар. 1:11; 2:1‑10). Эти стихи также вмещают многочисленные ссылки на закон, псалмы и пророков. Полный фрагмент является изложением пункт за пунктом обетований Божьего завета.

1:47 Спасителе Моем Мария говорила о Боге как о «Спасителе», показывая и то, что Она осознала Свою собственную нужду в Спасителе, и то, что Она знала истинного Бога как Своего Спасителя. Ни здесь, ни где‑либо еще в Писании ничто не указывает на то, что Мария думала о Себе как «чистой от первородного греха». Истинным является совершенно противоположное: Она употребила язык, типичный для того, у кого единственной надеждой для спасения является Божья милость. В этом

фрагменте ничто не свидетельствует в пользу точки зрения о том, что Сама Мария должна быть объектом поклонения. См. пояснение к ст. 46‑55.

1:48 смирение Качество Марии, которое в высшей степени явно сияет в этом месте, — это глубокое чувство смирения. рабы Иначе «служанки». Т.е. рабыни Божьей.

1:56 около трех месяцев Мария пришла к Елисавете в шестой месяц ее беременности (ст. 26), таким образом, Она, очевидно, осталась до тех пор, пока не был рожден Иоанн Креститель. в дом Свой В этот момент Мария была все еще обрученной Иосифу, еще не живущей в его доме (ср. Мф. 1:24).

1:59 восьмой день Согласно Божьей заповеди (Быт. 17:12; Лев. 12:1‑3; ср. Флп. 3:5), стало традицией называть ребенка при обрезании. Традиция предполагала собрание семьи и друзей, которые в этом случае оказывали влияние на родителей, чтобы они дали ребенку имя «отца его», вероятно, подчеркивая этим жест уважения к Захарии.

1:60 нет Захария в письменном виде передал Елисавете (ст. 63) все, что Гавриил сказал ему.

1:62 спрашивали знаками у отца его Священники, проводящие церемонию обрезания, по‑видимому, предположили, что, поскольку он не мог говорить, он был еще и глухой.

1:65 страх См. пояснение к ст. 12. по всей нагорной стране Иудейской Т.е. в Иерусалиме и окружающей области. Слава об Иоанне Крестителе начала распространяться со времени его рождения (ст. 66).

1:67 исполнился Святого Духа См. пояснение к ст. 41. В каждом случае, когда Лука описывает Рождество Христа и исполнение Его Духом, в результате изображается руководимое Духом поклонение. Ср. Еф. 5:18‑20.

1:68‑79 Это место известно также как Бенедиктус (Benedictus — первое слово ст. 68 в латинском переводе; см. пояснение к ст. 46‑55; 2:29‑32). Подобно Магнификату Марии, оно обильно содержит цитаты и ссылки из Ветхого Завета. Захария был поражен немотой в храме (ст. 20), потому что он не произнес благословения (см. пояснение к ст. 21), как следовало сделать. Таким образом, совершенно естественно, что, когда его речь была восстановлена, первыми словами его уст были слова вдохновенного благословения.

1:69 рог спасения Общепринятое ветхозаветное выражение (2Цар. 22:3; Пс. 17:3; ср. 1Цар. 2:1). Рог — это символ силы (Втор. 33:17). Эти слова явно не предназначались для возвеличивания Иоанна Крестителя, поскольку и Захарий и Елисавета были левитами (см. пояснение к ст. 5). Человек, воздвигнутый «в дому Давида», не мог быть Иоанном, но говорилось о Ком‑то большем, чем он (Ин. 1:26, 27). Стихи 76‑79 говорят о роли Иоанна.

1:72 святый завет Свой Т.е. Авраамов Завет (ст. 73) с его обетованием спасения по благодати. См. пояснение к Быт. 12:1‑3.

1:76 пророком Всевышнего См. пояснение к ст. 32.

1:77 прощении грехов их Прощение грехов — это суть спасения. Бог спасает грешников от вечного ада, отделения от Себя только через искупление и прощение их грехов. См. пояснения к Рим. 4:6‑8; 2Кор. 5:19; Еф. 1:7; Евр. 9:22.

1:78 Восток Мессианская ссылка (ср. Ис. 9:2; 60:1‑3; Мал. 4:2; 2Пет. 1:19; Отк. 22:16).

1:80 был в пустынях Несколько групп аскетов обитали в пустынных районах восточнее Иерусалима. Одна была известной Кумранской общиной, источником Свитков Мертвого моря. Родители Иоанна, уже старые, когда он родился, возможно, передали его на попечение кого‑либо, связанного с такой общиной. Подобным образом Анна посвятила Самуила Господу, вверяя его Илии (1Цар. 1:22‑28). Однако в Писании нет ничего конкретного, чтобы предположить, что Иоанн принадлежал к такой группе. Наоборот, он изображается одинокой личностью в духе Илии. См. пояснение к ст. 17.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.