2 Тимофею 2 глава

2-е Тимофею
Слово Жизни → Учебной Библии МакАртура

Слово Жизни

1 Сын мой, будь силен в благодати, которая в Христе Иисусе.
2 То, о чем ты слышал от меня при множестве свидетелей, доверь верным людям, которые способны, в свою очередь, учить других.
3 Прими свою долю страданий, как добрый воин Христа Иисуса.
4 Никакой солдат не связывает себя житейскими делами, для него главное — угодить своему командиру;
5 и никакой атлет не получит награды, если будет нарушать правила соревнований.
6 Земледелец, который трудится в поле, должен первым получить долю собранного урожая.
7 Подумай о том, что я говорю, и Господь поможет тебе понять все это.
8 Помни Иисуса Христа — потомка Давида, воскрешенного из мертвых согласно возвещаемой мною Радостной вести,
9 за которую я страдаю и за которую меня, как преступника, заковали в кандалы. Но Божье слово заковать в кандалы невозможно!
10 Поэтому я терплю все ради избранных Богом, чтобы и им получить спасение, которое во Христе Иисусе, вместе с вечной славой.
11 Верны слова: если мы умерли с Ним, то будем и жить с Ним.
12 Если с Ним терпим, то с Ним будем и царствовать. Если мы откажемся от Него, то и Он откажется от нас.
13 Если мы не верны Ему, Он все равно остается верным, потому что Он не может изменить самому себе.
14 Напоминай им об этом. Предупреждай их перед Богом, чтобы они не занимались обсуждением бессмысленных вопросов. Это не приносит пользы, а лишь вредит тем, кто слушает.
15 Старайся представить себя Богу человеком, выдержавшим испытание, работником, которому нечего стыдиться, который правильно передает слово истины.
16 Избегай безбожных разговоров, потому что те, кто этим занимается, отдаляются все дальше и дальше от Бога.
17 Учение таких людей будет распространяться, как гангрена. Среди них уже оказались Гименей и Филит.
18 Они далеко отошли от истины и даже говорят, что воскресение мертвых уже произошло, подрывая тем самым в некоторых людях веру.
19 Но твердое основание, заложенное Богом, непоколебимо. На нем стоит печать с надписью: "Господь знает своих", и: "Каждый, кто исповедует имя Господа, должен отвратиться от зла".
20 Ты знаешь, что в каждом большом доме есть утварь не только из золота и серебра, но также из дерева и глины. Одна посуда имеет почетное назначение, а другая — низкое.
21 Если человек очистит себя от грехов, то он будет употреблен как сосуд почетного назначения, освященный, достойный того, чтобы им пользовался сам хозяин, и пригодный на любое доброе дело.
22 Избегай всяких порочных желаний, свойственных юности. Стремись к праведности, вере, любви и миру и делай это вместе с теми, кто искренне обращается к Господу.
23 Не вмешивайся ни в какие глупые и невежественные споры, ты знаешь, что они порождают только ссоры.
24 А раб Господа не должен ссориться, наоборот, он должен относиться по-доброму ко всем, должен уметь учить и терпеливо сносить зло.
25 Если кто-то мешает ему в его деле, он должен мягко наставлять таких людей, в надежде на то, что Бог даст им покаяние и тогда они узнают истину,
26 одумаются и освободятся из ловушки дьявола, который пленил их и заставляет исполнять свою волю.

Учебной Библии МакАртура

2:1 укрепляйся Это главное увещевание первой части послания. Павел призывает Тимофея победить очевидную тенденцию к слабости и обновить посвящение служению (см. во Введении: Исторические и теологические темы).
сын мой Павел привел Тимофея ко Христу во время первого миссионерского путешествия (ср. 1Кор 4:17; 1Тим 1:2, 18).

2:2 слышал от меня См. пояснение к 1:13; ср. 3:14. За долгие годы близкого общения с Павлом (см. во Введении к 1-му Тимофею: Автор и время написания) Тимофей слышал Божью истину, которую Бог открыл через Апостола.
при многих свидетелях Таких как Сила, Варнава, Лука и многие другие верующие в церквях, которые могли засвидетельствовать, что учение Павла подлинно Божье. Это напоминание было необходимо Тимофею в связи с многочисленными проблемами в Ефесе (ср. 1:15).
верным людям, которые были бы способны и других научить Тимофей должен был принять Божье откровение, которому учил его Павел, и научить других верных людей, то есть людей, обладающих соответствующим духовным характером и одаренностью, которые могли бы передать эти истины следующему поколению. От Павла к Тимофею, от Тимофея к верным людям, от них — к четырем поколениям благочестивых руководителей. Процесс духовного воспроизводства, начавшийся в ранней церкви, должен продолжаться до возвращения Господа.

2:3 добрый воин Метафора христианской жизни как войны (против зла в мире, против грешной человеческой природы самого верующего, против сатаны) часто встречается в Новом Завете (ср. 2Кор 10:3−5; Еф 6:10−20; 1Фес 4:8; 1Тим 1:18; 1Тим 4:7; 1Тим 6:12). Павел здесь подразумевает столкновение с враждебно настроенным миром и с преследованием (ср. ст. 9; 1:8; 3:11, 12; 4:7).

2:4 не связывает себя Как солдат, призванный на действительную службу, полностью лишен связи с обычными событиями гражданской жизни, так и добрый воин Иисуса Христа не позволяет, чтобы мирское отвлекало его внимание (ср. Иак 4:4; 1Ин 2:15−17).

2:5 подвизается Греческий глагол («атлео») означает усилие и решительность, необходимые для успеха в спортивных состязаниях (ср. 1Кор 9:24). Для тех, кто имел представление об Олимпийских и Истмийских (проводились в Коринфе) играх, сравнение духовных усилий с усилиями и неустанным стремлением к победе атлетов было весьма удачным.
увенчивается Весь тяжкий труд спортсмена, его дисциплина оказывались напрасными, если он хоть в малейшем нарушал установленные правила. Для достижения духовной победы Павел призывает к послушанию Слову Божьему

2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол 1:28−29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор 3:6−7.

2:7 Разумей В греческом это слово, означает четкое восприятие, полное понимание и тщательное рассмотрение. Форма глагола предполагает не просто добрый совет, а настойчивое увещевание со стороны Павла, придавая глубокий смысл написанному.

2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3−4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая.
от семени Давидова См. пояснения к Рим 1:3; Откр 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк 1:32−33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа.
воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор 15:3−4, 17, 19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим 1:4).

2:9 я страдаю… но для слова… нет уз Павел противопоставляет своему заключению благовестие и безграничную силу Слова Божия.

2:10 ради избранных Избранные к спасению еще до начала мира (см. пояснение к 1:9), которые еще не пришли к вере в Иисуса Христа (см. пояснения к Деян 18:10; Тит 1:1).
спасение во Христе Иисусе Спасение может быть только в Нем (Деян 4:12; ср. Рим 8:29; Еф 1:4−5). Благовестие должно возвещаться (Мф 28:19; Деян 1:8), поскольку избранные еще не спасены верою в Иисуса Христа (Рим 10:14).
вечною славою Конечный результат спасения (см. пояснения к Рим 5:2; Рим 8:17).

2:11 Верно слово «Слово», которое упоминается в ст. 11−13. См. пояснение к 1Тим 1:15.
с Ним умерли… с Ним и оживем Имеется в виду духовное участие верующих в смерти и Воскресении Христа (Рим 6:4−8), а также возможные страдания ради Христа, что следует из контекста.

2:12 терпим Это верующие, которые постоянно доказывают искренность своей веры (см. пояснение к Мф 10:22; ср. 24:13; Ин 8:31; Рим 2:7; Кол 1:23).
с Ним и царствовать будем В Его будущем вечном царстве (Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:4, 6).
если отречемся, и Он отречется от нас Здесь говорится о постоянном, окончательном отречении, отступничестве (см. пояснение к 1Тим 1:19), а не о временных неудачах (случайных падениях) искренних верующих, например Петра (Мф 26:69−75). Те, кто отрицает Христа, таким образом доказывают, что они никогда в действительности не принадлежали Ему (1Ин 2:19) и, встретившись однажды со страшной реальностью, будут отвержены Им (Мф 10:33).

2:13 неверны Имеется в виду недостаток спасающей веры, а не колеблющаяся вера. Неверующие будут полностью отрицать Христа, поскольку вера не была искренней (ср. Иак 2:14−26).
Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может Христос был верен в том, чтобы спасти уверовавших в Него (Ин 3:16), а также верен в том, чтобы судить неверующих (Ин 3:18). Поступать иначе Иисус не может. Это противоречит Его святой неизменной природе. Ср. Евр 10:23.

2:14 словопрения Спорить с лжеучителями, т. е. с обманщиками, которые из человеческих побуждений искажали Слово Божие, было не только глупо (Притч 14:7) и бесполезно (Мф 7:6), но и опасно (ст. 16, 17; ср. ст. 23). Это первое из трех предостережений об опасностях бесполезных дискуссий (см. пояснения к ст. 16, 23). См. пояснения к 1Тим 4:6−7; 1Тим 6:3−5; 2Пет 1−3.
расстройству В греческом слово означает «ниспровергать», «разрушать». В Новом Завете встречается еще один раз (2Пет 2:6), где описывается гибель Содома и Гоморры. Заменяя истину ложью, лжеучение несет духовную катастрофу слушателям. «Расстройство» может оказаться вечным.

2:15 достойным Слово означает неизменное постоянство в достижении цели. Тимофей, как и все, кто проповедует или учит Слову, должен был прилагать максимум усилий для правильной, полной передачи Слова Божьего, точной и понятной слушателям. Это сокрушительное противодействие гибельному влиянию лжеучения (ст. 14, 16, 17).
верно преподающим Буквально «разрезающим прямо». Аналогия с точностью, необходимой в профессии плотника, каменщика а также профессии Павла — он изготовлял палатки из кожи. Точность и аккуратность необходимы для библейского толкования, как и для любого предприятия, поскольку толкователь управляет Словом Божьим. Отсутствие этих качеств приведет к краху.
слово истины Все Писание в целом (Ин 17:17) и благовестие в частности (Еф 1:13; Кол 1:5).

2:16 непотребного пустословия См. пояснения к ст. 14; 1Тим 6:20; ср. Тит 3:9. Подобные губительные ереси ведут только к еще «большему нечестию». Ересь не может спасти или освятить. Это второе предупреждение Павла. Ср. ст. 14, 23.

2:17 рак Обозначает болезнь, которая быстро распространяется и заканчивается летальным исходом. Метафора подчеркивает коварную опасность лжеучения. Оно врывается в человеческую жизнь и поглощает ее.
Именей См. пояснение к 1Тим 1:20.
Филит Он заменил Александра (1Тим 1:20) как соучастник Именея.

2:18 воскресение уже было Подобно лжеучителям, смущавшим коринфян (1Кор 15:12), Именей и Филит отрицали реальность телесного воскресения верующих. Они учили, что духовное отождествление верующих со смертью и Воскресением Христа (Рим 6:4, 5, 8) было единственно возможным воскресением, и оно уже произошло. Подобные еретические учения базировались на взглядах современных греческих философов, утверждавших, что материя есть зло, а дух добро.
разрушают… веру О тех, чья вера не была искренней (ср. Мф 24:24). Подлинно спасающая вера не может быть полностью и окончательно разрушена (см. пояснение к ст. 12). Ложная, неспасающая вера приводит к отступничеству (ср. 4:10). См. примечания к Мф 7:21−27; Мф 13:18−22; Ин 2:23, 25; Ин 6:64−66; Ин 8:31; 1Ин 2:19.

2:19 твердое основание Божие Слова относятся к Церкви (ср. 1Тим 3:15), Которую не могут победить силы ада (Мф 16:18) и Которая состоит из людей, принадлежащих Господу. печать Символ собственности и достоверности. Павел приводит два отличительны признака людей, имеющих Божью печать подлинности.
«познал Господь Своих» Вероятно, ссылка на Чис 16:5. Он «познал». В смысле близких отношений, подобно тому как муж познает свою жену, а не в смысле «знакомства» вообще (см. пояснения к Ин 10:27−28; Гал 4:9). Бог всегда знает Своих, поскольку Он избрал их еще до начала времен. См. пояснение к 1:9.
«да отступит от неправды всякий» Это выражение перефразировано из Чис 16:26 и является вторым признаком, удостоверяющим, что верующие есть собственность Бога. Фраза отражает стремление их к святости (ср. 1Кор 6:19−20; 1Пет 1:15−16).

2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов.
одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями.
другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного — для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор 4:7.

2:21 кто Тот, кто хочет быть полезным Господу для высоких целей. Даже простое деревянное ведро или глиняный горшок становятся полезными, когда они очищены и освящены.
чист См. пояснение к ст. 19. В греческом слово, означает «полностью очистить», или «совершенно чистый». Для того, чтобы ведро для отходов использовалось для почетной цели, его нужно было освободить, тщательно вымыть и избавить от малейших следов грязи.
сего Сосуды «низкого» употребления (ст. 20). Связь с лжеучителями и живущими в грехе развращает (Притч 1:10−19; Притч 13:20; 1Кор 5:6, 11; 1Кор 15:33; Тит 1:16), особенно, если они являются руководителями церкви. Явный призыв к отделению от тех, кто провозглашает себя служителями Божьими, но поступает как негодный инструмент, полезный только для самого низкого употребления.

2:22 Юношеских похотей Не просто недозволенных сексуальных желаний, но также и таких похотей, как гордости, страсти к богатству и власти, ревности, самоуверенности и духа противоречия.

2:23 состязаний уклоняйся Третье предупреждение Павла об отказе от бесплодных споров с лжеучителями (см. пояснения к ст. 14, 16).

2:24 учительным Так переведено единственное в греческом языке слово, которое означает «искусный в учении». См. пояснение к 1Тим 3:2.

2:25 противников Прежде всего неверующих (пленников сатаны — ст. 26), но также и верующих, обманутых «глупыми и невежественными» (ст. 23) теориями лжеучителей, и, возможно, самих искренне заблуждающихся лжеучителей.
даст ли им Бог покаяния Ср. Деян 11:18; см. 2Кор 7:9−10. Всякое истинное покаяние происходит по высшей благодати Божией (Еф 2:7). Усилия, прилагаемые человеком, чтобы изменить себя, тщетны без этой благодати (ср. Иер 13:23).
познанию истины См. пояснение к 3:7. Когда Бог, по благодати, дарует спасающую веру, Он дарует также и покаяние в грехах. Ни то, ни другое не является заслугой человека.

2:26 сети диавола Обман есть ловушка сатаны, который является искусным интриганом, умно и утонченно преподносящим ложь. См. пояснения к Быт 3:4−6; Ин 8:44; 2Кор 11:13−15; Откр 12:9.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.