К Филиппийцам 2 глава

К Филиппийцам
Слово Жизни → Толкование Мэтью Генри

Слово Жизни

1 Если союз со Христом дает вам ободрение, если Его любовь утешает вас, если вы находитесь в общении с Духом и имеете чувство сострадания,
2 то дополните еще мою радость: мыслите одинаково, имейте одну и ту же любовь, проявляйте единодушие, будьте единомышленниками.
3 Не делайте ничего из эгоистичных или же из тщеславных побуждений. Будьте скромны и считайте других выше себя.
4 Руководствуйтесь не только своими интересами, но и интересами других.
5 Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Христа Иисуса.
6 Он по своей природе был Богом, но Он не выставлял это напоказ,
7 а наоборот, унизил себя до того, что стал как раб, как один из нас.
8 Приняв подобие человека, Он был до смерти покорным, даже до смерти на кресте!
9 Поэтому Бог возвысил Его и сделал выше всех. Он дал Ему имя превыше всех имен.
10 И перед именем Иисуса преклонятся все на небесах, на земле и под землей,
11 Каждый язык признает во славу Бога Отца, что Христос есть Господь!
12 Мои дорогие друзья, вы всегда были послушны, не только когда я был с вами, но и гораздо больше сейчас, в мое отсутствие. Со страхом и трепетом совершайте ваше спасение,
13 потому что это сам Бог совершает в вас работу, пробуждая в вас и желание, и действия согласно своей воле.
14 Делайте все без жалоб и споров,
15 чтобы вам быть непорочными, чистыми и незапятнанными Божьими детьми среди этого развращенного и злого поколения. Вы сияете среди него, как звезды во вселенной,
16 живя по слову жизни, и этим я буду хвалиться в день Христа, что я не напрасно бежал и не напрасно трудился.
17 Даже если мне придется пролить свою кровь как жертвенное возлияние за вашу веру, я радуюсь вместе с вами.
18 Радуйтесь и веселитесь и вы со мной!
19 Господь Иисус дает мне надежду на то, что я скоро смогу послать к вам Тимофея, чтобы мне ободриться вестями о вас, которые он принесет.
20 У меня нет другого человека, который бы чувствовал такую ответственность за вас, как Тимофей.
21 Все заботятся в первую очередь о своем, а потом уж о том, что угодно Иисусу Христу.
22 Вы знаете, что Тимофей проявил свои качества на деле, он совершал служение Евангелия вместе со мной, как сын с отцом.
23 Я надеюсь поэтому послать его к вам, как только буду знать, что будет дальше со мной.
24 Господь дает мне уверенность в том, что я и сам тоже скоро буду у вас.
25 Сейчас же я считаю нужным послать к вам обратно Эпафродита, моего брата, соработника и соратника, которого вы отправили позаботиться обо мне.
26 Он хочет опять встретиться с вами, но его огорчает то, что до вас дошли слухи о его болезни.
27 Да, он был серьезно болен и почти при смерти, но Бог его помиловал, и не только его, но и меня, чтобы не добавлять печали к печали.
28 Поэтому я с еще большим желанием посылаю его к вам, чтобы вы, увидев его, обрадовались, а у меня стало бы меньше печали.
29 Примите его с радостью в Господе и уважайте таких людей, как он.
30 Ведь он, рискуя своей жизнью, работал для Христа и оказывал мне помощь, которую вы не могли мне оказать.

Толкование Мэтью Генри

Апостол переходит к дальнейшим увещаниям, касающимся долга христианина: быть единомысленными и смиренномудренными, подкрепляя этот призыв примером Иисуса Христа (ст. 1−11), быть усердными и серьезными в христианском хождении (ст. 12−13), украшать свое христианское звание соответствующими добродетелями, ст. 14−18. В заключение он упоминает о двух верных служителях, которых намеревался послать к ним, о Тимофее и Епафродите, отзываясь о них с большой похвалой, ст. 19−30.

Стихи 1−11. В этой главе апостол продолжает то, на чем остановился в предыдущей, — дает дальнейшие наставления относительно христианского долга. Он усиленно настаивает на единомыслии и смиренномудрии, в подражание примеру Иисуса Христа, давшего нам великий образец смирения и любви. Здесь можно заметить следующее.

I. Нам вменяется великая евангельская заповедь — любить друг друга. Это есть закон Царства Христова, урок, преподаваемый в Его школе, это одежда, в которую должны быть облечены члены Его семьи. Павел представляет ее следующим образом: ...имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны, ст. 2. Мы тогда единомысленны, когда имеем единство в любви. Христиане должны быть едины в любви, независимо от того, имеют они единство понятий или нет. Это всегда в их силах, всегда остается их долгом и является самым лучшим путем к достижению взаимопонимания. Имейте ту же любовь. Заметьте: ту любовь, что требуется от нас по отношению к другим, другие обязаны оказывать нам. Христианская любовь должна быть взаимной. Любите, и вы будете любимы. Будьте единодушны и единомысленны, не противореча друг другу и не сталкиваясь из-за различных интересов, но, соглашаясь в главном, сохраняйте единство Духа в остальном. Заметьте здесь:

1. Как горячо он призывает к этому долгу. Он очень настойчив, зная, что именно этим доказывается наша искренность и это является средством сохранения и созидания тела Христова. Побудительные мотивы к братолюбию: «Если есть какое утешение во Христе. Вы испытали утешение во Христе? Докажите это взаимной любовью». Утешение, которое мы находим в учении Христа, должно смягчать наши сердца. Мы ожидаем утешения во Христе? Если мы не хотим обмануться в своих ожиданиях, то должны любить друг друга. Если мы не имеем утешения во Христе, то откуда еще можем ожидать его? Имеющие часть во Христе обладают твердым и вечным утешением (Евр 6:18; 2Фес 2:16) и поэтому должны любить друг друга.

(2) «Если есть какая отрада любви. Если вы имеете какую-то отраду в христианской любви, в Божией любви к вам и в вашей любви к Богу или в вашей братской любви к нам, то будьте единомысленны. Если вы уже обрели эту отраду или хотите обрести ее, если вы действительно верите, что дар любви — это утешительный дар, то изобилуйте в нем».

(3) «Если есть какое общение Духа. Если существует общение с Богом и Христом посредством Духа Святого, если существует общение святых, вдохновляемых и движимых одним и тем же Духом, то будьте единомысленны, ибо любовь и единомыслие сохраняют наше общение с Богом и друг с другом».

(4) «Если есть какое милосердие и сострадательность, со стороны Бога и Христа, к вам. Если вы надеетесь на Божие сострадание к себе, будьте сострадательны к другим. Если есть такое милосердие, чтобы оказаться в числе последователей Христа, если все, кто освящен, имеют склонность к святому состраданию, то покажите это таким путем». Как убедительны эти аргументы! Хотелось бы думать, что они достаточны, для того чтобы покорить самое упорное сердце и смягчить самое жесткое.

(5) Следующий аргумент Павла состоит в том, что их единомыслие будет утешением для него: ...дополните мою радость. Это доставляет большую радость служителю, когда он видит, что народ Божий живет в любви и единомыслии. Павел послужил орудием приведения их к благодати Христа и любви Божией. «Если вы получили какую-то пользу через ваше участие в благовествовании Христовом, если вы имеете в нем какое-то утешение или преимущества, то дополните радость вашего бедного служителя, который проповедовал вам Евангелие».

2. Он предлагает некоторые средства, способствующие исполнению этого долга:

(1) Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию... ст. 3. Нет большего врага для христианской любви, чем гордость и страсть. Если мы делаем что-то наперекор своим братьям, то делаем это по любопрению; если делаем что-то из желания показать себя, то делаем это по тщеславию; то и другое разрушает христианскую любовь и разжигает нехристианские страсти. Христос пришел, чтобы уничтожить всякую вражду, поэтому да не будет среди христиан духа противоречия. Христос пришел, чтобы смирить нас, поэтому да не будет среди нас духа гордости.

(2) Мы должны почитать один другого высшим себя, то есть к своим ошибкам быть строгими, а в суждениях о других — милосердными; скоро замечать свои собственные недостатки и слабости, но не торопиться замечать их у других, относиться к ним снисходительно. Достоинства других мы должны ценить выше, чем свои собственные, ибо мы лучше остальных знаем о своих собственных недостатках и несовершенствах.

(3) Мы должны интересоваться другими не из любопытства и желания покритиковать или склонности вмешиваться в чужие дела, но из христианского сочувствия и сострадания: Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других... ст. 4. Эгоизм разрушителен для христианской любви. Мы должны заботиться не только о своей репутации, своем спокойствии и благополучии, но также о репутации, спокойствии и благополучии других, должны радоваться чужим успехам так же искренне, как своим. Мы должны любить своих ближних, как самих себя, и их дело считать своим собственным.

II. Евангельский образец, предлагаемый нам для подражания, — пример нашего Господа Иисуса Христа: ...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, ст. 5. Заметьте: у христиан должны быть Христовы чувствования. Наша жизнь должна быть похожа на жизнь Христа, если мы хотим иметь пользу от Его смерти. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, Рим 8:9. Каковы же чувствования Христа? Он был необыкновенно смирен, и это есть то, чему мы должны особенно научиться от Него. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... Мф 11:29. Если бы мы были смиренномудренны, то были бы и единомысленны; а быть смиренномудренными мы можем, если будем уподобляться Христу. Мы должны ходить в Духе Христовом и следовать по стопам Христа, Который смирил Себя ради нас до страданий и смерти, не только ради удовлетворения Божией справедливости и уплаты цены за наше искупление, но и ради того, чтобы оставить нам пример, чтобы мы шли по стопам Его. Итак, здесь мы имеем две природы и два состояния нашего Господа Иисуса. Примечательно, что апостол, упомянув о Господе Иисусе и Его чувствованиях, не преминул остановиться на Его личности, чтобы более подробно описать Его. Это приятный предмет беседы, и евангельский служитель не должен считать, что он уклоняется от темы, когда останавливается на нем; для этого следует использовать любой подходящий случай.

1. Две природы Христа — божественная и человеческая.

(1) Божественная природа: Он, будучи образом Божиим... (ст. 6), сопричастником божественной природы как вечный и единородный Сын Божий. Это согласуется с Ин 1:1: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; такое же значение имеют слова: Который есть образ Бога невидимого... (Кол 1:15) и: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его... Евр 1:3. Он... не почитал хищением быть равным Богу — не считал, что незаконно претендует на то, что Ему не принадлежит, или посягает на чьи-то права. Он сказал: Я и Отец — одно, Ин 10:30. Претендовать на равенство с Богом или заявлять, что составляет одно с Отцом, со стороны любого человека, любого сотворенного существа, является величайшим хищением. Это значит обкрадывать Бога, не десятиною и приношениями, но правами Его божества, Мал 3:8. Некотоые под словами будучи образом Божиим ἐν μορφῇ θεοῦ ὑπάρχων — понимают явления Христа в Его божественной величественной славе патриархам и иудеям Ветхого завета; эти явления назывались слава и шекина. Это слово употребляется в таком же смысле в Септуагинте и в Новом Завете: Он явился двум ученикам, ἐν ἑτέρᾳ μορφῇ — в ином образе, Мк 16:12. Μετεμορφώθη — И преобразился пред ними... Мф 17:2. И не почитал хищением быть равным Богу; Он не хватался с жадностью за равенство с Богом, не стремился и не домогался того, чтобы явиться в этой славе; будучи на земле, Он отказался от величия своего прежнего образа, что подразумевается под словами уничижил Себя Самого.

(2) Его человеческая природа: ...сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Он был реальным и истинным человеком, принявшим нашу плоть и кровь, Он явился в природе человека и в виде человека. Причем Он добровольно принял на Себя человеческую природу, это был Его собственный акт, это было сделано с Его собственного согласия. Мы не можем сказать того же самого о себе. Этим самым Он уничижил Себя, лишил Себя славы и чести вышнего мира, Своего прежнего образа, чтобы облечься в рубища человеческой природы. Он... во всем уподобился нам, Евр 2:17.

2. Два состояния Иисуса Христа: уничиженное и превознесенное.

(1) Уничиженное состояние. Он не только сделался подобным человекам и по виду стал, как человек, но принял образ раба, то есть человека самого низшего сословия. Он был не только рабом Божиим, Которого Тот избрал, но пришел, для того чтобы послужить людям, и был среди них, как раб, выполняющий самое унизительное служение. Казалось бы, что если Господь Иисус захотел стать человеком, то должен был бы стать царем и прийти в мир во всем великолепии. Но было все наоборот: Он принял образ раба. Он получил очень простое воспитание, занимаясь, вероятно, вместе со Своим предполагаемым отцом его ремеслом. Его жизнь была жизнью унижений, позора, нищеты; Ему негде было приклонить голову, Он жил на подаяния, был муж скорбей и изведавший болезни; Он не пришел с необычайной пышностью или с какими-то знаками отличия от других людей. В этом состояло Его уничижение. Но самым глубоким уничижением была Его смерть на кресте. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Он не только страдал, но страдал из сознательного и добровольного послушания; Он был послушен закону, которому подчинился как Посредник и по которому должен был умереть. Я... имею власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего, Ин 10:18. И Он подчинился закону, Гал 4:4. Особенно подчеркивается то, какой была Его смерть — она была самой унизительной: крестной смертью, то есть проклятой, мучительной и позорной. Она была проклятой законом (Проклят всяк, висящий на древе), мучительной (тело было пригвождено в самых чувствительных местах, через руки и ноги, и всей своей тяжестью висело на кресте), позорной, какой умирали разбойники и рабы, а не свободные люди, смертью, выставленной на всеобщее обозрение. Таково было уничижение благословенного Иисуса.

(2) Его возвышение: Посему и Бог превознес Его... Его возвышение было вознаграждением за Его уничижение. Он смирил Себя Самого, поэтому Бог вознес Его, превознес, ὑπερύψωσεν, то есть вознес до предельной высоты. Он возвысил всего Его в целом, Его божественную и человеческую природу, ибо о Нем говорится как об имеющем и образ Божий, и образ человеческий. Что касается Его божественной природы, то это возвышение означало лишь признание Его прав, или открытие и явление той славы, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (Ин 17:5), а не присвоение какой-то новой славы. А что касается Его человеческой природы, то она действительно была превознесена, только она и могла быть превознесена, хотя лишь благодаря ее связи с божественной. Превознесение Христа состояло в присвоении Ему высокой чести и власти. Чести: ...и дал Ему имя выше всякого имени, то есть достоинство, превосходящее достоинство всех творений, как людей, так и ангелов. Власти: Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... Все творение должно покориться Ему: небесное, земное и преисподнее, обитатели неба и земли, живые и мертвые. Пред именем Иисуса, — не перед звучанием имени «Иисус», но перед авторитетом Иисуса; все засвидетельствуют о глубоком почтении перед Его властью. Всякий язык исповедает, что Иисус Христос есть Господь, — каждый народ открыто признает вселенскую власть возвеличенного Искупителя, признает, что дана Ему всякая власть на небе и на земле, Мф 28:18. Обратите внимание, как обширно Царство Христа: оно охватывает небо и землю, и всякое творение, как на небе, так и на земле, как ангелов, так и людей, как живых, так и мертвых. В славу Бога Отца. Исповедовать Иисуса Христа Господом — это значит прославлять Бога Отца, ибо воля Его в том, чтобы все чтили Сына, как чтут Отца Ин 5:23. Какое бы почтение ни оказывалось Христу, оно служит к славе Отца. Кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, Мф 10:40.

Стихи 12−13. I. Павел призывает филиппийцев быть усердными и серьезными в своем христианском хождении: ...совершайте свое спасение. Имеется в виду спасение наших душ (1Пет 1:9), наше вечное спасение (Евр 5:9), включающее в себя избавление от всякого зла, какое грех навлекает на нас и какому подвергает нас, и усвоение всякого добра, всего, что необходимо для нашего совершенного и окончательного блаженства. Заметьте: более всего нам следует заботиться о благополучии своей души; как бы ни складывалось все остальное, наши наивысшие интересы должны быть на первом месте, интересы нашего собственного спасения, спасения наших собственных душ. Не наше дело судить других, для нас вполне достаточно следить за собой; и хотя мы должны содействовать общему спасению (Иуд 1:3), насколько это в наших силах, однако не должны за этим забывать о своем собственном спасении. От нас требуется совершать свое спасение, κατεργάζεσθε. Это слово означает трудиться усердно, прилагать все старание. Заметим: мы должны быть усердными в использовании всех средств, способствующих нашему спасению. Должны не просто что-то делать для своего спасения, от случая к случаю, но совершать его, делая все, что должно быть сделано, и пребывать в этом труде до конца. Спасение — это великое дело, о котором мы должны думать и к которому должны приложить все свое сердце; мы не можем достичь спасения, не прилагая к нему великого попечения и усердия. Он добавляет: ...со страхом и трепетом... то есть с большой тщательностью и осторожностью: «Трепеща от страха потерпеть неудачу, не достигнуть цели. Будьте внимательны во всем, что касается вашей веры, и опасайтесь, чтобы при всех ваших привилегиях не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр 4:1). Страх — это прекрасная охрана и защита от зла.

II. Призывая их к этому, Павел исходит из того, что они всегда проявляли готовность повиноваться Евангелию: «...как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего... ст. 12. Вы всегда охотно соглашались с каждым откровением воли Божией, не только в моем присутствии, но и в мое отсутствие. Поступая так, вы доказываете свое уважение к Христу и свою заботу о собственных душах». Они не просто испытывали страх перед апостолом, когда он был с ними, но гораздо более были послушны ему в его отсутствие. «Потому что Бог производит в вас... совершает ваше спасение. Трудитесь, потому что Он трудится». Это должно поощрять нас делать все возможное, ибо наш труд не будет тщетен. Бог готов снабжать нас Своей благодатью, поддерживать нас в наших добросовестных усилиях. Заметьте: хотя нам необходимо прилагать все усилия для совершения своего спасения, тем не менее, совершая его шаг за шагом, мы должны полагаться на благодать Божию. Его благодать действует в нас путем, наиболее подходящим для нашей природы, и совместно с нашими усилиями; действия ее не освобождают нас от усилий, но, наоборот, они призваны возбуждать и стимулировать наши собственные усилия. «Совершайте свое спасение со страхом и трепетом, потому что Он производит в вас...». Все наши действия зависят от Его действий в нас. «Не гневите Бога небрежностью и медлительностью, не вынуждайте Его лишать вас Своей помощи, ибо тогда все ваши усилия будут напрасны. Трудитесь со страхом, потому что Бог трудится в вас по Своему благоволению». Хотение и действие; все в нас производит Бог. Божия благодать склоняет волю к добру, а затем дает силу осуществить его, поступать согласно нашим принципам. ...И все дела наши Ты устрояешь для нас, Ис 26:12. По Своему благоволению. У нас нет сил, у нас нет и заслуг. Как мы не можем действовать без Божией благодати, так не можем и требовать ее, не можем претендовать, что заслужили ее. Единственным основанием того, что Он действует в нас, является Его благоволение. Он не связан никакими обязательствами по отношению к Своему творению, кроме тех, что вытекают из Его великодушного обетования.

Стихи 14−18. В этих стихах апостол призывает филиппийцев украшать свое христианское звание соответствующим характером и поведением.

1. Радостной покорностью Божиим заповедям (ст. 14): «Все делайте, исполняйте свой долг во всей его полноте, без ропота. Исполняйте его и не сетуйте на него. Занимайтесь своим делом и не ропщите». Божии заповеди даны нам, для того чтобы исполнять их, а не рассуждать о них. Это весьма украшает наше исповедание и показывает, что мы служим доброму Господину, подчинение Которому есть свобода, а труд для Него — награда.

2. Миролюбием и взаимной любовью. «Все делайте... без сомнения (англ. без словопрений. — Прим. переводчика), без пререканий, без споров друг с другом, потому что свет истины часто меркнет в тумане словопрений и жизнь веры угасает в пылу споров».

3. Неукоризненным обращением со всеми людьми (ст. 15): «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными... чтобы вы никому не причиняли никакого вреда ни словом, ни делом и не давали справедливого повода для обиды». Мы должны стараться не только быть чистыми, ни в чем неповинными, но и неукоризненными, то есть не только не делать вреда, но и не давать повода для справедливых подозрений в нем. Неукоризненные и чистые. Неукоризненные перед людьми и чистые перед Богом чада Божии. Тем, кто состоит в родстве с Богом, удостоен такой привилегии, подобает быть неукоризненными и чистыми. Чада Божии должны отличаться от сынов человеческих. Непорочными — ἀμωμα. Момус был сатирическим божеством у греков, упоминаемым Хесиодом и Лукианом; он сам ничего не делал, но находил ошибки у всех и во всем. От него получили свое название, Моми, все хулители и строгие критики. Смысл этого выражения следующий: «Поступайте так осторожно, чтобы сам Момус не мог придраться к вам, чтобы самый строгий критик не мог найти у вас ошибки». Мы должны стремиться и стараться не просто достичь неба, но достичь его без порока, и, подобно Димитрию, иметь доброе свидетельство от всех людей и от самой истины, 3Ин 1:12. ...Среди строптивого и развращенного рода... то есть среди язычников и всех внешних по отношению к церкви. Заметьте: там, где нет истинной религии, не следует ожидать ничего, кроме строптивости и развращенности, и чем более строптивы и развращены те, среди кого мы живем, чем более они придирчивы, тем более осторожными следует быть нам, чтобы сохранить неукоризненность и чистоту. Авраам и Лот не должны были ссориться, потому что Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле, Быт 13:7. В котором вы сияете, как светила в мире. Христос есть свет миру, а добрые христиане — светила в мире. Когда Бог помещает в каком-нибудь месте Своего верного мужа, Он ставит там светило. Эти слова можно читать в повелительном наклонении: В котором сияйте, как светила в мире. Ср., Так да светит свет ваш пред людьми... Мф 5:16. Христиане должны стараться заслужить одобрение не только у Бога, но и у людей, чтобы они тоже могли прославить Бога. Они должны быть не только чистыми, но и сияющими. Содержа слово жизни... ст. 16. Евангелие называется словом жизни, потому что оно открывает и предлагает нам вечную жизнь через Иисуса Христа. ...Жизнь и нетление чрез благовестие, 2Тим 1:10. Наш долг — не только твердо держаться слова жизни, не только держать его для собственного блага, но и содержать его для других, предлагать его для их блага, подобно тому как подсвечник держит свечу, чтобы освещать все вокруг, или подобно небесным светилам, которые излучают свой свет во всех направлениях. Павел добавляет, что это будет радостью для него: «...к похвале моей в день Христов... (англ. к радости. — Прим. переводчика); чтобы я мог радоваться не только вашей верности, но и вашей полезности». Ему хотелось думать, что его старания ради них были потрачены не напрасно, что он не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Заметим:

(1) Дело служения требует от человека полной отдачи, подобно подвигу и труду; всех наших сил и способностей едва ли достаточно для этого. Подвиг требует силы и энергии, а труд — постоянства и прилежания.

(2) Для служителей является огромной радостью сознавать, что они не тщетно подвизались и не тщетно трудились, и в день Христов они будут иметь великую радость, обращенные ими души станут их венцами. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость! (1Фес 2:19−20). Апостол не только с радостью подвизался и трудился ради них, но готов был и пострадать ради их блага (ст. 17): Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Павел был бы счастлив содействовать славе Христа, созиданию церкви и благоденствию человеческих душ, даже если ему потребовалось бы не только рисковать своей жизнью, но и положить ее ради этого; он охотно стал бы жертвой на их алтарях, чтобы послужить вере избранных Божиих. Если Павел считал, что ради служения церкви стоит пролить свою кровь, то неужели мы сочтем за многое небольшие страдания? Разве не стоит нашего усердия то, что апостолу стоило жизни? Но если я и соделываюсь жертвою за жертву, то есть изливаюсь как вино возлияния на жертву. Ибо я уже становлюсь жертвою... 2Тим 4:6. Он был рад запечатлеть своей кровью проповедуемое им учение (ст. 18): О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Бог желает, чтобы добрые христиане изобиловали радостью; блаженны имеющие верных служителей, у них есть все основания радоваться и сорадоваться с ними. Если служитель любит церковь и готов изнурять себя и жертвовать собой ради ее благополучия, то дети Божии имеют причину любить такого служителя и сорадоваться ему.

Стихи 19−30. Павел уделяет особое внимание двум добрым служителям, ибо хотя сам он был великим апостолом и потрудился более всех их, однако всегда пользовался случаем, чтобы уважительно отозваться о тех, кто был значительно ниже его по положению.

I. Он говорит о Тимофее, которого намеревался послать к филиппийцам, чтобы узнать об их состоянии. Обратите внимание на то, какую заботу он проявлял о церквах и какое утешение находил в их благополучии. Он переживал, не имея добрых вестей от них, и намеревался послать Тимофея узнать об их положении и принести ему отчет: Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас. Тимофей был единственным в своем роде. Несомненно, было много добрых служителей, заботившихся о душах, кому они проповедовали, но не было подобного Тимофею, человеку превосходного духа и нежного сердца. Кто бы столь искренно заботился о вас. Заметьте: когда мы искренно исполняем свой долг, мы в наилучшем состоянии. Тимофей был истинным сыном благословенного Павла, ходил в его духе и следовал по его стопам. Искренно, то есть непритворно, охотно и с чистыми намерениями. Заметим:

1. Долг служителей — проявлять заботу о состоянии детей Божиих, беспокоиться об их благополучии: ...я ищу не вашего, а вас... 2Кор 12:14.

2. Трудно найти служителя, который делал бы это совершенно искренно; таковой является замечательным, выдающимся среди своих братьев: ...все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, ст. 21. Не сказал ли Павел эти слова опрометчиво, как в свое время Давид: ...всякий человек ложь? (Пс 115:2). Неужели уже с тех пор разложение среди служителей было таким всеобщим, что не было ни одного из них, кто заботился бы о народе Божием? Мы не можем так понимать эти слова: говоря все, Павел имел в виду либо большинство, либо всех по сравнению с Тимофеем. Примечание: искать своего и пренебрегать интересами Иисуса Христа — это великий грех, очень распространенный среди христиан и служителей. Многие предпочитают свою собственную славу, свое спокойствие и свою безопасность — истине, святости и долгу, свои собственные удовольствия и репутацию — интересам царства Христа и Его славе в этом мире; но Тимофей был не из таковых: А его верность вам известна... ст. 22. Тимофей был испытанным человеком, он верно исполнял свое служение, 2Тим 4:5. Все церкви, которым он был известен, знали о его верности. Он действительно был таким, каким казался, он служил Христу так, что был угоден Богу и достоин одобрения от людей, Рим 14:18. «Вы знаете его не только по имени и в лицо, но испытали его и убедились в его любви к вам и в верности служению». Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Он был помощником Павла во многих местах, где тот проповедовал, и служил ему в деле благовестия с тем почтением и с той любовью и радостью, с какими сын служит своему родному отцу. Их совместное служение осуществлялось в условиях огромного уважения, с одной стороны, и нежной любви — с другой; прекрасный пример для старых и молодых служителей, объединенных одним делом. Павел намеревался вскоре послать его к ним. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною, ст. 23. Павел находился в узах в то время и не знал, каков будет исход его дела, но собирался распорядиться Тимофеем, как скоро оно станет ясным. Более того, он надеялся и сам вскоре прийти к ним (ст. 24): Я уверен в Господе, что и сам вскоре приду (к вам). Он надеялся, что вскоре будет на свободе и сможет посетить их. Павел желал свободы, но не для наслаждения ею, а для того чтобы творить добро. Я уверен в Господе. Он выражает свою надежду и уверенность в том, что увидит их, и в то же время смиренную зависимость от воли Божией и покорность ей. См. Деян 18:21; Иак 4:15; Евр 6:3.

II. Упоминая Епафродита, Павел называет его братом и сотрудником и сподвижником своим — своим братом во Христе, к которому он питал нежную любовь, — своим сотрудником в служении и в страданиях за Евангелие, вместе с ним переносившим труды и лишения, — и их посланником, кого они отправили к Павлу, вероятно, для получения его совета относительно некоторых вопросов, касающихся их церкви, или для доставки их материальной помощи ему, ибо Павел добавляет: ...и служителя в нужде моей. По-видимому, это тот же самый человек, кто в Кол 4:12 называется Епафрасом. У него было сильное желание видеть их, и Павел хотел, чтобы он пошел к ним. Должно быть:

1. Епафродит перенес болезнь: ...до вас дошел слух о его болезни, ст. 26. Он был болен и при смерти... ст. 27. Болезнь — это бедствие, постигающее всех, в том числе добрых людей и служителей. Но почему апостол, наделенный силой исцелять больных, а также воскрешать мертвых, не исцелил Епафродита? (Деян 20:10). Возможно, потому что этот дар предназначался в качестве знамения для других, для подтверждения истины Евангелия, поэтому они не могли употреблять его для исцеления друг друга. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: [...] возложат руки на больных, и они будут здоровы, Мк 16:17−18. Возможно, они не всегда имели эту силу и не могли пользоваться ею по собственному усмотрению, но только тогда, когда это было нужно для служения великой цели и когда Бог видел в этом необходимость. Она принадлежала Христу, Который имел Духа без меры.

2. Филиппийцы были крайне опечалены, услышав о его болезни. Это известие заставило тяжко скорбеть как его, так и их, ибо они очень уважали и любили его и посчитали достойным быть их посланником к апостолу.

3. Богу было угодно исцелить и пощадить его: ...но Бог помиловал его... Апостол признает это великой милостью, дарованной Богом не только Епафродиту и другим, но и ему самому. Хотя церковь в те времена была наделена сверхъестественными дарами, однако даже тогда она не могла обходиться без верных служителей. Павел был чрезвычайно взволнован мыслью о такой великой утрате: ...чтобы не прибавилась мне печаль к печали, то есть «чтобы к моей печали о моих узах не прибавилась печаль о его смерти». Возможно также, что незадолго до этого скончались другие служители, что доставило Павлу большое горе, и если бы умер и Епафродит, это принесло бы ему еще новую печаль, прибавило бы печаль к печали.

4. Епафродит хотел посетить филиппийцев, чтобы утешиться теми, кто был опечален его болезнью: «...чтобы вы, увидевши его снова, возрадовались... (ст. 28), чтобы вы сами могли убедиться, что он поправился и что у вас имеются все основания для благодарности и радости». Он был рад утешить их свиданием со столь дорогим для них другом.

5. Павел рекомендует им уважать и любить Епафродита: «Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении; цените таких людей, усердных и верных, любите и уважайте их. Выказывайте свою радость сердечной теплотой и свое уважение — добрым мнением». Епафродит, по-видимому, заболел, исполняя дело Божие: Он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. Апостол не укоряет его, за то что он неблагоразумно подвергал свою жизнь риску, но считает, что филиппийцы должны еще больше любить его за это. Заметьте:

(1) Кто искренно любит Христа и с усердием служит интересам Его Царства, тот считает вполне достойным рисковать своим здоровьем и жизнью ради служения Ему и ради созидания Его Церкви.

(2) Они должны были с радостью принять его, оправившегося от болезни. Когда мы вновь обретаем милости, после угрожавшей нам опасности лишиться их, то должны еще более дорожить ими. То, что Бог дает нам в ответ на наши молитвы, следует принимать с большой благодарностью и радостью.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.