Деяния 5 глава

Деяния
Слово Жизни → Комментарии МакДональда

Слово Жизни

1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал свое имение
2 и часть вырученной суммы оставил себе, и его жена знала об этом. Остальное же он принес и положил к ногам апостолов.
3 Петр сказал ему: — Анания, как это сатана мог завладеть твоим сердцем настолько, что ты солгал Святому Духу и оставил себе часть денег, которые ты получил за проданную землю?
4 Ведь земля до того, как ты ее продал, была твоей, и деньги, которые ты за нее получил, тоже твои. Почему же ты замыслил такое? Ты солгал не людям, а Богу.
5 Как только Анания услышал эти слова, он упал мертвым. Все присутствующие сильно испугались.
6 Подошли молодые люди, завернули его тело, вынесли и похоронили.
7 Часа три спустя пришла его жена, ничего не знавшая о происшедшем.
8 Петр спросил ее: — Скажи мне, вы с мужем за такую-то сумму продали землю? — Да, — ответила она, — за такую.
9 Петр сказал ей: — Что это вы сговорились испытывать Дух Господа? Ты слышишь шаги у дверей? Это возвращаются хоронившие твоего мужа. Они и тебя вынесут.
10 И в тот же момент она упала к его ногам мертвой. Молодые люди вошли и, найдя ее мертвой, вынесли и похоронили ее рядом с мужем.
11 Всей церковью и всеми, кто об этом слышал, овладел великий страх.
12 Через апостолов в народе совершалось много знамений и чудес. Все верующие собирались вместе в колоннаде Соломона.
13 Никто из посторонних не решался к ним присоединяться, хотя народ их очень уважал.
14 Верующих в Господа становилось все больше и больше, и мужчин, и женщин.
15 Люди выносили на улицы больных, клали их на кроватях и циновках, чтобы хоть тень Петра упала на них, когда он будет проходить мимо.
16 И из городов, что были вблизи Иерусалима, приходили толпы людей. Они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все исцелялись.
17 Первосвященник и все приближенные к нему, которые принадлежали к религиозной партии саддукеев, были переполнены завистью.
18 Они арестовали апостолов и заключили их в народную тюрьму.
19 Однако ангел Господа ночью открыл ворота тюрьмы и вывел их.
20 — Идите, станьте в храме, — сказал он, — и говорите людям о новой жизни.
21 Они послушались и, придя рано утром в храм, начали учить. Когда прибыли первосвященник и его приближенные, они созвали Cинедрион и всех старейшин Израиля и послали в тюрьму за апостолами.
22 Но когда стражники пришли в тюрьму, то не нашли их там и, возвратившись, доложили:
23 — Тюремные ворота надежно закрыты, у ворот стоит охрана, но когда мы вошли внутрь, мы никого там не нашли.
24 Выслушав их, начальник храмовой стражи и первосвященники пришли в недоумение — что бы это значило?
25 Потом кто-то пришел и сообщил им: — Люди, которых вы заключили в тюрьму, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со стражниками и привел апостолов. Они не применяли силу, потому что боялись, что народ может побить их камнями.
27 Aпостолов ввели и поставили перед Синедрионом. Первосвященник сказал им:
28 — Мы вам строго запретили учить от этого имени, но вы весь Иерусалим наполнили своим учением, и к тому же обвиняете нас в смерти этого человека.
29 Петр и другие апостолы ответили: — Мы должны больше подчиняться Богу, чем людям!
30 Бог наших отцов воскресил Иисуса, которого вы убили, повесив на дереве.
31 Но Бог возвысил Его своей рукой как Вождя и Спасителя, чтобы Он дал Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели этому — мы и Дух Святой, которого Бог дал тем, кто послушен Ему.
33 Когда присутствующие услышали это, они пришли в ярость и хотели убить апостолов.
34 Но тогда встал один из членов Синедриона, фарисей по имени Гамалиил, учитель закона, уважаемый всем народом. Он велел вывести апостолов на некоторое время.
35 Затем он сказал: — Израильтяне, хорошо подумайте о том, что вы собираетесь сделать с этими людьми.
36 Не так давно был здесь Февда, выдававший себя за важную персону. За ним пошло около четырехсот человек, но когда он был убит, то все его последователи разбежались, и все окончилось ничем.
37 После него был Иуда из Галилеи. Он появился во время переписи и увлек народ за собой. Он тоже погиб, и его последователи рассеялись.
38 Поэтому в настоящем случае вот вам мой совет: оставьте этих людей. Отпустите их. Если их начинание от людей, то оно обречено на провал.
39 Если же оно от Бога, то вы не сможете их остановить, а лишь сами окажетесь противниками Бога. Его речь убедила присутствующих.
40 Они призвали апостолов и приказали их избить. Потом они еще раз запретили им говорить от имени Иисуса и отпустили.
41 Aпостолы вышли из Синедриона, радуясь тому, что они оказались достойными понести такое бесчестье ради имени Иисуса.
42 И каждый день, собираясь в храме и по домам, они продолжали учить и проповедовать о том, что Иисус — Мессия.

Комментарии МакДональда

5:1−4 Там, где творит Свои великие дела Бог, всегда поблизости находится сатана, выжидающий удобного момента, чтобы обмануть, извратить и таким образом противостоять Господу. Но там, где обитает подлинная духовная сила, обман и лицемерие будут быстро разоблачены.

Анания и Сапфира, очевидно, были тронуты щедростью Варнавы и других. Возможно, они хотели сделать подобное доброе дело, чтобы заслужить похвалу людей. Поэтому они продали имение и отдали часть вырученных денег апостолам. Их грех состоял в том, что они заявили, что отдали все, тогда как на самом деле принесли лишь часть денег. Никто не просил их продавать имение. Продав его, они не обязаны были отдавать все деньги. Но они солгали, что отдали все, тогда как на самом деле удержали часть для себя.

Петр обвинил Ананию во лжи Святому Духу, а не просто человекам. Солгав Духу Святому, он солгал Богу, так как Дух Святой есть Бог.

5:5−6 В этот момент Анания пал бездыханен, и юноши вынесли его для погребения. Такая смерть должна была вразумить первых христиан. Однако она не означала, что Анания лишился вечного спасения. Скорее, таким образом Бог выразил Свое неудовольствие этим первым ростком греха в Его Церкви. «Как сформулировал один из комментаторов, — цитирует Ричард Бьюис, — либо Анания, либо Дух должен уйти». Столь чисты были взаимоотношения в первых христианских общинах, что такого рода ложь не могла в них существовать.

5:7−11 Часа через три, когда пришла Сапфира, Петр обвинил ее в сговоре с мужем в попытке искусить Духа Господня. Он сказал ей о судьбе мужа и предсказал, что то же случится и с ней. Вдруг она упала и умерла, и ее вынесли для погребения.

Способность Петра вынести приговор этой паре — пример особой чудесной силы, данной апостолам. Возможно, это было исполнение обетования Господа: «...на ком оставите [грехи], на том останутся» (Ин 20:23). Та же сила проявляется в правоспособности Павла предать согрешившего христианина сатане во измождение плоти (1Кор 5:5). Нет оснований полагать, что эта сила была дана еще кому-либо, кроме апостолов.

Можно представить, какое чувство благоговейного страха охватило верующих, да и всех, кто узнавал об этих двух смертях.

5:12−16 После смерти Анании и Сапфиры апостолы продолжали совершать чудеса, и народ собирался вокруг них в притворе Соломоновом. Столь явным было ощущение присутствия Божьего и Его силы, что люди не осмеливались присоединиться к ним или поспешно объявить себя верующими. И тем не менее простые люди прославляли их, многие же становились верующими в Господа Иисуса. Люди выносили своих больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы тень Петра осенила кого из них, когда он проходил мимо. Все видели, что в жизни апостолов проявляется реальная сила и что через них Бог благословляет других. Из пригородов также приходили больные и одержимые бесами, и все они исцелялись.

Из Евреям 2:4 ясно, что подобные этим чудеса Бог использовал, чтобы засвидетельствовать служение апостолов. Но когда был записан НЗ, нужда в таких знамениях в значительной степени отпала. Что касается современных «массовых исцелений», достаточно отметить, что из тех, кого приносили к апостолам, исцелялись все. Этого нельзя сказать о сегодняшних так называемых религиозных целителях.

5:17−20 Истинное служение Духа Святого неизбежно ведет к обращению, с одной стороны, и резкому неприятию, с другой. Так было и здесь. Первосвященник (вероятно Каиафа) и его друзья-саддукеи пришли в ярость, видя, что эти фанатики — ученики Иисуса — пользуются таким авторитетом в народе. Они негодовали, такая ситуация угрожала их положению единственных религиозных лидеров. Особую ярость вызывала у них проповедь телесного воскресения, которое они, разумеется, полностью отрицали.

Способные справиться с апостолами только силой, они приказали арестовать их и посадить в тюрьму. Той же ночью Ангел Господень вывел апостолов из темницы и повелел им вернуться в храм и говорить народу все сии слова жизни. Лука сообщает о чудесном вмешательстве ангела, не выражая при этом ни изумления, ни даже простого удивления. Если сами апостолы и были изумлены, в повествовании нет об этом ни слова.

Ангел удачно назвал христианство сей жизнью. Христианство не просто вероисповедание или набор доктрин, но Жизнь — возрожденная жизнь в Господе Иисусе, дарованная всем, кто верует в Него.

5:21 На рассвете апостолы уже учили в храме. В это время первосвященник собрал на совещание синедрион и совет (всех старейшин) и ждал, когда приведут узников.

5:22−25 Но служители вернулись в замешательстве, доложив суду, что в темнице все в полном порядке, за исключением одного — исчезли узники! Двери были должным образом заперты, и все стражники находились на своих постах — не было лишь заключенных. Такое сообщение, конечно же, не могло не огорчить! «Чем все это закончится? — недоумевали начальник стражи храма и первосвященник. — Как далеко зайдет это движение в народе?» Затем их вопросы были прерваны появлением человека, принесшего новость, что бежавшие узники снова стоят в храме, уча народ. Их мужество должно восхищать нас! Нам следует во что бы то ни стало вновь приобрести способность первых христиан терпеть страдания за свои убеждения.

5:26 Служители привели апостолов в совет без принуждения. Они боялись, что народ забросает их камнями, если они будут откровенно грубо обращаться с этими последователями Иисуса, которых так уважали многие простые люди.

5:27−28 Первым взял слово первосвященник: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» Он намеренно избегал называть имя Господа Иисуса Христа. «Вы наполнили Иерусалим учением вашим». Сам того не желая, он дал высокую оценку эффективности служения апостолов. «Вы хотите навести на нас кровь Того Человека». Но вожди народа иудейского уже сделали это, когда сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25).

5:29−32 Несколькими стихами ранее апостолы молили о дерзновении в проповеди Слова. Это мужество было даровано им свыше, и теперь они настаивают на том, что должны повиноваться больше Богу, нежели человекам. Они решительно заявили, что Иисуса, Которого иудеи умертвили, повесивши

на древе, Бог воскресил и возвысил Его десницею Своею в Начальника и Спасителя. И как таковой. Он готов дать Израилю покаяние и прощение грехов. В качестве последнего удара апостолы добавили, что они сами являются свидетелями Ему в сем и свидетельствует также Дух Святой, Которого Бог дает повинующимся Ему, верующим в Его Сына.

Выражение Бог воздвиг Иисуса может относиться к Его воплощению или воскресению. Вероятно, здесь имеется в виду, что Бог воздвиг Его во плоти как Спасителя. (В русском Синодальном переводе «воскресил».)

5:33−37 Обличение, звучавшее в словах этих людей, воплощавших собой совесть, было столь веским, что вожди иудейские умышляли умертвить их. В этот момент вмешался Гамалиил. Он был одним из наиболее уважаемых учителей Израиля и законоучителем Савла из Тарса. Совет, который он дал, не означает, что он был христианином или относился к ним благосклонно; просто в нем говорила житейская мудрость.

Приказав увести апостолов, он прежде всего напомнил синедриону, что если это движение не от Бога, оно вскоре потерпит крах. В подтверждение он сослался на два факта: 1) некий самозванец по имени Февда собрал около четырехсот сторонников, но был убит, и люди его рассеялись; 2) Иуда Галилеянин, поднявший неудавшийся мятеж, также погиб, и сторонники его рассыпались.

5:38−39 Если бы эта, христианская, религия была не от Бога, самым лучшим решением было бы оставить их в покое, и тогда движение постепенно затухло бы само. Бороться с ним — значит укреплять его. (Этот аргумент не всегда верен. Многие безбожные учреждения существуют и процветают веками. Более того, они собирают больше приверженцев, чем истина. Но даже если человеческая история не подтверждает этот довод, то он справедлив для Божественного времени — вечности.)

С другой стороны, продолжал Гамалиил, если это движение от Бога, то они не разрушат его и могут оказаться в весьма щекотливом положении, так как станут богопротивниками.

5:40 Эта логика показалась правителям убедительной, и они, призвав апостолов, приказали избить их, а затем запретили им говорить об имени Иисуса и отпустили. Это бессмысленное и несправедливое наказание было лишь бездумной реакцией нетерпимых сердец на правду Господа. Райри предполагает, что наказание, возможно, было назначено за неподчинение предыдущим распоряжениям синедриона (ср. Втор 25:2−3). Приказ, последовавший за этим избиением, также неразумный и бессмысленный: они повелели апостолам молчать об имени Иисуса — с тем же успехом они могли запретить солнцу светить.

5:41−42 Побои, обрушившиеся на апостолов, привели к двум неожиданным результатам. Во-первых, они вызвали у апостолов глубокую радость, так как они удостоились принять бесчестие за имя Того, Кого они любили. (В рукописной традиции здесь несколько вариантов: «имя», «имя Господа Иисуса».) Во-вторых, это избиение воодушевило апостолов еще более ревностно и настойчиво всякий день в храме и по домам учить и благовествоватъ об Иисусе Христе — Мессии.

Таким образом, сатана еще раз перехитрил сам себя.

ХРИСТИАНИН И ПРАВИТЕЛЬСТВО

По мере того как христиане, проповедуя Евангелие, продвигались вперед, становился неизбежным их конфликт с властями, как светскими, так и, особенно, религиозными, в юрисдикции которых находилась значительная часть гражданских дел. Верующие были готовы к такому конфликту и реагировали на него спокойно и с достоинством.

В целом христиане стремились уважать своих правителей и повиноваться им, так как власти установлены Богом и служат ради блага общества.

Так, когда Павел по незнанию обвинил первосвященника и был за это призван к ответу, он немедленно извинился, процитировав Исход 22:28: «...начальника в народе твоем не поноси» (Деян 23:5).

Однако когда человеческие законы вступали в противоречие с заповедями Бога, тогда христиане сознательно предпочитали не подчиняться властям и терпеть последствия этого непослушания, какими бы они ни были. Например, когда Петру и Иоанну запретили проповедовать Евангелие, они ответили: «...справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4:19−20). И когда Петра и апостолов обвинили в том, что они продолжали учить об имени Христа, Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Нет никаких указаний на то, что они когда-либо предпринимали какую-либо попытку свергнуть какое-либо правительство или присоединялись к таковой. Несмотря на притеснения и преследования, они желали своим правителям лишь добра (26:29).

Само собой разумеется, они никогда не опустились бы до какого бы то ни было бесчестного поступка, чтобы заслужить расположение властей. Правитель Феликс, например, тщетно пытался получить от Павла взятку (24:26).

Они не считали, что осуществление гражданских прав несовместимо с христианским долгом (16:37; 21:39; 22:25−28; 23:17−21; 25:10−11).

Тем не менее они не вмешивались в политическую борьбу этого мира. Почему? Никаких объяснений этому не дается. Но ясно одно: у этих людей была только одна цель — проповедовать Благую Весть Христа. И они безраздельно отдавались этой миссии. Они, должно быть, считали, что Благая Весть — ответ на все проблемы человечества. Это убеждение было столь сильным, что они не могли удовлетвориться более мелкими делами, такими как политика.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.