От Луки 10 глава

От Луки
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 После этого Господь назначил еще семьдесят учеников и послал их по два вперед себя в каждый из городов и в каждое место, куда Он сам собирался прийти.
2 Он сказал им: — Жатвы много, а работников мало. Поэтому просите Господина жатвы, чтобы Он выслал работников на свою жатву.
3 — Идите! Вот, Я посылаю вас, как ягнят в волчью стаю.
4 Не берите с собой ни кошелька, ни сумки, ни сандалий и по дороге никого не приветствуйте.
5 Когда вы войдете в дом, скажите вначале: "Мир этому дому".
6 Если в том доме живет человек мира, то ваш мир будет на нем, если же нет, то он вернется к вам.
7 Оставайтесь в этом доме, ешьте и пейте, что вам дадут, потому что работник заслуживает вознаграждения. Не переходите из дома в дом.
8 Когда вы войдете в город и вас там примут, то ешьте, что вам предложат.
9 Исцеляйте больных, которые там есть, и проповедуйте им о том, что Царство Бога приблизилось к ним.
10 Если же вы войдете в какой-либо город и там вас не примут, то идите по улицам этого города и говорите:
11"Даже пыль вашего города, что пристала к нашим ногам, мы отряхиваем, но все же знайте: Царство Бога приблизилось!"
12 Говорю вам, что в день Божьего суда Содому будет легче, чем этому городу.
13 — Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Потому что если бы в Тире и Сидоне были совершены те же чудеса, что в тебе, то они бы давно раскаялись, одевшись в дерюгу и сидя в пепле.
14 Но в день Божьего суда Тиру и Сидону будет легче, чем вам.
15 И ты, Капернаум, будешь ли ты вознесен до небес? Нет, ты будешь сброшен в ад.
16 Тот, кто слушает вас, слушает Меня, и кто отвергает вас, тот отвергает Меня; а кто отвергает Меня, отвергает пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились к Иисусу радостные: — Господи, — говорили они, — даже и демоны подчиняются нам, когда мы приказываем им Твоим именем!
18 Иисус ответил: — Я видел, как сатана упал с неба, словно молния!
19 Вот, Я дал вам власть наступать без вреда для вас на змей и скорпионов и преодолевать всю силу врага.
20 Но радуйтесь не тому, что духи вам подчиняются, а тому, что ваши имена записаны на небесах.
21 Тут Иисус возликовал в Святом Духе и сказал: — Я славлю Тебя, Отец, Господь неба и земли, потому что Ты скрыл это от мудрых и ученых и открыл младенцам. Да, Отец, в этом проявилась Твоя добрая воля!
22 Все передано Мне Моим Отцом. Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына и того, кого Сын избирает, чтобы открыть ему Отца.
23 Потом Он повернулся к своим ученикам и сказал так, чтобы слышали только они: — Счастливы глаза, видящие то, что вы видите.
24 Я говорю вам, что много пророков и царей хотели увидеть то, что вы видите, но не видели, хотели услышать то, что вы слышите, но не слышали.
25 Тут встал один учитель закона и задал Иисусу вопрос, чтобы испытать Его. — Учитель, — спросил он, — что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
26 — A что сказано в законе? — спросил в свою очередь Иисус. — Что ты там читаешь?
27 Тот ответил: — "Люби Господа твоего Бога всем сердцем и всей душой, всей силой и всем разумом, и ближнего твоего, как самого себя".
28 — Правильно ты ответил, — сказал ему Иисус. — Делай так, и ты будешь жить.
29 Но учитель закона, желая как-то оправдать себя, спросил: — A кто мой ближний?
30 В ответ Иисус сказал ему: — Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, которые раздели его, избили до полусмерти и ушли.
31 Случайно по той же дороге проходил священник и, увидев этого человека, прошел мимо по другой стороне дороги.
32 Так же поступил и левит: дойдя до этого места и увидев пострадавшего, он обошел его стороной.
33 Но вот к тому месту, где он лежал, подошел путник самарянин. Он увидел беднягу, и ему стало жаль его.
34 Он подошел и перевязал его раны, промыв их маслом и вином. Затем он посадил пострадавшего на своего осла, привез его в гостиницу и там еще ухаживал за ним.
35 На следующий день он дал хозяину гостиницы два денария и сказал: "Присмотри за ним, а когда я буду возвращаться, то оплачу все дополнительные расходы".
36 Кто из этих трех был, по-твоему, ближним человеку, пострадавшему от рук разбойников?
37 Учитель закона ответил: — Тот, кто проявил к нему милость. Тогда Иисус сказал ему: — Иди, и ты поступай так же.
38 По пути Иисус с учениками пришли в одну деревню. Там женщина, по имени Марфа, пригласила Его в свой дом.
39 У нее была сестра, которую звали Мария. Мария сидела у ног Иисуса и слушала, что Он говорил.
40 Марфа же была занята приготовлением обеда. Она подошла к Иисусу и сказала: — Господи, Тебе нет дела до того, что моя сестра оставила всю работу на меня одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!
41 — Марфа, Марфа, — ответил Господь, — ты тревожишься и заботишься о многом,
42 а нужно ведь только одно. Мария выбрала лучшую долю, и это у нее не отнимется.

Новый Библейский Комментарий

10:1−16 Отправление семидесяти на проповедь (ср.: Мат 9:37, 38; 10:7−16; 11:21−23). Только один Лука указывает, что в помощь двенадцати апостолам Иисус Христос послал дополнительную группу Своих учеников, чтобы те также шли проповедовать приближение Царства Божьего. В различных рукописях упоминается то семьдесят, то семьдесят два ученика. В любом случае, это число является символическим и обозначает либо число народов (см.: Быт 10), либо число старейшин, которые помогали Моисею (Исх 24:1). Возможно, все-таки оно означает количество языческих народов, которым позже были посланы благовествовать апостолы, хотя здесь основной задачей остается благовестие для иудеев.

Наставления семидесяти (или семидесяти двум) апостолам почти не отличаются от тех, которые ранее были даны Двенадцати (9:1−6). Иисус сравнивал Своих посланников с овечками среди волков, старающихся помешать их задаче. Им следовало путешествовать налегке и нигде подолгу не задерживаться. Им надлежало расценивать гостеприимство людей как плату за их проповеднический труд, однако им нельзя было искать для себя более выгодных или комфортных условий, переходя с места на место. Впоследствии члены первых христианских общин усвоили эти принципы, заботясь о своих учителях и благовестниках таким образом, чтобы тем не приходилось зависеть от людей, которым они благовествовали (3Ин 7, 8). Апостол Павел имел все основания рассчитывать на помощь опекаемых им церквей, однако предпочитал не пользоваться ею, хотя стих 7 цитировался им неоднократно в различных посланиях, где он говорил о своем праве на подобную помощь (см.: 1Кор 9:14; 1Тим 5:18).

Апостолы должны были возвещать приближение Царства Божьего, а совершаемые ими чудеса исцелений служили свидетельствами этого приближения. Они объясняли, что Божье благословение будет даровано тем, кто прослушал и принял в сердце весть о Царстве (ср.: Мк 1:15). Тех же, кто не желал принять ее, ученики предупреждали о Божьем Суде. Но ответственности за судьбу отвергших Евангелие апостолы не несли.

Говоря о судьбе тех, кто отвергает учение о Царстве Божьем, Иисус привел в пример подпавших под Суд Божий городов древности. Иудеи презирали языческие города за их идолопоклонство, поэтому известие о том, что тем «будет отраднее» на Суде Божьем, звучало нестерпимым оскорблением для возгордившихся иудеев. В заключение Иисус добавил, что Его ученики являются полномочными представителями Его Самого и пославшего Его Бога (ср.: 9:48; Ин 15:23).

Примечания. Ст. 6 Сын мира означает миролюбивого человека, достойного всех материальных и духовных благ, подразумеваемых в пожелании «мир дому сему». Пожелание мира должно было благотворно подействовать на того, к кому обращалось приветствие.

Ст. 13 Хоразин — город к северу от Капернаума.

10:17−24 Возвращение семидесяти двух апостолов (см.: Мф 11:25−27; Мф 13:16−17). В том, что ученики изгоняли бесов, Иисус увидел признак падения сатаны. Лука говорит метафорически о духовном поражении сатаны, что и произошло несколько позднее во время распятия Иисуса. Изгнание бесов, то есть прислужников сатаны, означало приближение победы над их властелином (см.: Откр 12:7−10).

Однако последователям Иисуса не следовало переоценивать свою способность изгонять бесов. Люди могут изгонять бесов и все же не быть допущены в Царство Божье (ср.: Мф 7:22−23). Гораздо важнее знать, что твое имя написано в книге жизни (ср.: Флп 4:3).

Затем Иисус вознес хвалу Господу Богу за то, что Он открыл Свои тайны простым людям и скрыл их от обладающих человеческой мудростью. Завершив молитву, Иисус сказал ученикам, что Его Отец открыл Ему также самую главную тайну: знание Сына (понимание Его сути) и знание Отца. Таинственная связь между Отцом и Сыном такова, что только через Сына люди смогут узнать своего Отца Небесного. Многие праведники древности очень хотели бы видеть пришествие Царства Божьего, но только ученикам дано видеть и слышать Сына Божьего.

Примечания. Ст. 19 Змеи и скорпионы символизируют зло, коренящееся в душах людей (Втор 8:15; Пс 90:13).

Ст. 22 Подлинность этой фразы неоднократно подвергалась сомнению, однако она звучит вполне по-еврейски и может принадлежать Иисусу. Все здесь относится скорее к полноте знания, чем к власти. Глагол знать приведен на иврите, чтобы подчеркнуть личное знание (как в Быт 4:1 о брачных отношениях) или личный выбор (как в Ам 3:2). Повторение фразы «не знает никто» подчеркивает особые отношения между Иисусом и Его Отцом, что неоднократно отражалось в Его молитвах (ср.: Мк 14:36). Следовательно, только Иисус уполномочен открывать людям знания о Боге. Об этом же много говорится в Евангелии от Иоанна (напр., ср.: Ин 10:15). Тема богопознания через Иисуса Христа является связующим звеном между Евангелием от Иоанна и остальными тремя Евангелиями.

10:25 — 11:13 Отличительные черты последователей учения

10:25−37 Притча о милосердном самарянине. Вступление к этой притче не следует путать с похожей историей из Мк 12:28−31. Здесь Иисуса спрашивают, каким образом можно унаследовать жизнь вечную (ср.: 18:18). Следуя иудейским традициям и обычаям, Иисус отсылает спрашивающего к требованиям закона Моисеева. Как предельно сжато сформулировать суть этого закона? Законник дает тот же ответ, что и Сам Иисус в Мк 12:29−31. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Христа иудеи уже понимали связь между Втор 6:5 и Лев 19:18. Конечно, в свете сказанного апостолом Павлом в Гал 3:12, ответ Иисуса может показаться законническим, однако такое суждение будет поспешным и ошибочным. Если рассматривать все Его учение в целом, то Его ответ законнику воспринимается совершенно по-другому.

Законник понял, что поставил себя в глупое положение, и попытался «оправдать себя», попросив Иисуса уточнить смысл слова «ближний». Тогда Иисус рассказал совершенно замечательную притчу. Можно было ожидать, что Он будет говорить о том, что иудею следует проявлять любовь ко всем, даже к самарянам. Но Иисус ясно показывает, что самарянин может стоять ближе к Царству Божьему, чем внешне набожный, но черствый и бессердечный иудей. В то время как законник спрашивал: «Кто мой ближний? (то есть кому мне следует помогать)», Иисус предложил принципиально другую формулировку вопроса: «Веду ли я сам себя как ближний? (то есть как человек, который помогает другим)». Христос не стал перечислять законнику всех, кого можно считать «ближним своим», потому что нарушение закона происходит не от нехватки информации, но от недостаточной любви. Проще говоря, законнику были нужны не новые знания, но новое сердце.

Примечания. Ст. 30 Дорога в 17 миль (27 км) соединяла Иерусалим и Иерихон, где обычно жили священники, когда были свободны от исполнения своих храмовых обязанностей (ср.: 1:23).

Ст. 31−32 Священник и левит (храмовый служитель) могли бояться нарушить запрет, прикоснувшись к мертвому телу, однако в тексте не дано никакого объяснения их поведению.

Ст. 33 Возможно, слушатели этой притчи ожидали, что третьим персонажем окажется простой иудей, таким образом, вся история обрела бы антицерковную окраску.

Ст. 37 Очевидно, законник, отвечая на вопрос Иисуса, не смог заставить себя прямо сказать: «Самарянин!»

10:38−42 Служение Иисусу. Когда Марфа принялась упрекать свою сестру и пожаловалась на нее Иисусу, Тот ответил ей вежливо, но твердо. Вероятно, Марфа готовила грандиозное пиршество вместо простого ужина. Мария же предпочла слушать Иисуса, что на самом деле неизмеримо важнее, чем готовить роскошные яства. Конечно, вовсе не следует делать из этой истории вывод о том, что тратить время на размышления богоугодно, а на устроение быта — нет. Но суть рассказа о Марфе и Марии в том, что человек должен правильно делить время между служением Иисусу, слушанием и изучением Его наставлений. Однако, несомненно, полезнее слушать Христа, чем заботиться о своих нуждах (ср.: Ин 6:27). По слову Господа важно только одно — нужна такая преданность Евангелию, какую показала Мария.

Примечания. Ст. 38 Поскольку селение, где Марфа и Мария принимали Иисуса, было Вифанией, недалеко от Иерусалима (см.: Ин 11:1), следовательно, либо Христос посетил Марфу и Марию перед последним появлением в Иерусалиме, либо в Евангелии нарушен хронологический порядок.

Ст. 41 Сложно в точности передать смысл сказанного Иисусом, неясно, относится ли слово многое к нескольким переменам блюд в противопоставление скромной трапезе из одного блюда, или же подчеркивается важность одного занятия — слушать слова Христа — по сравнению со многими различными обязанностями повседневной жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.