От Луки 12 глава

От Луки
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь вначале к своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски: не будьте лицемерами.
2 Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы явным.
3 Поэтому, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете, и что вы прошептали во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.
4 — Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.
5 Я скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, убив, может бросить вас в ад. Да, говорю вам, его бойтесь.
6 Не продают ли пять воробьев всего за две мелких монеты? Однако ни один из них не забыт Богом.
7 Даже волосы на вашей голове все сосчитаны! Не бойтесь, вы дороже множества воробьев!
8 — Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,
9 а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.
10 Каждый, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но кто оскорбит Святого Духа, тот не будет прощен.
11 Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,
12 потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.
13 Кто-то в толпе сказал Иисусу: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
14 Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей над вами?
15 И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого.
16 И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.
17"Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он.
18 — Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и имущества.
19 Тогда можно будет сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись".
20 Но Бог сказал ему: "Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь потребуют у тебя. Кому достанется все, что ты приготовил?"
21 Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает Божьего богатства.
22 Затем Иисус сказал своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о своей жизни, что вам есть, или о теле, во что одеться.
23 Жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.
24 Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!
25 Кто из вас своими заботами может прибавить себе жизни хотя бы на час?
26 Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам заботиться об остальном?
27 Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже царь Соломон во всем своем величии не одевался так, как хотя бы одна из них.
28 Но если Бог так одевает растение, которое сегодня есть, а завтра будет брошено в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
29 Не заботьтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.
30 Языческий мир живет в погоне за всем этим, но ваш Отец знает, что вы в этом нуждаетесь.
31 Ищите лучше Его Царства, и остальное тоже будет дано вам.
32 Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!
33 Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небе, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.
34 Потому что там, где хранится ваше богатство, там будет и ваше сердце.
35 — Будьте всегда готовы к действию, и пусть ваши светильники горят,
36 как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.
37 Счастье тем слугам, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам правду, он тогда сам подпояшется как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.
38 Счастливы те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.
39 И еще скажу: если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.
40 Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда не ожидаете.
41 Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?
42 Господь ответил: — Верный и предусмотрительный управляющий, которого хозяин поставил над остальными слугами, раздает им пищу вовремя.
43 Счастье тому, кого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.
44 Говорю вам правду: он доверит ему все свое имение.
45 Но если тот слуга решит: "Мой хозяин придет еще не скоро", — и станет бить слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,
46 то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.
47 Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился, или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,
48 а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.
49 — Я пришел принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
50 Но Мне еще предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!
51 Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.
52 Семья, в которой пять человек, разделится, трое против двоих и двое против троих.
53 Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови.
54 Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет ливень, и действительно идет ливень.
55 И когда дует южный ветер, вы говорите — будет жарко, и так и бывает.
56 Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?
57 Почему вы сами не рассудите, в чем истина?
58 Когда ты идешь со своим противником в суд, постарайся примириться с ним еще по пути, иначе он приведет тебя к судье, судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда до тех пор, пока не выплатишь все до последнего гроша.

Новый Библейский Комментарий

12:1 — 13:9 Готовность к предстоящему кризису. Здесь и в некоторых других отрывках (17:20 — 18:8; 21:5−38) Лука собрал высказывания Иисуса Христа о грядущем кризисе, который наступит в результате Его пришествия. Благая весть о спасении обернется угрозой для тех людей, которые откажутся услышать ее. Иисус неоднократно предупреждал иудеев о том, сколь пагубны последствия противостояния Ему. Это вызовет не только политическое крушение иудейского государства, но Сам Бог отречется от таких людей в День Суда. Одновременно с этим Иисус учил Своих учеников стойкому перенесению грядущих тягот и постоянной готовности к пришествию их Господа. Иудея была сокрушена в войне с Римом в 66−70 гг. н. э., но весь мир все еще ждет возвращения Господа Иисуса Христа. Некоторая сложность понимания вызвана тем, что Иисус рассматривал оба этих события как единое проявление Суда над отступниками, и Сам Он не знал точного времени этого Суда, установленного Отцом (Мк 13:32).

12:1−12 Бесстрашное исповедание (см.: Мф 10:26−33; 12:31, 32; 10:19, 20; ср.: Мк 3:28, 29). Стих 1 продолжает идею из предыдущего отрывка о лицемерии фарисеев; их учение проникло во все слои иудейского общества, подобно дрожжам в тесте, и лицемерие их оказывает разлагающее влияние на людей. Но иудеям следует остерегаться лицемерия и ханжества, потому что придет день, когда все тайное станет явным и все их сокровенные помыслы обнаружатся (ср.: 8:17).

Совсем другое искушение ожидает учеников Иисуса, которые могут из страха за свою жизнь скрывать отношение к Иисусу. Но одно дело — пострадать от людской злобы, и совсем другое, гораздо более страшное, — отречься от Него, притворившись, что не имеешь с Ним ничего общего, а потом встретиться лицом к лицу с Господом Богом, властным ввергать грешников в ад. Поэтому не следует бояться людской злобы, потому что никакие палачи не способны придумать ничего страшнее, чем навсегда быть отторгнутым от любви и мудрой заботы Господа. В зависимости от того, признает человек Иисуса Христа или же отрекается от Него, Сын Человеческий станет свидетельствовать перед престолом Божьим против тех, кто отверг Его, и за тех, кто был с Ним до конца (8, 9).

В стихе 10, однако, говорится, что человек, не поверивший Сыну Человеческому или отрекшийся от Него, все еще может быть прощен. Возможно, стих 9 был обращен к ученикам, которым было непростительно непонимание значимости Иисуса, а стих 10 предназначался для остальных людей, для которых слова «Сын Человеческий» могли и не раскрывать, Кем был Иисус. Если же они отказывались принять очевидность проявления благодатного действия Святого Духа в Иисусе (например, приписывая Его силу вмешательству сатаны), то в таком случае они подлежали осуждению. Люди, преданно исповедовавшие Иисуса, получат поддержку Святого Духа перед любыми властями и судьями, по разным причинам внушающим им страх.

Примечания. Ст. 1 Слово сперва указывает на то, что следующие слова предназначены специально для учеников. 6 В Евангелии от Матфея 10:29 «две... малые птицы продаются за ассарий», смысл остается тот же.

Ст. 8, 9 Здесь Иисус говорит о Себе одновременно в первом лице и в третьем, как о Сыне Человеческом (ср.: Мф 10:32, 33). Очевидно, Он прибегнул к форме третьего лица, чтобы подчеркнуть связь этой фразы с текстом в Дан 7.

12:13−34 О материальной озабоченности (см.: Мф 6:25−33, 19−21). К Иисусу обычно обращались как к учителю, то есть человеку, имеющему право разбирать дела религиозного и гражданского рода. Поэтому неудивительно, что к Нему пытались прибегнуть как к арбитру и по вопросу о собственности. Вероятно, младший брат обращался к Нему с жалобой на старшего, который лишил его законной доли наследства. Тем не менее Иисус отказался разбирать дело чисто гражданского характера. Он не был раввином, но пришел возвестить Евангелие. Поэтому Он обратился к сути вопроса и предостерег против жадности или, как сказано в более старых переводах Писания, против любостяжания. (Мог ли Он лично знать о деталях ситуации?) Любостяжание — это желание иметь больше, чем уже есть (не обязательно из зависти к чужому богатству), что не только приводит к раздорам, но и свидетельствует о принципиально неверном отношении к жизни, когда обладание становится единственно важным. Бог может неожиданно положить конец жизни человека, и тогда становится ясно, насколько бесполезно все, чем мы обладаем. За деньги всего не купишь, тем более жизни. Богач может оказаться не в состоянии обрести истинной ценности — правильного отношения к Богу А первый шаг на пути к этому — не быть привязанными к земным благам и щедро подавать милостныню бедным (33). В притче богач оказывается глупцом, безбожником и, следовательно, никчемным человеком. Каким же тогда должно быть правильное отношение к имуществу? Ученикам не следует заботиться о пище и одежде (две основные физические потребности) как о чем-то самом главном в жизни. Если Господь кормит даже беззаботных птиц и одевает цветы, то, безусловно, Он позаботится обо всем необходимом и для Своих детей. В любом случае, никакое попечение о еде и одежде не сможет продлить человеческую жизнь. Пусть в мире, где люди постоянно дерутся и соперничают друг с другом из-за лучших бытовых условий, ученики Христа прежде всего ищут Божьей воли и Его спасения, и тогда они увидят, что об их телесных нуждах уже позаботились. Ученикам следует распродать все свое имущество и отдать деньги нуждающимся, чтобы всецело устремиться на поиски небесного сокровища, которое не оскудевает.

Может показаться, что такое учение поддерживает лентяев в их беззаботности, потому что «Господь все управит, поэтому можно самому ничего не делать!» Однако Иисус обращался не к беззаботным лодырям, но к людям, обеспокоенным ежедневным искушением принять участие в общей борьбе за выживание. Им следует положиться на Господа и понять, что же действительно ценно в этом мире.

Примечания. Ст. 25 В греческом оригинале употреблено слово «локоть» (мера длины [45 см]), которое также может быть использовано метафорически для обозначения периода времени. «Прибавить росту на локоть» могло означать «прибавить себе дней жизни».

Ст. 31 Искать Царства Божьего — это значит, что главной целью своей жизни человек ставит приближение к Господу и всецелое исполнение Его воли.

12:35−48 Пришествие Сына Человеческого (см.: Мф 24:43−51). Объяснив людям, каким образом им следует устремиться всеми помыслами к Господу, чтобы стяжать Царство Божье, Иисус переходит к обсуждению того, как должно относиться к своему будущему. Ибо людей ожидает пришествие Сына Человеческого (40), причем произойдет это неожиданно для всех, и никому не дано предугадать время, когда это случится. С пришествием Его наступит и час Суда (8, 9), и, одновременно, торжество правления Божьего. Поэтому всем ученикам и последователям Христа необходимо подготовиться к этому дню, постоянно пребывая в служении Господу, подобно тем рабам, которых их господин находит бодрствующими по возвращении своем. Упоминание именно ночного времени подчеркивает необходимость полнейшей готовности и бодрствования. Вторая, очень краткая притча, — о неожиданном вторжении грабителя и неготовности хозяина дома, застигнутого врасплох. Эта притча показывает нам другую сторону ожидания часа, когда придет Господь, и подчеркивает серьезность последствий неподготовленности к Его пришествию.

Но возникает вопрос: для кого предназначалось это наставление? Относилось ли оно ко всем, кто считает себя слугами Господа, или же предназначалось для тех, кто руководит этими последователями? Похоже, что Иисус все-таки имел в виду последних. Раб, которого господин назначил смотреть за домом и который хорошо справился со своими обязанностями, несомненно получит награду от своего господина; но если раб воспользовался отсутствием господина и вел себя как ему заблагорассудится, возвращение хозяина станет для него большим несчастьем. Мера его наказания будет зависеть от знания им или незнания воли господина и, соответственно, меры его ответственности. Небесный приговор будет означать не только виновность или невиновность; существуют различные меры ответственности за содеянное.

Употребление будущего времени в стихах 42−48 относится, скорее всего, к ситуации в Церкви после вознесения Иисуса. Фактически, все отрывки данного раздела относятся к ученикам Христа на период после Его воскресения и до Его второго пришествия (следует отметить перемену в слушателях в стихе 54).

12:49−59 Время выбора в Израиле (см.: Мф 10:34−36; 16:2, 3; 5:25, 26). Однако именно здесь и сейчас наступает основной момент, когда люди должны решить, признают ли они Иисуса Своим Господом. Его пришествие принесло в мир разделение. Ему было предназначено низвести огонь на землю, и Он жаждал, чтобы этот огонь вспыхнул и разгорелся в полную силу. Для этого Иисусу необходимо пройти через страдания, и Он томится и ждет, чтобы предначертанное наконец совершилось.

Его приход не принесет мира и успокоенности, напротив, Его служение неизбежно вызовет противостояние распространению Благой вести даже среди родственников.

И ни трагичности, ни серьезности этой ситуации люди не понимают. Они могут предсказать перемену погоды по изменению направления ветра, но не в состоянии увидеть знамений перемены времен. Они не в состоянии осознать, что уподобились тому, кого обвинитель тащит в суд. Мудрый человек постарается уладить дело до того, как его осудят и отправят отбывать срок в темницу. Сейчас пришло время отвечать Иисусу, скоро будет слишком поздно.

Примечания. Ст. 49 Здесь огонь означает распространение Евангелия или очищающую силу Господа, и Иисус желает, чтобы он возгорелся быстрее.

Ст. 50 Погружение в воду — метафора несчастья и страдания (ср.: Пс 68:2−4). Таким образом, крещение (буквально «погружение в воду») означает страдания Иисуса (ср.: Мк 10:38, 39). О слове томлюсь см.: 2Кор 5:14; Флп 1:23.

Ст. 56 Слово лицемеры здесь стоит скорее в значении «безбожники», нежели «притворщики».

Ст. 59 Не следует рассматривать эту притчу как учение о чистилище.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.