Деяния 11 глава

Деяния
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 Aпостолы и братья в Иудее услышали о том, что язычники тоже приняли слово Божье.
2 Поэтому, когда Петр пришел в Иерусалим, верующие из обрезанных стали упрекать его.
3 — Ты ходил к необрезанным и ел с ними, — говорили они.
4 Тогда Петр начал подробно объяснять им, как все произошло.
5 — Я был в городе Иоппии и молился, — сказал он, — и в молитвенном экстазе увидел видение: нечто вроде большого полотна, которое за четыре конца спускалось с неба прямо туда, где я находился.
6 Заглянув в него, я увидел четвероногих животных и зверей, пресмыкающихся и птиц.
7 Потом я услышал голос, который говорил мне: "Встань, Петр, заколи и съешь".
8 Я же ответил: "Ни за что, Господи! Никогда я не брал в рот ничего оскверненного или нечистого".
9 Голос с неба опять сказал: "Не называй нечистым то, что Бог очистил".
10 Так повторялось три раза, и затем полотно было опять поднято на небо.
11 В тот же момент у дома, где я находился, остановились три человека, посланные ко мне из Кесарии.
12 Дух велел мне не раздумывая идти с ними. Эти шесть братьев тоже пошли со мной, и мы пришли в дом того, кто меня позвал.
13 Он рассказал нам о том, как он видел у себя ангела. Aнгел сказал ему: "Пошли в Иоппию за Симоном, которого называют Петром,
14 и он сообщит вам весть, которой будешь спасен ты сам и все твои домашние".
15 Когда я начал говорить, на них сошел Дух Святой так же, как Он сошел вначале и на нас.
16 Тогда я вспомнил слова Господа: "Иоанн крестил водой, а вы будете крещены Духом Святым".
17 Поэтому, если Бог дал им тот же дар, что и нам, верующим в Господа Иисуса Христа, то кто я такой, чтобы мешать Богу?
18 Когда они это выслушали, у них не осталось больше возражений, и они прославили Бога, говоря: — Значит, Бог дал покаяние и язычникам, чтобы они получили жизнь!
19 А верующие, рассеянные гонением, которое началось из-за Стефана, дошли до Финикии, Кипра и Aнтиохии, проповедуя только иудеям.
20 Однако некоторые из них, уроженцы Кипра и Кирены, пришли в Aнтиохию и начали рассказывать Радостную весть о Господе Иисусе также и грекам.
21 Рука Господня была с ними, и очень многие поверили и обратились к Господу.
22 Весть об этом дошла и до церкви в Иерусалиме. Оттуда послали в Aнтиохию Варнаву.
23 Когда Варнава прибыл и увидел милость Божью, он обрадовался и вдохновлял всех оставаться в своих сердцах верными Господу.
24 Варнава был добрым человеком, полным Духа Святого и веры, и благодаря ему множество людей пришло к Господу.
25 Затем Варнава пошел в Тарс, чтобы разыскать там Савла.
26 И когда он нашел его, он привел его в Aнтиохию. Целый год они оставались в антиохийской церкви и учили множество народа. Именно в Aнтиохии учеников стали впервые называть христианами.
27 В это время из Иерусалима в Aнтиохию пришли несколько пророков.
28 Один из них, по имени Aгав, встал и Духом предсказал, что по всей земле будет страшный голод, что и случилось во время правления Клавдия.
29 Поэтому ученики решили послать помощь братьям, живущим в Иудее, каждый по своим возможностям.
30 Так они и сделали, послав Варнаву и Савла доставить собранные дары в Иерусалим и вручить их старейшинам.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−18 Эта история завершается позднее в другом месте, в Иерусалиме. Услышав, что и язычники приняли слово Божие... обрезанные упрекали Петра за посещение и тесное общение с неевреями. Из оправданий Петра и реакции обрезанных становится ясно, что у них не было полной определенности в вопросе о том, могут ли язычники стать христианами, не став прежде иудеями. Петр пересказал им по порядку обо всем случившемся. То, что Лука передает этот пересказ в 10:9−48, указывает, какое значение он придает этому вопросу.

Петр рассматривал дар Святого Духа Корнилию и его близким как такой же дар, какой Бог дал апостолам в праздник Пятидесятницы (17). Рассуждение состояло в том, что если Бог крестил этих людей Святым Духом, выказав тем самым принятие их в общество искупленных, то как можно отказать им в водном крещении и земном общении (8:36; 10:45)? Поступать так — значит воспрепятствовать Богу. Эти слова убедили обрезанных и они успокоились. И снова звучит фраза и язычникам... И по-прежнему это изумляет обрезанных. Кто бы мог подумать, что Бог даст и язычникам покаяние в жизнь?

11:19−30 Варнава, Савл ипервая церковь из язычников

Ст. 19−21 Здесь автор вновь возвращается к событиям, отраженным в гл. 8 и последовавшим гонению, бывшему после Стефана, в результате которого, по крайней мере косвенно, Евангелие было проповедано самарянам (гл. 8). Вначале рассеявшиеся обращались к соплеменникам, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Однако некоторые из них, благовествуя Господа, говорили Еллинам, и делали это с успехом. Под Еллинами в данном контексте, возможно, подразумеваются язычники, которые не были даже «боящимися Бога».

Ст. 22−24 Во всяком случае, как и в отношении самарян (8:14), церковь Иерусалимская, услышав о таком повороте дел, отправляет в Антиохию своего представителя. На сей раз это Варнава, а не один из Двенадцати. Прибыв туда, Варнава находит свидетельства благодати Божией. Судя по свободе принятия обращенных, которые оказались язычниками, этот эпизод, должно быть, имел место после совещания Церкви по делу Корнилия.

Ст. 25−26 Тарс и Антиохию разделял путь в несколько дней ходьбы. Почему Варнава пошел в Таре искать Савла и... его привел в Антиохию, точно не известно. Также мы не знаем, чем занимался в Тарсе Павел (текст Гал 1:21 в этом отношении мало что проясняет). Скорее всего, Варнава отправился за Павлом потому именно, что антиохийская церковь состояла из язычников. Открывалось новое, широкое поле деятельности, для которой и предназначался Павел (26:12−19), о чем Варнава, по всей видимости, имел представление (9:27). Сотрудничеству Варнавы и Павла в Антиохии, должно быть, сопутствовал успех и они учили немалое число людей. Лука добавляет интересную подробность: именно в Антиохии верующие впервые стали называться «христианами», вначале, может быть, в насмешку со стороны неверующих язычников. Эти иудеи не верили, что Иисус есть Христос, а что касается самих верующих, то нет никаких указаний, что они применяли это наименование к себе, ибо предпочитали называться «учениками», «святыми» или «братьями» (в 26:28 и 1Пет 4:16 это слово приводится как употреблявшееся вне Церкви). В неиудейской среде слово «Христос» понималось скорее не как «Помазанный» (Мессия), а как «масляный»!

Ст. 27−30 Роль, которую в Писании играют пророки, нередко связывают с прорицанием, но их главным назначением было готовить людей к действиям. Часто в Ветхом Завете пророки трудились для достижения общественной справедливости, и здесь важным моментом возвещения Агава представляется не то, что он достоверно предсказал будущее, а то, что ободрил и побудил верующих к оказанию взаимной помощи. (Агав вновь появится в 21:10, 11; о других христианских пророках рассказывается в 15:32. см. также: 1 Кор.) Правление Клавдия датируется 41−54 гг., и римский историк Светоний подтверждает, что в этот период то там, то здесь отмечались засухи. Пособие, посланное через Варнаву и Савла, по всей видимости, было передано ими во время посещения Иерусалима, о котором говорится в Гал 2. Там об этом пособии прямо не сказано, но Павел подразумевает именно его, отвечая на просьбу Петра и Иоанна помнить о нищих и указывая, что это он и старается делать постоянно. см. далее: хронологическое примечание к гл. 15.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.