1 Коринфянам 16 глава

1-е Коринфянам
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 Теперь относительно сбора денег в помощь Божьему народу. Делайте то, что я повелел делать в церквах Галатии.
2 В первый день недели пусть каждый из вас откладывает из своего заработка часть денег и сберегает, чтобы, когда я приду, уже не нужно было собирать.
3 А когда я приду, то тех людей, кого вы выберете, я пошлю с рекомендательными письмами, чтобы они доставили собранное вами в Иерусалим.
4 Если мне тоже будет необходимо туда пойти, они пойдут со мной.
5 Я приду к вам, когда пройду через Македонию, я ведь иду через Македонию.
6 Возможно, я пробуду у вас некоторое время, может быть, и всю зиму, и вы поможете мне в моем дальнейшем путешествии.
7 Я решил не заходить к вам сейчас, так как это было бы очень ненадолго. Надеюсь, что если Господь позволит, мы проведем с вами больше времени.
8 В Эфесе я пробуду до Пятидесятницы,
9 так как там двери для работы широко распахнуты, хотя есть и много противников.
10 Если у вас будет Тимофей, позаботьтесь о том, чтобы ему нечего было опасаться во время пребывания у вас. Он, как и я, совершает работу Господа.
11 Пусть никто не пренебрегает им. Отправьте его потом с миром в путь, чтобы он смог возвратиться ко мне. Я жду его вместе с братьями.
12 Я очень просил нашего брата Aполлоса прийти с братьями к вам. Он не хотел идти сейчас, но когда будет возможно, он вас навестит.
13 Прошу вас, бодрствуйте! Будьте непоколебимы в вере! Будьте мужественны, будьте сильны.
14 Пусть все у вас делается с любовью.
15 И еще я прошу вас, братья: вы знаете, что Стефан и все живущие в его доме были первыми из обращенных в христианство в Aхайе. Они посвятили себя служению святым, —
16 служите таким людям и всем, кто трудится для проповеди и кто им помогает.
17 Я был очень рад, когда прибыли Стефан, Фортунат и Aхаик. Они дали мне то, чего мне недоставало без вас.
18 Они ободрили и меня, и вас. Цените таких людей.
19 Вам передают приветы церкви в Aсии. Aкила и Прискилла тоже горячо приветствуют вас в Господе, привет и от всей общины, которая собирается в их доме.
20 Все братья здесь передают вам приветы. Приветствуйте друг друга святым поцелуем.
21 Я, Павел, дописываю своей рукой:
22 если кто-либо не любит Господа, на том да будет проклятие. О, приди, Господи!
23 Пусть благодать Господа Иисуса Христа будет с вами. Моя любовь со всеми вами в Иисусе Христе.

Новый Библейский Комментарий

16:1−24 Другие проблемы

16:1−4 Сбор добровольных пожертвований

Это пятая проблема, о которой писали ему коринфяне (7:1, 25; 8:1; 12:1). Павел придавал большое значение сбору денежных средств для нуждающихся христиан в Иерусалиме. Он руководствовался не филантропическими соображениями, но заботой о солидарности христиан, о помощи бывших язычников христианам из иудеев. Обычно евреи диаспоры оказывали денежную помощь своим собратьям в Иерусалиме, но тот факт, что христиане из язычников собирали средства для христиан из иудеев, показывает сущность Евангелия, которое разрушает крепкие межнациональные барьеры.

Ст. 2 Пожертвования должны быть регулярными, при этом каждому следует в первый день недели откладывать разумную сумму из своего дохода, букв. «сколько позволяет ему состояние». Это должно стать системой, поскольку Павел предпочитал не заниматься сборами пожертвований во время визитов.

Ст. 3 Затем Павел намеревался передать собранные денежные средства в Иерусалим через специально избранных для этого коринфян, снабдив их сопроводительным письмом от себя. При этом предусматривалась отчетность. Злоупотребление «доверенными» средствами было настолько широко распространено среди евреев, что римские власти обычно предоставляли надежное сопровождение для охраны денег при доставке их в Иерусалим.

Ст. 4 Павел готов отправиться вместе с теми, кого он снабдил соответствующими письмами и кому поручено доставить деньги. Он говорит о том, что не он будет сопровождать их, а они — его. Он считает себя апостолом язычников, который идет в Иерусалим с дарами христиан из язычников для иерусалимских верующих. Как явствует из Рим 15:26, дар этот был в конце концов доставлен, хотя он не стал началом регулярных сборов, которые рекомендовал Павел в ст. 1−4 (см.: 2Кор 8, 9). Как много времени и сил можно было бы сохранить в христианской работе, если бы народ Божий организованно собирал пожертвования и разумно распоряжался достоянием Божьим. Следует подчеркнуть, с какой заботой Павел обращался с собранными денежными средствами, стремясь не допустить злоупотребления ими и обеспечить их использование по назначению. Он побуждает христиан поступать так же.

16:5−9 Приготовление Павла к путешествию

Ст. 5 Здесь апостол объясняет, что он имел в виду, когда сказал, что надеется скоро прийти (4:19).

Ст. 6 Он хочет провести с ними зиму, надеясь, что они помогут ему потом, снарядив его в путь, когда он отправится на дальнейшее служение. В других местах Павел говорит о материальной поддержке членов церкви как участников благовествования (Флп 1:5; 4:15). Он планирует посетить Рим, а также доставить пожертвования в Иерусалим, и здесь прослеживается некоторая неопределенность его планов.

Ст. 7 Тот факт, что Павел не сразу вернулся в Коринф, вызвал у некоторых коринфян обиду (4:18). Это свидетельствовало о том, что в них сохранилось много мирского, хотя Павел, со своей стороны, полагается в планах целиком на Господа: ...если Господь позволит.

Ст. 8, 9 Теперь он находится в Эфесе и останется там до Пятидесятницы, иудейского праздника, который наступал через пятьдесят дней после Пасхи. Он оставался там, потому что перед ним открылись огромные возможности для проповеди Евангелия, хотя в Эфесе у него было множество противников (ср.: 15:32 и 2Кор 1:8−11). Ему нельзя было отказать в смелости.

16:10−11 Предполагаемое посещение Коринфа Тимофеем

Ст. 10 Павел также заботится о надлежащем приеме своего верного помощника Тимофея (Флп 2:19−23), когда тот придет в Коринф. Учитывая враждебное отношение некоторых членов коринфской церкви по отношению к себе, он стремится обезопасить Тимофея, как своего представителя и сотрудника, от перенесения на него мирских чувств, направленных против него самого.

Ст. 11 Он просит их отнестись к Тимофею без пренебрежения, должным образом. Просьба проводить его с миром, возможно, обращена к евр. обычаю, «шалом» (мир), который заключает в себе духовное благословение, а также обеспечение нужд путешественника.

16:12−14 О возвращении Аполлоса

Это последняя тема, о которой писали коринфяне Павлу. Они просили о возвращении Аполлоса. Как явствует из 1:12; 3:4; 4:6, настоятельная просьба некоторых коринфян понятна, и хотя Павел имел основания остаться на длительное время в Коринфе, он все же уговаривал и Аполлоса вернуться туда на служение. Аполлос отвечает, что «ныне он совсем не располагает желанием прийти», но придет, когда ему будет удобно, т. е. в надлежащее время. Это позволяет полагать, что Аполлос рассудил: принять приглашение в это время — не в интересах церкви (из-за тех натянутых отношений, которые установились между Павлом и церковью). Интересно, что Аполлос согласился ответить на письмо Павла. Вполне очевидно, между Павлом и Аполлосом не было духа ревности, и подобного рода чувства не должны были возобладать и среди коринфян. Во Втором послании к Коринфянам Павел будет говорить о позиции христианских служителей, обуреваемых духом состязательности, свойственной мирским отношениям (2Кор 10:12).

Ст. 13−14 Хотя эти стихи, возможно, не связаны с делом Аполлоса, они позволяют усматривать здесь наставления в свете ложной позиции коринфян к служению Евангелия. Павел призывает их бодрствовать. Они явно проявляли мирское мышление, рассуждая об Аполлосе и Павле (ср.: 3:3, 4). Самая насущная потребность коринфян как вестников Евангелия — твердая вера в Христа распятого (ср.: 1:17б — 2:5). Призыв к христианам сохранять мужество и твердость подразумевает отказ от мирских методов благовествования с использованием искусных ораторских приемов (ср.: собственный опыт Павла в 4:8−16). Призыв делать все с любовью, несомненно, заключает в себе упрек но поводу их раздоров и приверженности к прежним учителям, включая приглашение Аполлосу вернуться (ср.: 1:10; 3:3; 4:6).

16:15−18 Пример благочестия семейства Стефана

Семейные кланы были важной социальной ячейкой во времена Павла. Семья служила важным фактором в христианском благовествовании.

Уже упоминавшееся в 1:16 семейство Стефана, члены которого были обращены Павлом и стали первыми плодами его благовествования, ревностно служило на евангельской ниве, т. е. святым (ср.: 1:2). Если, согласно предположению, коринфяне столкнулись с дефицитом продовольствия (см.: обсуждение в гл. 7 и 7:26), тогда находились семьи, которые открывали двери своего дома, чтобы кормить тех, у кого ничего не было (ср.: 11:22). Они принимали у себя и христианских странников.

Ст. 16 Павел призывает относиться к таким сподвижникам и ко всем, трудящимся для Христа, с почтением и покорностью. Что означает это последнее слово в данном контексте, не ясно, но можно предположить, что это были пресвитеры, которые управляли собственным хозяйством, а потому следовали по проторенному пути служения нуждам других.

Ст. 17 Обеспечение нужд ближних — ключевой момент служения, и это Павел ощутил в Эфесе, пребывая у Стефана, Фортуната и Ахаика. Сотрудничество с ними радовало сердце Павла, а они сумели заполнить брешь, которая образовалась в его жизни из-за разделения с коринфянами.

Ст. 18 Он поясняет, что они успокоят его дух, а на коринфян это тоже окажет благотворное влияние. Служение такого рода должно быть оценено по достоинству, букв. — «почитайте таковых».

Рабы Божьи должны следовать примеру деяний Бога, Который посылает Своему народу утешение сердцу и подкрепление уму. Современная церковь нуждается в людях, которые будут служить другим, получив особые, предназначенные для этой цели дары. Общину не нужно просить одобрить такое служение, но по достоинству оценить его существование.

16:19−22 Заключительные приветствия

Ст. 19 Павел завершает свое послание приветствиями от церквей из провинции Асия, столицей которой был Эфес, что означает выход его служения за пределы этого города. Бывшие члены коринфской церкви (Деян 18:2, 3) Акила и Прискилла посылают свои горячие (букв. «обильные») приветы. Они присовокупляют к ним приветы тех, кто посещает их домашнюю церковь.

Ст. 20 Все братия — эти слова можно отнести к определенной группе людей, возможно, сотрудников Павла, которым он оказывал финансовую поддержку, зарабатывая деньги своими руками (Деян 20:34). Передавая приветы от церквей Асии, он призывает каждого приветствовать своего собрата святым целованием.

Ст. 21 До этого места послание было записано со слов Павла его секретарем (такой обычай был широко распространен в те времена). Теперь же, добавляя приветствие, Павел пишет собственноручно.

Ст. 22 Конечно, такие приветствия не посылались человеку, который не любит Господа; невозможно было не ответить с любовью на неподдающуюся разумению любовь Христа. В противовес приветствию или благословению произносится и проклятие, или анафема. В других своих посланиях апостол предает проклятию тех, кто проповедует ложное Евангелие (Гал 1:8, 9). Арамейское слово маранафа означает Господь наш грядет (ср.: 15:51−54).

Ст. 23 Послание начиналось с пожелания благодати (1:3) и кончается таким же образом, и это было общепринятым среди последователей Господа Иисуса, среди Его народа. Павел посылает от себя всей общине привет с любовью во Христе Иисусе, что опять-таки является знаменательным свидетельством Божественной благодати: несмотря на отношение к нему коринфян, любовь Павла к ним, как и любовь Христа, не изменилась, потому что он видит их во Христе Иисусе.

Bruce Winter



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.