Откровение 21 глава

Откровение
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 Потом я увидел новое небо и новую землю. Первого неба и первой земли уже не было, моря тоже больше не было.
2 Я увидел святой город — новый Иерусалим. Он спускался с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа.
3 И я услышал громкий голос, прозвучавший от трона: — Это жилище Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, а Он будет с ними их Богом.
4 Он отрет с их глаз каждую слезу. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что бывшее прежде ушло.
5 Сидящий на троне сказал: — Я делаю все новое! И Он добавил: — Запиши, потому что это верные и истинные слова.
6 Затем Он сказал мне: — Свершилось! Я Aльфа и Омега, Начало и Конец! Тому, кто мучится от жажды, Я дам пить безвозмездно из источника воды жизни.
7 Победитель наследует это, и Я буду его Богом, а он будет Моим сыном.
8 Но боязливые, неверные, подлые, убийцы, развратники, колдуны, идолопоклонники и все лжецы — им место в озере с горящей серой. Это вторая смерть.
9 Один из ангелов, имеющих семь чаш, наполненных семью последними бедствиями, подошел и сказал мне: — Пойдем, я покажу тебе невесту, жену Aгнца!
10 И он перенес меня в духе на большую и высокую гору. Оттуда он показал мне святой город Иерусалим, спускающийся с небес от Бога.
11 Он сияет славой Бога, и его сияние напоминает сияние драгоценнейшего камня, наподобие яшмы, чистой, как кристалл.
12 У города большая и высокая стена и двенадцать ворот, а у ворот — двенадцать ангелов. На воротах написаны имена двенадцати племен Израиля.
13 Трое ворот — с востока, трое — с севера, трое — с юга и трое с запада.
14 Стена города стоит на двенадцати основаниях, и на них написаны имена двенадцати апостолов Aгнца.
15 У ангела, который говорил со мной, была золотая трость для измерения города, его ворот и стен.
16 Город был квадратным, длина его равнялась ширине. Aнгел измерил город тростью. Длина города была 12000 стадий. Его ширина и высота равнялись длине.
17 Aнгел измерил стены, они были толщиной в 144 локтя согласно человеческим измерениям, используемым ангелом.
18 Стена была построена из яшмы, а сам город — из чистого, как прозрачное стекло, золота.
19 Основания стен города были украшены всевозможными драгоценными камнями: первое основание было из яшмы, второе — из сапфира, третье — из халцедона, четвертое — из изумруда,
20 пятое — из агата, шестое — из сердолика, седьмое — из хризолита, восьмое — из берилла, девятое — из топаза, десятое — из хризопраза, одиннадцатое — из гиацинта, двенадцатое — из аметиста.
21 Двенадцать ворот были двенадцатью жемчужинами: каждые ворота из отдельной жемчужины. A улицы города тоже были из чистого, как прозрачное стекло, золота.
22 Храма в городе я не видел, потому что его храм — это сам всемогущий Господь Бог и Aгнец.
23 Городу не нужно, чтобы ему светили солнце или луна, потому что слава Бога освещает его и Aгнец является его светилом.
24 Народы будут ходить в Его свете, и цари земли принесут в Него свою славу.
25 Ворота города никогда не будут закрыты днем, потому что ночи там не будет.
26 И принесут в него славу и честь народов.
27 В него не войдет ничто нечистое и никто совершающий постыдные или лживые поступки. Там будут только те, чьи имена записаны в книге жизни Aгнца.

Новый Библейский Комментарий

21:1−8 Новое творение

Раскрытие деяний Божьих во имя человечества достигает своего кульминационного момента в данном отрывке: в ст. 1−4 описывается новое творение, когда Бог и Его народ будут пребывать в тесном единении; в ст. 5−8 подтверждается истинность этого описания и раскрывается его смысл. Его назначение — укрепить веру, надежду и решимость Церкви на пути ее последнего испытания.

Ст. 1 О сотворении нового неба и новой земли говорится в Ис 65:17 и 66:22 (ср.: Мф 5:18; Мк 13:31; 2Пет 3:12). Иудейские учителя по-разному толковали Ис. 65−66. Одни считали, что Бог обновит творение для Своего царства, другие — что Он заменит его совершенно новым. Видение Иоанна вмещает в себя оба эти толкования; тот факт, что 20:11 описывает теофанию, то есть красочную картину отклика творения грядущему на суд Богу, может скорее свидетельствовать в пользу первой точки зрения. В любом случае выражение моря уже нет в меньшей степени связано с водами, чем с нечестием: дьявол, антихрист и царство антихриста — все они изображаются морскими чудовищами; ничто из этого не найдет своего места в новом порядке.

Ст. 2 Изображение святого города здесь и в 21:9 — 22:9 разделяется на два образа: город-невеста в смысле жизни в царстве Божьем и город братского единения искупленных с Богом.

Ст. 3 Эта последняя особенность появляется как первое и самое большое благословение вечного царства. Термин обитать происходит от греческого слова «палатка, или скиния», и тем самым ретроспективно относит нас ко времени скинии в пустыне, святилища, которое сопровождал огненный столп и облако, символизировавшие собой присутствие и явление славы Господней. Тот же самый язык ассоциаций использован в Ин 1:14; в новом творении исполнилось навеки все, что означает имя Эммануил («с нами Бог»).

Ст. 4 Ср.: 7:17; Ис 25:8. 5 Фраза се, творю все новое относится к деяниям Бога по отношению к новому творению, но начало всего этого восходит к воскресению Христа и к опыту всех верующих в настоящее время (2Кор 5:17).

Ст. 6 Совершилось перекликается с восклицанием Христа на кресте (Ин 19:30); это же произнес голос, исходящий от престола (16:17). Бог есть Альфа и Омега; Его характер гарантирует нам истину Его откровения. Дополнительное обетование вызывает ассоциации с Ис 55:1 (ср. также: 22:17; Ин 7:37−38).

Ст. 7 Последнее обетование дано христианину-победителю: благословение святого города в наследство ему.

Ст. 8 В отличие от побеждающих, все другие категории людей не получают этого наследства. Боязливые — те, кто не приняли или отвергли Христа и поклонились антихристу. Все остальные характеристики в целом указывают на неверующих, чья жизнь демонстрирует собой отвержение Бога.

21:9 — 22:5 Город Бога

По поводу предположения, что в данном фрагменте описывается город Божий, связанный с тысячелетним царством Христа и новым творением, см. примеч. к гл. «Тысячелетнее царство».

Ст. 9 Появление образа невесты предсказывалось в 19:7−9. Здесь же невеста служит метафорой города; аналогичная трансформация образа происходит в Ис 54:4−8 и 11:12.

Ст. 10 Язык этого стиха настолько схож с Иез 40:2, что мы можем предположить преднамеренность; город спускается с неба на гору, на которой он стоял. Небеса сходят на землю в царстве Божьем!

Ст. 11 Внешний облик города сравним с красотой ясписа (видимо, алмаза), а слава его сопоставима со славой Творца (см.: 4:3).

Ст. 12−13 Он имеет большую и высокую стену; здесь сокрыто ее двоякое назначение — оградить город от тех, кому нет доступа в него (21:27; 22:14−15), и обеспечить навек безопасность находящихся внутри. На каждом из его двенадцати ворот написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, а на его двенадцати основаниях — имена двенадцати Апостолов Агнца. Этим обозначается единство старого и нового заветов; вместе они образуют Израиль Божий, который объединяет все народы во Христе.

Ст. 14 Двенадцать оснований стены города, вероятно, не являются вертикальными, но представляют собой непрерывную цепь, располагаясь вокруг города ступенчато; и разделены они двенадцатью воротами.

Двенадцать Апостолов соответствуют двенадцати коленам в ст. 12; подобно последним, они обозначают коллективное целое и не являются перечнем имен. Поэтому нет необходимости спрашивать, включено ли имя Павла в их число, а если да, то чье имя исключено; такой вопрос просто не возникает.

Ст. 16 Город расположен четвероугольником, но поскольку его ширина, длина и высота одинаковы, то он имеет форму куба. Такая кубической формы структура известна нам из Ветхого Завета — это святая святых в храме (3Цар 6:20); в данном случае форма куба означает, что весь город представляет собой святилище и ему присуща святость древнего алтаря. Двенадцать тысяч стадий составляют приблизительно 1400 миль. Перевод в современные линейные меры сразу же лишает нас возможности увидеть здесь символизм, то есть кратность числу 12. Иоанн, возможно, хотел сказать, что город Божий простирается с небес до земли, соединяя все в единое целое.

Ст. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя (216 футов), вероятно, высоты, а не толщины; и снова получилось число, кратное числу 12. В данном контексте нет необходимости подчеркивать различие между размерами города и его стены; последняя достаточно велика, чтобы служить своему назначению!

Ст. 18−21 Символическим языком Иоанн продолжает описывать материал, из которого построен город. Он уже говорил, что светило в городе подобно драгоценному камню яспису, славе Божьей (11); он заявляет, что стена города целиком построена из ясписа. Чистое золото может указывать на святилище в храме Соломона, которое было целиком покрыто золотом (3Цар 6:20−22), или отсылает к мысли, выраженной в ст. 3:18. Перечень драгоценных камней, которые украшают основания, впечатляет. Несмотря на некоторые неопределенности, связанные с переводом, вероятнее всего, речь идет о тех же камнях, что и на наперснике первосвященника, на которых записывались имена двенадцати колен (Исх 28:15−21). Филон и Иосиф Флавий обращают внимание на тот факт, что эти камни также отвечают двенадцати знакам зодиака. Если взять за основу древнюю корреляцию драгоценных камней и знаков зодиака, то список Иоанна представляет не прямое, а обратное прохождение солнца через двенадцать знаков зодиака! Возможно, он хотел отделить святой город от языческих представлений о городе как о городе богов на небесах; или, напротив, этот обратный ход солнца — реальность, и Иоанн показывал, что та реальность, о которой мечтали язычники, явлена откровением Бога во Христе (на камнях в основании были написаны имена апостолов Агнца — Его свидетелей!).

Ст. 22−27 В городе, построенном по модели святая святых, нет необходимости в храме; он святой, и в нем повсюду прославляется Бог (ср.: Ин 4:20−23). Ст. 23 вызывает четкие ассоциации с Ис 60:19−20. Речь идет не о том, что солнце или луна перестали существовать как небесные тела, но что их сияние затмила превосходящая все слава Самого Бога.

Ст. 24−26 В этих стихах, по существу, воспроизводится мысль, высказанная в Ис 60:3−11, с той лишь разницей, что у Исайи все народы преклонятся перед иудеями, принося им всевозможные дары, здесь же народы принесут славу и честь Богу и Агнцу, и тем самым исполнится сказанное в 15:4. Язык всего этого фрагмента особенно подходит для описания тысячелетнего царства Христа, но может быть применен и в менее прямом смысле к царству Бога в новом творении.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.