От Матфея 13 глава

От Матфея
Слово Жизни → Открытый перевод

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.

К Нему собралось столько людей, что Он вынужден был перейти в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,

И Он о многом говорил им в притчах. — Сеятель вышел сеять, — говорил Иисус.
 
а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,

— Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги, и их склевали птицы.
 
и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Эти семена быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было сильных корней.
 
Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.

Остальные же семена упали на хорошую почву и принесли плод, одно во сто, другое в шестьдесят, третье в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.

У кого есть уши, пусть слышит.
 
Пусть имеющий уши услышит!»

Ученики же спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»

Иисус ответил: — Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.
 
Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.

Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают".
 
Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.

В них исполняется пророчество Исайи: "Вы будете слышать, но не поймете, будете смотреть, но не увидите.
 
Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.

Сердца этих людей огрубели, они почти не слышат, они закрыли глаза. Иначе они увидели бы и услышали, и поняли сердцами и обратились бы, и Я исцелил бы их!"
 
Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.

Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат.
 
Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.

Говорю вам правду: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле:
 
Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.

к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее при дороге.
 
Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,

но эти семена не пускают корней, и такой человек непостоянен. Как только наступят преследования и гонения за слово, он теряет веру.
 
но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.

Семя, упавшее в терновник, — это о человеке, который слышит слово, но жизненные заботы и соблазн богатства заглушают его, и семя остается бесплодным.
 
Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.

Семя же, упавшее на хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».

Рассказал им Иисус и другую притчу: — Небесное Царство можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,

И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.

Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
 
Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.

Работники пришли к хозяину и говорят: "Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?"
 
Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”

"Это сделал враг", — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: "Может, нам пойти и выполоть их?"
 
Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”

"Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище".
 
Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».

Рассказал Он им и еще одну притчу: — Небесное Царство можно сравнить с горчичным зерном, которое посадили в поле.
 
Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.

Хотя горчичное зерно и меньше всех других зерен, но когда оно вырастает, то становится больше всех растений в саду и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы прилетают и вьют гнезда в его ветвях.
 
Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».

И еще одну притчу рассказал им Иисус: — Небесное Царство можно сравнить с закваской, на которой женщина замесила целых три меры муки; благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось.
 
Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».

Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний,
 
Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я буду говорить притчами, расскажу то, что было скрыто от создания мира".
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,

Поле — это мир, а хорошие семена — это те, кто принадлежит к Царству. Сорняки — это те, кто принадлежит дьяволу.
 
поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:

Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат.
 
А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!

— Небесное Царство можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит клад, он прячет его и радостный идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.

— Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,

Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
 
вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.

— Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,

и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

— Вы поняли все это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».

Когда Иисус кончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда
 
Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.

и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: — Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила?
 
Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?

Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?

Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
 
И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме.
 
И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».

И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры.
 
Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Примечания:

 
 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.