От Иоанна 11 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Лингвистический. Роджерс

Слово Жизни

1 Один человек, которого звали Лазарь, был болен. Лазарь был из Вифании, деревни, где жили Мария и ее сестра Марфа.
2 Мария, кстати, и была той женщиной, что помазала Господа ароматным маслом и вытерла Его ноги своими волосами. И вот ее брат Лазарь был болен.
3 Сестры передали Иисусу: — Господи, тот, кого Ты любишь, болен.
4 Когда Иисус услышал об этом, Он сказал: — Эта болезнь не к смерти, она для славы Божьей, чтобы Сын Божий был прославлен через нее.
5 Иисус любил Марфу, ее сестру Марию и Лазаря.
6 Однако когда Он узнал, что Лазарь болен, то пробыл там, где Он тогда находился, еще два дня.
7 Затем Он сказал своим ученикам: — Пойдем обратно в Иудею.
8 — Учитель, — сказали они Ему, — иудеи ведь еще недавно хотели побить Тебя камнями, а Ты хочешь туда возвратиться?
9 Иисус ответил: — Разве не двенадцать часов в сутки светло? Тот, кто ходит днем, не споткнется, потому что он видит свет этого мира.
10 A тот, кто ходит ночью, споткнется, потому что в это время темно.
11 Сказав это, Иисус добавил: — Наш друг Лазарь заснул, но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: — Господи, если он спит, значит, ему стало лучше.
13 Иисус говорил им о том, что Лазарь умер, но ученики думали, что Он говорит об обыкновенном сне.
14 Тогда Он сказал им прямо: — Лазарь умер.
15 Ради вас и ради того, чтобы вы поверили, Я рад, что Меня там не было. Но сейчас пойдем к нему.
16 Тогда Фома, которого еще называли Близнец, сказал остальным ученикам: — Пойдем и мы и умрем с Ним!
17 Придя туда, Иисус узнал, что тело Лазаря уже четыре дня в могиле.
18 Вифания была менее чем в трех километрах от Иерусалима,
19 и к Марфе с Марией пришло много иудеев, чтобы высказать свое соболезнование по поводу смерти их брата.
20 Когда Марфа услышала, что пришел Иисус, она пошла встретить Его, а Мария осталась дома.
21 — Господи, — сказала Марфа Иисусу, — если бы Ты был здесь, то мой брат не умер бы.
22 Но я знаю, что Бог и сейчас даст Тебе, что бы Ты ни попросил.
23 Иисус сказал ей: — Твой брат воскреснет.
24 Марфа ответила: — Я знаю, что он воскреснет в день воскресения, в последний день.
25 Иисус сказал ей: — Я — воскресение и жизнь. Тот, кто верит в Меня, если и умрет — оживет,
26 а кто живет и верит в Меня, тот никогда не умрет. Ты этому веришь?
27 — Да, Господи, — сказала она, — я верю, что Ты Мессия, Сын Божий, который пришел в мир.
28 Сказав это, Марфа вернулась, отозвала свою сестру в сторону и сказала: — Учитель здесь, Он зовет тебя.
29 Когда Мария это услышала, она тут же побежала Ему навстречу.
30 Иисус еще не вошел в деревню и стоял там, где Марфа Его встретила.
31 Когда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, заметили, как она быстро встала и вышла, они пошли за ней, решив, что она пошла к могиле плакать.
32 Мария пришла туда, где был Иисус, и увидев Его, упала к Его ногам, говоря: — Господи, если бы Ты был здесь, мой брат бы не умер.
33 Иисус, видя, что плачет и она, и иудеи, которые с ней, и сам сильно опечалился.
34 — Куда вы его положили? — спросил Он. — Пойдем, и Ты сам увидишь, Господи, — сказали они.
35 Иисус заплакал.
36 Иудеи говорили между собой: — Смотрите, как Он его любил.
37 Некоторые, однако же, говорили: — Неужели Он, который открыл глаза слепому, не мог сделать так, чтобы этот человек не умер?
38 Иисус, печальный, пошел к могиле. Могила была пещерой в скале, ко входу которой был привален камень.
39 — Уберите камень, — велел Он. Марфа, сестра умершего, сказала: — Господи, но там ведь уже смрад, Лазарь четыре дня как в могиле.
40 Тогда Иисус сказал: — Разве Я не говорил тебе, что если ты будешь верить, то увидишь Божью славу?
41 Камень убрали. Тогда Иисус посмотрел на небо и сказал: — Отец, благодарю Тебя за то, что Ты слышишь Меня.
42 Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я сказал это ради тех, кто стоит здесь, чтобы они поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Иисус громко позвал: — Лазарь, выходи!
44 Умерший вышел. Его руки и ноги были обвязаны погребальными полотнами, а лицо закрыто платком. — Развяжите его, чтобы он мог идти, — сказал Иисус.
45 Многие из иудеев, которые пришли навестить Марию и видели, что сделал Иисус, поверили в Него.
46 Но некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им обо всем.
47 Первосвященники и фарисеи тогда созвали совет. — Что нам делать? — спрашивали они. — Этот человек совершает много чудес.
48 Если мы позволим Ему продолжать, то все уверуют в Него, и тогда римляне придут и уничтожат и наш храм, и наш народ.
49 Каиафа, один из них, который в тот год был первосвященником, сказал: — Вы ничего не понимаете!
50 Вы не можете понять, что лучше, чтобы один человек умер за народ, чем погиб бы весь народ.
51 Он сказал это не от себя, но, будучи в этот год первосвященником, он изрек пророчество о том, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за иудейский народ, но и за то, чтобы рассеянных повсюду детей Божьих собрать воедино.
53 С этого дня они стали думать, как убить Иисуса.
54 И Иисус поэтому уже не ходил открыто среди иудеев. Он ушел в местность, расположенную недалеко от пустыни, в город Ефраим. Там Он и находился со своими учениками.
55 Приближался иудейский праздник Пасхи, и многие жители страны шли в Иерусалим для обрядового очищения перед Пасхой.
56 Они искали Иисуса и в храме спрашивали друг друга: — Как вы думаете, неужели Он вообще не придет на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи отдали распоряжение о том, что если кто-либо прознает, где Иисус, то должен сообщить им, чтобы они могли арестовать Его.

Лингвистический. Роджерс

1 ἀσθενῶν praes.* act.* part.* от ἀσθενέω (G770) быть слабым, больным. Part.* используется в перифр.* обороте.
2 ἀλείψασα aor.* act.* part.* от ἀλείφω (G218) мазать (см.* 12:1−8)
μύρῳ dat.* от μύρον (G3464) масло, благовоние.
ἐκμάξασα aor.* act.* part.* от ἐκμάσσω (G1591) вытирать. Вероятно, предвосхищающий aor.* по отношению к этому событию, а действие прошлое по отношению к моменту написания (Haenchen*).
θριξίν dat.* pl.* от θρίξ (G2359) волосы. Instr.* dat.*, «своими волосами».
ἠσθένει impf.* ind.* act.* от ἀσθενέω, см.* ст. 1. Тип заболевания не указывается, но ясно, что болезнь неизлечима (Becker*).
3 ἀπέστειλαν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать.
ἴδε (G2396) aor.* imper.* act.* от ὁράω видеть.
4 ἀκούσας aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать. Aor.* указывает на предшествующее действие: «после того как Иисус услышал».
πρὸς θάνατον к смерти. Этот оборот является более обнадеживающим, он указывает, что болезнь не смертельна (Bernard*).
δοξασθῇ aor.* conj.* pass.* от δοξάζω (G1392) славить. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель. Обобщ.* aor.* показывает, что все последующие действия послужат прославлению Бога. Также это может быть предвосхищающим aor.*: «Бог непременно будет прославлен». В таком случае это ссылка не на болезнь, а на будущее воскрешение Лазаря.
5 ἠγάπα impf.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Это утверждение необходимо, чтобы подчеркнуть противоречие между Его любовью и заботой и Его нежеланием действовать.
6 ἤκουσεν aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
ἔμεινεν aor.* ind.* act.* от μένω (G3306) оставаться.
7 ἔπειτα (G1899) затем.
ἄγωμεν praes.* conj.* act.* от ἄγω (G71) идти. Побудительный conj.*, «давайте пойдем».
πάλιν (G3825) снова.
8 ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать.
λιθάσαι aor.* act.* inf.* от λιθάζω (G3034) побивать камнями. Инфинитив-дополнение основного гл.*
9 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
περιπατῇ praes.* conj.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить, ходить вокруг. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие считается возможным.
προσκόπτει praes.* ind.* act.* от προσκόπτω (G4350) спотыкаться и причинять себе этим вред. Относится к описанию слепоты и ночного мрака (Тов. 11:10; Пр. 3:23; Иер 13:16; BAGD*). Предполагается, что зрячий человек способен обойти препятствия и не упасть. Это в особенности относится к узким и каменистым дорогам Палестины (Haenchen*). Иисус осознает, как мало времени Ему осталось до приближающегося конца. Он прекрасно знает о планах врагов уничтожить Его (TDNT*). Гномический praes.*
11 κεκοίμηται perf.* ind.* pass.* от κοιμάω (G2837) спать, засыпать. Perf.* подчеркивает настоящее состояние. Это слово использовалось как эвфемизм для обозначения смерти (Brown*).
ἐξυπνίσω aor.* conj.* act.* от ἐξυπνίζω (G1852) будить кого-л. от сна. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель. Ученики не понимали, что цена воскрешения — смерть Иисуса (BBC*).
12 εἶπαν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
κεκοίμηται perf.* ind.* pass.* от κοιμάω (G2837) спать, засыпать. Cond.* прид.* предполагает, что он умер.
σωθήσεται fut.* ind.* pass.* от σῴζω (G4982) спасать, исцелять (Barrett*).
13 εἰρήκει plperf.* ind.* act.* от λέγω, см.* ст. 12. Plperf.* выражает предшествующее действие.
ἔδοξαν aor.* ind.* act.* от δοκέω (G1380) предполагать.
κοίμησις (G2838) сон.
ὕπνου gen.* от ὕπνος (G5258) сон; gen.* описания или, возможно obj.* gen.* (RWP*).
14 τότε (G5119) тогда.
παρρησίᾳ (G3954) dat.* sing.* открыто, без иносказаний, которые можно неправильно понять (Haenchen*).
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Обобщ.* aor.* просто является констатацией смерти.
15 πιστεύσητε aor.* conj.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Aor.* указывает на отдельное разовое действие: «поверить во что-л.» (Brown*). Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на результат. Это придаточное выражает результат отсутствия Христа на месте.
ἤμην impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) присутствовать.
ἄγωμεν praes.* conj.* act.* от ἄγω (G71) вести. Здесь intr.*, идти (BAGD*). Побудительный conj.*, «пойдемте».
16 λεγόμενος praes.* pass.* part.* от λέγω, см.* ст. 12. Здесь «по прозванию» или «по имени».
συμμαθητής (G4827) друг-ученик. Ind.* obj.*
ἄγωμεν, см.* ст. 15.
17 ἐλθών aor.* act.* part.* (temp.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти. Aor.* указывает на предшествующее действие: «когда Он пришел».
εὗρεν aor.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
τέσσαρας ἡμέρας acc.* меры, отвечающий на вопрос: как долго? «В течение 4 дней». Душа оставалась с телом 3 дня (SB*, 2:544). Таким образом, для Лазаря не оставалось никакой надежды (Haenchen*).
ἔχοντα praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἔχω (G2192) иметь; здесь act.* intr.*: быть, находиться (BAGD*). Praes.* выражает одновременное действие.
19 ἐληλύθεισαν plperf.* ind.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 17. Plperf.* выражает предшествующее действие, акцентируя результат. «Они пришли и были там».
παραμυθήσωνται aor.* conj.* med.* (dep.*) от παραμυθέομαι (G3888) успокаивать, утешать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель. Об иудейских обычаях см.* SB*, 4:592−607; LT*, 2:316−20.
20 ὑπήντησεν aor.* ind.* act.* от ὑπαντάω (G5221) встречать.
ἐκαθέζετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от καθέζομαι (G2516) садиться, сидеть.
21 εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
οὖν (G3767) тогда.
ἦς impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Используется в cond.*, противоречащем факту: «Если бы Ты был здесь (а Тебя тут не было), мой брат не умер бы». Они верили, что Иисус способен совершить чудо, но не предполагали, что Его могущество столь велико, что простирается и на мертвых. Они считали, что власть Его прекратилась, когда прекратилась возможность врачебного исцеления (Becker*).
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
22 οἶδα perf.* ind.* act.* (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
αἰτήσῃ aor.* conj.* act.* от αἰτέω (G154) спрашивать. Conj.* с ἄν (G302) обобщает («что бы ни»).
δώσει fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
23 ἀναστήσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἀνίστημι (G450) поднимать. Иудейские упоминания о воскрешении см.* в Barrett*; DJG*, 677−78.
24 ἀναστήσεται fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 23.
25 πιστεύων praes.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить. Part.* в роли subst.* («каждый, кто»).
ἀποθάνῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 21. Conj.* с κἄν в cond.* 3 типа, выражающем уступку: «хоть он и умер» (RWP*).
ζήσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ζάω (G2198) жить.
26 ζῶν praes.* act.* part.* от ζάω, см.* ст. 25.
πιστεύων praes.* act.* part.* от πιστεύω, см.* ст. 25.
ἀποθάνῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 21.
27 πεπίστευκα perf.* ind.* act.*, см.* ст. 25. Perf.* указывает на веру, которая, единожды родившись, остается навсегда (Morris*).
ὅτι (G3754) передает содержание веры.
ἐρχόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Subst.* использование part.* передает характерную черту или особенность.
28 εἰποῦσα aor.* act.* part.* (temp.*) от λέγω, см.* ст. 21. Aor.* указывает на предшествующее действие.
ἀπῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить.
ἐφώνησεν aor.* ind.* act.* от φωνέω (G5455) звать.
λάθρα (G2977) dat.* sing.* тайно.
πάρεστιν praes.* ind.* act.* от πάρειμι (G3918) присутствовать.
29 ἠγέρθη aor.* ind.* pass.* от ἐγείρω (G1453) поднимать; pass.* вставать.
ταχύ (G5036) n.* быстро.
ἤρχετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
30 ἐληλύθει plperf.* ind.* act.*, см.* ст. 17.
ὑπήντησεν aor.* ind.* act.* от ὑπαντάω (G5221) встречать.
31 ὄντες praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть.
παραμυθούμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от παραμυθέω, см.* ст. 19. Praes.* указывает на одновременное действие.
ἰδόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть. Aor.* выражает предшествующее действие.
ἀνέστη aor.* ind.* act.* от ἀνίστημι (G450) вставать, подниматься.
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἠκολούθησαν aor.* ind.* act.* от ἀκολουθέω (G190) следовать.
δόξαντες aor.* act.* part.* от δοκέω (G1380) думать, предполагать. Aor.* указывает на предшествующее действие. Part.* причины, «потому что они полагали, что».
κλαύσῃ aor.* conj.* act.* от κλαίω (G2799) рыдать, плакать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
32 ἦλθεν aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 17.
ἰδοῦσα aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω, см.* ст. 31. Aor.* указывает на предшествующее действие.
ἔπεσεν aor.* ind.* act.* от πίπτω (G4098) падать.
λέγουσα aor.* act.* part.* от λέγω, см.* ст. 21.
ἦς impf.* ind.* act.* от εἰμί, см.* ст. 21.
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 21.
33 εἶδεν aor.* ind.* act.* от ὁράω, см.* ст. 31.
κλαίουσαν praes.* act.* part.* от κλαίω, см.* ст. 31. Praes.* part.* указывает на одновременное действие: она плакала.
συνελθόντας aor.* act.* part.* от συνέρχομαι (G4905) идти вместе, сопровождать кого-л. Subst.* part.* с арт.* Aor.* указывает на предшествующее действие: «те, кто пришел вместе».
ἐνεβριμήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐμβριμάομαι (G1690) фыркать, выражая гнев; глубоко переживать, быть очень недовольным (MM*). Возможно, Он гневался на то, что считал проявлениями сатанинского царства зла (Brown*).
ἐτάραξεν aor.* ind.* act.* от ταράσσω (G5015) трясти, беспокоить, тревожить, волновать. Он знает, что цель Его — избавить человечество на основании собственных побуждений и опыта (JLightfoot*).
34 τεθείκατε perf.* ind.* act.* от τίθημι (G5087) помещать, класть. Perf.* указывает на завершенное действие в прошлом.
ἔρχου praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить. Imper.* передает вежливую просьбу. Praes.* предполагает, что действие Иисуса будет иметь продолжение.
ἴδε (G2396) aor.* imper.* act.* от ὁράω видеть. Aor.* imper.* указывает на начало действия; Он должен был начать смотреть.
35 ἐδάκρυσεν aor.* ind.* act.* от δακρύω (G1145) лить слезы. Aor.* означает: «Он расплакался» (Morris*).
36 ἴδε aor.* imper.* act.* от ὁράω, см.* ст. 34. Aor.* предполагает, что они должны были начать смотреть. Эта фраза привлекает внимание к слезам Христа.
ἐφίλει impf.* ind.* act.* от φιλέω (G5368) любить.
37 ἐδύνατο impf.* ind.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным. Здесь относится к способности Иисуса исцелять и восстанавливать.
ἀνοίξας aor.* act.* part.* от ἀνοίγω (G455) откривать. Aor.* используется для описания предшествующего действия. Subst.* part.* описывает способности Иисуса как целителя.
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать. Последующее придаточное выражает их надежды.
οὗτος (G3778) этот, относится к Лазарю.
ἀποθάνῃ aor.* conj.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель или передает содержание действия.
38 πάλιν (G3825) снова, во второй раз.
ἐμβριμώμενος praes.* med.* part.* от ἐμβριμάομαι (G1690) фыркать как выражение гнева, см.* ст. 33.
μνημεῖον (G3419) могила. Это ответ на приглашение в ст. 34.
σπήλαιον (G4693) пещера, вероятно, горизонтальная шахта, которую использовали в качестве гробницы (Barrett*).
ἐπέκειτο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπίκειμαι (G1945), pass.* класть поверх, покрывать (BAGD*; MM*).
39 ἄρατε aor.* imper.* act.* от αἴρω (G142) убирать. Aor.* означает, что они должны были начать убирать камень. Imper.* здесь выражает утвердительное приказание. Камень должен был быть очень тяжелым, чтобы не дать диким зверям проникнуть внутрь гробницы (JLightfoot*; BBC*).
τετελευτηκότος perf.* act.* part.* от τελευτάω (G5053) приходить к концу, прекращать жить, то есть умирать (NIDNTT*). Subst.* part.* подчеркивает специфический факт, что он умер. Perf.* подчеркивает длительные результаты прошлого действия. Gen.* указывает на родственные отношения.
ὄζει praes.* ind.* act.* от ὄζω (G3605) пахнуть, издавать запах, приятный либо неприятный. «К этому времени запах должен быть невыносимым» (BAGD*). Это указывает на безнадежность ситуации. Он мертв, тело уже разлагается.
40 οὐκ (G3756), отр. в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ.
πιστεύσῃς aor.* conj.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие рассматривается как возможное.
ὄψῃ aor.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть; здесь, вероятно, наблюдать в действии.
41 ἦραν aor.* ind.* act.* от αἴρω, см.* ст. 39, букв.* поднимание камня.
ἦρεν aor.* ind.* act.*, здесь: «поднимать глаза к небу в молитве» ср.* Пс 122:1; Ис 51:6.
ἤκουσας aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать. Предвосхищающий aor.* Ответ на молитву еще в будущем — это воскресение Лазаря, — но форма aor.* указывает на уверенность в результате.
42 ᾔδειν plperf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать.
περιεστῶτα perf.* act.* part.* от περιΐστημι (G4026) perf.* стоять рядом, стоять вокруг. Perf.* part.* здесь используется в знач. настоящего для описания присутствия толпы.
43 φωνῇ (G5456) dat.* sing.* звук, голос Instr.* dat.*, «громким голосом».
ἐκραύγασεν aor.* ind.* act.* от κραυγάζω (G2905) кричать.
δεῦρο (G1204), adv.* места, здесь используется в знач. императива: «сюда!” Повеление Иисуса очень кратко: «Сюда! Выходи!” (Morris*).
44 τεθνηκώς perf.* act.* part.* от θνήσκω (G2348) умирать; perf.* быть мертвым. Subst.* part.* подчеркивает тот факт, что он был мертв. Perf.* указывает на результаты смерти; то есть опять же на то, что он мертв. Все эти формы противопоставлены гл.* Хотя он мертв, он, тем не менее, идет.
δεδεμένος perf.* pass.* part.* от δέω (G1210) связывать. Perf.* указывает на результат проведенного ранее перевязывания; сопутств.* значение part.* указывает на его состояние в то время, как он шел. О погребальных пеленах см.* BBC*.
τοὺς πόδας καὶ τὰς χεῖρας, acc.* уважительного отзыва.
κειρία (G2750) пелены, погребальный саван. Instr.* dat.*, «погребальными пеленами».
ὄψις (G3799) лицо.
σουδάριον (G4676) (латинское) носовой платок, кусок ткани, который использовался для утирания. Есть мнение, что только лица бедняков покрывали таким образом (Barrett*).
περιεδέδετο plperf.* ind.* pass.* от περιδέω (G4019) обвязывать, перевязывать.
λύσατε aor.* imper.* act.* от λύω (G3089) развязывать. Оба императива являются призывом к началу действия.
ἄφετε aor.* imper.* act.* от ἀφίημι (G863) освобождать, отпускать; то есть освобождать от перевязи, которая обвивалась вокруг него.
45 ἐλθόντες aor.* act.* part.* (adj.*) от ἔρχομαι, см.* ст. 17. Aor.* описывает предшествующий aor.* Оба part.* могут выражать либо временное, либо причинное отношение.
θεασάμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от θεάομαι (G2300) видеть, наблюдать, смотреть. Они пришли и были свидетелями чуда.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
ἐπίστευσαν aor.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить.
46 ἀπῆλθον aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565).
47 συνήγαγον aor.* ind.* act.* от συνάγω (G4863) собираться, созывать вместе.
συνέδριον (G4892) синедрион, высший совет, который состоял из наиболее могущественных и влиятельных лидеров того времени (TDNT*; ABD*, 5:975−80; BBC*; DJG*, 728−32. Более подробно об этом см.* A. Buechler, The Political and Social Leaders of the Jewish Community of Sepphoris in the Second and Third Centuries [London, 1909]; см.* B. Hoenig, The Great Sanhedrin [Philadelphia, 1953]; H. Mantel, Studies in the History of the Sanhedrin [Cambridge: Harvard U. Press, 1961]).
ποιοῦμεν praes.* ind.* act.* от ποιέω, см.* ст. 45. «Что мы можем теперь сделать?» Предполагается ответ: «ничего» (Barrett*).
ὅτι (G3754) потому что. Невозможно было отрицать чудо (Haenchen*).
48 ἀφῶμεν aor.* conj.* act.* от ἀφίημι, см.* ст. 44. Conj.* с ἐάν (G1437) выражает условие.
πιστεύσουσιν fut.* ind.* act.* от πιστεύω, см.* ст. 45.
ἐλεύσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить; здесь в фигуральном значении, о враждебном приходе.
ἀροῦσιν fut.* ind.* act.* от αἴρω, см.* ст. 39. Здесь: захватывать с враждебными намерениями, чтобы уничтожить.
49 ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть.
ἐνιαυτός (G1763) год, «этот роковой год» (Morris*), то есть год смерти Христа; gen.* времени (MT*, 235). Это может быть ироническим намеком на римлян, которые имели власть сместить его (BBC*).
50 συμφέρει praes.* ind.* act.* от συμφέρω (G4851) быть полезным, выгодным; здесь: выгодно, благоприятно для кого-л.
ἀποθάνῃ aor.* conj.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает содержание его надежд или пророчества.
ὑπέρ (G5228) с gen.* от имени или ради, что скорее всего имел в виду Каиафа.
ἀπόληται aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀπόλλυμι (G622) погибать. Conj.* может выражать результат. Более вероятно, что это является параллелью по отношению к предшествующему придаточному, выражающему содержание надежды. Первосвященник пытается сохранить свой политический пост (Haenchen*; DJG*, 635−36; ABD*, 1:803−806).
51 ἀφ᾽ ἑαυτοῦ не от себя, т. е. намеренно.
ἐπροφήτευσεν aor.* ind.* act.* от προφητεύω (G4395) пророчествовать. О непреднамеренном пророчестве среди рабби см.* Hoskyns*; SB*, 2:546.
ὅτι (G3754) передает содержание пророчества.
ἔμελλεν impf.* ind.* act.* от μέλλω (G3195) собираться; см.* 6:6.
ἀποθνῄσκειν praes.* act.* inf.* от ἀποθνῄσκω, см.* ст. 50. Inf.* в роли дополнения к основному гл.*
52 ἔθνους gen.* n.* sing.* от ἔθνος (G1484) народ.
διεσκορπισμένα perf.* pass.* part.* (adj.*) от διασκορπίζω (G1287) рассеивать. Perf.* предполагает не просто действие в прошлом, но длительные результаты этого действия; они были рассеяны в прошлом и остались таковыми ко времени написания. Грех рассеивает людей, а спасение во Христе соединяет их (Morris*).
συναγάγῃ aor.* conj.* act.* от συνάγω (G4863) собирать. Относится к собиранию чего-л., что рассыпано, рассеяно. В буквальном значении относится к сбору урожая; здесь, возможно, имеется в виду жатва в конце времени (NIDNTT*).
53 οὖν (G3767) затем, теперь (DM*, 253).
ἐβουλεύσαντο aor.* med.* (dep.*) ind.* от βουλεύομαι (G1011) желать, советоваться. Обобщ.* aor.* рассматривает их планы на определенный период времени как единое целое. То, что до настоящего времени имело форму желания, теперь представляет собой установленный план (Westcott*).
ἵνα (G2443) вводит содержание их плана.
ἀποκτείνωσιν aor.* conj.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать. Conj.* с ἵνα выражает цель.
54 οὖν (G3767) следовательно. Вводит более строгую последовательность мыслей, чем обычно принято в этом евангелии (Morris*).
παρρησίᾳ (G3954) dat.* sing.* открыто. Dat.* образа действия.
περιεπάτει impf.* ind.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить вокруг. Inch.* impf.*, «с того дня Он не мог больше ходить открыто».
ἀπῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить, покидать.
λεγομένην praes.* pass.* part.* от λέγω (G3004) говорить, звать; pass.* носить имя; adj.* part.* обозначает: «который называется», «по имени».
55 πάσχα (G3957) пасха, см.* Ин 2:13; Мф 26:2.
ἀνέβησαν aor.* ind.* act.* от ἀναβαίνω (G305) подходить. Это соответствует иудейской практике паломничества (WZZT*).
ἁγνίσωσιν aor.* conj.* act.* от ἁγνίζω (G48) освящать, очищать (Brown*). Conj.* с ἵνα (G2443) для обозначения цели.
56 ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать. Inch.* impf.*, «они начали искать Иисуса». Здесь люди ищут Иисуса, по мере того, как страхи, описанные в ст. 8, становятся реальностью в ст. 57.
ἑστηκότες perf.* act.* part.* от ἵστημι (G2476) стоять. Temp.* part.*, «пока они стояли».
δοκεῖ ὑμῖν букв.* «каким это кажется вам?» или «что вы думаете?».
ἔλθῃ aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Conj.* с двойным отр. οὐ μή (G3756; G3361) указывает на сильное сомнение (RWP*; GGBB*, 468−69).
ἑορτή (G1859) праздник, имеется в виду пасха.
57 δεδώκεισαν plperf.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать (или издавать). Plperf.* может указывать на постоянную природу приказа (Morris*).
γνῷ aor.* conj.* act.* от γινώσκω знать. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором μηνύω (G3377) — сообщать, докладывать; доносить информацию до властей (MM*). Conj.* с ἵνα (G2443) передает содержание приказа.
ὅπως (G3704) выражает цель (BD*, 186f).
πιάσωσιν aor.* conj.* act.* от πιάζω (G4084) хватать, арестовывать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.