От Матфея 13 глава

От Матфея
Слово Жизни → Аверинцев: отдельные книги

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В тот же день, выйдя из дома, сидел Иисус возле моря.

К Нему собралось столько людей, что Он вынужден был перейти в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
И собралось к Нему множество народа, так что Ему пришлось сесть в лодку, между тем как весь народ стоял на берегу.

И Он о многом говорил им в притчах. — Сеятель вышел сеять, — говорил Иисус.
 
И Он много говорил к ним притчами: «Вот, вышел сеятель сеять;

— Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги, и их склевали птицы.
 
и когда сеял он, часть семян упала возле дороги, и птицы, слетевшись,

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Эти семена быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
поклевали их; часть упала на камень, где мало было земли, и эти семена проросли быстро, ибо земля была неглубокая,

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было сильных корней.
 
но чуть взошло солнце, ростки были обожжены и, не укоренясь, засохли;

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
часть упала среди терния, и терние, поднимаясь, заглушило их.

Остальные же семена упали на хорошую почву и принесли плод, одно во сто, другое в шестьдесят, третье в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
Но часть семян упала на землю добрую, и приносили семена плод — какие стократный, какие шестидесятикратный, а какие тридцатикратный.

У кого есть уши, пусть слышит.
 
Имеющий уши да слышит!»

Ученики же спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
И ученики, приблизясь, спросили Его: «Почему Ты говоришь для них притчами?»

Иисус ответил: — Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
И Он сказал им в ответ: «Потому что вам дано познать тайны Царствия Небесного, а им не дано;

Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.
 
ибо каждому, кто имеет, будет дано в преизбытке, но у каждого, кто не имеет, отнято будет и то, что у него есть.

Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают".
 
Я потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, а слыша, не слышат и не разумеют,

В них исполняется пророчество Исайи: "Вы будете слышать, но не поймете, будете смотреть, но не увидите.
 
"и исполняется на них пророчество Исаии, гласящее: "Слухом услышите и не уразумеете, очами поглядите, и не увидите;"

Сердца этих людей огрубели, они почти не слышат, они закрыли глаза. Иначе они увидели бы и услышали, и поняли сердцами и обратились бы, и Я исцелил бы их!"
 
"ибо отучнело сердце народа сего, и туги стали они на ухо, и прикрыли они глаза свои, чтобы глазами не увидеть, и ушами не услышать, и не уразуметь сердцем, и чтобы Я не исцелил их"."

Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат.
 
Но у вас блаженны очи, ибо видят, и уши, ибо слышат.

Говорю вам правду: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Воистину говорю вам, что многие пророки и праведники вожделели видеть то, что видите вы, — и не увидели, и слышать то, что слышите вы, — но не услышали.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле:
 
Итак, послушайте вы, что значит притча о сеятеле.

к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее при дороге.
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царствии, не разумея, приходит Лукавый и уносит то, что было посеяно у него в сердце; это значит сеять возле дороги.

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
А сеять на камень — это как с тем, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его,

но эти семена не пускают корней, и такой человек непостоянен. Как только наступят преследования и гонения за слово, он теряет веру.
 
но не дает ему укорениться в себе и непостоянен; а когда приходят утеснения и гонения за слово, тотчас впадает в соблазн.

Семя, упавшее в терновник, — это о человеке, который слышит слово, но жизненные заботы и соблазн богатства заглушают его, и семя остается бесплодным.
 
А сеять в тернии — это как с тем, кто слышит слово, однако заботы мира сего и обольщение богатства заглушают в нем слово, и оно делается бесплодно.

Семя же, упавшее на хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
А сеять в землю добрую — это как с тем, кто слышит слово и разумеет его: он и плод принесет, кто стократный, кто шестидесятикратный, кто тридцатикратный».

Рассказал им Иисус и другую притчу: — Небесное Царство можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
И другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некто сеял доброе семя на поле своем;

И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
а когда люди заснули, пришел враг его, и посеял посреди пшеницы плевелы, и ушел.

Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
 
А когда взошла зелень и стала приносить плод свой, тогда явились и плевелы.

Работники пришли к хозяину и говорят: "Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?"
 
"И рабы, придя к хозяину, сказали ему: "Господин, разве не доброе семя посеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?"

"Это сделал враг", — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: "Может, нам пойти и выполоть их?"
 
"А он сказал им: "Некий враг сделал это". А рабы говорят ему: "Хочешь, мы пойдем и выполем их?"

"Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
"Он же сказал: "Нет, чтобы, выпалывая плевелы, вы не повыдергали с корнем вместе с ними и пшеницу."

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище".
 
"Дайте им произрастать рядом до самой жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите сначала плевелы и свяжите их в вязанки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою!"»"

Рассказал Он им и еще одну притчу: — Небесное Царство можно сравнить с горчичным зерном, которое посадили в поле.
 
Другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял на поле своем.

Хотя горчичное зерно и меньше всех других зерен, но когда оно вырастает, то становится больше всех растений в саду и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы прилетают и вьют гнезда в его ветвях.
 
Зерно это — изо всех семян самое малое; но когда посев разрастется, он делается как дерево, больше всех огородных растений, и птицы небесные, слетев, вьют гнезда в ветвях его».

И еще одну притчу рассказал им Иисус: — Небесное Царство можно сравнить с закваской, на которой женщина замесила целых три меры муки; благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось.
 
Другую притчу сказал Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто».

Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний,
 
Все это Иисус сказал народу притчами, а без притчи не говорил им ничего,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я буду говорить притчами, расскажу то, что было скрыто от создания мира".
 
дабы исполнилось реченное через пророка: «В притчах отверзу уста Мои, от сложения мира сокрытое поведаю».

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
Затем, отпустив народ, пришел Он в дом, и приблизились к Нему ученики Его, говоря: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле!»

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
Он же сказал им в ответ: «Сеющий семя доброе — Сын Человеческий,

Поле — это мир, а хорошие семена — это те, кто принадлежит к Царству. Сорняки — это те, кто принадлежит дьяволу.
 
а поле — мир; семя доброе — это сыны Царствия, а плевелы — сыны Лукавого;

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
враг, сеющий их, — диавол. Жатва — скончание века, а жнецы — ангелы.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Потому, как плевелы собраны и огнем сожжены, так будет и при скончании века:

Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.
 
пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут они из Царствия Его все соблазны и творящих беззаконие,

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубовный.

А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат.
 
Тогда праведные просияют, как солнце, во Царствии Отца своего. Имеющий уши да слышит!

— Небесное Царство можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит клад, он прячет его и радостный идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот.

— Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины,

Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
 
и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить.

— Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода;

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников,

и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный.

— Вы поняли все это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
Все ли это вы поняли?» Говорят они Ему: «Да!»

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
А Он сказал им: «Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое».

Когда Иисус кончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда
 
И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: — Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила?
 
И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении: «Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса?

Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
 
Разве сестры Его не живут все с нами. ? Откуда же у Него все это?»

И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме.
 
И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем». И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.

И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры.
 



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.