От Матфея 5 глава

От Матфея
Слово Жизни → Комментарии Скоуфилда

Слово Жизни

1 Однажды, когда вокруг Иисуса собралось много людей, Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,
2 и Он начал их учить:
3 — Счастливы нищие духом: им принадлежит Небесное Царство.
4 — Счастливы плачущие: они будут утешены.
5 — Счастливы кроткие: им будет принадлежать весь мир.
6 — Счастливы те, кто жаждет праведности: они насытятся ею.
7 — Счастливы милосердные: с ними тоже поступят милосердно.
8 — Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.
9 — Счастливы те, кто несет людям примирение: они будут названы Божьими детьми.
10 — Счастливы те, кого преследуют за праведность: им принадлежит Небесное Царство.
11 — Счастливы вы, когда из-за Меня люди будут оскорблять и преследовать вас и говорить о вас всякую ложь.
12 Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.
13 — Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее под ноги людям.
14 Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть.
15 Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме.
16 Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.
17 — Не думайте, что Я пришел отменить закон или сказанное в книгах пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить.
18 Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из закона — все сбудется.
19 Кто нарушит даже самую малую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет одним из последних, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Небесном Царстве.
20 Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей закона, вы не войдете в Небесное Царство.
21 — Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: "Не убей", — и что каждый убийца должен быть судим.
22 Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.
23 Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,
24 то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.
25 Старайся помириться со своим врагом до того, как он приведет тебя в суд. Торопись сделать это еще по дороге, иначе тебя передадут судье, судья отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в тюрьму.
26 Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все, до последнего гроша.
27 — Вы слышали, что было сказано: "Не нарушай супружеской верности", —
28 Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.
29 Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
30 И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и брось от себя. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
31 — Вам было сказано: "Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо".
32 Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.
33 — Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу".
34 Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Бога,
35 ни землей, потому что она — подножье Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя.
36 Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.
37 Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" — действительно "нет". Все же, что вы к этому добавляете, — от дьявола.
38 — Вы слышали, что было сказано: "Глаз за глаз и зуб за зуб".
39 Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.
40 Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.
41 Если кто принудит тебя идти вместе с ним одну версту, иди две.
42 Когда у тебя просят — давай, и просящим у тебя в долг не отказывай.
43 — Вы слышали сказанное: "Люби твоих ближних и ненавидь врагов".
44 Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,
45 чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных.
46 Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое и сборщики податей?
47 Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Не делают ли этого и язычники?
48 Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

Комментарии Скоуфилда

2 Возвестив, что «Царство Небесное приблизилось», Царь провозглашает (Мф 5−7) принципы этого Царства. Нагорную проповедь следует рассматривать в двух аспектах:

1) В применении к Царству, ибо она провозглашает Божественную конституцию, которой станет следовать праведное правительство на земле. Когда бы ни было установлено Царство Божие на земле, его правительство будет действовать согласно этой конституции, расшифровывающей на практике слово «праведность», как понимали его пророки, описывавшие Царство (Ис 11:4−5; 32:1; Дан 9:24). (В русской Библии, вместо слова «праведность», употребляется слово «правда»). В упомянутом смысле Нагорная проповедь представляет собой закон, осуждающий не только преступление, но и самое желание совершить его (Мф 5:21−22, 27−28). Здесь-то и кроется одна из глубинных причин отвержения Царства евреями. Они ведь низвели праведность до уровня простого ритуала, а осуществление Ветхозаветной идеи Царства не мыслили иначе, как в своем земном государстве будущего — исполненном величия и могущества.

С одной стороны, их никто и никогда не осуждал за эти мечты о могучем царстве, зримом и ощутимом; но, с другой стороны, слова пророков должны были подготовить их к тому, что только нищие духом и кроткие смогут стать причастниками обещанного Царства (Ис 11:4). В частности, Пс 71, в котором многие видели описание Царства, как они понимали, проникнут этой мыслью. По этим причинам Нагорная проповедь в первом ее аспекте не подразумевает Церкви с ее преимуществами и обязанностями. То и другое трактуется в Посланиях апостолов. А здесь речь идет о законе Царства, по которому никто, например, не может надеяться на прощение, если сам не простил первым (Мф 6:12, 14-15). Под благодатью верующие призваны прощать, потому что они уже прощены (Еф 4:30−32).

2) Но Нагорная проповедь находит прекрасное, и в моральном смысле, применение к верующим христианам, поскольку вечной остается та истина, что нищие духом, а не гордые, получают благословение; что те, кто плачут о своих грехах, кто, сознавая их, делаются «кроткими», станут алкать и жаждать правды, и эти их голод и жажда будут утолены. Милостивые — «блаженны», и чистые сердцем, действительно, «узрят Бога». С этими главными положениями мы вновь столкнемся в учении апостолов, преподанном ими через Послания.

17 Отношение Христа к закону Моисея можно вкратце передать следующим образом:
1) Он родился под законом и подчинился ему (Гал 4:4);
2) Он жил в полном послушании закону (Ин 8:46; Мф 17:5; 1Пет 2:21−23);
3) в еврейском обществе Он был служителем и толкователем закона, который очищал от раввинских премудростей и извращений, применяя его во всей его суровости к тем, кто исповедывал послушание ему (см. Лк 10:25−37); одновременно Он подтверждал и обетования, данные отцам в Моисеевом завете (Рим 15:8);
4) в Нем осуществились прообразы, данные в законе, благодаря святости Его жизни и жертвенной смерти Его (Евр 9:11−26);
5) Он, сделавшись заместителем грешников, понес на Себе проклятие закона, чтобы завет, заключенный с Авраамом, послужил на пользу всем верующим (Гал 3:13−14);
6) Своим искуплением Он освободил верующих из-под закона, и они перестали быть рабами его, получив сыновство (Гал 4:1−7);
7) на Своей крови воздвиг Он Новый Завет, в котором верующие обретают чувство уверенности и милость Господню (Рим 5:2; Евр 8:6−13), учредив таким образом «закон Христов» (Гал 6:2) с его наставлениями и правилами высшего порядка, осуществить которые можно лишь силою Духа Святого, живущего в каждом верующем.

22 Греч. «Геенна» — местность в долине Енном, где в древности приносились человеческие жертвы (2Пар 33:6; Иер 7:31). Это слово встречается у Мф 5:22, 29−30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Мк 9:43, 45, 47; Лк 12:5; Иак 3:6. Во всех случаях, кроме Иак 3:6, это слово выходит из уст Иисуса Христа как строжайшее предупреждение о последствиях греха. Он описывает геенну как такое место, где «их» червь не умирает и огонь не угасает. Это выражение идентично по значению озеру огненному» (Откр 19:20; 20:10, 14−15. См. «Вторая смерть» (Ин 8:24; Откр 21:8); а также Лк 16:23, примечание.

48 «...совершенный». Здесь это слово употребляется в значении полного развития, полного возрастания в благочестии, а не в значении безгрешного совершенства. См. Еф 4:12−13. Главной мыслью этого текста является доброта Отца, а не Его безгрешность. Ср. Лк 6:35−36.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.