От Матфея 5 глава

От Матфея
Слово Жизни → Синодальный перевод (МП)

 
 

Однажды, когда вокруг Иисуса собралось много людей, Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,
 
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

и Он начал их учить:
 
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

— Счастливы нищие духом: им принадлежит Небесное Царство.
 
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

— Счастливы плачущие: они будут утешены.
 
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

— Счастливы кроткие: им будет принадлежать весь мир.
 
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

— Счастливы те, кто жаждет праведности: они насытятся ею.
 
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

— Счастливы милосердные: с ними тоже поступят милосердно.
 
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

— Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.
 
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

— Счастливы те, кто несет людям примирение: они будут названы Божьими детьми.
 
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

— Счастливы те, кого преследуют за праведность: им принадлежит Небесное Царство.
 
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

— Счастливы вы, когда из-за Меня люди будут оскорблять и преследовать вас и говорить о вас всякую ложь.
 
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.
 
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

— Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее под ноги людям.
 
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть.
 
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме.
 
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.
 
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

— Не думайте, что Я пришел отменить закон или сказанное в книгах пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить.
 
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из закона — все сбудется.
 
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Кто нарушит даже самую малую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет одним из последних, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Небесном Царстве.
 
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей закона, вы не войдете в Небесное Царство.
 
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

— Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: "Не убей", — и что каждый убийца должен быть судим.
 
Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду».

Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.
 
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,
 
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.
 
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Старайся помириться со своим врагом до того, как он приведет тебя в суд. Торопись сделать это еще по дороге, иначе тебя передадут судье, судья отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в тюрьму.
 
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все, до последнего гроша.
 
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

— Вы слышали, что было сказано: "Не нарушай супружеской верности", —
 
Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.
 
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
 
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и брось от себя. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
 
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

— Вам было сказано: "Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо".
 
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.
 
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

— Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу".
 
Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Бога,
 
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

ни землей, потому что она — подножье Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя.
 
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.
 
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" — действительно "нет". Все же, что вы к этому добавляете, — от дьявола.
 
Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

— Вы слышали, что было сказано: "Глаз за глаз и зуб за зуб".
 
Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».

Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.
 
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.
 
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Если кто принудит тебя идти вместе с ним одну версту, иди две.
 
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Когда у тебя просят — давай, и просящим у тебя в долг не отказывай.
 
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

— Вы слышали сказанное: "Люби твоих ближних и ненавидь врагов".
 
Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,
 
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных.
 
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое и сборщики податей?
 
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Не делают ли этого и язычники?
 
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
 
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод (МП)
6 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
18 прейдёт — пройдёт, буквально «пройдёт мимо», в переносном смысле — подойдёт к концу, прекратит существование, исчезнет.
41 поприще — обычно: путь, дистанция; здесь используется греческое слово μίλιον (миля) т.е. речь о 1000 шагах или примерно 1,5 километра.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.