От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → Комментарии Баркли

Аверинцев: отдельные книги

1 Поскольку многие уже брались составлять повествования о событиях, совершившихся среди нас и
2 переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и служителями Слова, —
3 счел за благо и я, тщательно исследовав все с самого начала, связно изложить это для тебя, достойнейший Феофил,
4 чтобы ты мог усмотреть, насколько достоверно учение, которое тебе преподали.
5 Был во времена Ирода, царя Иудеи, некий священник, именем Захария, из разряда Авии, и была у него жена из рода Аарона, имя ее — Елисавета;
6 и были они оба праведны пред Богом, соблюдая безукоризненно все заповеди и установления Господни.
7 И не было у них ребенка, потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах.
8 И вот, когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом,
9 ему по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Храм Господень и совершать каждение,
10 между тем как весь народ во время каждения стоял за дверями и молился.
11 И явился ему ангел Господень, представ по правую руку возле жертвенника каждения.
12 И Захария, увидев, смутился, и напал на него страх.
13 Но ангел сказал ему: «Не страшись, Захария! Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты наречешь имя ему: Иоанн.
14 И будет радость тебе и ликование,
и многие рождению его возрадуются;
15 ибо он велик будет пред Господом,
ни вина, ни хмельного пить не станет, и Дух Святой исполнит его
еще от чрева матери его.
16 И многих из сынов, Израиля
обратит он к Господу, Богу их.
17 И пойдет он пред Господом
в духе и силе Илии,
чтобы возвратить детям — сердца отцов,
и непокорным — разумение праведных,
чтобы сделать народ уготованным для Господа».
18 И спросил Захария ангела:
«По какому знаку я узнаю, что так будет? Ведь я стар, и жена моя в преклонных годах».
19 И сказал ангел ему в ответ:
«Я — Гавриил и предстою пред лицом Бога, и послан говорить с тобой и возвестить тебе эту благую весть.
20 Смотри же, ты лишишься речи и не сможешь говорить вплоть до того дня, когда это исполнится, за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
21 И народ дожидался Захарию и дивился, что он так медлит в Храме.
22 А тот, выйдя, не мог с ними говорить, и поняли они, что в Храме явилось ему видение; он подавал им знаки и оставался нем.
23 И было, когда окончились дни его служения, вернулся он в дом свой.
24 А после дней тех зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех. Она говорила:
25 «Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми».
26 А когда была она на шестом месяце, послал Бог ангела Гавриила в галилейский город, именуемый Назарет,
27 к деве, обрученной жениху по имени Иосиф, из рода Давида; и было имя девы той Мариам.
28 И ангел, войдя к ней, сказал:
«Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»
29 Но она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие.
30 И сказал ей ангел:
«Не страшись, Мариам,
ибо ты обрела милость у Бога:
31 и вот, ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус;
32 и будет Он велик,
и назовут Его Сыном Вышнего;
и даст Ему Господь Бог
престол Давида, праотца Его,
33 и воцарится Он над родом Иакова вовек,
и Царству Его не будет конца».
34 И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если я не знаю мужа?»
35 И ангел сказал ей в ответ:
«Дух Святой сойдет на тебя,
и Сила Вышнего осенит тебя;
потому Дитя твое будет свято
и наречется: Сын Божий.
36 Вот и Елисавета, родственница твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц — а ее называли бесплодной.
37 Ибо нет для Бога ничего невозможного».
38 Тогда Мариам сказала:
«Пред тобою раба Господня; да будет со мною, как ты сказал».
И удалился от нее ангел.
39 По прошествии нескольких дней Мариам, выйдя в путь, с поспешностью направилась в нагорный край, в иудейский город,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И вот, когда услышала Елисавета слова, которыми приветствовала ее Мария, взыграл младенец в ее чреве.
41 И исполнилась Елисавета Духом Святым,
42 и громко вскричала такие слова:
«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда мне такая честь, что Матерь Господа Моего пришла ко мне?
44 Ибо когда звук приветствия Твоего достиг ушей моих, взыграл от радости младенец во чреве моем;
45 и блаженна Уверовавшая, что исполнится предреченное Ей от Господа».
46 И сказала Мариам:
«Величает душа моя Господа,
47 и ликует дух мой о Боге, Спасителе моем,
48 ибо призрел Он на убожество рабы Своей:
вот, блаженною назовут меня из рода в род!
49 Ибо великое свершил для меня Сильный,
и свято Имя Его,
50 и милость Его в род и род
для чтущих Его.
51 Явил Он силу длани Своей,
посрамил замыслы горделивых сердец;
52 со престолов низверг властителей,
а смиренных возвысил,
53 алчущих утолил обилием,
а богатых отослал ни с чем;
54 пришел на помощь Израилю, рабу Своему,
вспомнив о милости,
55 обетованной праотцам нашим,
Аврааму и потомству его, вовеки».
56 И оставалась Мария с нею около трех месяцев, а после возвратилась в дом свой.
57 Елисавете же настало время родов, и родила она сына;
58 и услышали ее соседи и родичи, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней.
59 И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание, и хотели назвать его по имени отца его Захарией.
60 И мать его возразила:
«Нет, имя ему будет Иоанн».
61 И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так; и
62 стали знаками спрашивать отца, как бы он хотел назвать младенца.
63 И он, потребовав дощечку для письма, написал:
«Имя ему — Иоанн».
И все изумились;
64 но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога.
65 И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи.
66 И все слышавшие слагали весть в сердце своем, спрашивая:
«Чем же будет это дитя?»
Ибо рука Господня была на нем.
67 И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами:
68 «Благословен Господь, Бог Израиля,
ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление,
69 и воздвиг нам силу спасения
в роду Давида, слуги Своего,
70 как обещал Он устами святых,
от века бывших пророков Своих, —
71 спасение от врагов наших
и от руки всех ненавидящих нас,
72 дабы сотворить милость ради отцов наших
и вспомнить о Завете Своем святом,
73 о клятве, которою Он клялся
ко Аврааму, отцу нашему,
что Он даст нам
74 без страха,
избавясь от рук врагов наших,
75 служить Ему в святости и праведности пред лицом Его,
во все дни жизни нашей.
76 И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться,
ты пойдешь пред лицом Господа,
уготовляя пути Ему,
77 подавая спасительное знание народу Его
о прощении грехов их;
78 по любвеобильной милости Бога нашего,
в которой посетит нас Заря свыше —
79 просветить скорбящих во мраке и тени смерти,
и направить стопы наши на путь мира».
80 А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю.

Комментарии Баркли

ПРЕДИСЛОВИЕ ИСТОРИКА (Лк 1:1−4)

Предисловие Луки — явление уникальное в первых трех Евангелиях, потому что здесь впервые автор сам выходит на сцену и употребляет местоимение «я». В этом отрывке следует отметить три момента:

1) Этот отрывок написан самым лучшим во всем Новом Завете греческим языком. Лука применяет здесь ту самую форму предисловия, которую обычно употребляли великие греческие историки. Геродот начинает так: «Сие — результат исследований Геродота Галикарнасского». Более поздний историк Дионисий Галикарнасский пишет в самом начале своей истории: «Прежде чем начать писать, я собрал сведения частью из уст самых образованных людей, с которыми я встречался, а частью из историй, написанных римлянами, о которых они похвально отзывались». Так и Лука, начав свою книгу самым звучным греческим языком, следовал самым лучшим доступным ему примерам.

По-видимому, Лука думал: «Я пишу величайшую в мире историю, и лишь наилучшее достойно ее». Некоторые Древние рукописи выполнены просто прекрасно: они написаны серебряными чернилами на тонком пурпурном пергаменте; и часто писец выписывал имя Божие или Иисуса золотом. Доктор Борэм рассказывает о старом рабочем, который вынимал каждую пятницу из конверта с зарплатой самые новые и блестящие монеты и откладывал их для того, чтобы вложить их в воскресенье в блюдо для сбора пожертвований. У историка, писца и рабочего была одна и та же мысль: лишь самое лучшее достойно для Иисуса. Всевышнему отдавали они все лучшее, что могли.

2) Примечательно, что Лука не удовлетворился тем, что уже было написано. Он считал нужным написать от себя. Истинную религию никогда нельзя заимствовать; она всегда глубоко личное откровение, открытие. Профессор Артур Госсип говаривал, что все четыре Евангелия имеют большое значение, но еще выше их стоит благая весть, продиктованная нашим личным опытом. Лука тоже открыл для себя Иисуса Христа.

3) В Библии нет другой книги, которая бы так ясно продемонстрировала теорию божественного вдохновения Писаний.

Никто не станет отрицать, что эта книга — результат божественного вдохновения, но Лука, тем не менее, Начинает ее с утверждения, что она является итогом самого тщательного исследования. Божественное вдохновение не нисходит на человека, сидящего со сложенными руками и с праздными мыслями и ждущего чего-то, а на человека, который думает, ищет и исследует. Истинное вдохновение приходит тогда, когда ищущий ум человека соединяется с сокровенной истиной духа Божия. Слово Божие дано, но оно дано людям, ищущим его. «Ищите, и найдете» (Мф 7:7).

ОБЕТОВАННЫЙ СЫН (Лк 1:5−25)

Захария был священником из чреды Авии. Каждый прямой потомок Аарона становился священником по наследству. Это означало, что для отправления нормальных служб было слишком много священников. Поэтому они были разделены на двадцать четыре чреды. Лишь на Пасху, на праздник Пятидесятницы и на праздник кущей служили все священники. В остальное время года каждая чреда служила два раза по одной неделе. Священники, любившие свое призвание, с нетерпением ожидали прихода этой недели службы: она была кульминационным моментом их жизни.

Священник мог жениться лишь на женщине с чисто иудейской родословной. Особенно похвально было иметь жену из рода Аарона, какой была Елисавета, жена Захарии.

Всего священников было около двадцати тысяч, и, следовательно, каждая чреда состояла приблизительно из тысячи священников. Внутри чреды обязанности распределялись по жребию. Утром и вечером каждого дня приносились жертвы от всего народа: жертва всесожжения — однолетний агнец без пятна и порока, вместе с хлебным приношением, состоящим из муки и елея, и жертвой возлияния, состоящей из вина. Перед утренней и вечерней жертвой возжигали фимиам на жертвеннике каждения, как благоухание, приятное Богу. Вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести принести жертву каждения; но уж если кому выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника; о нем он мечтал, его он страстно ожидал. В тот день жребий выпал Захарии и он, несомненно, был потрясен до глубины души.

Но жизнь Захария и Елисаветы была трагична. Они были бездетны. Иудейские раввины говорили, что семь человек отлучаются от Бога, и список этот начинается так: «Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого есть жена, но нет дитяти». Бездетность была законной причиной для развода. И нет ничего удивительного в том, что Захария, может быть, даже в этот великий для него день думал о своем личном и семейном горе и молился об этом. И тогда ему явился Ангел Господень с сообщением, что, хотя он и потерял всякую надежду, но у него родится сын.

Фимиам возжигался и жертвы приносились в самом внутреннем дворе храма, во дворе священников. Пока приносились жертвы, народ заполнял соседний двор, двор израильтян. Священник, приносивший вечернюю жертву, имел почетную обязанность после каждения подойти к завесе, разделявшей оба двора, и благословить народ. Народ дивился тому, что Захария так долго задержался. Когда он вышел, он не мог говорить, и люди поняли, что он видел видение. Итак, безмолвный Захария, пораженный радостной вестью, закончил свой недельный черед и отправился домой; и сбылась весть Божия, и Елисавета возрадовалась, что зачала.

Здесь подчеркивается важная истина: в храме Божием пришла к Захарии весть Божия. Мы часто хотели бы получить весть от Бога. В пьесе Бернарда Шоу Святая Иоанна, Жанна д'Арк слышит голос Божий. Дофин был раздосадован. «О ваши голоса, голоса», сказал он, «почему эти голоса не приходят ко мне? Я король, а не вы». «Они приходят к вам», сказала Жанна д'Арк, «но вы не слышите их. Вы не сидели в поле вечером, прислушиваясь к ним. Когда звонят вечерние колокола, вы просто креститесь. Но если вы будете молиться от всего сердца и прислушиваться к звону колоколов и после того, как они перестали звенеть, вы услышите голоса так же, как и я». Жанна д'Арк воспользовалась данной ей возможностью услышать голос Божий. Захария находился в храме и также ждал голоса Божия. Глас Божий достигает тех, «кто слушает его — как это делал Захария — в храме Божием.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ДЕВЕ МАРИИ (Лк 1:26−38)

Дева Мария была обручена с Иосифом. Обручение длилось год и считалось столь же обязывающим как и брак. Расторгнуть обручение можно было только через развод. Если умирал мужчина, с которым была помолвлена девушка, то в глазах закона она считалась вдовой. В законе есть странная для нас фраза: «девица, являющаяся вдовой».

В этом отрывке мы сталкиваемся лицом к лицу с одной из самых дискуссионных доктрин христианской веры — о непорочном зачатии. Непорочное зачатие предполагает вмешательство силы Божией, это чудо выходит за пределы понимания.

Поразительно то, что Лука, будучи человеком науки «врачом возлюбленным» (Кол 4:14) вникает больше других евангелистов во все подробности зачатия и рождения Божественного младенца, и делает это в таком духе, который свойствен только людям верующим, исполненным мудростью Божией. Он не боится, что Божьи действия могут выйти за пределы его ограниченного ума. Лука так просто излагает этот весьма деликатный факт, передает его с исключительной чистотой и искренностью. В этом повествовании нет ни тени подозрения, какой-то недосказанности или чего-либо предосудительного.

Вопрос происхождения Спасителя мира имеет значение для всех последователей Христа и для всего подлинного христианства.

Приступая к рассмотрению вопроса о непорочном зачатии Иисуса Христа нам всегда надлежит помнить слова Божии, обращенные к Моисею: «Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля (область) святая (Исх 3:5); и «не мудрствуй сверх того, что написано» (1Кор 4:6); «и беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим 3:16). Боговоплощение — великая тайна, и кто способен проникнуть в нее и полностью постичь ее? Кто может объяснить как Всемогущий Бог, Которого не вмещают небеса небес, «сделался подобным человекам и по виду стал как человек» (Флп 2:7)?

Напрасно люди стараются ограничить Бога в Его действиях. Бог не знает никаких ограничений. «Вот, Я — Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное Для Меня? (Иер 32:27). Обратите внимание на смирение и доверие Марии: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему».

ПАРАДОКС БЛАЖЕНСТВА (Лк 1:39−45)

Этот отрывок представляет собой своего рода лирическую песнь, описывающую блаженство Марии. Нигде не видна ясней парадоксальность блаженства, нежели в ее жизни. Марии было предопределено стать Матерью Сына Божия. Ее сердце, естественно, было переполнено изумлением и трепетной радостью от того, что ей была оказана такая благодать. И в то же время это счастье как острый нож пронзало ее сердце. Это значило, что ей суждено было однажды увидеть Сына Своего распятым на кресте.

Быть избранником Божиим так часто означает и верх блаженства, и крест страданий. Поразительно то, что Бог не избирает человека для спокойной и удобной жизни и самодовольной радости, а для выполнения задачи, которая потребует от него все, что его голова, сердце и руки могут давать. Бог зовет работников в Свой виноградник. Когда Жанна д'Арк осознала, что ей недолго осталось жить, она молила только об одном: «Мне остался лишь один год; употреби меня как Тебе надобно». Осознавший это, человек не жалуется на трудности и печали, которые связаны со служением; они прославят его, потому что он страдал во имя Бога.

Когда драгуны поймали Ричарда Камерона, они убили его и, отрезав его красивые руки, послали их отцу, спрашивая, узнает ли он их. «Это руки моего сына, — ответил он, — моего дорогого сына. Да будет благословенна воля Бога, Который никогда не может быть несправедливым ко мне, или к моим близким». Раны горя залечило сознание того, что и они входят в Божий план. Великий испанский святой молился за свой народ: «Боже, лиши их мира, но дай им славу». Один из крупных проповедников современности говорил: «Иисус пришел в мир не для того, чтобы облегчать жизнь, но чтобы сделать людей великими».

Парадокс блаженства одновременно осчастливливает человека величайшей радостью и возлагает на него величайшую в мире задачу.

ЧУДЕСНЫЙ ГИМН (Лк 1:46−56)

Магнификат «Величит душа моя Господа», стал одним из величайших гимнов Церкви. Им насыщен весь Ветхий Завет; и он особенно близок Псалму хваления Анны в 1Цар 2:1−10. Говорят, что религия — опиум для народа; но, как сказал Стэнли Джоунз: «Гимн Марии — самый действенный документ в мире». В нем говорится о трех изменениях, проявляемых Богом:

1) Он рассеял надменных помышлениями сердца их. Это — моральная перемена. Христианство несовместимо с гордыней. Почему? Потому что, если человек сравнивает свою жизнь с жизнью Христа, у него больше не остается места гордыне.

Иногда с человеком происходит нечто такое, что вызывает у него острое чувство стыда. У О. Генри есть рассказ о юноше, выросшем в деревне. В школе он сидел за одной партой с девушкой. Они полюбили друг друга. Потом он уехал в город, попал на злой путь и стал карманщиком и воришкой. Однажды он стащил кошелек у одной старой женщины. Вышло удачно и он был доволен собой; но, идя по улице он вдруг увидел свою девушку, все еще милую, чистую и невинную. И внезапно его поразило, кем он был на самом деле. Сгорая от стыда он прислонился лицом к железному столбу: «Боже мой, — сказал он, — лучше мне умереть». Он увидел себя.

Христос дает человеку возможность увидеть себя со стороны, и этим наносит смертельный удар его гордыне. Так начинается моральная перемена.

2) Он низложил сильных с престолов, и вознес смиренных. Это социальная перемена. Христианству чужды различия между чинами или классами сего мира.

Муретий был бродячим ученым средневековья; он был беден. В одном итальянском городе он заболел и его отправили в больницу для бездомных и бродяг. Врачи обсуждали состояние его здоровья по-латыни: не представляя себе, что он понимал их, они решили использовать его для медицинских экспериментов. Он посмотрел на них и ответил им на языке науки и учености: «Не называйте ничтожным человека, за которого умер Христос».

Когда мы осознаем, что сделал Христос для всех людей, мы лишаемся права говорить о простом человеке: тогда больше невещественна социальная градация.

3) Он алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. А это экономическая перемена. Нехристианское общество — общество стяжателей, где каждый стремится накопить как можно больше. В христианском же обществе никто не может иметь слишком много, когда другие имеют слишком мало; это общество, в котором каждый может приобретать лишь для того, чтобы раздавать.

Магнификат Марии полон прекрасного, но это прекрасное взрывоопасно. Христианство производит перемену в каждом последователе и вызывает коренные изменения в мире.

ИМЯ ЕГО — ИОАНН (Лк 1:57−66)

В Палестине рождение мальчика было событием большой радости. Когда приближалось время родов, около дома собирались друзья семьи и местные музыканты. Сразу после рождения ребенка объявлялся его пол, и, если родился мальчик, музыканты ударяли в свои инструменты и запевали песни, все поздравляли друг друга и радовались. Если рождалась девочка, музыканты тихо и с сожалением расходились. Была даже такая поговорка: «Рождение мальчика вызывает мирную радость, рождение девочки — мирную скорбь». Поэтому в доме Елисаветы была особая двойная радость. Наконец она родила ребенка, и этот ребенок был мальчиком.

На восьмой день мальчика обрезали и давали ему имя. Девочкам же имя можно было дать в любой день в течение одного месяца со дня рождения. В Палестине имена были знаменательными. Они иногда означали какое-либо обстоятельство, связанное с рождением ребёнка, как Исав и Иаков (Быт 25:25−26). Они иногда описывали ребенка. Лаван, например, означает белый, или белокурый. Иногда ребенок получал имя отца. Часто имя передавало родительскую радость. Саул и Самуил, например, оба означают испрошенный (у Бога). Иногда имя передавало заявление родителей об их вере. Так Илия означает Иегова — мой Бог. Таким образом, родители Илии во времена почитания Ваала, заявляли о своей вере в истинного Бога.

Елисавета, к удивлению всех соседей, заявила, что ее сына следует назвать Иоанном, а Захария показал, что он хотел того же. Имя Иоанн — краткая форма от Иоанан, что значит Иегова милостив. Это имя Бог повелел дать ребенку; оно показывает благодарность родителей за неожиданно дарованную им радость.

Все соседи и все, слышавшие поразительную историю, задавали один вопрос: «кем будет младенец сей?» Ведь всякий ребенок таит в себе массу возможностей. Один добрый учитель латыни всегда глубоко кланялся своим ученикам, перед тем как начать урок. На вопрос, почему он это делает, он ответил: «Ведь никто не знает, кем может стать кто-нибудь из этих мальчиков». Появление в семье ребенка имеет двоякое значение. Во-первых, это величайшая привилегия, какую могут получить муж и жена. За это благодарят Бога. Во-вторых, это одна из величайших ответственностей в жизни, потому что ребенок таит массу возможностей, а от родителей и учителей зависит — будут ли эти возможности реализованы или нет.

ОТЦОВСКАЯ РАДОСТЬ (Лк 1:67−80)

У Захарии было великое видение о сыне. Он видел его пророком, идущего впереди и подготавливающего пути Господу. Все набожные иудеи надеялись, что придет Мессия, помазанник Божий, и страстно ожидали наступления этого дня. Многие из них верили, что прежде него явится предтеча, который объявит его приход и подготовит ему путь. Большинство считало, что для этого вернется Илия (Мал 4:5). Захария предвидел в своем сыне путеводителя к грядущему Царю Божия. В стихах 75−77 наглядно показаны этапы пути ко Христу.

1) Сначала — подготовка. Вся наша жизнь подготовляет нас для встречи с Христом. Вальтер Скотт в юности мечтал быть солдатом. Однако вследствие несчастного случая, он охромел и ему пришлось расстаться со своей мечтой. Он начал читать старые шотландские хроники и рыцарские романы и стал великим писателем, основоположником исторического романа. Один старый человек сказал о нем: «Он сам сделал себя тем, кем он стал; но он лишь позже осознал это». В жизни Бог все так устраивает, чтобы мы пришли ко Христу.

2) Потом идет знание, просвещение. До Христа люди не имели достоверного знания о Боге. Греки представляли себе бесстрастного Бога, которому чужды радость и печаль, и который наблюдает за людьми с холодной отрешенностью; от него нельзя было ожидать помощи. Иудеи представляли себе требовательного Бога, имя которому закон и который выступает судьей; и они боялись его. Иисус явился, чтобы поведать людям, что есть любовь. Пораженные и восхищенные люди могли только сказать: «Мы никогда не знали, что Бог таков». Одна из великих целей Сына человеческого состояла именно в том, чтобы поведать людям истинное знание о Боге.

3) Далее идет прощение. Мы должны ясно представить себе, что прощение — не столько отпущение грехов, сколько восстановление истинных отношений с Богом. Ничто не может освободить нас от определенных последствий наших грехов; прошедшего не вернешь, но отчуждение от Бога превращается в дружбу, далекий Бог становится близким, и страшный Бог оказывается искренне любящим душу человека.

4) Наконец, наставление на путь мира. Мир на еврейском языке означает не просто свободу от затруднений, но все, что способствует достижению высшего блага человека; и лишь Христос дал людям возможность направить ноги на путь, ведущий к жизни, а не к смерти.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.