Комментарии Далласской семинарии 2

Толкование Далласской семинарии
Аверинцев: отдельные книги → Толкование Далласской семинарии

Толкование Далласской семинарии

6. О СУДЕ НАД МОАВОМ (2:1−3)

Ам 2:1. Обвинение, выдвинутое против моавитян, состояло в факте надругательства, некогда совершенного ими над мертвым телом одного из царей Едома. Имелось, очевидно, в виду, что они извлекли его труп из могилы и жгли на огне до тех пор, пока кости не побелели, как известь. Издавна исследователи Библии — как еврейской, так и христианской — пытались связать это обвинение Амоса с тем или иным историческим эпизодом. Но сделать это сколько-нибудь доказательно не удалось.

В этой связи надо напомнить, какое важное значение придавалось в древности «достойному погребению» усопших, которым надлежало мирно лежать в семейном склепе, «присоединившись к отцам своим». Нарушить покой усопшего, ограбить или обесчестить его могилу считалось одним из гнуснейших преступлений. По сей день на уцелевших с древних времен захоронениях находят надписи, грозящие потенциальным преступникам проклятием.

Ам 2:2−3. Господь преступлению, совершенному моавитянами, придает столь серьезное значение как «мятежу» (пеша; толкование на 1:3) против Его установлений во вселенной, как оскорблению Его образа в человеке (каковым, несомненно, является любое проявление бесчеловечности: мысль эта явственно звучит в Книге Пророка Амоса). За это преступление Моав будет предан огню (образ уничтожения в огне войны) и погибнет. Кериоф, вероятно, одно из названий столицы Моава или крепости его Кир-Моав (толкование на Ис 15:1).

«Судьей» в стихе 3 назван царь Моава. Как и Аммон, Моав пал под ударами войска Тиглат-Палассара III.

7. О СУДЕ НАД ИУДОЙ (2:4−5)

Ам 2:4−5. Если языческие народы восстали против «вечного завета», который Бог заключил в их лице со всем человечеством в дни Ноя (Быт 9:5−17), то преступление (пеша) Иуды было совершено против Моисеева завета. Постоянно нарушая его в повседневной жизни, иудеи отвергли закон Господень, нарушили те особые соглашения, которые Господь заключил только с ними. Служению Ему, в согласии с Его «постановлениями», они предпочли служение идолам (в еврейском тексте здесь слово казаб, означающее «ложь», «нечто обманное»).

Приговор, произнесенный Амосом от имени Господа, исполнился в 586 г. до Р. Х., когда Навуходоносор, после длительной осады, взял Иерусалим, уничтожил царскую семью, сжег храм, дворец и весь город, после чего население Иерусалима и Иудеи (в массе его) переселил в Вавилонию (4Цар 25:1−12).

Б. О суде над Израилем (2:6−16)

Главной «темой» речей Амоса является, как уже было сказано, Израиль, десятиколенное Северное царство; ему адресована большая часть упреков и обвинений пророка, которые и начинаются с середины 2-ой главы.

1. ОБ ОСУЖДЕНИИ ИЗРАИЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАВЕТА (2:6−8)

Господь говорит, возвещает Амос, что будет судить Израиль. Он будет судить его за многообразные нарушения Моисеева закона, подразумевает пророк. И перечисляет их: это вопиющая несправедливость одних членов сообщества по отношению к другим и откровенная неправедность судей (стих 6б, 7а), это пренебрежение нормами нравственности (стих 7б), это обращение к языческой практике богослужений (стих 8).

Ам 2:6. Пророк обвиняет израильтян (в узком смысле — их судей и власть имущих) в бессердечном отношении к своим же согражданам. Правого (в евр. тексте слово, подразумевающее «правого с точки зрения закона») неправедные судьи объявляют виновным, получая за это серебро (т. е. взятку). За ничтожный долг, равный цене пары сандалий бедняка, не имеющего возможности заплатить его, продают в рабство. Не есть ли это преступление против Божьего наставления Израилю быть щедрым к беднякам! (Втор 15:7−11).

Ам 2:7а. Продолжается мысль о притеснении бедных, которых как бы «втаптывают в землю» (так что прах земной оказывается на голове у них); по вине власть имущих весь жизненный путь кротких (т. е. беспомощных) отмечен горем и мучениями.

Ам 2:7б. Обвинение в разврате: отец и сын ходят к одной женщине (будь то к храмовой проститутке или наложнице). Этим они бесславят святое имя Господа, Который дал им закон, исключающий подобную «практику» (сравните с Лев 18:8, 15).

Ам 2:8. Божиим законом были установлены определенные ограничения относительно взятия в залог предметов повседневного обихода. Так, в залог запрещалось брать мельничные жернова, от которых зависело пропитание каждого дня (Втор 24:6). Одежду, взятую у бедняка, нельзя было удерживать на ночь (Исх 22:26−27; Втор 24:10−13; обратите также внимание на Иов 22:6); нельзя было брать в залог одежду вдовы (Втор 24:17).

Но вот израильтяне, говорит Амос, бесстыдно возлежат на одеждах, взятых ими в залог при всяком жертвеннике. Речь идет о жертвенниках тельцов в Дане и Вефиле. И таким образом о двойном грехе: идолопоклонства и нарушения закона о залогах. Мысль об этом завершается в окончании стиха 8: в доме богов своих (в Дане и Вефиле) богатые израильтяне беспечно пьют вино, которое «взыскали» с неправедно обвиненных ими.

2. О НЕБЛАГОДАРНОСТИ ИЗРАИЛЯ (2:9−12)

Ам 2:9. Господь не сразу же объявляет (устами Амоса) о наказании Израиля, как в случае языческих народов и Иудеи, но прежде обличает десятиколенное царство в неблагодарности, усугубляющей его преступления. Зримо «проступает» она «на фоне» всего, что сделал для Израиля Бог. Ведь самым существованием своим этот народ обязан Ему. Разве одолел бы он хананеев, если бы не Его помощь!

«Аморрей» (толкование на Быт 14:13−16) — как народ наиболее могущественный и грозный из всех ханаанских племен — символизирует тут всех их (Быт 15:16−21; Нав 24:8−15). О высоких ростом и физически очень сильных аморреях (Чис 13:28−33; Втор 1:26−28) пророк говорит, прибегая к литературной гиперболе и — к аллегории, говоря о полном истреблении их Господом (окончание стиха 9).

Ам 2:10. Землей Аморрейской названа земля Ханаанская.

Ам 2:11. Господь напоминает Израилю о тех духовных преимуществах, которыми Он наделил его изначально. Из его же сыновей избирал Он в пророки тех, кому поручал нести слово Свое народу. И его юноши становились назареями; напомним, что так назывались те, которые через принесение обета временно посвящали себя Господу (Чис 6:1−21). Не налагало ли это особое отношение Иеговы к Израилю и особых обязанностей на Израиль в его отношении к Богу!

Ам 2:12. Повседневная жизнь в Северном царстве свидетельствовала, что израильтяне не хотели нести на себе «бремени» этих обязанностей. С горечью укоряет их пророк в том, что назареев они толкали к нарушению обета, спаивая их вином, а пророкам, посылаемым Богом, «затыкали рты» (сравните с Ам 7:10−16). Подтверждение этим словам Амоса нетрудно найти на страницах Библии.

3. О ПОСЛЕДСТВИЯХ СУДА ДЛЯ ИЗРАИЛЯ (2:13−16)

Ам 2:13−16. В ярких образах описывает Амос тягостный характер суда, грядущего на Израиль, и его неотвратимость. Подразумевал ли пророк природные и военные бедствия, поразившие Северное царство прежде чем оно окончательно погибло под ударами ассирийцев (в 722 году до Р. Х.), или самую эту гибель? Единого мнения на этот счет среди богословов нет.

III. Обоснование суда (главы 3−6)

За возвещением суда, который грядет на Северное царство. Амос в пяти последующих речах подробно излагает причины его. Первые три речи начинаются с фразы «Слушайте, слово сие (это слово)»; 3:1; 4:1; 5:1. Две последние начинаются словом «Горе» (5:18; 6:1). В каждой из этих речей (посланий) описывается мятежное поведение народа — в религиозной, правовой, политической и социальной сферах — навлекшее на него гнев Божий. В пределах каждого послания содержатся призывы к покаянию и наставления, каким образом могли бы спастись люди от надвигающегося на них бедствия.

А. Первое послание (глава 3)

В нем Амос объявляет Израилю, что причина его наказания кроется в особых его взаимоотношениях с Богом. Точнее, эти отношения послужат усугублению наказания, которого народ Его не избежит по причине беспримерной безнравственности, поразившей его сообщество. Послание начинается с обращения к Израилю и к Иудее (стихи 1−2), но затем «сосредоточивается» на Северном царстве (стихи 9, 12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.