Псалтирь 1 псалом

Псалтирь
Аверинцев: отдельные книги → Новой Женевской Библии

Аверинцев: отдельные книги

1 О, благо тому,
кто совета с лукавыми не устроял,
на стезю грешных не вступал,
меж кощунниками не сидел;
2 но в законе Господнем — радость его,
слова закона в уме его день и ночь. [1]
3 Он, как дерево, что насаждено
у самого течения вод,
что в должное время принесет плоды
и не увянут листы его.
Устроится всякое дело его.
4 Грешные не таковы,
они — как развеваемый ветром прах.
5 Грешные на суде не устоят,
лукавым меж праведных места нет;
6 путь праведных ведает Господь,
но потерян лукавых путь.

Новой Женевской Библии

Пс 1 Этот псалом относят к разряду сравнительно немногочисленных учительных псалмов, или псалмов мудрости (см. Введение: Характерные особенности и темы). Тема псалма — закон Божий. Отношение к закону во многом определяет человека: праведный любит закон Господа и стремится проникнуться им; нечестивый ненавидит закон. На вопрос, кого можно считать праведниками, дается ответ: тех, кто не отступает от завета между Богом и избранным Им народом.

1:1 Блажен. Это слово гораздо сильнее и шире по значению, чем просто «счастлив», хотя понятие блаженства часто включает в себя и понятие счастья. Блажен принимающий от Бога особую благодать и милость.

не ходит... не стоит... не сидит. Праведный человек характеризуется здесь от противного, т.е. перечислением того, что он избегает делать.

1:2 законе. Это слово может означать как отдельную заповедь, так и все Писание в целом; второе представляется более вероятным. Т.е. праведность человека обусловливается его повиновением слову Писания, которое представляет волю Господа.

воля Его. Праведного человека характеризует любовь к закону Божиему. Закон — воплощенная воля Господа; таким образом, праведный стремится во всем следовать ей.

размышляет он. Возможный перевод: «тихо проговаривает». Праведный человек запоминает слова закона, непрестанно повторяет их и размышляет над ними. Стержнем его размышлений служит слово Божие.

1:3 как дерево. Праведный будет процветать так же, как Иосиф процветал в Египте. Псалмопевец представляет его в образе дерева, посаженного вблизи воды — источника жизни, и потому могучего и вечноцветущего.

1:4−5 Нечестивые лишены корней и не допускаются в собрание праведных.

1:4 Не так — нечестивые. Противопоставление нечестивых праведным в высшей мере выразительно. Они также предстают в образе растения, но растения отмершего, влекомого в разные стороны малейшими порывами ветра.

1:6 знает Господь путь праведных. Два пути — праведный и нечестивый — противопоставлены один другому отношением к ним Господа. Иисус Христос в Своей земной жизни воплотил идеал одного из них — пути праведного.

Примечания:

 
Аверинцев: отдельные книги

2  [1] — слова закона в уме его… Буквально — «шепчет он»

 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.