От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → В переводе Лутковского

 
 

Поскольку многие уже брались составлять повествования о событиях, совершившихся среди нас и
 
Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и служителями Слова, —
 
по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,

счел за благо и я, тщательно исследовав все с самого начала, связно изложить это для тебя, достойнейший Феофил,
 
то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2

чтобы ты мог усмотреть, насколько достоверно учение, которое тебе преподали.
 
чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3

Был во времена Ирода, царя Иудеи, некий священник, именем Захария, из разряда Авии, и была у него жена из рода Аарона, имя ее — Елисавета;
 
Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.

и были они оба праведны пред Богом, соблюдая безукоризненно все заповеди и установления Господни.
 
Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

И не было у них ребенка, потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах.
 
но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

И вот, когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом,
 
И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

ему по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Храм Господень и совершать каждение,
 
ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

между тем как весь народ во время каждения стоял за дверями и молился.
 
а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

И явился ему ангел Господень, представ по правую руку возле жертвенника каждения.
 
явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

И Захария, увидев, смутился, и напал на него страх.
 
Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

Но ангел сказал ему: «Не страшись, Захария! Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты наречешь имя ему: Иоанн.
 
Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

И будет радость тебе и ликование, и многие рождению его возрадуются;
 
рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

ибо он велик будет пред Господом, ни вина, ни хмельного пить не станет, и Дух Святой исполнит его еще от чрева матери его.
 
Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,

И многих из сынов, Израиля обратит он к Господу, Богу их.
 
многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

И пойдет он пред Господом в духе и силе Илии, чтобы возвратить детям — сердца отцов, и непокорным — разумение праведных, чтобы сделать народ уготованным для Господа».
 
он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.

И спросил Захария ангела: «По какому знаку я узнаю, что так будет? Ведь я стар, и жена моя в преклонных годах».
 
И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

И сказал ангел ему в ответ: «Я — Гавриил и предстою пред лицом Бога, и послан говорить с тобой и возвестить тебе эту благую весть.
 
Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

Смотри же, ты лишишься речи и не сможешь говорить вплоть до того дня, когда это исполнится, за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
 
ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

И народ дожидался Захарию и дивился, что он так медлит в Храме.
 
Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

А тот, выйдя, не мог с ними говорить, и поняли они, что в Храме явилось ему видение; он подавал им знаки и оставался нем.
 
А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

И было, когда окончились дни его служения, вернулся он в дом свой.
 
И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

А после дней тех зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех. Она говорила:
 
Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

«Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми».
 
вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6

А когда была она на шестом месяце, послал Бог ангела Гавриила в галилейский город, именуемый Назарет,
 
А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

к деве, обрученной жениху по имени Иосиф, из рода Давида; и было имя девы той Мариам.
 
к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

И ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»
 
Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

Но она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие.
 
Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

И сказал ей ангел: «Не страшись, Мариам, ибо ты обрела милость у Бога:
 
Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

и вот, ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус;
 
и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)

и будет Он велик, и назовут Его Сыном Вышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, праотца Его,
 
Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

и воцарится Он над родом Иакова вовек, и Царству Его не будет конца».
 
и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если я не знаю мужа?»
 
И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7

И ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой сойдет на тебя, и Сила Вышнего осенит тебя; потому Дитя твое будет свято и наречется: Сын Божий.
 
Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;

Вот и Елисавета, родственница твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц — а ее называли бесплодной.
 
вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

Ибо нет для Бога ничего невозможного».
 
потому что для Бога нет ничего невозможного.

Тогда Мариам сказала: «Пред тобою раба Господня; да будет со мною, как ты сказал». И удалился от нее ангел.
 
И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.

По прошествии нескольких дней Мариам, выйдя в путь, с поспешностью направилась в нагорный край, в иудейский город,
 
Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И вот, когда услышала Елисавета слова, которыми приветствовала ее Мария, взыграл младенец в ее чреве.
 
и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

И исполнилась Елисавета Духом Святым,
 
Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,

и громко вскричала такие слова: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
 
Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

И откуда мне такая честь, что Матерь Господа Моего пришла ко мне?
 
Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

Ибо когда звук приветствия Твоего достиг ушей моих, взыграл от радости младенец во чреве моем;
 
Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

и блаженна Уверовавшая, что исполнится предреченное Ей от Господа».
 
И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,

И сказала Мариам: «Величает душа моя Господа,
 
Мария воскликнула:славит душа моя Господа,

и ликует дух мой о Боге, Спасителе моем,
 
и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)

ибо призрел Он на убожество рабы Своей: вот, блаженною назовут меня из рода в род!
 
Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)

Ибо великое свершил для меня Сильный, и свято Имя Его,
 
Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)

и милость Его в род и род для чтущих Его.
 
и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)

Явил Он силу длани Своей, посрамил замыслы горделивых сердец;
 
Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

со престолов низверг властителей, а смиренных возвысил,
 
низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)

алчущих утолил обилием, а богатых отослал ни с чем;
 
бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;

пришел на помощь Израилю, рабу Своему, вспомнив о милости,
 
воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)

обетованной праотцам нашим, Аврааму и потомству его, вовеки».
 
которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)

И оставалась Мария с нею около трех месяцев, а после возвратилась в дом свой.
 
И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.

Елисавете же настало время родов, и родила она сына;
 
Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

и услышали ее соседи и родичи, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней.
 
Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.

И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание, и хотели назвать его по имени отца его Захарией.
 
На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

И мать его возразила: «Нет, имя ему будет Иоанн».
 
Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так; и
 
Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,

стали знаками спрашивать отца, как бы он хотел назвать младенца.
 
стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

И он, потребовав дощечку для письма, написал: «Имя ему — Иоанн». И все изумились;
 
И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога.
 
И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи.
 
Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

И все слышавшие слагали весть в сердце своем, спрашивая: «Чем же будет это дитя?» Ибо рука Господня была на нем.
 
и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?

И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами:
 
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

«Благословен Господь, Бог Израиля, ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление,
 
благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!

и воздвиг нам силу спасения в роду Давида, слуги Своего,
 
Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.

как обещал Он устами святых, от века бывших пророков Своих, —
 
Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,

спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас,
 
что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.

дабы сотворить милость ради отцов наших и вспомнить о Завете Своем святом,
 
И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —

о клятве, которою Он клялся ко Аврааму, отцу нашему, что Он даст нам
 
клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

без страха, избавясь от рук врагов наших,
 
что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13

служить Ему в святости и праведности пред лицом Его, во все дни жизни нашей.
 
в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.

И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться, ты пойдешь пред лицом Господа, уготовляя пути Ему,
 
А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его

подавая спасительное знание народу Его о прощении грехов их;
 
народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,

по любвеобильной милости Бога нашего, в которой посетит нас Заря свыше —
 
по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,

просветить скорбящих во мраке и тени смерти, и направить стопы наши на путь мира».
 
чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.

А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю.
 
Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.