Комментарии Мэтью Генри 6

Толкование Библии Мэтью Генри
Аверинцев: отдельные книги → Толкование Мэтью Генри

Толкование Мэтью Генри

В данной главе:

(I) Греховный народ старается с пренебрежением относиться к угрозам Бога, делать их банальными, полагаясь на свои привилегии и преимущества по сравнению с другими народами (ст. 2−3), на свою силу (ст. 13) и сильное пристрастие к удовольствиям (ст. 4−6).

(II) Благоразумный пророк старается придать значимости судам Божьим и сделать их более ужасными, демонстрируя суровость судов, которые постигнут их за изнеженность (ст. 7); он показывает, что Бог гнушается ими, оставил их и предал смерти (ст. 8−11); их постигнет полное истребление, раз на них не воздействовал ни один из методов, которые Он использовал для обличения (ст. 12−14).

Стихи 1−7. Первые слова данной главы представляют собой суть данных стихов, но они звучат довольно непонятно и расходятся с общепринятым мнением этого суетного мира: «Горе беспечным!» Мы готовы утверждать, что блаженны те, кто живет беспечно, кто не испытывает ни беспокойств, ни страха, кто остается мягким и теплым и ничего не принимает близко к сердцу. Мы считаем мудрыми тех, кто так поступает, кто купается в чувственных наслаждениях и не беспокоится о том, куда идет этот мир. Считается, что хорошо для себя поступает тот, кто заботится о своем теле и хорошо разбирается в нем, но в данных стихах таковым провозглашается горе и далее говорится, что из себя представляла их беспечность и каким будет их горе.

I. Здесь описывается их гордость, самонадеянность и изнеженность, за что Бог взыщет с них.

1. Они безосновательно полагались на свое высокое положение и думали, что оно защитит их от судов, которыми им угрожали; они полагали, что их высокое положение защитит от гнева Бога и человека.

(1) Живущие на Сионе считали его своей славой и достаточной защитой, считали, что могут не бояться зла, так как это был крепкий город, хорошо укрепленный природой и умением людей (мы читаем о твердынях Сиона и валах, окружавших его). Это был царский город, где стояли престолы дома Давидова (это был главный город Иудеи и поэтому воистину великий), это был святой город, где находился храм и свидетельство Израиля, и поэтому обитавшие там не сомневались, что он будет святилищем и для них и укроет от судов Божьих. Здесь храм Господень (Иер 7:4). Они превозносились из-за святой горы Сион (Соф 3:11). Отметьте: многие раздуваются от гордости и засыпают, убаюканные плотской уверенностью, основанной на церковных привилегиях и месте, занимаемом ими на Сионе.

(2) Обитающие на горе Самарийской тоже уповали на нее, хотя она не была святой горой, как Сион, ибо являлась главным городом могущественного царства и, возможно, подражая Иерусалиму, считалась их главным религиозным центром, и со временем гора Семир приобрела такую же добрую репутацию, как и гора Сион. Они надеялись обрести спасение благодаря этим холмам и горам.

(3) Оба эти царства оценивали себя согласно своему родству с Израилем — князем, царствующим с Богом, что рассматривали как право называться первенствующими народами — более древними и почитаемые, чем все остальные, начатками народов (дословно), посвященными Богу и освящающими всю жатву. Дом Израилев приходит к ним, то есть он был разделен на эти царства, матерью которых стали Сион и Самария. К людям беспечным относились князья и правители, великие люди, главы народов, обитавшие на Сионе и в Самарии, к которым обращался весь дом Израилев в поисках правосудия. Отметьте: сложно занимать значительное положение и не быть гордым. Великие народы и великие люди склонны переоценивать себя и недооценивать своих соседей, так как считают себя намного выше их. Но для того, чтобы они ограничили свою гордость и уверенность, пророк велит им обратить внимание на города, находящиеся в пределах их ведения, которые в свое время были такими же известными, как Сион и Самария сейчас, но тем не менее были уничтожены (ст. 2): «Пойдите в Калне (древний город, построенный Нимродом, Быт 10:10) и посмотрите, что с ним случилось — теперь он лежит в руинах; то же самое произошло с Емафом великим — одним из главных городов Сирии». Сеннахирим хвастал, что уничтожил богов Емафа. Подобным образом не так давно Геф Филистимский был уничтожен Азаилом (4Цар 12:17). Не лучше ли они были сих царств — Иудеи и Израиля? — Лучше, их пределы были обширнее пределов ваших, и поэтому у них было больше оснований для уверенности в собственной безопасности; но вы видите, что стало с ними, и неужели вы осмеливаетесь быть уверенными? Разве ты лучше Но-Аммона?» (Наум 3:8). Отметьте: примеры уничтожения других городов запрещают нам быть уверенными в безопасности.

2. Они упорствовали на своих нечестивых путях и самонадеянно полагали, что им никогда не придется отвечать за них (ст. 3): «Вы день бедствия — день воздания — считаете далеким, как день, который никогда не придет, или считаете его таким далеким, что он не производит на вас никакого впечатления; вы отодвигаете его (в англ. пер.) и думаете, что сможете отодвинуть еще дальше и откладывать его de die in diem — изо дня в день; но тем самым вы приближаете торжество насилия, вы осмеливаетесь поступать несправедливо во всех ситуациях и угнетать и имеете общение с седалищем губителей, умышляющих насилие вопреки закону (Пс 93:20). Вы приближаете торжество насилия, словно оно защитит вас от этих судов, хотя на самом деле благодаря ему вы созреваете для гибели». Отметьте: люди приближают к себе грех, так как тем самым хотят удалить подальше от себя суд, но подобным образом насмехающиеся над Богом обманывают сами себя.

3. Они потакают себе во всех чувственных удовольствиях и наслаждениях (ст. 4−6). Эти израильтяне были абсолютными эпикурейцами и рабами своих желаний. Они думали, что их достоинства (размышления о которых должны были сделать их примером самоотречения и умерщвления) оправдают их чувственность, а прибыль, полученная благодаря притеснению и насилию, оправдает от обвинений в них. Они отодвигали день бедствия, чтобы он не беспокоил их. То, в чем они здесь обвиняются, само по себе не является грехом (все это может быть использовано благоразумно и умеренно), но они начали считать своим блаженством потакание плотским желаниям; и хотя они занимали ответственные посты и должны были размышлять о своем деле, но предались удовольствиям и тратили на них свое время, думая о них, беспокоясь и тратя на них свое состояние. Проводя время в удовольствиях, они чувствовали себя в своей среде. К ним привязались их сердца, они переходили все границы, стремясь получить удовольствие. И это в то время, когда Бог Своим провидением призывал их плакать и сетовать (Ис 22:12−13). Когда они были виновны и испытывали на себе знаки гнева Божьего, а Его суды уже были готовы пролиться на них, то призывали вино и сикеру, самонадеянно полагая, что завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше (Ис 56:12). Так они шли против Бога, презирая Его суды.

(1) Они тратили непомерные деньги на мебель. Удовлетворить их могли только ложа из слоновой кости, чтобы на них спать или сидеть во время приема пищи, в то время как им больше подошли бы вретища и пепел.

(2) Они были ленивы и потакали своей любви к беспечному образу жизни. Они не только лежали, но и нежились на своих постелях, хотя должны были побуждать себя к служению; им нравилось быть медлительными, и они гордились тем, что ничего не делали; они имели в изобилии излишества (написано на полях), в то время как многие их бедные братья нуждались в самом необходимом.

(3) Они были изысканны в диете, должны были иметь все наилучшего качества и в избытке: ели лучших овнов из стада (приготовленных целиком) и тельцов с тучного пастбища — самых тучных, которые оказывались под рукой; возможно, они брали их не из своего стада и конюшни, а с помощью притеснения отнимали у бедных.

(4) Они были веселыми и общительными, развлекая себя на пиршествах музыкой и пением. Они пели под звуки гуслей, пели в сопровождении музыки и изобретали новые музыкальные орудия, стремясь тем самым превзойти своих предков; все способности своего разума они употребляли на то, чтобы угодить своим фантазиям. Некоторые люди проявляют свои таланты только в роскоши; именно на изобретение роскоши они тратили свои способности. Они владели музыкальными орудиями, как Давид, развлекали себя весельем, которое ранее было доступно только царям. Или эти слова подразумевают, что их веселье было богохульным; они подражали храмовой музыке и высмеивали ее как старомодную и при этом гордились тем, что смеются над ней, поступая, как вавилоняне, которые уговаривали пленников спеть им песен Сионских; так богохульствовал Валтасар, когда пил из чаш, принадлежавших храму, и так богохульствовали они в то время, когда пели суетные и распутные песни на мелодии псалмов, чтобы посмеяться над божественным постановлением.

(5) Они чрезмерно пили и никогда не считали, что достаточно напились: пили вино из чаш, а не из стаканов или чашек (как в Иер 35:5), ненавидели, когда их ограничивали, и должны были пить большими дозами, поэтому для питья использовали сосуды.

(6) Они любили сильные благовония и мазались наилучшими мастями, чтобы ублажать свое обоняние и еще сильнее любить свое тело; тем самым они защищались от предзнаменований разложения плоти, сопутствовавших им, пока они жили. Обычные масти не устраивали их, им нужны были наилучшие, привезенные издалека и дорого купленные, в то время как более дешевые вполне подошли бы.

4. Они вообще не заботились об интересах Церкви Божьей и народа, которые гибли и угасали: они не болезновали о бедствии Иосифа; Церковь Бога, включая царства Иуды и Израиля (которые названы Иосифом, Пс 79:2) пребывали в бедственном положении; они подвергались нападениям, оскорблениям, на их права посягали. Мир и благополучие царства, вверенного их руководству, делами которого они управляли и чей мир должны были хранить, постоянно подвергались нападкам; они же были настолько одурманены, что не осознавали этого, и настолько потакали собственным удовольствиям, что никогда не принимали его беды близко к сердцу; они испытывали такое отвращение к своему делу, что не заботились и не старались восстановить дела царства. Им было все равно, погибнет или выживет народ, лишь бы они могли жить беспечно и наслаждаться удовольствиями. Отдельные представители народа Иосифова страдали, но они не старались ознакомиться с их ситуацией, узнать трудности и беды, которые те переносили, и не старались каким-либо способом помочь им или оправдать; совсем по-другому вел себя святой Иов, который, несмотря на свое процветание, плакал с тем, кто был в горе, и душа его скорбела о бедных (Иов 30:25). Некоторые полагают, что, называя страдающую Церковь Иосифом, автор ссылается на историю о виночерпии фараона, который, вновь продвинувшись при дворе и подавая чашу в руку фараона, не вспомнил об Иосифе, но забыл его (Быт 40:21, 23). Подобным образом и они пили из чаш вино, но не болезновали о бедствии Иосифа. Отметьте: чаще всего невнимательны к бедам других те, кого больше всего волнуют собственные удовольствия; мы в значительной степени оскорбляем Бога, если не скорбим и не принимаем близко к сердцу страдания Церкви.

II. В данных стихах им выносится приговор (ст. 7): «За то ныне пойдут они в плен во главе пленных и испытают все бедствия, сопутствующие пленникам; и постели, на которых они нежились, будут унесены от них (англ. пер.)». Они лишатся изобилия, ибо сделали его пищей и топливом для похотей.

1. Жившие в роскоши потеряют даже свою свободу, а, оказавшись в рабстве, будут справедливо наказаны за злоупотребление своим высоким положением и властью.

2. Уповавшие на удовольствия и наслаждения своей земли будут уведены в чужую страну, и им придется постыдиться своей гордости и уверенности; они пойдут в плен.

3. Кто считал своим основным блаженством чувственные удовольствия и к ним устремлял свое сердце, тот лишится этих удовольствий; их постели будут унесены, и они узнают, что значит выживать.

4. Кто нежился на постелях, тому придется ограничивать себя и обходиться самым необходимым.

5. Кто считал день бедствия далеким, тот убедится, что к нему он ближе, чем к другим; а кто ублажал себя надеждой, что если беда придет, то они будут последними, кого она коснется, те пойдут в плен во главе пленных. Кто не принимает близко к сердцу беды других и Церкви Божьей, тот сам быстро созревает для бедствия. Кто предается веселью, когда Бог призывает сетовать, тот убедится, что грешил, и его грех не останется ненаказанным (Ис 22:14).

Стихи 8−14. Первая часть данной главы рассказывает об израильтянах, уверенных в собственной безопасности, обременивших себя удовольствиями, словно они не могли достаточно навеселиться, а в данных стихах Бог обременяет их наказаниями, словно не может сделать их достаточно несчастными. Обратите внимание:

I. Насколько крепко это бремя привязывается к ним, чтобы они не могли стряхнуть его своей самонадеянностью и уверенностью, ибо оно возложено Самим Господом Богом Саваофом, Его всесильной и могущественной рукой, которой никто не может противостоять; оно возложено с клятвой, которая делает невозможной отмену приговора: «Клялся Господь Бог и не раскается; Он поклялся Самим Собой, ибо не мог поклясться ничем большим». Как ужасно, как бедственно положение тех, кого Бог поклялся уничтожить, ибо Он может исполнить Свой замысел и не может изменить его; их ожидает вечная гибель!

II. Как тяжко это бремя! Давайте рассмотрим его в деталях.

1. Бог будет гнушаться и ненавидеть их, что само по себе является бедствием и включает все бедствия: «Я гнушаюсь высокомерием Иакова: всем, чем он гордится, что высоко ценит в себе, за что называет и считает себя первенствующим народом». Их видимое членство в Церкви, ее привилегии, их храм, жертвенник, священство — все это более остального представляло превосходство Иакова; но когда все эти превосходства осквернились грехом, то Бог возгнушался ими; Он возненавидел и отверг их (Ам 5:21). Отметьте: Бог питает отвращение к видимому благочестию, которого придерживаются лицемеры, в то время как они отвергают его силу. А если Он питает отвращение к их храму за его беззакония, то неудивительно, что Он также ненавидит и их дворцы за несправедливость и притеснение, которые находит в них. Отметьте: то творение, которое доставляет нам огромное удовлетворение и на которое мы уповаем настолько, что оно становится соперником Бога, из-за этого становится омерзительным для Него. Он ненавидит чертоги грешников за нечестие тех, кто обитает в них (Притч 3:33): «Проклятие Господне на доме нечестивого». И если Бог испытывает к ним отвращение, то (далее сразу же следует) Он предаст город и все, что наполняет его, в руки врага, который опустошит его и будет охотиться за его богатствами. Отметьте: кого Бог гнушается и ненавидит, тот погибнет и не сможет достичь своей цели, равно как и осуществить свои намерения.

2. Среди них повсюду будет наблюдаться высокая смертность (ст. 9): «Если в каком доме останется десять человек, которым удастся избежать вражеского меча, то они натолкнутся на него в другом месте; все они умрут от голода или эпидемии». Даже в трудное время, когда свирепствует эпидемия, можно надеяться, что из десятерых, живущих в одном доме, по крайней мере, половине удастся спастись, согласно соотношению, когда из двух на одной постели один возьмется, а другой оставится; но в данной ситуации из десяти в живых не останется ни одного, чтобы похоронить остальных. Еще один пример высокой смертности (ст. 10): ближайшие родственники умерших будут вынуждены своими руками заботиться об их телах и хоронить их из-за отсутствия других рук, которые могли бы заняться этим делом; то есть это будут делать ближайшие родственники, которым принадлежит право выкупа, и они будут это делать с большой неохотой. Эти слова подразумевают, что юноши будут истреблены быстрее, ибо дядя, переживший юношу, обычно относится к старшему поколению. «Когда дядя приходит с сожигателем, или могильщиком, чтобы вынести кости их из дома, то скажет находящемуся при доме: «Есть ли еще у тебя кто? Остался ли кто в живых?» И тот ответит: «Нет, это последний; теперь вся семья истреблена смертью и не осталось от нее ни корня, ни отрасли». Но наказание делает более суровым то, что их сердца, похоже, еще больше ожесточались. Когда находящийся у дома вступит в разговор с теми, кто уносит мертвое тело, то они скажут: «Молчи; не вздумай проповедовать нам о руке Божьего провидения в этом бедствии, ибо нельзя упоминать имени Господня; Бог так сильно гневается на нас, что к Нему нельзя обращаться; Он так усердно отмечает все наши ошибки, что мы не осмеливаемся даже упоминать Его имя». Так глупость человека извращает путь его и приводит в бедственное положение, и тогда сердце его негодует на Господа. Но даже тогда они не обратят внимания на руку Божью и не позволят, чтобы окружающие указали им на нее. Возможно, некоторые цари-идолопоклонники запретили упоминать имя Иеговы, как согласно закону Моисея было запрещено упоминать имена языческих богов: «Если мы это сделаем, то нас постигнет наказание». Отметьте: кто не желает, чтобы при нем упоминалось имя Бога, и не хочет поклоняться Ему, когда рука Божья простерлась против него и, как в данном случае, болезнь и смерть пришли в его семью, то сердце такого человека отчаянно ожесточено. Подобным образом питают в сердце гнев те, которые не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы.

3. Их дома будут разрушены (ст. 11). Бог поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами; и те и другие затрещат, потеряют свою красоту и крепость и начнут быстро разрушаться. Дворцы князей также подвластны упрекам божественной справедливости, равно как и дома бедных людей; ни те ни другие не избегут своей участи. Раз грех отметил их для уничтожения, то Бог найдет способ уничтожить их. Именно по Его повелению появляются трещины.

III. Насколько справедливо их постигло это наказание. Если мы правильно понимаем суть вопроса, то скажем: «Господь праведен».

1. Все методы, использованные для их реформации, оказались бесплодными и безрезультатными (ст. 12): «Бегают ли кони по скале, чтобы вспушить и распахать там землю? Можно ли распахивать ее волами? — Нет, ибо извлеченная польза не возместит затраченные усилия». Бог посылал к ним Своих пророков, чтобы распахать их нивы, но те увидели, что они тверды и неподатливы, грубы и суровы, как скала, что ничего нельзя сделать с ними или повлиять на них, и поэтому больше они не будут пытаться воздействовать на них. Больше их не будут пытаться исправить, и поэтому не будут их обличать, а оставят их. Отметьте: кого невозможно возделать и улучшить (как возделывают поля и виноградники), тот будет оставлен как бесплодные скалы и пустыни (Евр 6:7−8).

2. Данной им властью они злоупотребляли и использовали, чтобы причинять зло и притеснять многих; но верховный Судья не только оправдает и исправит несправедливо вынесенный им приговор, но и отомстит за них: «Вы суд превращаете в отвратительный яд, и плод правды — в горечь,, которая вредна»; это даст возможность человеку увидеть, как те, кому вверено отправление гражданского правосудия, наносят удары справедливости с помощью данной им власти, которая должна употребляться для ее защиты и поддержки; таким образом ее артиллерия поворачивается против нее самой. Отметьте: если наше служение Богу приправлено грехом, то Его провидения, касающиеся нас, вполне справедливо будут горькими.

3. Они с презрением отнеслись к судам Божьим, и, полагаясь на собственную силу, считали себя достойным соперником для Всевышнего (ст. 13). Они восхищались ничтожными вещами, угождая себе мыслью, что никакое зло не обрушится на них, хотя у них не было никаких оснований для подобной уверенности и не было ничего, что обещало бы вынести эту тяжесть. Они говорили: «Не своею ли силою мы приобрели себе могущество? Разве не достигли мы высокого положения, разве не повергли своих врагов и не одержали победы благодаря своей силе, искусству и смелости, благодаря своему богатству и военной силе? Тогда кого же нам бояться? Перед кем нужно заискивать? Мы не будем заискивать даже перед Богом». Отметьте: процветание и успех чаще всего делают людей высокомерными и самонадеянными, и те, которые сделали много, думают, что могут делать все что угодно, без Бога и против Него. Но полагающиеся на собственную силу восхищаются ничтожными вещами, и они скоро убедятся в этом. Возможно, они не говорят этого своими устами lotidem verbis — во многих словах, но на этом было сосредоточено их сердце, и это было видно по их поступкам, а Бог видит и то и другое.

IV. Как легко и действенно это бремя обрушится на них (ст. 14). Это сделает Господь Бог Саваоф, Который может делать то, что Ему угодно, и имеет в Своем распоряжении все творение, Который, если Ему нужно сделать работу, не будет испытывать недостаток в инструментах, чтобы ее сделать. Хотя они — дом Израилев, но Он воздвигнет против них народ, которого они не боялись, а на который много раз возлагали свои надежды, — ассирийцев, и они будут теснить их, заключат в стесненные обстоятельства, заставят много страдать от входа в Емаф на севере до потока в пустыне — реки Египетской, Сихора или Нила на юге. Весь народ участвовал в беззакониях, и поэтому бедствия коснутся всех. Отметьте: когда люди каким-либо образом по отношению к нам становятся инструментом страданий, то в них мы должны видеть Бога, воздвигшего их против нас, ибо они в Его руке — жезл или меч. Господь велел Семею проклинать Давида.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.