Esra 1 глава

Esra
Schlachter Bibel 1951 → Толкование Далласской семинарии

Schlachter Bibel 1951

1 Im ersten Jahre Kores`, des Königs von Persien, (damit erfüllt würde das durch den Mund Jeremias geredete Wort des HERRN), erweckte der HERR den Geist des Kores, des Königs von Persien, so daß er durch sein ganzes Königreich ausrufen und auch schriftlich bekanntmachen ließ:
2 So spricht Kores, der König von Persien: Der HERR, der Gott des Himmels, hat mir alle Königreiche der Erde gegeben, und er selbst hat mir befohlen, ihm ein Haus zu bauen zu Jerusalem, das in Juda ist.
3 Wer irgend unter euch zu seinem Volk gehört, mit dem sei sein Gott, und er ziehe hinauf gen Jerusalem, das in Juda ist, und baue das Haus des HERRN, des Gottes Israels. Er ist der Gott zu Jerusalem.
4 Und wer noch übrig ist an allen Orten, wo er als Fremdling weilt, dem sollen die Leute seines Ortes helfen mit Silber und Gold und Fahrnis und Vieh nebst freiwilligen Gaben für das Haus Gottes zu Jerusalem.
5 Da machten sich die Familienhäupter von Juda und Benjamin auf und die Priester und Leviten, alle, deren Geist Gott erweckte, um hinaufzuziehen, das Haus des HERRN, welches zu Jerusalem ist, zu bauen.
6 Und alle ihre Nachbarn stärkten ihnen die Hände mit silbernen und goldenen Geräten, mit Fahrnis und Vieh und Kleinodien, außer dem, was sie freiwillig gaben.
7 Und der König Kores gab die Geräte des Hauses des HERRN heraus, die Nebukadnezar aus Jerusalem genommen und in das Haus seines Gottes getan hatte.
8 Kores, der König von Persien, gab sie heraus durch Mitredat, den Schatzmeister, und zählte sie Sesbazzar, dem Fürsten von Juda, dar.
9 Und dies ist ihre Zahl: dreißig goldene Becken, tausend silberne Becken, neunundzwanzig Schalen.
10 Dreißig goldene Becher, und der silbernen Becher von zweiter Gattung vierhundertzehn, und tausend andere Geräte.
11 Aller Geräte, der goldenen und silbernen, waren 5400. Diese alle brachte Sesbazzar hinauf mit denen, die aus der Gefangenschaft gen Jerusalem hinaufzogen.

Толкование Далласской семинарии

I. Первое возвращение и строительные работы при Зоровавеле (главы 1−6)

Значение этих глав не исчерпывалось запечатленностью в них фактов недавней истории; они направлены были на пробуждение религиозной ревности в первых читателях Ездры, которые поклонялись в только что восстановленном храме. Читая о процессе его восстановления, они сопереживали подвиг тех евреев, которые были его участниками, приобщались к той атмосфере личной жертвенности, в которой этот процесс протекал, а, значит, должны были ощутить потребность в активном и ревностном участии в жизни храма, которое было бы невозможно без восстановления столь же тесных отношений с Богом, какие существовали между Ним и некоторыми из их праотцов.

А. Манифест Кира (1:1−4)

Езд 1:1. Кир, царь Персидского царства, далеко раскинувшего в те дни свои границы (см. карту Персидской империи), издал манифест в коем всем израильтянам позволялось возвратиться в их страну и восстановить свой храм. Это было в первый год (538 г. до Р. Х.) Кира (имеется в виду первый год его владычества над Вавилонией, поскольку другими обширными территориями он уже правил к тому времени более 20 лет).

Кир сделался одним из владык тогдашнего мира, став царем города Аншана (древнейший город — государство, располагавшийся на территории Элама; полагают, что его местонахождение может быть приурочено к современной иранской провинции Хузистан). Затем Кир овладел (550 гг. до Р. Х.) Мидо-Персидским царством. Покорив, в октябре 539 года, Вавилон, он стал носить почетный и высочайший в глазах его современников титул «царя Вавилонского». (таблицу «Хронология событий так называемого «постссыльного» периода».)

Почитателем Иеговы Кир не был. И божественное внушение, которое, несомненно, он воспринял в контексте своих политических интересов и реальных событий своего времени, в центре которых стоял. (В этом смысле и надо понимать слова возбудил Господь дух Кира; они соответствуют излюбленной форме авторов библейских книг, выражая ту мысль, что в конечном счете все исторические события направляются рукой Всевышнего; Езд 1:1 сравните с Езд 1:5; 1Пар 5:26; 2Пар 21:16; 36:22; Иер 51:11; Агг 1:14.)

Итак, в свете своих политических устремлений Кир был заинтересован в создании «вокруг» своей империи «буферных», лояльных ему государств. Возвращая их народонаселение, некогда переселенное ассирийцами и вавилонянами, «по домам», Кир надеялся обрести милость и в глазах многочисленных богов этих народов. В дошедшем до нашего времени знаменитом документе древности, так называемом «цилиндре» Кира (относится к 538 г. до Р. Х.), читаем: «Все боги, возвращенные мною в свои города, да молятся ежедневно пред Белом и Набу (богами, которым поклонялся сам Кир; от ред.) о долготе дней моих».

Совершавшееся и в этот период человеческой истории, совершалось по воле Божией (во исполнение слова Господня, сказанного пророком Иеремией; Иер 29:10; сравните Иер 25:11−12). Подходили к концу 70 лет вавилонского пленения евреев. Первая их группа была депортирована в Вавилон в 605 г. до Р. Х. Манифест же Кира (538 год) вышел 67 лет спустя. К тому времени как народ возвратился и построил жертвенник (в 536 г.), семидесятилетие почти истекло.

Езд 1:2−3. По словам Кира, это Господь (Иегова), Бог небесный повелел ему построить храм в Иерусалиме. Эта же часть его манифеста записана в 2Пар 36:23. Манифест Кира был помещен на хранение в Екбатану — в этом книгохранилище его обнаружил (примерно в 520−518 гг. до Р. Х.) Дарий I (Езд 6:1−5).

Бог обещал «остатку» иудеев, что в качестве Его слуги поднимется некто Кир, который «восстановит» Его народ (Ис 44:28; 45:1, 13). Имя Кира — за 150 лет до провозглашения им его манифеста — назвал, под действием Святого Духа, пророк Исаия. Историк Иосиф Флавий писал в «Иудейских древностях», что Киру указано было на пророчество о нем в книге Исаии (Ис 44:28), и он захотел исполнить его.

Бог небесный (Которого Кир отождествляет с Богом Израиля (стих 3), пребывающим в Иерусалиме) — так величает Господа Ездра 9 раз (Езд 1:2; 5:11−12; 6:9−10; 7:12, 21, 23) (дважды); у него это выражение встречается чаще, чем в какой-либо другой книге Библии (во всех остальных книгах, написанных в пору изгнания и по возвращении из него, оно употреблено 10 раз: 2Пар 36:23; Неем 1:4−5; 2:4, 20; Дан 2:18−19, 28, 37, 44). Помимо того, эта фраза встречается в Ветхом Завете всего 4 раза: Быт 24:3, 7; Пс 135:26; Иона 1:9.

Смысловым ударением в Езд 1:2−3 на «доме Господа» определяется лейтмотив как этой, так и других книг, написанных после возвращения евреев с чужбины. Невозможно было бы преувеличить значение храма в жизни израильского народа. Ведь без храма не могла бы существовать и система жертвоприношений, которая была для евреев — в их отношениях с Богом — источником жизненных сил.

Езд 1:4. В указе Кира, кроме того, предписывалось всем иудеям, которые не пожелают вернуться в землю отцов, помочь возвращающимся материально, снабдив их серебром и золотом, и иным имуществом, и скотом, а также не скупиться на «доброхотные даяния» в пользу будущего храма. Это напоминает описанное в книге Исход; Бог, чудесным образом освободив еврейский народ из рабства, побудил египтян проводить его с аналогичными дарами (Исх 3:22; 11:2; 12:35).

Теперь Иегова предоставлял Своему народу возможность нового «исхода» из рабства в его обетованную землю; это явно перекликается с событиями времен Моисея и Иисуса Навина. В вавилонский плен евреи были угнаны потому, что систематически не исполняли своих обязательств по завету, которые были им разъяснены Моисеем после исхода из Египта. Но опять налицо были присутствие Бога и чудное действие Его в жизни Его народа.

Б. Реакция на манифест израильтян (1:5−11)

Езд 1:5−11. Религиозные вожди народа (священники и левиты), а также главы поколений (родов и кланов) двух племен — Иуды и Вениамина, в разное время уведенных в Вавилон, теперь возглавили возвращение их домой — ради построения храма. Всего возвращалось 49897 человек (2:64−65). Все соседи их, (очевидно, не только «остававшиеся» иудеи, но и жившие по соседству с ними язычники), подчинившись царскому указу, наделяли уходивших, каждый по мере сил, драгоценностями и имуществом (1:6). «Взнос» самого Кира состоял из возвращенного им храмового имущества, некогда взятого из дома Господня Навуходоносором.

Автором подробно перечислены золотые и серебряные сосуды, блюда, ножи и чаши, которые Навуходоносор унес из Иерусалима в 605 г. до Р. Х. (Дан 1:2), в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:13) и в 586 г. до Р. Х. (4Цар 25:14−15; Иер 27:16; 52:18−19; сравните Езд 5:14; 6:5; Дан 5:2−3); все это было им помещено в один из вавилонских храмов (предположительно, в храм верховного вавилонского бога Мардука).

Мифредат (имя персидское) был, как видно из текста, царским чиновником, хранителем сокровищ.

Общее число предметов, перечисленных в стихах 9−10, составляет 2499; между тем, в стихе 11 названа другая цифра: пять тысяч четыреста. Конечно, Ездра, аккуратный и пунктуальный во всем остальном, и писавший к тому же по вдохновению от Святого Духа, не мог «по небрежности» допустить путаницу в цифрах.

Представляется вероятным, что в стихах 9−10 им перечислены наиболее крупные и ценные предметы (общим числом 2499), а в стихе 11 подразумеваются либо предметы меньшей ценности, либо не только те, что были сданы Мифредатом (т. е. прежде принадлежавшие иерусалимскому храму), но и поступившие в качестве частных пожертвований; общее число их (названных в стихах 9−10 и подразумеваемых в стихе 11) и составило 5. 400.

Следующая проблема возникает в связи с Шешбацаром, который назван «князем Иудиным» (стих 8, 11). Четыре предположения высказываются в связи с этой личностью. 1) Шешбацар было персидское имя Зоровавеля. (Из 3:8−10 следует, что основание храму было положено Зоровавелем, а из 5:16 — что Шешбацаром.) Полагают, что Зоровавель (имя это значит «рожденный в Вавилоне») был внуком царя Иехонии (1Пар 3:17−19), который был уведен в Вавилон, но затем освобожден из плена (4Цар 25:27−30). Кровная связь с Иехонией объясняла бы титул «князя Иудина» (стих 8), если Шешбацар — то же лицо, что Зоровавель.

Странным, однако, кажется, что человек этот носил два языческих имени и не имел ни одного, которое свидетельствовало бы о его «принадлежности» к Иегове. Возникает и другой вопрос: если Зоровавель — тот же человек, что Шешбацар, то почему нигде, кроме как в Езд 5:15−16, он этим именем не назван? 2) Шешбацар был евреем, назначенным Киром на должность правителя Палестины, но вскоре после прибытия туда он умер и был заменен Зоровавелем.

Такая точка зрения, хоть и допустима, но убедительного основания под собой не имеет. 3) Шешбацар — то же лицо, что Шенацар в 1Пар 3:18, и в этом случае приходился Зоровавелю дядей. 4) Шешбацар был чиновником персидского царя, посланным в Палестину надзирать за тем, как исполняется повеление Кира. Если это так, то понятно, почему позднее «возвращенцы» обращаются к нему (Езд 5:15−16) как к лицу официальному (5:14 и толкование на 5:13−16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.