Jeremia 1 глава

Jeremia
Schlachter Bibel 1951 → Толкование Далласской семинарии

Schlachter Bibel 1951

1 Reden Jeremias, des Sohnes Hilkias, aus den Priestern zu Anatot im Lande Benjamin,
2 an welchen das Wort des HERRN erging in den Tagen Josias, des Sohnes Amons, des Königs von Juda, im dreizehnten Jahre seiner Regierung,
3 und auch in den Tagen Jojakims, des Sohnes Josias, des Königs von Juda, bis zum Ende des elften Jahres Zedekias, des Königs von Juda, bis zur Gefangenführung Jerusalems im fünften Monat.
4 Und das Wort des HERRN erging an mich und sprach:
5 Ehe denn ich dich im Mutterleibe bildete, kannte ich dich, und bevor du aus dem Mutterschoße hervorgingst, habe ich dich geheiligt und dich den Völkern zum Propheten gegeben!
6 Da sprach ich: Ach, Herr, HERR, ich kann nicht reden; denn ich bin noch zu jung!
7 Aber der HERR sprach zu mir: Sage nicht: Ich bin zu jung! Sondern du sollst überall hingehen, wohin ich dich sende, und alles reden, was ich dich heiße!
8 Fürchte dich nicht vor ihnen; denn ich bin mit dir, um dich zu erretten, spricht der HERR.
9 Und der HERR streckte seine Hand aus und rührte meinen Mund an; und der HERR sprach zu mir: Siehe, ich habe meine Worte in deinen Mund gelegt!
10 Siehe, ich habe dich am heutigen Tage über Völker und Königreiche bestellt, daß du ausrottest und zerstörest, verderbest und niederreißest, bauest und pflanzest.
11 Und das Wort des HERRN erging an mich und sprach: Was siehst du, Jeremia? Da sprach ich: Ich sehe einen Wacholder.
12 Da sprach der HERR zu mir: Du hast recht gesehen; denn ich will über meinem Worte wachen, es auszuführen!
13 Und des HERRN Wort erging zum zweitenmal an mich und sprach: Was siehst du? Da antwortete ich: Ich sehe einen siedenden Topf, der kommt von Norden her!
14 Und der HERR sprach zu mir: Von Norden her wird das Unglück einbrechen über alle Bewohner des Landes,
15 denn siehe, ich rufe alle Geschlechter der nördlichen Königreiche, spricht der HERR, daß sie kommen und ein jeder seinen Thron stelle vor die Tore Jerusalems und wider alle ihre Ringmauern und wider alle Städte Judas;
16 und ich will mein Urteil über sie fällen wegen all ihrer Bosheit, daß sie mich verlassen und andern Göttern geräuchert und die Werke ihrer Hände angebetet haben.
17 Du aber, gürte deine Lenden, mache dich auf und rede zu ihnen alles, was ich dir gebieten werde! Sei unverzagt vor ihnen, damit ich dich nicht vor ihnen verzagt mache!
18 Siehe, ich mache dich heute zu einer festen Stadt und zu einer eisernen Säule und zu einer ehernen Mauer wider das ganze Land, wider die Könige von Juda, wider ihre Fürsten, wider ihre Priester und wider das Volk des Landes;
19 sie werden zwar wider dich streiten, aber nichts wider dich vermögen; denn ich bin mit dir, spricht der HERR, um dich zu erretten.

Толкование Далласской семинарии

1. Вступление (глава 1)

Книга Пророка Иеремии начинается с краткого представления пророка читателям: кто он, от кого и откуда произошел, как и когда был призван на служение…

А. О времени служения пророка (1:1−3)

Иер 1:1. Иеремия был из священнического рода, т. е. происходил от первосвященника Аарона. Едва ли отец его — Хелкия и первосвященник времени царя Иосии, обнаруживший в храме свиток закона (4Цар 22:2−14), — одно и то же лицо. Имя «Хелкия» было, очевидно, весьма распространенным в левитской среде (1Пар 6:45−46; 26:10−11; 2Пар 34:9−22; Неем 12:7).

Родным городом Иеремии был Анафоф, располагавшийся в земле Вениаминовой, километрах в четырех на северо-восток от Иерусалима. Территория Вениамина граничила с наделом Иудиным, и «граница» между ними проходила с востока на запад близ Иерусалима (Нав 18:15−16). Городок, или селение, Анафоф был из числа назначенных священникам Иисусом Навином (Нав 21:15−19). Сюда царь Соломон сослал Авиафара-священника за то, что тот поддержал брата его Адонию, претендовавшего на трон отца их Давида (3Цар 1:7; 2:26−27).

Иер 1:2−3. Происходивший из рода священников, Иеремия никогда, однако, не исполнял священнического служения, но, призванный Богом, стал служить Ему как пророк. Напомним, что пророком назывался человек, через которого Господь говорил к Своему народу. Иеремию Он призвал в тринадцатый год царствования Иосии, вступившего на трон в 640 г. до Р. Х., т. е. в 627 году. Иосия был последним благочестивым царем Иудеи. Все ее цари после безвременной смерти Иосии в 609 году не были достойны звания своего и назначения.

Между тем, Иеремия оставался «устами Божиими», говоря к иудеям от имени их Господа до пятого месяца одиннадцатого года правления царя Седекии (именно так надо понимать сказанное в стихе 3), т. е. до июля-августа 586 г. до Р. Х. Таким образом служение Иеремии продолжалось, по крайней мере, 41 год. Однако речь тут, по всей видимости, идет о служении пророка иудейскому народу и стране Иудее, пока та существовала, т. е. до переселения Иерусалима Навуходоносором. Ведь в Иер 39:11 — 44:30 говорится о том, что происходило с иудеями и с самим Иеремией, продолжавшим свое пророческое служение после августа 586 года до Р. Х.

Б. Призыв Иеремии на служение (1:4−10)

Иер 1:4−5. Обращение Бога к Иеремии, как это изложено им, обращает на себя внимание краткостью своей и как бы отсутствием патетичности (в сравнении с тем, как происходило оно, к примеру, с Исаией, Амосом или Михеем). Вероятно, что связано было с особенностями его натуры: Иеремия был человеком скорее углубленным внутрь чем «устремленным» вовне, он не был по природе своей бойцом, увереным в собственных силах, в том, что великое дело, которое ему предстоит, «по плечу» ему (стих 6). Но Бог, знающий каждое сердце в глубинах его, обращается к Иеремии с особенными словами побуждения и ободрения.

Он открывает ему, что избрал его как пророка Прежде нежели… образовал его во чреве матери. Еврейское познал (йада) подразумевает нечто большее чем познание посредством ума: это синоним особой близости, интимного, так сказать, знания; характерно, что именно этим словом передается всесторонний опыт супружеских взаимоотношений.

Бог говорит Иеремии, что освятил его, т. е. отделил для предстоявшего ему служения, до того еще, как он вышел из материнской утробы. Освящение людей и предметов есть «отделение» их Богом для Его особых целей (Исх 29:44; 40:9; 29:1; 30:30). Иегова ставит Иеремию в известность, что поставил его пророком, т. е. вестником слова Своего, не только для иудеев, к которым он преимущественно станет обращаться (главы 2−45), но и для языческих народов (главы 46−51).

Иер 1:6. В согласии с его натурой — реакция Иеремии на услышанный им голос Божий. В ней звучит сомнение: я не умею говорить (т. е. не обладаю достаточным красноречием для общественного служении), я слишком (так в оригинале) молод. В этой последней фразе (полагают, что в год его «призвания» Иеремии было не более 20 лет) тоже выражено сомнение, страх неподготовленности к великой миссии.

Иер 1:7−10. Господь не принимает возражения Иеремии: его «неумение» и «молодость» не имеют значения, потому что он будет выполнять волю Его с Его же помощью. Глаголы в стихе 7 (при более правильном прочтении его) произносятся в повелительном наклонении: не пойдешь и скажешь, а «иди» и «говори». Не в красноречии Иеремии нуждался Бог, а в том, чтобы он стал послушным вестником Его на земле. Предваряя оправданный страх Иеремии перед будущими его противниками и ненавистниками (11:18−23; 12:6; 20:1−2; 26:11; 37:15−16; 38:4−6), Господь говорит ему: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя (стих 8).

В момент своего призвания на служение Иеремия имел, вероятно, видение (стих 9), из коего он познал, что не свои слова, но Господни станут произносить уста его, куда бы ни пошел он по повелению Господа и что бы ни говорил (стих 7). сравните с Ис 6:5; Иез 2:9; 3:1.

В стихе 10 Иеремия выступает как «полномочный представитель» верховного Судии и Созидателя. Тут надо сказать, что древнееврейские пророки воспринимали слово Божие как некую реальную силу, действующую в мире как в плане карающего истребления, так и последующего воссоздания (о чем они не раз говорили на языке метафор; Ис 9:7; Ос 6:5; Иер 5:14; 23:29). Так что Иеремии, уполномоченному на то Богом, предстояло не только возвещать народам их будущее, но посредством слова Божьего, вложенного в его уста, содействовать направлению этого будущего в ту или иную сторону.

В. О видениях пророка (1:11−16)

Тут речь пойдет о двух видениях пророка, данных ему в подтверждение его призвания. В первом (стихи 11−12) метафорически выражена действенная сила слова Божьего, которое предстоит нести Иеремии, а во втором (стихи 13−16), тоже посредством метафоры, передано содержание будущей пророческой вести.

1. ВИДЕНИЕ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ МИНДАЛЯ (1:11−12)

Иер 1:11−12. Иеремия видит цветущую ветвь миндального дерева. Слово жезл соответствует еврейскому оригиналу, и объясняется это «игрой слов и понятий» в контексте стихов 11−12. Дело в том, что по-еврейски миндальное дерево называется «деревом неспящим» (со смысловым оттенком — «пребывающим начеку»); отсюда, вероятно, «жезл» (посох) как символ «бдящего пастыря», царя, которому не до сна. Название свое дерево миндаля получило, очевидно, потому, что первым в Палестине зацветает (в январе-феврале, когда все в природе еще сковано зимним сном), причем цветы появляются на нем прежде листьев; первым приносит оно и плоды.

Ветвь цветущего миндаля символизирует Бога, Который бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось. И вот как, по-видимому, раскрывается этот образ: все кажется спокойным в человеческом сообществе с установившимся в нем порядком вещей, люди спят… Но не спит Бог, и определение Его в отношении царств и народов (слово Его), которое Он поручил возвестить пророку, в час свой будет осуществлено, несмотря на кажущееся спокойствие. Содержание этого определения раскрывается в стихе 14 и далее.

2. ВИДЕНИЕ КИПЯЩЕГО КОТЛА (1:13−16)

Иер 1:13. Второе символическое видение Иеремии — кипящий котел, содержимое которого как бы изливается в южном направлении со стороны севера.

Иер 1:14−16. Вот как расшифровывается эта символика. В котле «кипят» (готовятся) бедствия, которым предстоит обрушиться на Южное царство с севера — со стороны Вавилона. Племенами царств северных (стих 15) названы, очевидно, все те народы, которые, находясь в вассальной зависимости от Навуходоносора, примут участие в его походе на Иудею (25:8−9).

Хотя географически Вавилон находился на востоке от Иудеи, наступавшие армии, пользовавшиеся торговыми путями, шли к ней вдоль реки Евфрата с севера (отсюда это постоянно звучащее в книге определение: северный, с севера и т. п.; 4:6; 6:1, 22; 10:22; 13:20; 15:12; 16:15; 23:8; 25:9, 26; 31:8; 46:24; 47:2; 50:3, 9, 41).

Метафора «престолов северных народов, которые будут установлены повсеместно на земле Иудеи», означает полное крушение Южного царства. Об исполнении этого пророчества у Иеремии записано в 39:2−3. Грядущее наказание последует за упорное идолопоклонство иудеев (стих 16).

Г. Бог призывает пророка к смелости и дерзновению (1:17−19)

Иер 1:17−19. Носившие свободные одежды жители Ближнего Востока препоясывались перед тем, как приняться за какое-либо дело. Это стало образом, символом готовности. В стихе 17 Бог призывает Иеремию «препоясать чресла» перед началом его духовной работы (сравните Лк 12:35; Еф 6:14; 1Пет 1:13). Зная мягкий, отнюдь не бойцовский характер Иеремии, Господь призывает его «не малодушествовать» пред теми (власть и авторитет имущими в земле иудейской; стих 18б), к которым Он его пошлет, но говорить и действовать смело, памятуя о том, что его поставил на это Сам Иегова. В стихе 18 — уподобление Иеремии (в только что упомянутом смысле) «укрепленному городу» («железному столбу» и «медной стене»). Да, многие сильные будут ратовать против него, предупреждает пророка Господь, но они не превозмогут тебя; ибо Я с тобою…

II. Пророчества об Иудее (главы 2−45)

В первой половине этого раздела записаны 13 пророчеств Иеремии относительно Божьего суда, грядущего на народ Иудеи (главы 2−25). В следующих 4-х главах (главы 26−29) рассказывается о столкновениях Иеремии с людьми, отвергавшими его пророческую весть. Итак, суд состоится! Но прежде чем записать, как осуществился он, автор предлагает читатателям пророчество о будущем утешении Израиля и Иуды (главы 30−33). Да, иудеи будут уведены в плен, но это не означает, что Бог оставит Свой народ. После «вести об утешении» записано о падении Иудеи (главы 34−45), которое действительно совершилось.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.