Бытие 32 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 А Иаков пошёл путём своим. И встретили его Ангелы Божии.
2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарёк имя месту тому: Маханаим.
3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,
4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;
5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.
6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идёт навстречу тебе, и с ним четыреста человек.
7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.
8 И сказал: если Исав нападёт на один стан и побьёт его, то остальной стан может спастись.
9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: «возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!»
10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешёл этот Иордан, а теперь у меня два стана.
11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми.
12 Ты сказал: «Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твоё, как песок морской, которого не исчислить от множества».
13 И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему:
14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,
15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов.
16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.
17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: «чей ты? и куда идёшь? и чьё это стадо пред тобою?»
18 то скажи: «раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами».
19 То же приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;
20 и скажите: «вот, и раб твой Иаков за нами». Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лицо его; может быть, и примет меня.
21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жён своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешёл через Иавок вброд;
23 и, взяв их, перевёл через поток, и перевёл всё, что у него было.
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? И благословил его там.
30 И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя.
31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё.
32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

Толкования Августина

Стих 25

Иудеи верующие и иудеи неверующие: когда впервые были осуждены? В первом из них, в отце всех их, в самом Иакове, который также именуется Израилем. Иаков означает "подставляющий ножку" или "пята"; Израиль означает "видящий Бога". Когда Иаков вернулся из Месопотамии с детьми, ангел боролся с ним; ангел представлял Иисуса Христа. И когда ангел боролся, то хотя он и превосходил Иакова силой, казалось, что он поддался ему, так что Иаков выглядел победителем.

Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит — когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил... И все же боровшийся Иаков признал, что в этом есть тайна. Человек, борющийся с ангелом, одолел его, и когда тот сказал: отпусти Меня, то одерживающий верх сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. О великая тайна! Будучи побежденным, Он благословляет; претерпев — освобождает.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.472.21.

***

Что означает борьба Иакова и его нежелание отпустить? Господь говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, Мф 11:12). Вот о чем мы говорили выше: бороться, держаться за Христа, любить врага своего. Держишь Христа здесь и сейчас, если возлюбил врага своего (Ср. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Мф 5:44; 27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27, 35). И что Сам Господь говорит, то есть ангел от лица Господа, когда Иаков одолел и держал Его крепко? ...Он говорит Иакову: отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И Он благословил Иакова.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.227.

Стих 28

Иакова также звали Израилем, то есть именем, которое в основном сохранил произошедший от него народ. Это имя было дано ему ангелом, который боролся с ним, когда Иаков был на пути из Месопотамии. Этот ангел, очевидно, представляет образ Христа. Что до того, что Иаков одолел Его (по воле самого ангела и в целях символизируемого таинства), то это выражает страсти Христа, посредством которых иудеи, казалось, одолели Его. И при этом Иаков получил благословение того самого ангела, которого одолел, ведь новое имя и было благословением. Однако Израиль означает «видящий Бога»1 , и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времен (Ср. 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12). Кроме того, ангел коснулся состава бедра и сделал Иакова хромым на бедро. Итак, Иаков одновременно поучил благословение и охромел — получил благословение в тех из народа Израилева, кто уверовал во Христа, был изуродован в тех, кто среди того же народа не верит. Ибо широкая часть бедра2 означает множество членов рода. Большинство же в семье как раз и составляют те, о которых пророчески сказано: и захромали с путей своих (46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. Пс 17:46 LXX).

Примечания

  • 1 — Имя Израиль, вероятно, означает «Бог поборет», однако 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Быт 32:28 толкует его как «тот, кто борется с Богом». В данном случае Августин, возможно, следует иной этимологии, трактующей имя Израиль в виде комбинации 'is («человек»), га'ah («видеть»), и 'el («Бог»). (Ср. также выше в комментарии Златоуста, а также у Филона Александрийского в Соитии ради предварительного обучения 51. — Прим. ред.
  • 2 — Быт 32:26 (LXX). В Синод. пер. (25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. Быт 32:25): состав бедра. — Прим. ред.

О граде Божием. Сl. 0313, SL48.16.39.1.

***

Возложение столь великого имени есть великое благословение. Израиль, как я сказал, означает «видящий Бога». Имя одного человека, награда — всех, каждого, но из верных и благословенных, иудеев и эллинов. Эллинами же апостол называет всех неиудеев, поскольку греческий язык возносится во всех народах. Слава и честь, — говорит апостол. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом, и Еллину. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых Иудея, потом, и Еллина1 То есть для добрых иудеев добро, для злых зло. И для добрых неиудеев добро, а для злых зло.

Источник: *1 10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим 2:9−10; Августин цитирует стихи в обратном порядке.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.473.2.

Стих 31

Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке — они будут разделены и разлучены позже (Ср. 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф 25:32−46). Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым (1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, Пс 42:1). Это так, поскольку Евангелие гласит: Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; Мф 18:8). Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.280.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.